Наумова Е.М.
Женские и девичьи головные уборы Олонецкой губернии XVIII — начала XX в. (на основе новых публикаций музеев Архангельской области и Республики Карелия)
@kizhi
Аннотация: В статье содержится обзор традиционных женских и девичьих головных уборов, которые бытовали на территории Олонецкой губернии в XVIII — начале ХХ в. Источниковую базу исследования составили новые публикации предметов из собраний музеев Архангельской области и Республики Карелия, а также предметы из фондов музея-заповедника «Кижи».
Благодарю В. Е. Кантор за помощь в подборе иллюстраций к данной статье.
В 2000-х гг. этнографическая литература по народному костюму северных губерний России пополнилась двумя изданиями, представляющими головные уборы из собраний Национального музея Республики Карелия и музеев Архангельской области [1] . Благодаря собранному в них богатому иллюстративному материалу появилась возможность вновь обратиться к этой теме, которая ранее поднималась на страницах изданий музея-заповедника «Кижи», прежде всего в статье Е. И. Яскеляйнен [2] .
В 1999 г. Г. А. Григорьевой был издан небольшой каталог «Головные уборы Русского Севера» [3] , который уже тогда дал целостное понимание этой темы. Теперь же вышло новое издание с красочными иллюстрациями, где представлены коллекции 22 музеев Архангельской области. Автор, длительное время изучавший головные уборы, хранящиеся в музеях почти всего Севера-Запада России, осветила эту тему не только как исследователь, но и как художник-реставратор по тканям высшей категории, занимающийся реставрацией головных уборов много лет. Г. А. Григорьева приводит схемы и подробное пояснение кроя многих уборов, описывает материалы, из которых они изготовлены, представляет прорисовки вышивок и т. д. В каталоге даны типологические ряды головных уборов Архангельской губернии, а также приграничных с ней уездов и волостей Вологодской, Новгородской, Выте- горской и Олонецкой губерний, позволившие увидеть все многообразие нарядов Севера России.
Автор альбома Национального музея Республики Карелия Л. И. Капуста представила фонды старейшего музея Карелии. В издании представлены девичьи и женские головные уборы середины XVIII – начала XX в., в том числе и редкие предметы. Из двух описанных уникальных старинных девичьих уборов НМРК с названием «подчёлок» (рис. 1) в альбоме представлен один (51670) [4] . Удивительные и несколько неожиданные уборы для северного края – это две «перевязки», оформленные искусственными цветами и флёрдоранжем, которые происходят из Петрозаводского уезда Олонецкой губернии (38257, 37258) [5] . Данные «перевязки» и «подчелок» ранее не представлялись в публикациях. Подобные «перевязки» можно увидеть на фотографиях М. А. Круковского конца XIX в. (рис. 2), этот убор (из Весьегонского уезда Тверской губ.) имеется в экспозиции «Карелы» Российского этнографического музея.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В коллекции Национального музея довольно много девичьих уборов под названием «венцы» (корона, коруна, конура и др.), которые украшались впереди сетками-поднизями, а на затылочной части – бантами. В XIX – нач. XX в. они были распространены в Петрозаводском, Повенецком, Пудожском, Олонецком уездах [6] . Дополнительно в комплекс таких головных уборов могли входить: ленты, повязки-«подволосники», шейные украшения, серьги- «бабочки» и дополнительные банты [7] . У М. А. Круковского имеются фотографии девушек, на одной из которых девичий убор состоит из «цветочной перевязки» с поднизью без короны, на другой – перевязка надета с короной и сеткой-поднизью. В первые годы замужества молодая женщина могла надевать девичий головной убор вместе с женским повойником, кокошником и т. п., которые были видны на затылочной части головы (рис. 3). Девичий головной убор [8] , состоящий из короны, сетки-поднизи и банта (рис. 4), бытовал в Новгородской и Петербургской губерниях [9] , удивительная схожесть этого девичьего комплекса в уездах Олонецкой и Новгородской губерний имеет глубокие исторические корни.
Иллюстративный ряд девичьих уборов Олонецкой губернии значительно дополняет и расширяет каталог Г. А. Григорьевой [10] . В нем представлен аналогичный двум каргопольским «подчёлкам» середины XVIII в. из музея Карелии – третий такой же убор, поступивший в Архангельск из Каргопольского района Олонецкой губернии. Показательными являются иллюстрации различных «перевязок» из Новгородской и Олонецкой губерний (Кирилловский, Вытегорский и Каргопольский уезды), подобную которым из Пудожского уезда (38316) можно увидеть в альбоме НМРК (рис. 1, 5). Повсеместно они бытовали в Каргопольском уезде, в каталоге представлено более 35 таких уборов [11] .
