Наумов Ю.М. (г.Петрозаводск)
Лодка–кижанка
@kizhi
Традиционная лодка–кижанка имела совершенную теорию корпуса для движения по водной стихии Онежского озера [1] . Острые нос и корма и правильные обводы корпуса позволяли хорошо ходить по волнам. Носовая кокора врезалась в волну, разводя ее «развалистыми», широкими в центре бортами, которые повышали остойчивость судна, а кормовая кокора улучшала обтекаемость, и лодка «не тянула» за собой воду. Длина корпуса позволяет лодке не проваливаться между волн, резать первую и третью волны носовым и кормовым штевнями. На промежуточной волне работает максимальный развал бортов на средних шпангоутах – он придает лодке остойчивость: чем больше грузишь, тем она меньше раскачивается.
Наборный корпус с лекальными шпангоутами имел необходимые размеры и надежность для выполнения всех работ кижского крестьянина – от переездов между деревнями, буксировки леса и рыбалки в Онежском или Ладожском озере до перевозки скота или грузов в шхерах и в Петрозаводск. Лодки, необходимые в крестьянском хозяйстве, берегли – построенные из хорошего леса, при правильном уходе они служили 20–30 и более лет.
Для различных районов плавания строились кижанки разных размеров. Для внутреннего, между деревнями, «каботажного» плавания строились лодки длиной до 6 м, с выходом в открытое озеро – до 8 м. Для дальних плаваний по Онежскому озеру с выходом в Ладогу, а также для рыболовного промысла и перевозки грузов строились лодки длиной 9 м с двумя мачтами. Кроме лодок–кижанок, в Кижских шхерах еще в первой половине ХХ в. строили онежские «соймы» (карел. «сайма» – большая лодка) – двухмачтовые лодки длиной больше 9 м. Соймы на Онеге применялись, как правило, для перевозки грузов, поэтому для их укладки борта обшивались внутри «подтоварником» (тонкой доской), делались ящики для груза или рыбы, а вместо палубы для укрытия груза от воды устраивались настилы с тентами.
Кижанки и соймы (онежская и ладожская) были хорошо приспособлены для судоходства по большим озерам на веслах и под парусом. По внешнему виду и конструктивным особенностям они очень близки. Сохранились чертежи и фотографии сойм и кижанок, на которых можно видеть их общие линии силуэтов со схожими штевнями и парусным вооружением. Эти народные лодки, имеющие неповторимые обводы, не встречаются в других российских губерниях.
Многие путешественники и исследователи Русского Севера отмечали хорошие мореходные качества, а также конструктивное сходство сойм и кижанок и предполагали, что они принадлежат к отдаленной древности. Можно добавить, что хорошие мореходные качества являются свидетельством многовековых традиций, опыта, навыка и мастерства народных судостроителей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Терминология конструктивных элементов
В конце XVIII в. академик Н.Я.Озерецковский, описывая Ладожское и Онежское озера, отметил, что «плавающие… россияне обыкли называть главные ветры русскими наименованиями, кои почти те же самые… у наших поморцев, около Белого моря и по берегам Северного окиана живущих. фактически названия румбов изначально сложилась у ладо–жан, выходцев из Новгорода» [2] .
То же можно сказать и об основных судостроительных терминах, которые упоминаются в письменных источниках XIX в. и более раннего времени, сохранившихся до нашего времени в центрах русского судостроения на больших озерах и на Белом море.
П.Е.Сорокин в своей книге [3] проводит анализ названий конструкций судов различных типов из различных текстов периода освоения и развития территории северо–запада России. Терминология судостроения в древних летописях подтверждает связь судостроения Заонежья и Поморья с Новгородом, где и сейчас бытуют идентичные термины.
В табл.1, в сравнении с общеупотребительными названиями конструкций и оснастки судов, приводятся некоторые идентичные древнеславянские и современные судостроительные термины русскоязычных районов северо–запада России, записанные автором в экспедициях на крупных озерах Ильмень, Чудском, Онежском, Водлозеро и на Карельском берегу Белого моря [4] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Таблица 1. Некоторые термины традиционного судостроения русскоязычныхрайонов северо-запада России
Современные названия конструкций | Из средневековых источников, по П.Е.Сорокину | Озера Ильмень // Чудское // Псковское | Кижские шхеры Онежского озера | Карельский берег Белого моря | Водлозеро |
---|---|---|---|---|---|
Ладья набойная, сойма, насад, шняка | Сойма, лодка | Лодка, сойма, (носад – встречалась раньше) | Карбас, ёла, шняка, лодка | Лодка | |
Строить, шить | Строить, делать «встык», «вгладь» | Шить «внакрой» | Шить «внакрой» | Шить «внакрой» | |
Киль | Не зафиксировано | «Центр», «матка», матичная доска // Пск, «Матица» // Чудск, «Днище» – «плот», киль | «Матица, матика», киль | «Матица с кокорой на корму», киль | «Днище», раньше – «колода» |
Штевни | Корги – кокоры | Соймы – «Копани», Лодки – «Пыжи» // Пскв, «Копани» | «Корник, кокора носовая», «Корник, кокора кормовая» | «Кокора» – матица из ели с корнем и форштевень | «Кокоры» |
Обшивка бортовая | Борт | Не записано | «Обшива» – борта лодки | «Обшива» | «Обшива» |
Доски борта | Набои – доски | Доски | «Нашва» – «Набой», «Полунабои» – доски обшивы | «Нашва» – «Набой» – доски обшивы | «Набой» |
Заделка паза между досками при шитье встык и внакрой | Скобы, ласт | Шитьё «вгладь» // Ильм, «Ласты, скобки» // Пскв, Паз – «лад», закрывается «ластом» // Чдск, Паз – «ластач, лоц» | Шитьё «внакрой», «Конопать, мох, мшить» ж при конопатке | Шитьё «внакрой», «Конопатка» – при конопатке | Шитьё «внакрой», «Конопатка» – при конопатке |
Шпангоуты | Упруг – опруг | «Упруги, шпангоуты» // Ильм, «Упруг – заподник» у штейвней; в середине «лежень» «сапог» // Пскв, «Упруги» – в корме и носу целые, средние лежень с «наставком» // Чдск | «Опруги» – шпангоуты, «Закоренки» – первые от корников усиленные шпангоуты из кокор | «Опруги» – кривые суки сосны, «Коренники» – цельные шпангоуты, первые с носа и кормы | «Упруги» или «кокоры» |
Верхний усиленный пояс | Бархот | «Бархотины» на борт внутри лодки // Ильм, «Гребной бруг» для уключин // Чдск | «Порубень» – верхний внутренний брус с утолщениями для уключин | Брус | «Порубень» бортовой для уключин |
«Бархотина» наружная // Ильм | «Огибень» – верхний наружный привальный брус | Не было | |||
Банки – скамейки для гребцов | Скамейки, скамьи | «Скамейки, лавки» или банки | «Скамейки, нашести» – сиденья для гребцов и пассажиров | Гребля – лавочка, «Скамейки, беседки, банки» | Сиденья, банки |
Слани – настил по днищу лодки | «Мостки» | «Мостки», «слани» для людей и снастей | «Паёлы» – стлани | «Мостки» | |
Грузовой настил | Подтоварье | Шайма под сети, Слани по опругам в корме | «Подтоварка» – грузовой настил по днищу и бортам | Не зафиксировано | Не было |
Уключины | Оключина – кочет | «2 пальца в доске» | «Оключинья» – «палец» – упор с «петлёй» | «Кочатка» – плоские упоры, «Уключины» с «кочетом» – упором с «петлёй» | «2 пальца» и «оключина» – кольцо |
Вёсла | Вёсла, греби | 1–2 пары вёсел и 1 рулевое с кормы, иногда с кормы 2 весла | 3 «греби» – пары вёсел: «верхние» – носовые, «средние» и «нижние» – кормовые | 2–3 пары вёсел | 2 пары вёсел – носовые и нижние и 1 кормовое |
Парус | Пре, парус | Паруса трапеция | Парус косой с рейкой | Парус шпринтовый | Парус угол косой |
Мачта | Мачта, щегла | На сойме 2 «мачты», наверху «щёгол» с кольцом | «Мачта» 3–4 м в носу | «Мачта» в носу | «Мачта» 2 м в носу |
Шпринт | Райна | «Отпорец» – «распорка» | «Райно» | Косая рея, рейка | Упор–рейка |
Шкоты | Шкоты | «Тоньки, тетивки» – верхняя и нижняя | «Верёвки», шкоты | «Вожжи», шкоты | Шкоты |
Якорь | Котька, кошка | Якорь | Кошка-якорь | Кошка-якорь | Якорь |
Сравнительный анализ технологии, конструкций и терминологии разных центров традиционного народного судостроения, безусловно, является темой специального исследования. К сожалению, за время коротких экспедиций музея «Кижи» в указанные центры традиционного судостроения автору не удалось собрать такое количество терминов, как в одном из самых хорошо исследованных районов – в Кижских шхерах Онежского озера и на прилегающих побережьях Заонежского полуострова.
Сохранившаяся до наших дней терминология конструктивных элементов и технологии строительства лодки–кижанки свидетельствует о древности этого типа лодки и подтверждает общие исторические, в том числе новгородские, корни традиционной культуры судостроения и судоходства русских на северо–западе России (табл.2).
