Попов Ю.М. (г.Петрозаводск)
Особенности структуры и проблемы формирования архитектурно-ландшафтной экспозиции ГМЗ «Кижи»
@kizhi
1. Особенности структуры архитектурно-ландшафтной экспозиции
Характерной особенностью структуры архитектурно–ландшафтной экспозиции музея–заповедника «Кижи» является двойственный характер ее содержания, образованного сочетанием двух архитектурно–ландшафтных образований: исторически сложившегося и инновационного.
В основу формирования экспозиции были положены два принципа: архитектурно–ландшафтный и принцип создания субрегионального музея под открытым небом, представляющим традиционное народное зодчество и традиционную культуру народов Республики Карелия. Эти положения были сформулированы и обоснованы Генеральным планом развития ГМЗ «Кижи», разработанным и утвержденным в 1972 году.
Исторически сложившееся система – архитектурный ансамбль Кижского погоста, памятники деревянной архитектуры исторических деревень о. Кижи (д.Ямка и д.Васильево); памятники в исторических поселениях побережья материка и на окружающих островах, образующих неповторимое по красоте «кижское ожерелье»; памятники археологического наследия, ландшафт.
Инновационная структура состоит из памятников архитектуры, перевезенных на о.Кижи в 70–80-е годы прошлого столетия не только из Заонежья, но также из других этнических районов Карелии. Эти памятники были объединены в экспозиционные архитектурно–этнографические комплексы (секторы). Необходимо отметить, что в количественном соотношении инновационное культурное наследия преобладает: на остров Кижи за указанный выше период было перевезено более 60-ти памятников народного деревянного зодчества (Генпланом–1972 предусматривалась перевозка на о.Кижи, на окружающие острова побережье материка более 300 памятников архитектуры?!). В историческом плане масштаб и характер этих изменений – беспрецедентен! Фактически одномоментно и весьма значительно была трансформирована структура исторического и культурного наследия и видоизменен традиционный (исторически сложившийся) культурный ландшафт о.Кижи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Произошло искусственное многократное «уплотнение» архитектурно–ландшафтного пространства рассматриваемой территории, а структура архитектурно–ландшафтной экспозиции перешла из традиционного исторически сложившегося типа в смешанный традиционно–инновационный тип.
Одно из существенных следствий такого «уплотнения» – изменение соотношения параметров архитектурно–экспозиционных комплексов и пространственных интервалов между ними. В этой трансформации явно снижается роль природно–ландшафтных образований, что является недопустимым с точки зрения воссоздания сохранения исторически сложившегося единства культурного и природного наследия.
Другая особенность – прекращение дальнейшего формирования архитектурно–ландшафтной экспозиции музея. Главным образом это обусловлено двумя причинами: а) фактической исчерпанностью памятникового потенциала Карелии по требуемым для завершения формирования архитектурной экспозиции музея–заповедника «Кижи» типам архитектурных памятников; б) современным требованием сохранения неразрывности и аутентичности со сложившимся историко культурным и природно–ландшафтным окружением «родного места» памятника; в) законодательным запретом на возведение макетов памятников в архитектурной экспозиции музеев под открытым небом.
В контексте сохранения аутентичности структура сформированной в 70–80-е годы архитектурной экспозиции музея характеризуется серьезными противоречиями.
Искони Заонежье формировалось в качестве ареала культуры и быта Русского Севера. Соответственно здесь сконцентрировались памятники северного русского деревянного зодчества. Поэтому привнесение в период активного формирования архитектурной экспозиции на о.Кижи памятников архитектуры других этнических групп населения Карелии и формирование соответствующих архитектурно–этнических экспозиционных комплексов в определенной мере носило искусственный характер.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Тем самым, был нарушена аутентичность не только перевезенных памятников, но и исторически сложившейся памятниковой структуры о.Кижи.