В Поморье из головных украшений девушек больше всего известны жемчужные или бисерные нити, которые прикреплялись к налобной ленте- повязке и назывались по-разному: «перо», «перышко», «жемчужная нитка», «налобник» и др. (рис. 6, 7). Налобные повязки на русских девушках Поморья хорошо видны на старых фотографиях. Простые «ленточные» повязки, сложенные из косынок, можно рассмотреть в книге И. К. Инха [12] . Северные карельские девушки их завязывали сзади над косами и концы спускали, об этом так писал И. К. Инха: «У девушек на голове было очелье – свернутый в лобную ленту платок... узел делается на затылке так, чтобы концы ленты свисали. На празднествах очелье всегда шелковое, если это по карману, и ярко-красное» [13] . Почти нигде в публикациях мы не находим описаний других девичьих головных уборов Северной (не поморской части) и Средней Карелии. У Г. А. Григорьевой есть только такое любопытное упоминание: «Редкий девичий убор почолок в виде диадемы с пятью зубцами из Кемского уезда хранится в Российском этнографическом музее» [14] , – возможно, что именно он был описан в полевых записях Е. И. Яскеляйнен [15] .
В альбоме НМРК представлены также головные уборы замужних женщин, поступившие в музей из разных уездов Олонецкой губернии. Уникальными из них являются старинные сороки и т. н. сдерихи (на которые сороки одевались) Северной Карелии. Очень интересны по своим формам и исполнению сдериха с «рожками» (51671) и сороки с разрезом для таких «рожек» (50450 и 51675; рис. 8) [16] . Г. А. Григорьева в своем каталоге опубликовала подобную сдериху с обтянутыми кожей металлическими рожками и сороку, которые происходят из фондов краеведческого музея Архангельска. Эти женские головные уборы представляют наиболее древний тип уборов XVIII в. Два других варианта сорок из Кемского уезда [17] в книге НМРК и одной сороки из каталога Г. А. Григорьевой [18] по времени своего происхождения появились, видимо, несколько позже (рис. 9). Они встречаются и в других музеях, иногда на них боковые «крылья» пришиты к задней части, и напоминают они «шапочки» (повойники, чепцы) [19] . Г. А. Григорьева высказывает предположение, что такой убор «представляет переходный вид от карельской сороки к кокошнику» [20] . Интересен также представленный в альбоме НМРК
парчовый «чепец» (50495), который по форме напоминает такую переходную от сороки «шапочку-повойник» [21] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Благодаря двум рассматриваемым изданиям можно подробно проследить различие сорок Каргопольского уезда с треугольной налобной частью (рис. 10) и Северной Карелии – с закругленной, о чем пишут Л. И. Капуста [22] и Г. А. Григорьева [23] . Данного типа сорок из Каргопольского уезда в фондах северных музеев в совокупности сохранилось достаточно много, особенно в Архангельской области, они широко представлены и на страницах каталога (444–468), их надевали на нижний головной убор (сдериху), под который убирались все волосы (869–872). Такой же по форме и способу изготовления головной убор под названием «волосяница» был представлен на выставке РЭМ в Петрозаводске в 2006 г. (рис. 11) [24] .
Сороки Северной Карелии хорошо видны на иллюстрациях в издании И. К. Инха – в открытом виде и под платками [25] . Районы Беломорской Карелии, которые посетили финские путешественники-исследователи в конце XIX в., – это самый северный край бывшей Олонецкой губернии, граничащий с Архангельской. Наблюдения жизненного уклада карельского народа, представленные И. К. Инха, очень ценны для современных исследователей. Наиболее подробно описаны отдельные деревни, фотографии которых имеются в книге, – это Вокнаволок, Ювалакша, Суднозеро, Ухта, Костомукша, Лувозеро, Кестеньга, Кереть, Кемь и т. д. В изучении народного костюма западных районов Средней и Северной Карелии для нас интересны также иллюстрации финских изданий. Например, в книге «Rajantakaista Karjalia» представлены головные уборы Карелии, в т. ч. сорока из п. Реболы Муезерского района [26] .
Исследователям российской традиционной культуры давно известно, что богатейшими ресурсами народного быта, говорящими о его самобытной жизни, выделялся Каргопольский уезд, о чем упоминают и авторы рассматриваемых изданий. На страницах каталога архангельских музеев представлены поражающие своим многообразием девичьи «перевязки», сороки, знаменитые каргопольские кокошники и «золотные платы» [27] . В музеях других районов их немного. Имеются они в фондах музея «Кижи» (рис. 12, 13). Такие же уборы носили в Вытегорском и Кирилловском уездах Олонецкой и Новгородской губерний. Из районов Карелии каргопольские головные уборы иногда встречались в граничащем с ним Пудожье, хотя на ярмарках они покупались и в другие местности [28] .
