Дмитрий Москин и его деревянные игрушки. Продолжаем знакомство с мастерами-демонстраторами ремесел на острове Кижи Vkontakte@kizhi

Туристы, проходя мимо дома XIX века крестьянина Елизарова, часто видят «живую мастерскую» карельского художника и дизайнера Дмитрия Москина.

Он в неизменной, выгоревшей на кижском солнце кепочке отсекает топором, острым, как лезвие, от деревянной чурочки щепку. На его столе — деревянные скульптурки. На первый взгляд — угловатые, грубоватые и нерасписные. Оказывается, в этой простоте кроется загадка традиционной плотницкой деревянной игрушки Русского Севера. И отгадку знает мастер.

«Вот,— Дмитрий Николаевич показывает угловатую деревянную бабу.— Зачем эти углы у женщины? Дело в том, что такие вещи делали плотники, которые строили дома, амбары, бани. Такая игрушка — это архитектурный образ. Верх — чердак, где живут божества, ниже средний мир, где мы живем, а внизу мир предков. Всего здесь три формы: баба — земля, лошадка — солнце, птица — вода».

Вырезать деревянные куклы для детей, по словам мастера, было мужским делом и даже, скорей, отдыхом в свободные зимние вечера. Делали в древности такие игрушки и сами дети. Так их приучали к труду. В свое время Дмитрий Николаевич собрал вокруг себя детей сотрудников, которые рядом с ним обучались простейшим приёмам работы с деревом.

«Сейчас же невозможно проводить мастер-классы по этому искусству, потому что современные дети не владеют топором даже на элементарном уровне. Просто так, как сейчас, безделушек не делали.— Дмитрий Николаевич показывает куклу-макошь с различными защитами — оберегами.— Каждая форма, каждый рисунок имел смысл, как правило сакральный. Знаки выжигали горячим гвоздем или ножом. Ромбик, например, символизировал плодородие земли».

Мастер объясняет, что это, по сути, маленькие божества, которые оберегали детей от всего злого. В народе верили, что когда человек умирал, то в такую фигурку переселялась его душа. Ее хранили за иконой, есть такие свидетельства ученых. Для изготовления таких оберегов использовали священное дерево — березу.

«Меня часто спрашивают туристы: „А где берете материал? Неужели березы валите?“ Я отвечаю, нет. К нам в баню дрова привозят. Вот я оттуда поленья и беру».

Дмитрий Николаевич около 30 лет возрождает древнее искусство игрушки, популярной на Русском Севере в XIX веке. За это время создал коллекцию деревянных коньков, баб, птиц, кукол. По крупицам исторических документов мастер собрал информацию об этом ремесле и выпустил книги: «Бабы, кони, птицы» и «Загадка народной куклы», подготовленные им в соавторстве с Ю. В. Линником и Т. Б. Яшковой.

Будете на острове, увидите мастера и его деревянные игрушки, не проходите мимо!

5 июля 2024

Пресс-служба
e-mail:press@kizhi.karelia.ru

Ссылки и документы:

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф