Музей «Кижи» приглашает на выставку «Красота богоданная, красота рукодельная» @kizhi
19 января в 16.00 в выставочном зале музея «Кижи» на пл. Кирова, 10 А откроется выставка «Красота богоданная, красота рукодельная», посвященная традиционным технологиям и ремеслам, связанным с изготовлением крестьянского женского костюма Олонецкой губернии конца XIX — начала XX века. Сотрудницы музея, владеющие уникальными народными технологиями, готовы поделиться с посетителями выставочного зала секретами мастерства во время мастер-классов.
Основные разделы выставки рассказывают об особенностях производства и декорирования текстильных изделий, начиная от прядения нитей изо льна и шерсти, вязания, плетения многоцветных поясов, узорного «браного» ткачества, «досюльной» двусторонней вышивки, заканчивая технологиями кроя сарафанов, филигранными техниками украшения головных уборов: золотного шитья, сажения по бели, бисероплетения, изготовления жемчужных украшений. Многие из забытых женских рукоделий можно будет увидеть в исполнении музейных мастериц.
Дополняют выставку костюмные ансамбли и отдельные образцы одежды жительниц различных областей Олонецкой губернии. Будничные и праздничные, обрядовые и возрастные комплексы позволят увидеть общность рукодельных традиций и разнообразие местных особенностей в крое, сочетании деталей, приемах декорирования, орнаментике, цветовой гамме. Здесь же представлены инструменты, связанные с обработкой льна и шерсти.
В традиционном обществе красивой считалась женщина крепкого телосложения, здоровая, способная к тяжелому физическому труду и деторождению. Женский костюм жительницы Олонецкой губернии полностью отвечал этому эстетическому образу, начиная от свободного покроя одежды и заканчивая отдельными деталями, придававшими женской фигуре особую значительность и дородность. Такой идеал женской красоты сложился еще в домонгольский период Древней Руси и сохранялся в образе крестьянского и купеческого костюма вплоть до XIX вв.
Костюм крестьянок Олонецкой губернии издавна представлял интерес для исследователей разного профиля — этнографов, фольклористов, искусствоведов. Красота и разнообразие нарядов крестьянок Олонецкой губернии кон.19-нач. 20 вв., сложность и архаичность кроя, виртуозность рукодельных техник и богатство художественных приемов декорирования вызывали восторженные отклики путешественников, знакомившихся с карельскими землями. Собиратель фольклора П. Н…Рыбников так описывал наряд заонежских девиц в селе Шуньга 1860-х г.:
«(Девушки) разодеты в красные парчовые и штофные сарафаны, перехваченные у талии поясом из лент, и тонкие сорочки с польскими (коротенькими) рукавами. На шее у них пестрые платки, которые не закрывают жемчужных ожерельев; в ушах большие жемчужные серьги; на голове — поднизь, т. е. сетка из лошадиного волоса, изнасаженного жемчугом, которая как кружево обрамляет лоб и спускается к ушам. Поднизь состоит из нескольких кружевных сборов, и чем богаче девушка — тем больше сборов в сетке. У некоторых кроме сетки — челочек, т. е. коронка из жемчуга».
Традиционные технологии и ремесла, связанные с изготовлением крестьянского женского костюма Олонецкой губернии конца XIX — нач. XX века, были близки для всех этнических групп, проживавших на территории губернии.
Материалами для изготовления традиционной домашней одежды служили домотканый льняной холст (в южной Карелии также домотканина из конопли), домашнее полусукно, пряжа из овечьей шерсти, покупные материи. На выставке можно будет познакомиться с технологиями изготовления этих тканей.
Вышивка была одним из самых любимых и распространенных женских ремесел в Олонецкой губернии. Для нее не требовались сложные приспособления, холст, нитки, иглы, пяла были в каждом крестьянском доме. Вышивали как правило льняными, а со второй половины ХIХ века бумажными нитками по белому льняному холсту или кумачу (красному ситцу). Расцветка северной вышивки строгая: белым по красному или красным по белому, что было характерно для всех регионов Карелии, кроме Пудожья и районов проживания северных карел, где встречалась многоцветная вышивка с использованием шелковых и гарусных (шерстяных) нитей. Символически красный свет связывался народным сознанием с образом солнца.
Вышивание золотными нитями женских головных уборов получило распространение в Повенецком, Пудожском, Каргопольском уездах. В Олонецкой губернии эти старинные технологии сохранялись, по мнению исследователей, преимущественно в среде старообрядцев. Вышивкой украшали повойники и шапки, башмаки и перчатки, которые шили на продажу. Позже в Каргопольском уезде искусству вышивания золотных платков и головных уборов обучали крестьянок монахини каргопольского Успенского монастыря. Особенно дорого (до 100 рублей) ценились платки, покрытые сплошной золотной вышивкой. Одевали их в самые большие праздники, и это было свидетельством зажиточности и состоятельности крестьянской семьи. Кроме платков золотным шитьем декорировались кокошники — женские праздничные головные уборы. Пудожские кокошники чаще всего шились из бордового бархата, на фоне которого вышивка золотой нитью смотрелась особенно эффектно.
Выставочное пространство насыщено историческими фотографиями и образцами декоративно-прикладного искусства, сопровождающимися изобразительным материалом, этнографическими картами, которые позволяют представить многообразие ремесленых традиций Олонецкой губернии.
С помощью мультимедийных средств на выставке демонстрируются фильмы, рассказывающие об особенностях женских рукоделий Олонецкой губернии.
Пресс-служба | |
---|---|
e-mail: | press@kizhi.karelia.ru |