Проекты студии «Кижская палитра» @kizhi
Летние практики — источник познания
Пленэр на острове Кижи является неотъемлемой частью учебного процесса, завершающей учебный год в студии, и ежегодным основным проектом. Это практики «погружения в культуру» с пленэрными занятиями в Летней музейно-этнографической школе. Они включают в себя встречу с научными сотрудниками, посещение фондов, пленэрные занятия, результатами которых являются творческие детские работы — рисунки, коллективные работы. Именно летние практики становятся источниками познания, формируют культуру ребят особым образом, помогают развивать, обучать, воспитывать в творческой, познавательной, игровой, коммуникативной и в самой важной для студийцев — изобразительной деятельности.
Особенности детских пленэров музейной студии
За последние три года сложилась особенная направленность в темах летних проектов. Они стали созвучны с темами детского праздника «Кижи-мастерская детства» и детских интерактивных выставок ДМЦ. Следовательно, главная особенность летних проектов в том, что итог детских творческих результатов, а именно коллективных творческих работ материально-художественного творчества в форме объемно-пространственных композиций, игр демонстрируется во время детского праздника «Кижи — мастерская детства» и потом участвует в интерактивных детских выставках, на выставочных площадках города.
К примеру, проект 2009 года «Архитектура острова Кижи». На протяжении всех дней реализации проекта группой студийцев выполнялась коллективная творческая работа «Мой музей». В ней ребята отражали свои впечатления после пленэрных занятий от непосредственного общения с островом в течение пяти дней. Студийцы по наброскам с натуры создавали свои композиции-версии архитектурных объектов музея. Погружению в тему, в практико-творческую деятельность послужили художественные стимулы: знакомство с новой техникой — это работа масляными красками и новая изобразительная форма — пленка, натянутая на подрамник, и их взаимодействие. Такие стимулы, несущие новые приемы, техники, очень важны для детского творчества. Ведь главная задача в таком коллективном творчестве — освободить детей от стереотипных методов изображения реальности. Новые методы изображения дают студийцам эмоциональную активность, интерес, творческий азарт — в итоге творческое задание не превращается в очередную отчетно-проверочную работу, а становится по-настоящему художественно-образным началом для выставочных пространств. В итоге коллективная творческая работа «Мой музей» демонстрировалась во время детского праздника 12 июня «Остров Кижи — планета наследия».
Как дети ощущают результаты работы над проектами
Летняя практика — настоящий праздник для студийцев. Они получают новые впечатления и собирают материал для будущих композиций. В процессе занятий обогащается их внутренний мир, растет интерес к народной культуре. На открытом воздухе закрепляются навыки работы с натуры, лучше понимаются цветовые отношения, линейная и воздушная перспектива. А проектные коллективные творческие работы для студийцев — это способ их самовыражения, самореализации и самооценки. В ходе их осуществления между детьми происходят взаимодействие и творческое соревнование.
Когда работа каждого занимает равноправное место в общей композиции, это вызывает у участников проекта удивление, восхищение и желание еще раз попробовать свои силы в дальнейших проектах.