Вместе с тем, перевозка памятников на о.Кижи и реставрация явилась единственно возможной мерой по их сохранению, поскольку рассматриваемый период характерен строительным бумом и негативным или упрощенно–пренебрежительным отношением к памятникам архитектуры.
При формировании музейной архитектурной экспозиции и размещении привезенных памятников в некоторых случаях были нарушены принципы традиционного для Заонежья и о.Кижи функционально–планировочного зонирования исторических поселений, морфология архитектурно–ландшафтного пространства. Так, в хозяйственной зоне дома крестьянина Ошевнева поставлена самая древняя в России деревянная церковь Лазаря Муромского. Аналогичная проблема – с часовней Архангела Михаила. и с расположенной между этими уникальными памятниками православной архитектуры ветряной мельницы.
Положительный пример «исправления» такой ситуации – перенос в 80-х годах прошлого столетия часовни Трех Святителей из д.Кавгора с южной части острова в северную. Вследствие этого было восстановлено изначально сложившееся композиционное доминирование архитектурного ансамбля Кижского погоста, а часовня Трех Святителей поставлена на рельефе, который по своему характеру весьма близок к историческому месту расположения этого памятника.
Существенная особенность – необходимость в одних и тех же территориально–пространственных пределах безусловного сохранения всего историко–культурного и природного наследия и одновременного поддержания, создания и развития инженерно–технической и социальной инфраструктуры, без которой такое сохранение невозможно. Если историко–культурное и природное наследие является в настоящее время и в обозримом будущем константой, то современная инфраструктура – динамична и носит хотя и ограниченный, но техногенный характер и требует для своей реализации определенных участков рассматриваемой территории. В этой связи, эти два системообразующих элемента должны быть определенным образом гармонизированы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
2. Проблемы формирования архитектурно-ландшафтной экспозиции
Проблемы формирования во многом вытекают из вышеизложенных особенностей структуры архитектурно–ландшафтной экспозиции
Проблема «исправления» территориально–функционального зонирования основной экспозиции музея. Основная сложность заключается в чрезвычайно высокой насыщенности сравнительно небольшого участка южной части о. Кижи памятниками деревянного зодчества самого разного назначения, большинство из которых исторически никоим образом не связано с данной территорией.
Непосредственно связанная с ней является проблема композиционно–пространственной и смысловой организации данного участка. В данном контексте необходимо гармонично увязать массы и силуэты памятников исключая дисгармоничные «наложения» силуэта одного памятника на другой.
Обе эти задачи могут быть разрешены в рамках нестандартных решений, ключевым из которых может быть компактная концентрация типологически «правильно» расположенных в ограниченном пространстве памятников с части памятников на другие участки о.Кижи. Необходим своеобразный и, может быть, по-своему уникальный композиционно–пространственный сценарий, который позволил бы (по аналогии с пространством театральной сцены) в «уплотненном» пространственном континууме создать специфически музейную, но при этом адекватную исторической архитектурно–ландшафтную среду. Очевидно, что данное мероприятие требует специальной научной разработки, главной целью которой должна стать выработка концепции, конкретной для этого случая методологии и конкретных приемов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Проблема восстановления утраченной полностью или частично аутентичности «родных» и перевезенных памятников окружающей среде о.Кижи.
Это означает необходимость органичной адаптации перевезенных памятников в ландшафте о.Кижи, где они должны обрести свою «вторую» родину. По всей видимости для разрешения этой задачи также необходимы специфические подходы, которые должны учитывать необходимость интерпретации в новых условиях характера и параметров «родного» месторасположения памятника.
Современное понимание феномена культурного ландшафта весьма обширно и многогранно.
В связи с этим, анализируя особенности структуры сложившейся архитектурно–ландшафтной экспозиции предлагается дать следующее определение территории о. Кижи – музейный культурный ландшафт, ибо в этом случае, возможно снятие тех глубинных противоречий, которыми характеризуется существующая архитектурно–ландшафтная экспозиция путем целенаправленного создания и организации особой музейной архитектурно–ландшафтной системы.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.