Таблица 2. Традиционные судостроительные термины в Кижских шхерах, их расшифровка и современные синонимы
Конструктивный элемент, терминология | Материал, технология, назначение, размеры | |
---|---|---|
1 | «Матица, матика, матка»; Киль | Килевая доска (18–20x6 см) с пазами – штробами, материал – сосна, длина зависит от размера лодки. Матица отесывалась по форме, строгалась, а с боков выбирались пазы для установки набоев |
1.1 | «Пуповик» – сливное отверстие с чопиком | Круглое отверстие в матике для слива воды (диаметром 30–35 мм) ближе к кормовому штевню. Закрывается пробкой – чопиком |
2 | «Корник, кокора носовая» – форштевень; «Корник, кокора кормовая» – ахтер–штевень | Для «кокоры» использовалась только ель (диаметром 18–20 см в комле) с саморослым ровным корнем (длина не менее 35–40 см), растущим перпендикулярно и ровно по оси ствола – «корга». Кокоры отесывались по форме, строгались, с боков выбирались пазы для установки и крепления набоев |
1+2 | «Обложейно» | Выставленная по пропорциям матица с корниками, прижатая кобылками к стелюжкам и закрепленная вертикальными стойками на стапеле |
3 | «Обшива» – борта лодки из скрепленных (сшитых или сколоченных) досок | Для обшивки применялась сосновая остроганная доска шириной до 30–40 см (зависит от длины лодки), лучше из прямослойного дерева. Заготовка сосны для строительства лодок, как и для другого строительства, обычно производилась зимой |
3.1 | «Нашва» – доска обшивы при «шитье вицей»; «Набой» – доска обшивы при креплении гвоздями | Толщина досок для обшивы (нестроганых) зависела от размера лодки и была 16–22 мм. Для досок обшивы старались выбирать стволы с «горбом», по форме набоев, для экономного раскроя. Все набои, пазы кокоры и матицы тщательно обрабатывались и выстрагивались, чтобы избежать водотечности корпуса |
3.2 | «Полунабои» – верхний ряд обшивы | При большой длине лодки последний ряд обшивки был из полунабоев – двух широких досок, скрепленных («сшитых») на среднем шпангоуте |
3.3 | «Конопать, мох» – конопатка | Подогнанная и причерченная для крепления доска устанавливалась на место на смолу и паклю (или мох) |
4 | «Опруги» – шпангоуты; «Кривуля» – кривой сук для опруги | Изнутри в корпус причерчивали и вставляли «опруги» (шпангоуты) – обработанные приблизительно в одно сечение, кривые, толстые сосновые сучья или распиленные стволы (иногда из комлевой части ели с корнем) |
4.1 | «Закоренки» – первые от кокор усиленные шпангоуты-флоры из еловой корги | В носовой и кормовой части таким же образом ставилось по одному усиленному цельному «закоренку» – шпангоуту-флоре, выпиленных из еловых комлей с корнем или развилок стволов |
4.2 | «Галбица» – кижск.; «Голбица, голубица» – заонежск. | Пазы для лучшего стока воды в корму, в опругах и закоренках (шпангоутах) у матики, для откачки воды или слива через пуповик на покатях |
5 | «Порубень» – верхний внутренний брус с утолщениями для уключин | Внутри приколачивается брус тесаный, из распиленной пополам тонкой (до 15–16 см) сосны – «баланины», с оставленными и специально обработанными выступами для уключин. Накрывает верхние концы опруг |
6 | «Огибень» – верхний наружный привальный брус | Снаружи приколачивается узкая доска, вровень с верхней кромкой, как наружный тонкий брус для защиты верхней кромки набоев |
7 | Нос лодки | Борта у кокоры вверху скреплялись небольшими поперечными «полупалубками» и кницами – клюхами |
7.1 | «Полупалубка» – настил | Небольшой поперечный или диагональный настил из досок у кокоры вверху для скрепления бортов |
7.2 | «Клюхи» – кницы | Две «Г»-образные кницы, вытесанные из кривых суков или выпиленные из елового корня, скрепляли носовую полупалубку с бортами для жесткости |
7.3 | «Палец» | Круглый нагель – стержень диаметром 3–4 см, вставляется в гнездо в носовом корнике. Служит для вытаскивания лодки на слани-покати или в берег |
7.4 | «Носовик», «чердак» | Носовая полупалубка – настил с отверстием для мачты, которая крепилась веревкой или на хомутик, который прижимал мачту к носовику и закрывался в петле на клин |
8 | Корма | Борта у кокор вверху скреплялись небольшими поперечными «полупалубками» и кницами – клюхами |
8.1 | «Каютка» | Небольшое пространство под «полупалубкой» только в корме с дыркой и настилом для рыбацких принадлежностей, под каюткой хранился «черпак» для откачки воды |
9 | «Скамейки. Нашести» – сиденья для гребцов и пассажиров | Скамейки из досок в носу, у уключин и в корме |
10 | «Мостки» – настил по днищу лодки для людей и снастей | Съемный настил из досок под ноги и для хождения гребцов и пассажиров с «подножниками» – брусками для упора ног при гребле (для изготовления использовались обрезки досок-набоев) |
10.1 | «Подтоварка» – грузовой настил по днищу и бортам | Съемный настил по опругам из тонкой (1,5–2 см) доски для перевозки груза и скота |
