Дриккер А.С. (г.Санкт-Петербург)
Информационные технологии в музее: физика и метафизика
@kizhi
Основные направления развития культуры – физическое и метафизическое – обозначены Аристотелем. В истории культурной эволюции можно выделить две последовательные эры: метафизическую (от палеолита до Средних веков), где бытие и небытие существуют в нераздельности, кульминацией жизни является смерть, а мир консервативен, константен. И физическую эру: от научно–промышленной, атеистической революций до информационного общества, в котором нарастающий темп перемен не оставляет для метафизики ни места, ни времени. Ключевая проблема демократического глобального мира – дисбаланс между человеком, оставшимся практически неизменным с античных (если не с первобытных) времен, и фантастической средой, в которой он оказался.
В куда более короткой истории внедрения ИКТ в музей можно увидеть процесс сходный и выделить в его ходе аналогичные эпохи метафизическую (с примитивными орудиями и духовным накалом) и физическую – с многими гигабайтами оперативной памяти и гигагерцами быстродействия, широчайшим спектром программных приложений, скоростным Интернетом для всех и каждого. Достижения физической эры, с одной стороны, поражают, но с другой разочаровывают, все эти достижения инструментальные. Они отвечают запросу общества информационного потребления, обслуживая нарастающий поток культурных туристов. Но важно не то, сколько прошло посетителей, а сколько что-нибудь вынесло.
Появление цифровой записи, подменяя вековечную материю и обнаруживая новое измерение, открывает перспективу переноса видимого, осязаемого мира в ино–бытие. Музей будущего это новый тип «пространства» (пространства сознания) и оригинала – неизведанных форм воплощения творческой интуиции.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.