Взаимовлияние соседних районов неизбежно сказывалось, хотя в целом традиции их могли быть различны. Так, Пудожский и Каргопольский уезды оставались привержены каждый своим традициям. Как известно, пудожские женские уборы «кокошники» и девичьи уборы с «венцами» и сетками-поднизями в Каргопольском уезде не были распространены. Головные уборы с короной и поднизью зафиксированы в Петрозаводском, Пудожском, Пове- нецком, Олонецком, Вытегорском и Лодейнопольском уездах Олонецкой губернии [29] . Точнее ареал бытования девичьего комплекса «корона – поднизь» дан в статье Е. С. Логвиненко [30] .
Из известных женских головных уборов в Пудожском районе уникальными были кокошники в виде повоя с донцами и высокими очельями, вышитыми золотными узорами (рис. 14). «Центром изготовления данного типа, по- видимому, следует считать Коловскую волость Пудожского уезда, откуда происходит большинство атрибутированных уборов из музейных коллекций», – пишет Г. А. Григорьева [31] . На Севере такой тип кокошника, расшитого «золотной» нитью, по большей части характерен для Пудожского уезда, оттуда же происходят т. н. бусовые кокошники (рис. 15), но их в карельских музеях немного. Носили там также нарядные повойники без вышивки, сшитые просто из плотных тканей (рис. 16). Подобные «шапочки»-повойники, судя по образцам, представленным в каталоге Г. А. Григорьевой, довольно долго бытовали, к примеру, в Мезенском уезде Архангельской губернии [32] , они же представлены и в других изданиях, посвященных костюму Севера России [33] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В НМРК хранится свыше десяти кокошников (как отмечено в альбоме) с круглым донцем, преимущественно из бархата и шёлка красного и бордового цвета, среди которых находятся пудожские с золотной вышивкой, также они представлены и в других музеях Петрозаводска [34] . Кроме того, имеются кокошники с вышивкой (рис. 17), в которой использованы фольга, трунцал, канитель, блестки, бить и другие материалы [35] . Эти уборы происходят из Повенецкого и Петрозаводского уездов, один, с вышивкой из смешенных материалов – пряденных золотных и серебряных металлических нитей и фольги, происходит из Олонецкого уезда [36] . Л. И. Капуста пишет, что золот- ным шитьём «занимались в Каргопольском уезде (отдельные сёла, Успенский женский монастырь). Вторым центром... издавна было Поморье и, наконец, третьим – Выго-Лексинский монастырь». Автор упоминает также традицию золотного шитья на кокошниках как «московскую» и пишет: «Более поздним способом украшения кокошников этого типа является имитация золотного шитья, выполняемая разноцветной фольгой. Как правило, фольгу дополняют канитель и блестки» [37] . Полагают, что позолоченные и посеребренные нити – дорогой способ украшения. Существовали другие, более дешевые способы вышивок на головных уборах. В своем каталоге Г. А. Григорьева представляет уборы разных форм из других уездов с использованием фольги, канители, блёсток, пайеток, в том числе зеркальных и прочих материалов.
В альбоме НМРК описаны женские головные уборы-повойники с вышитыми донцами из Поморья, в музее хранится 58 предметов [38] . Опубликованы они и в каталоге МИИРК, там проиллюстрировано около 67 экспонатов [39] . Повойники такого типа ранее упоминались и описывались в публикациях музея «Кижи» (рис. 18, 19) [40] , в фондах их около 35 предметов. Они же представлены в разделе Кемского уезда на страницах архангельского каталога Г. А. Григорьевой [41] . «В конце XIX – начале XX века в Сумском Посаде и ряде других населенных пунктов Поморского, Карельского, Кандалакшского и Терского берегов мастерицы вышивали на заказ кружки – донца к повойникам, а также пояса и девичьи повязки», – отмечает его автор. На местах, где их носили, они имели свои названия – «латушка», «сорока», «кружок», «колпачок» и другие, надевали их поморские женщины с повязками по очелью и по-разному украшали, в том числе нитками из жемчуга и бисера [42] .
Упоминание об известных мягких женских шапочках [43] , которые в народе называли «чепец» (чепча, чепчу, повой, сорока, карельская sorokka [44] ) и которые донашивали в деревнях среди русского и карельского населения вплоть до 60–70-х гг. XX в., также находим в альбоме. Имеются они и в фондах музея «Кижи» (рис. 19, а–в). Чепцы были наряду с платками одними из последних уборов, закрывающими волосы на голове, как это было принято в народной традиции. Шились они чаще из однотонных тканей и отличались по крою в зависимости от местности. Исследователи о них, например, писали так: «...Вырезалась круглая „макушка” и перпендикулярно к ней пришивался околыш, сзади околыш раздваивался...» [45] . Праздничные чепцы старались шить из нарядных тканей – шелковых, бархатных, шерстяных и других, иногда по типу кокошников, увеличивая по высоте очелья. По краю чепцы могли украшать блестками, бисером и т. д. (К примеру, как в Пудожском уезде – см. ил. 2 альбома НМРК) [46] .