11 | Вёсла, греби | Для весел использовалась только ель. На лодке две, а на больших было три «греби» – пары весел, «верхние» – носовые, «средние» и кормовые – «нижние» – подгребать и править (двумя при гребле, одним – с парусом) |
11.1 | «Оключинья» – уключины для весел | Устройства для удержания весел при гребле. Раньше цельные, из одной еловой ветви, или заплетались петли с упорами, закрепленными в порубне |
11.2 | «Пальцы-упоры» | Нагели в гнездах, упоры для весел при гребле |
11.3 | «Петли, кольца, коло» | Кольца вокруг пальца, скрученные из ветвей черемухи или березы, для удержания весел при гребле |
12 | Руль с румпелем | Цельный, тесанный из еловой корги. Ставился в металлических петлях на больших лодках и соймах при пользовании парусами в дальних поездках |
13 | «Подбоина» – фальшкиль | Из стволов молодых сосен диаметром 4–5 см. Для защиты киля и штевней от повреждений о камни. Раньше прибивали к матике в носу и корме и загибали на штевнях. Сейчас по всей длине прибивается брусок, на него сверху приколачивается металлическая полоса – шина, которая загибается на штевни |
14 | Мачта | Мачта в носу длиной до 3 м из молодой ели диаметром 8–10 см внизу, крепилась к носовой полупалубке (иногда в нее вставлялась) на матице в гнездо – специальный брус с отверстием. На больших кижанках было две мачты – одна в носу, вторая вставлялась в отверстие средней скамейки |
14.1 | «Мачтовое гнездо», «гайно» | Делали из кокоры с отверстием под мачту. Крепили внизу к килю и бортам, чтобы скрепляла оба борта для прочности носа, так как лодку качает и мачту расшатывает. Вторую мачту устанавливали в середине лодки. К бортам крепили толстую скамейку (нашесть) с круглым отверстием специально, внизу гнездо для второй мачты в доске толщиной 60 мм, прибитой к матике |
15 | Парус | Парус льняной, раньше домотканый, шился хозяином для своей лодки, привязывался одной стороной вплотную к мачте. Ставился с помощью тонкой жерди |
15.1 | «Райно» – косая рея | Нижний конец райно упирался в петлю на мачте для удержания верхнего угла паруса. Домотканый парус хозяин шил сам, женщины на полу расстилали и вручную кроили и сшивали |
15.2 | Верёвки. Шкоты | Две или одна длинная веревка из пеньки, конопли или лыка для управления парусом. Крепились к верхнему и нижнему углам |
16 | «Оплотина» – балансир – противовес | Брус, закрепленный на деревянный замок на жерди, для перевозки скота на островные пастбища, плывет в воде параллельно лодке |
17 | Кошка-якорь | Якорь |
Мастерские и традиционная технология
Строительство «кижанки» обычно велось в мастерской на сарае дома, где жил лодочник. Мастер И.Ф.Вересов рассказывал: «Раньше в деревне лодка стоила столько, сколько и корова. Хороший мастер, из заранее заготовленного материала, мог построить лодку за одну неделю, с опытным помощником – всего за два–три дня. Мы с Мишей Рогачёвым на улице у дома за два дня лодку шили из готовых материалов» [5] .
По мнению академика архитектуры В.П.Орфинского, такая почти фантастическая скорость строительства, безусловно, сложных судов вряд ли могла быть достигнута без неопровержимого регламента традиций, устойчивость которых, как известно, находилась в прямой зависимости от продолжительности укоренения в народном сознании. О том же свидетельствует филигранность выполнения узлов и сопряжений элементов заонежских лодок.
У каждого заонежского крестьянина, шьющего лодки, мастерская располагалась на сарае его дома, где у стен, на стеллажах, в шкафчиках и специальных ящиках, хранились все необходимые для строительства приспособления и инструменты, а также имелся запас материалов и заготовок для будущей лодки. Часть заготовленных материалов могла храниться около дома.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
На сарае стояли столярный верстак, длинный верстак для острожки досок и небольшая наковальня, на которой в специальной «гвоздильне» расклёпывались (делались плоскими) шляпки у подковных гвоздей. На сарае или снаружи у стены дома располагался другой длинный верстак и точильный стан с круглым камнем для заточки инструмента. В хорошую погоду острожку досок и клёпку гвоздей можно было вести на улице.
Стапель для строительства лодки состоял из двух «стелюг, стелюжек» – невысоких (до 40 см) козлов из бревен длиной 2,5–3,0 м, которые ставились только на время постройки корпуса лодки. На них по центру укладывалась «матица» – киль. На выпуски стелюг клались, после причерчивания, бортовые доски – «набои» и тесались топором по черте – «кромились», потом устанавливались вертикально в специальные пазы стелюг, для острожки кромок рубанком.
Для тески кокор, огибней, опруг и весел были специальные колоды с пазами, в которых заготовки крепились клином, а строгали опруги и другие мелкие конструктивные элементы закрепленными в столярном верстаке.
