Гольденберг М.Л. (г.Петрозаводск)
Блог как коммуникативный канал музея
@kizhi
Сегодня много пишут и говорят о коммуникационных проблемах общества. Интернет оказал и будет оказывать колоссальное влияние на коммуникативные связи личности. Музейное сообщество всегда заботилось о расширении своего влияния в социальных сетях. Одним из важных каналов влияния музейных публикаций является блогосфера
В статье пойдет речь о блогах директора Национального музея Республики Карелия. Их два. Блог–платформами для них являются сайты http://rk.karelia.ru/history/ и http://gazeta-licey.ru/content/blogcategory/115/219/.
Первый блог имеет название «Времена с Михаилом Гольденбергом», а второй скорее представляет собой авторский блог.
Идея первого блога включала в себя публикацию фотофонда Национального музея Карелии. Фотография сопровождалась небольшим постом объемом в 400–600 слов.
Целью блога было не только расширение коммуникативной сферы музея, его популяризация в социальной сети, но и формирование исторического сознания. Как научить внимательно «читать» исторические фотографии? Для этого надо формировать особое историческое зрение. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Отбор фотографий регламентировался их исторической ценностью. Они не просто запечатлевали какое-либо событие, передавали атмосферу времени.
Анализировался жанр фотографии, ее естественность или постановочность, одежда людей, их настроения, внешний вид, взаимоотношения. Иногда можно определить примерную дату съемки и другие элементы атрибутирования фотографии как исторического документа.
В тексте поста уделялось внимание историческим аналогиям, закономерностям и особенностям происходящего. Все это делалось как провокация диалога, который читатели ведут в комментариях. Иногда он выливался в полилог. Сами комментарии, а иногда их бывало около 100, требуют отдельного анализа потребителей блогосферы. В них очень полезно увидеть дискуссионные возможности коммуникационного общества, уровень культуры общения, степень интереса к музею, истории, а порой и отношение к личности директора музея.
В статье анализируется эффект блога как коммуникативного средства. Статья поднимает проблему коммуникативного сообщества блога, уровня культуры дискуссии, состав посетителей.
Блог на блогхостинге Интернет–газеты «Лицей» носит просветительско–образовательный характер. В нем я публикую статьи о музейной педагогике «Кто сегодня сестра?», «Понедельник – день духовный», статьи на публицистические темы, об историках России, статьи о Годе отечественной истории, рецензии на фильмы и спектакли. Активно участвую в спецпроекте на этом сайте, посвященном Великой отечественной войне.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Статья раскрывает как оба блога используются и средством дистанционного обучения. Студенты историки–музеологи принимают участие в комментариях., им даются задания написать рецензию, проанализировать комментарии т.д. Некоторые из них стали авторами сайта, расширив и омолодив его авторский спектр.
Автор убежден, что участие в блогосфере сегодня актуально для любого научного работника музея. Оно расширяет коммуникативные возможности музея, служит каналом для публикации и пополнения музейных фондов, транслирует в социум проблематику музеологии и в конечном счете приводит к повышению востребованности музея в обществе.
Сноски:
- Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал – 1995. – №5., Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001. – 488 с., Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации – СПб, 2002 – 364 с., Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность – М.: Academia 1995. – 256 с. (103–113)., Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вестник Московскогоуниверситета. Серия 7: Философия. – 1993 – №4 – Стр.43–63.
- http://gazeta-licey.ru/content/view/2081/219/
- http://gazeta-licey.ru/content/view/2121/219/
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.