Сердюк Л.Ю. (г.Ярославль), Сердюк Ю.П. (г.Переславль-Залесский)
К культуре будущего: Педагогический процесс и роль в нем музеев-заповедников
@kizhi
В данной работе мы пытаемся проанализировать способы совершенствования педагогического процесса и роль в этом музеев–заповедников на основе работ Д.С.Лихачева. Наша цель – выделить ту специфику архитектурно–художественных и природных заповедников, которая наиболее существенна в воспитании и образовании человека.
Хотя прямое назначение музейных организаций – сохранение культурного наследия прошлого, однако, одновременно они играют (или, по меньшей мере, призваны играть) большую роль в воспитании и образовании подрастающего поколения людей, т.е., тем самым, в становлении и развитии культуры будущего. При этом, Д.С.Лихачев отмечает особую роль заповедного русского Севера, поскольку «… Север не может не тронуть сердце каждого русского человека… тем, что он самый русский. Он не только душевно русский, он русский тем, что сыграл выдающуюся роль в русской культуре…. Он спас нам от забвенья русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русскую великую лирическую стихию…» [1] .
По мнению Д.С.Лихачева, главное предназначение школы – воспитывать индивидуальность человека. Понятно, что для этого особенно важны не столько математические и технические дисциплины, а литература, искусство, «конкретная история». Эти предметы имеют прямое влияние на развитие человека в молодом возрасте: «… воспитательное значение имеют преимущественно гуманитарные дисциплины и искусства. Понимание искусства и развитие в себе хотя бы начатков творческих способоностей… не только способствует нравственной стабилизации личности… но и развитию интуиции… необходимой во всех областях человеческой деятельности» [2] .
Музеи–заповедники как раз и предоставляют ту среду, которая наглядно демонстрирует «конкретную историю» и высшие достижения материальной и духовной культуры. При этом, особую роль играют архитектурно–художественные и природные заповедники. Сохранение подобных исторических зон – это прямое воспроизведение культуры будущего. Об этом говорил и К.Д.Ушинский: «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Сохранение пейзажных зон – важная задача природных заповедников, причем под пейзажными зонами надо понимать гармонию природного ландшафта и творений человеческих рук, вписанных в него. Д.С.Лихачев подчеркивал, что «… русский пейзаж, в основном, формировался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчавшего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь, смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно вносил в нее человек» [3] . В частности, «… на севере в России было больше природы, а чем ближе к степи, тем больше человека» [4] . В качестве примера взаимодействия культуры человека и культуры природы Д.С.Лихачев приводит каменную гряду на Кижах, созданную человеком, но которая «… образует рельеф большого острова, пронизанный ощущением многовековья» [5] .
Другой важный вопрос, решаемый как педагогами, так и музейными работниками – это приобщение учащихся к русскому народному творчеству. Известно, что народные песни, музыка, живопись и другие разновидности народного искусства не пользуются массовым спросом в настоящее время. Отсюда, т.е., от незнания и непонимания русского народного творчества идет равнодушие и пренебрежение ко всему тому, что составляет гордость отечественной культуры. Заинтересовать учащуюся молодежь народным творчеством можно только преподнося его в эффектной и выразительной форме. Но «праздничная» составляющая народного искусства – это его естественная компонента: «… Народное искусство… празднично. Фольклор вещевой, словесный и музыкальный – это праздничное обряжение жизни» [6] . Итак, фольклорные праздники, фестивали, конкурсы – это необходимая составляющая деятельности музеев–заповедников, прямо влияющая на процесс воспитания и образования молодежи в патриотическом духе, в духе сохранения культурных традиций русского народа для будущего. Однако, интересно то, что наряду с фольклорными праздниками совершенно не будут выглядеть чужеродными выставки и фестивали современного авангардного искусства, проводимые на территориях исторических музеев. В этом случае, важны будут общая направленность авангардной экспозиции и соответствующий отбор конкретного материала. Здесь стоит вспомнить работы Малевича, Кандинского, Гончаровой, Ларионова, Филонова и других, авангардизм которых, как заметил Д.С.Лихачев, является наполовину древнерусским и фольклорным. То есть, в рамках таких экспозиций совершенно уместными и плодотворными будут параллели между древней иконописью и работами художников указанного направления.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Для педагогов художественного направления вообще важен вопрос – как преподносить искусство детям, как объяснить им для чего оно вообще нужно? Эти вопросы напрямую связаны с мировоззрением человека, с ответами на главные вопросы в его жизни. У Д.С.Лихачева есть важные мысли по этому поводу, которые, в свою очередь могут составить основу специальных экскурсионных программ и маршрутов. Отмечая, что «… искусство… борется с бесформенностью и бессодержательностью мира», что оно «… вносит в мир упорядоченность» [7] , он также высказывал предположение, что с помощью искусства, на начальных стадиях его зарождения, человек «… нейтрализовал окружающий мир в том, что несло ему опасность». Когда человек боялся «… обширного пространства русской равнины, то он ставил на самых высоких местах, на крутых берегах рек и даже среди болот церкви. Церкви населяли обширный мир. Это подавляло страх одиночества. Протяжная песня покоряла пространство. Звон колокола наполнял воздушное пространство» [8] .
В данной работе мы попытались выделить некоторые аспекты из трудов Д.С.Лихачева, которые могут быть полезны в образовательной и педагогической деятельности современных музеев–заповедников. Основная содержательная направленность этих положений – максимальное использование культуры прошлого для созидания культуры будущего.
- [1] Лихачев Д.С. Предисловие к книге К.П.Гемп «Сказ о Беломорье». Архангельск, 1983.
- [2] Лихачев Д.С. «Мысли о культуре будущего». — Известия, 15 ноября 1989 г.
- [3] Лихачев Д.С. «Заметки о русском». Раздел «Русская природа и русский характер».
- [4] Там же.
- [5] Там же.
- [6] Лихачев Д.С. «Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет». — Ленинград, 1989, стр.230.
- [7] Там же, стр.211.
- [8] Там же, стр.210–211.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.