Таблица 3. Традиционные термины технологии судостроения и судоходства. Приспособления, инструмент, заготовки
Приспособления, инструмент, заготовки | Материал, технология, назначение |
---|---|
«Стелюжки» | Пара невысоких (около 40 см) козлов длиной около 2 м, для установки матицы – киля на стапельном месте на сарае крестьянского дома |
«Кобылки» | Шаблоны из дерева, устанавливались на матицу в местах загиба к штевням первой доски – набоя. В них вставлялись стойки, которые в распор прижимали матицу к стелюжкам |
«Клещи, клецки» | Специальные деревянные зажимы из березы с клином для плотного прижимания набоев друг к другу при причерчивании и сшивании (струбцины, зажимающие с помощью клина) – шитье корнем или гвоздями |
«Зуб» | Специальная доска с пазом для соединения и удержания бортовых досок у штевней при причерчивании и креплении набоев к кокорам |
«Упоры», «порки», «распорки», «расшивины» | Тонкие жерди (часто березовые) при шитье бортов для дополнительного прижатия набоев в носу и корме. Внизу упирались в бобышки и поджимали доски к кокорам, а верхние концы жердей упирались в специальные досочки – прокладки, для защиты от трещин в набоях. Для сохранения формы лодки изнутри в носу и корме ставились короткие для распора досок до установки закоренков |
«Пластина» | Толстая доска для «матицы» |
«Корга» | Комель ели с корнем для тески «матики» – киля, «кокоры» – штевня или распиловки на «опруги» и «закоренки» |
«Баланина» | Тонкое бревно. Распиливается пополам продольной пилой для изготовления «порубней» |
«Кривуля» | Кривой толстый сук для шпангоутов, хороший сук ложился на два борта, и получалась цельная «опруга» |
Скобели | Разных размеров плоские и полукруглые кованые лезвия с ручками для окорки бревен |
Топоры | Металлические разных размеров и форм лезвия на деревянных рукоятях-«топорищах». Для всех работ начиная с заготовки деревьев и оттески заготовок до выборки пазов и оттеске кромок набоев |
Пила-«зубатка» | Пила для продольного пиления, размером до 2 м. Двуручная со съемной нижней рукоятью. Полотно с длинными (до 5 см) зубьями, заканчивающееся кривым режущим «когтем»-крюком. Для вертикального распила бревен на доски |
«Стелюги» | Высокие (более 2 м) козлы для распиловки бревен на доски продольной пилой-«зубаткой» |
Пила поперечная | Двуручная с треугольным зубом около 1 см для поперечного перепиливания бревен и толстых пластин, плах |
«Аршин», метр | Мерная деревянная рейка с нанесенными делениями в 1 вершок или 1 см. Для разметки длинных конструкций, использовалась как линейка для переноса размеров на лодку |
Черта плотниц- кая и столярная | Приспособления из загнутого металлического прута, с изменяющейся шириной между чертящими остриями. Для переноса линии паза на набой или кромок набоя на следующий |
Циркуль | Раздвижной металлический или деревянный. Для разметки и переноса одинаковых размеров, например, расстояния между осями шпангоутов |
Пила-«ножовка» | Короткая с одной ручкой и мелким зубом. Для поперечного и косого точного перепиливания тонких досок и других конструкций лодки |
Пила-«лучковка» | С тонким лезвием и мелким зубом в деревянной основе, с регулируемым натяжением. Для продольной распиловки криволинейных конструкций лодки – опруг, клюх и др. |
«Медведка» | Рубанок с широким лезвием и двумя поперечными ручками. Для острожки вдвоем длинных досок и пластин |
Фуганок | Рубанок с длинной (50–100 см) деревянной колодкой. Для тонкой и ровной острожки боковых плоскостей досок |
Рубанок | Рубанок с деревянной колодкой длиной 20–30 см. Для острожки боковых плоскостей киля, штевней, шпангоутов, брусков и досок различных назначений и размеров |
Рубанок полу- круглый | Рубанок с закругленной (различного радиуса) внизу деревянной колодкой длиной до 20–25 см. Для острожки криволинейных и торцевых плоскостей корников, опруг, закоренков, клюх, набоев и других конструкций |
Молоток | Металлический на деревянной ручке. Для забивания гвоздей и клёпки шляпок |
Гвоздильня | Металлическая колодка с отверстиями под плоский подковный гвоздь. Для холодной расклёпки плоской шляпки гвоздя |
Стамеска полукруглая | Для выборки круглых углублений в набоях под шляпки подковных гвоздей |
Долото столярное Стамеска | Для выборки различных пазов при необходимости |
Киянка | Деревянный молоток. Для ударов по деревянным поверхностям |
Коловорот с перкой, сверлодрель, бурав | Для сверления отверстий разных диаметров при креплении конструкций и элементов лодки друг к другу |
«Вдейка» | Спуск лодки на воду |
«Литки» | Традиционное угощение заказчиками мастеров или хозяев при приобретении лодки |
«Черпак» и насос | В корме для откачки воды из лодки на ходу или у берега |
«Лава» | Причал – сходни для выхода на берег. Один конец кладется на берег, другой на козлы – стелюги для передвижки с изменением уровня воды |
Строительство лодки-кижанки
При начале строительства лодки – «закладке» – на настиле сарая в одном постоянном месте, чтобы не мешать другим работам, устраивался стапель. Без всяких чертежей, на определенном расстоянии друг от друга, в соответствии с длиной и пропорциями лодки, ставились две стапельные стелюжки, поперек которых по оси стапеля укладывалась готовая «матица» – киль с продольными пазами.
На матицу, точно над стелюжками, ставились две «кобылки» – специальные шаблоны для установки угла наклона первого набоя. В пазы кобы
лок вставлялись нижние концы стоек из жердей, верхние концы которых крепились клином в упор в балки перекрытия сарая и жёстко прижимали матицу к козлам стапеля (рис.1:1). Под самые концы матицы крепились на гвоздь короткие стойки, чтобы зафиксировать ровную линию киля.
В плане киль кижанки ровный между «кобылками», от которых начинает плавно сужаться к носу и корме. С боков матица – киль кижанки – имеет необычное поперечное сечение с продольными пазами для первых[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
набоев, которые от кобылок тоже начинают постепенно подниматься и переходят в пазы штевней. Такая сложная и изящная форма паза в матицах других традиционных лодок не встречается (рис.2:1,2).
Носовой и кормовой «корники» – штевни – под нужным углом вставлялись выполненным на нижнем торце замком «ласточкин хвост» в специальные пазы матицы и дополнительно крепились к матице нагелем (рис.1:2). Этот продольный остов лодки «обложейно» закреплялся от боковых смещений на стапеле тонкими жердями – распорками, прибитыми одним концом к штевням, а другим – к стенам или к полу сарая.
После этого приступали к «шитью» бортов (рис.1:3,4). Первые, нижние доски подгонялись и крепились к остову будущей лодки с помощью клещей с клиньями, дополнительных упоров и поперечных досок с пазами, затем причерчивались к матице и кокорам в подготовленные пазы. Пазы матицы и кокор, как и набои, тщательно обрабатывались и выстрагивались, чтобы избежать водотечности корпуса. После чистой подготовки каждая доска снова устанавливалась в паз на место на смолу и паклю (мох) и скреплялась с матицей плоскими (подковными) гвоздями, а к кокорам прибивалась круглыми или квадратными гвоздями. С помощью тех же приспособлений и технологии закрепленные таким же образом следующие доски причерчивались друг к другу с напуском в 2–3 см, затем снимались, отесывались по черте и строгались.
Друг с другом доски обшивки соединялись также плоскими гвоздями «внакрой» – нижней кромкой с наружной стороны борта накрывая «внахлёст» предыдущую доску. Такие двойные стыки придавали корпусу лодки дополнительную продольную жесткость (при шитье бортовой обшивки «вгладь» торцевые кромки досок подгонялись встык друг к другу). Верхние набои состояли из двух «полунабоек» – самых широких досок, которые по длине соединялись внахлёст в центре лодки, причем передняя перекрывала заднюю.
В первой трети ХХ в. при строительстве лодок еще применялась древняя технология – вместо гвоздей для скрепления досок друг с другом использовался тонкий еловый корень, распаренный в кипятке, – «вица» («вичья» – витый, крученый), который, закручивая, сквозь небольшие отверстия (менее 5 мм) протягивали стежками через обе доски и «сшивали» – стягивали набои по всей длине. При шитье вицей старались делать меньше стыков, и обычно лодки при высоте борта около 50 см шились в 3–4 доски «нашвы» – набоя. Только большие лодки – промысловые или по заказу для лесозаготовительных работ и грузовых перевозок – были в 5 и больше набоев. Трудно было загибать к штевням широкие доски, причем таких широких (более 30 см) досок из ствола выходила только одна пара.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Отверстия под вицу сверлились через 4–6 см, между ними выбирался желобок, в котором корень был утоплен вровень с поверхностью доски. Распаренный корень затягивался, а когда высыхал, стягивая нашвы борта, дополнительно закреплялся в каждом отверстии березовыми клинышками. Деревянными нагелями нашвы крепились к штевням, а опруги к нашвам и корпус становился прочно сшитым. Потом борта тщательно смолились с обеих сторон, корпус не пропускал воды и служил дольше, чем «сшитый» гвоздями. Все исследователи XIX в. отмечают, что технология шитья корнем не хуже, а во многом даже лучше гвоздевой, но трудоемкость была очень высока, поэтому когда стало возможным использовать появившиеся гвозди заводского изготовления, древняя технология умерла вместе со старыми мастерами в первой половине ХХ в.
При крепеже бортовых досок лодок во второй половине ХХ в. чаще используются специально кованые, плоские с широкими шляпками гвозди или плоские подковные гвозди, шляпку которых приходится плющить молотком. Мастера, у которых еще сохранились подковные гвозди, используют их до сих пор при строительстве лодок.
Когда корпус лодки «сшит», его укрепляют изнутри и снаружи. Для поперечной жесткости в носовой и кормовой части корпуса к набоям причерчивается, вставляется и крепится к бортам по одному «закоренку» – усиленному цельному шпангоуту–флоре из обработанных еловых корней или развилок стволов. Таким же образом через 40–45 см к бортам причерчивались и прибивались «опруги» – шпангоуты, вытесанные из обработанных кривых сосновых сучьев или выпиленные из кокор (рис.1:5).
Закоренки и опруги крепились к бортам сквозь набои с наружной стороны раньше круглыми деревянными нагелями, сейчас крепят гвоздями, которые загибаются внутри. Закоренки из кокор последнее время не ставили – делали из досок. В кормовых опругах и закоренке внизу у матицы делались полукруглые отверстия – «голубницы» – диаметром 30–50 мм для лучшего стока воды в корму при откачке насосом или слива черпаком. В матике за закоренком ближе к кормовому штевню буравом сверлилось отверстие (диаметр 30–35 мм) с круглой пробкой, которое называлось «пуповиком», для слива воды при вытаскивании на берег или подъеме на слани – покати.
Вверху у кокор последние набои – «полунабойки» – скреплялись небольшими поперечными настилами – «полупалубками» (длиной до 50 см) и кницами – «клюхами». Снаружи вровень с верхней кромкой по–лунабоев приколачивался «огибень» (узкая доска), а внутри – «порубень» – тёсанный из половины тонкой сосны брус прямоугольного сечения со специальными оставленными для уключин выступами (рис.1:6).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Старые кижские мастера при постройке лодок обработку всех конструкций и пазов до их острожки производили традиционно с помощью топоров и почти не пользовались стамесками. Один из последних мастеров традиционной школы – Н.В.Судьин, сам работая только топором при строительстве лодки, так рассказывал о мастере И.Ф.Вересове: «Иван Федорович Вересов – самый лучший мастер, шил очень хорошие лодки и быстро делал – в день мог 5 набоев собрать. Смотришь, он работает топором легко, как рисует. В руках у него топор летал, как кисть у художника – про него по всем прошла слава. Он всё на глаз делал и топором. Топором быстрее – стамесками мы бы ничего и не заработали» [6] .
После проведения этих работ корпус получал необходимую крепость. Матица, кокоры, набои, «огибни» и «порубни» придавали корпусу лодки прочность продольную, а «закоренки» и «опруги», «полупалубки» и «клюхи» – поперечную.
Завершало постройку лодки устройство «нашестей» – скамеек для гребцов и «мостков–сланей» – настилов под ноги с упорами для гребли, которые не крепились к корпусу и могли сниматься. После окончания строительных работ корпус тщательно очищался от мусора (рис.1:7).
К матике на всю длину прибивается фальшкиль – «подбоина» из прямоугольного бруска. Раньше подбоину делали из круглой жерди длиной около 2 м, у которой отесывали одну кромку и прибивали к килю, самый конец загибался и крепился на корник (около 30 см). Такой фальшкиль предохранял форштевень и киль от стирания о берег, легко заменялся и одновременно повышал устойчивость на курсе и маневренность лодки под парусом.
Для защиты деревянных конструкций от воды, ветра и солнца лодку обязательно смолили «кругом» – с обеих сторон. Когда смола высыхала, лодка была готова к спуску на воду. Для вытаскивания лодок на берег в отверстие носовой кокоры устанавливался деревянный нагель – палец длиной 30–40 см.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
По свидетельству жителя деревни Еглово плотника и мастера–лодочника И.Ф.Вересова, бывало и так: «Заказчик дальний из Вознесенья (100 км по воде, 300 км по дороге. – Ю.Н.) на Волкостров приехал, а лодки еще нет. Лето, ночи белые. Собрались несколько мужиков и построили лодку за ночь, на другой день заказчик уехал с готовой, правда не просмоленной, кижанкой. Если непросмоленная лодка не текла, то ее увозили без черпака, и это была работа мастера высшего класса» [7] .
Оснастка лодки
Традиционными движителями «кижанки» являлись весла и парус (рис.1:8). Как правило, делали три пары весел–гребей: верхние, средние и нижние – двумя передними гребли, а задними подгребали или табанили – направляли лодку по нужному курсу. Крепились весла в «оключи–нах» к упорам – «пальцам» петлями, заплетенными из веток или веревок.
Мачта была высотой до 3,5 м. Она ставилась в носу в специальное гнездо на матице через круглое отверстие или полукруглую выемку в носовой «полупалубке» и крепилась веревкой к круглым пальцам, установленным на ней. На больших лодках, как и на соймах, было две мачты, вторая мачта ставилась в отверстие второй от носа скамейки, специально прикрепленной к опругам и бортам.
Традиционный парус шпринтовый, трапециевидной формы, невысокий (до 2,5–3 м), но длинный – почти до кормовых весел. Передняя кромка паруса (шкаторина) накрепко привязывалась к мачте. Свободный верхний угол паруса выставлялся с помощью тонкой жерди – «райно» (рейки), нижний конец которой упирался в петлю у мачты. Рулевой управлял парусом двумя концами одной веревки (шкотами), идущими на корму от верхнего, «шпринтового», и от свободного, нижнего, углов паруса.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Руль навешивался только при движении под парусом на большие расстояния, в шхерах правили одним кормовым веслом.
По информации М.П.Рогачёва, для оснастки лодок в 1940-х гг. местные жители парусину покупали в магазине, а для шкотов использовали веревки, витые из лыка. Вместо металлических якорей на лодках применялись большие плоские камни, обвязанные лыковой веревкой, так как ни якоря, ни нужных веревок в магазинах нельзя было приобрести [8] .
Лодки специально оборудовались для выполнения транспортно–про–мысловых задач и имели дополнительные приспособления. Для рыбного промысла ставились горизонтальные «вороты» для спуска – подъема и буксировки снастей и сетей, а для перевозки живой красной рыбы в корпусе строились специальные ящики с прорезями в днищевых набоях. Для буксировки плотов с лесом или дровами – «кошелей» – устанавливались ворота для потягивания к якорю, завезенному вперед. Для транспортировки грузов и скота по опругам прибивались доски дополнительного настила – «подтоварки» – и устраивались навесы и тенты.
Для перевозки на пастбища или для работы лошадей и крупного рогатого скота с одного острова на другой на лодках в Кижских шхерах использовалось специальное приспособление – «оплотина» (рис.3). Эта конструкция состояла из специального поплавка – противовеса (бруса квадратного сечения длиной 1,0–1,5 м), с помощью вертикального бруска прикрепленного нагелями к жерди. Оплотина крепилась к корпусу следующим образом: жердь длиной более 3 м укладывалась поперек на борта посредине лодки и привязывалась веревкой с петлей на конце, протянутой под килем с одного борта на другой.
При движении лодки брус, закрепленный на жерди параллельно корпусу, плыл по воде, и когда лошадь или корова становилась на борт, он, как балансир на океанских пирогах, предотвращал опасное увеличение крена. Погружаясь в воду, брус увеличивал плавучесть или, поднимаясь из воды, как противовес удерживал лодку на ровном киле. Оплотины были разных размеров в зависимости от длины лодки и количества перевозимого сена или скота.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Упоминания о таком балансире–противовесе на лодках в других местах автору не встречались ни в специальной литературе, ни в экспедициях. По словам местных жителей, это «досюльное», древнее приспособление, которым пользовались еще их деды и прадеды. В советское время они применялись в Волкостровском колхозе для вывоза скота на дальние пастбища или на продажу в Великую Губу. Перевозка скота на лодках с оплотиной производилась только в акватории Кижских шхер, без выхода в открытое озеро, и не применялась ни на побережье Онежского озера, ни на других озерах.
Такая лодка с оплотиной выставлена в главной экспозиции музея «Кижи» на сарае дома Ошевнева (приобретена в фонды у В.Н.Буркова из д.Шуйна на о.Волкостров). Можно сказать, что кижская «оплотина», как и лодка – «кижанка», продукт развития местной островной судостроительной культуры.
В 50-е гг. ХХ в. на традиционных лодках стали использовать стационарные двигатели от 1 до 12 л.с., для этого в кормовой части под мотор делали фундамент из бруса, а в кокоре сверлили отверстие под дейдвуд с валом, тогда же в кижанки начали встраивать пассажирские каюты и рубки с рулевым управлением.
Когда появились подвесные лодочные моторы, под них стали делать транцевую корму. В 1980-х – начале 1990-х гг. один из лучших мастеров лодочников и плотников И.Ф.Вересов, без всяких чертежей, на основе своего опыта, придумал и шил очень хорошие лодки длиной 5,0–5,5 м с транцевой кормой под мотор «Ветерок», которые у местных жителей получили название «вересовка».
- [1] Подробно о лодке–кижанке, истории и современном состоянии традиционного судостроения и судоходства в Кижских шхерах см.: Наумов Ю.М. «Кижанка» – лодка Онежского озера. Исторический очерк о судоходстве и судостроении Кижских шхер. Петрозаводск, 2011.
- [2] Озерецковский Н.Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989. С. 51.
- [3] Сорокин П.Е. Водные пути и судостроение на северо–западе Руси в средневековье. СПб., 1997.
- [4] НА МЗК. №3229–3233. (Наумов Ю.М. Экспедиционные записи бесед с жителями Заонежья, Водлозера, Поморья, Новгородской и Псковской областей. 1999–2008 гг.)
- [5] НА МЗК. №3230. Л.23. (Наумов Ю.М. Экспедиционные записи бесед с жителями Заонежья. 2000.)
- [6] НА МЗК. №3229. Л.5. (Наумов Ю.М. Экспедиционные записи бесед с жителями Заонежья. 1999.)
- [7] НА МЗК. №3229. Л.23.
- [8] «Кошка – это большой якорь на судах или плотах–гонках. В деревнях тогда мало кто имел якоря, в магазинах не было, поэтому у большинства вместо железных якорей в лодках были камни или железные болванки. Камень выбирали и привязывали не круглый, а плоский – подлиньше, чтобы веревка не сползала, а по весу такой, чтобы можно было одному приподнять руками. У нас веревки делали из лыка, его везде использовали – дрова возили, привязывали якоря для лодки, «тятиву» на сети, сено на возу, корову на пастбище и даже лошадь могли. Новые веревки с лыка были очень крепкие. Лыко драли, по–моему, в августе месяце, клали в воду в чаны и под камнями держали недели две или больше, не помню точно. Потом растягивали и отделяли внутреннюю шкуру, а наружную выбрасывали. Вязал лыковые веревки наш зять Гагарин – завивал с трех поводков. В один поводок отдельные лыка сращивал по длине, потом три в один. У него веревки были толщиной в палец, хорошие – ровные и легкие, не тонут никогда, блестят, и сейчас бы сразу взяли – красивые. Еще делали из отходов льна – тогда не было такого хозяйства, что не сеяли бы лен, а конопли не было у нас. Парусину специально покупали в магазинах, больших парусов не делали, на кижанках мачта, наверно, 2,5 м, парус с углом повыше. У меня в Сенной есть парус, шил еще на Еглове в 1960 году. Шкоты тоже лыковые были, у тех, кто веревок не может приобрести. Мне отец сказал: «Твое лодочное ремесло не пропадет», а я не верил – катера дюралевые пошли. Сейчас я мечтаю: было бы здоровье – сшил бы настоящую кижанку. Сделал бы уключины из дерева – петли с пальцами, и в дом Ошевнева поставить бы на выставку» (Экспедиционные записи бесед. 2010. Личный архив автора).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.