Л. И. Капуста отмечает появившиеся под городским влиянием головные уборы «наколки» (рис. 20) и «сколки», скрепленные булавками из косынок [47] . Довольно подробное их описание (наколка, думка, сколок, колпак) можно найти у Г. А. Григорьевой (рис. каталога: 343–344, 454–458 и др.) [48] .
В музеи иногда поступают отдельные предметы, привезенные по каким-то причинам из тех районов, для населения которых они не были традиционны. В альбоме карельского музея проиллюстрирован один головной убор («кичка», 50483) [49] , поступивший из Петрозаводского уезда. Подобные кокошники в каталоге Г. А. Григорьевой представлены в разделе Сольвычегодского уезда Вологодской губернии [50] , издавна знаменитой своими золотошвейными мастерскими.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В музее-заповеднике «Кижи» были описаны тесные семейные связи между Пудожьем и Заонежьем [51] , что сказалось, вероятно, в том числе и на схожести девичьих и женских нарядов этих районов в конце XIX – начала XX в. Напомним, что в девичий комплекс головного убора Пудожья и Заонежья входили корона, сетка-поднизь и бант. Наибольшим количеством корон и поднизей располагает НМРК: 18 венцов (из них 16 из Пудожского района) и 39 сеток-поднизей. До нас дошли большей частью пудожские варианты корон [52] . Предполагают, что в Заонежье [53] их было меньше, и поднизи, за неимением корон, подвязывались косынкой, уложенной полосой в виде ленты (повязкой) [54] . Образцы девичьих головных уборов с перечисленными составными элементами можно увидеть на фотографиях М. А. Круковского, М. М. Прокудина-Горского, А. А. Беликова и других.
Описание головных уборов с короной, поднизью и бантом дано Е. С. Логвиненко, которая достаточно подробно излагает свой взгляд и представляет технологические приемы изготовления корон и поднизей, называет фамилии известных мастериц, поясняет назначение банта и отмечает его локальные отличительные особенности в уездах Олонецкой губернии. В статье затронуты исторические аспекты, связанные с появлением их в губернии, а также говорится, что они были распространены в Петрозаводском, Пудожском, Повенецком и Олонецком уездах. В своей статье Е. С. Логвиненко формулирует выводы на основе изучения 33 венцов и 70 поднизей из коллекций музеев Карелии [55] .
Женские головные уборы Олонецкой губернии по налобной части подвязывались неотъемлемой деталью женского наряда – повязками, сложенными из косынки или платка в виде достаточно широкой полосы (девичьи повязки делались менее широкими) [56] . Например, в традиции Поморья вместе с повойниками долго сохранялись муаровые косынки с названием «кустышки». От того, как повязывали их по околышу, можно было понять, из какой местности и даже деревни его хозяйка, а в Кемском и частично в Онежском уездах на девичьи и женские повязки прикрепляли жемчужные нитки и броши и т. д. [57] Все связанное с повязками женских и девичьих головных уборов и с лентами, используемыми молодежью, является отдельной темой, которая здесь подробно не затрагивается.
В альбоме НМРК находим также упоминание о женских шалях и плат- ках [58] , которые были непременной деталью женского и девичьего комплекса праздничной одежды. Они входили в быт крестьян больше под влиянием купечества, если позволял достаток семьи, примерно с середины XIX в. Представительницам каждой местности были свойственны свои манеры их ношения – будь то целый уезд или отдельная деревня. Поморянки, к примеру, носили на плечах шали, которые закалывали на груди брошками (рис. 7), заонежские девушки могли их надевать таким же образом (рис. 21) или заправлять под душегреи (рис. 22) [59] , а среди женского населения северной Карелии был свой любимый способ, возможно, более старинный (который, к примеру, в европейских странах издавна употреблялся для утепления) – перекрещивать на груди и завязывать сзади на спине и т. д. (рис. 23).
Таким образом, для разных уездов Олонецкой губернии были характерны свои особенности ношения женских и девичьих головных уборов – подчёл- ков, перевязок, повязок, корон и других уборов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Финские материалы свидетельствуют о более долгом, чем ранее представлялось, бытовании карельских сорок, под которые могли надевать нижнюю шапочку («capca») в северных уездах губернии (и, частично, в средних районах), среди карельского населения (от границ с Финляндией до Карельского берега Белого моря), где и название «sorokka» долго оставалось и переходило на другие головные уборы. И. К. Инха писал: «Однако на голове у замужних женщин... „сорока” – шапочка, с которой на затылок свисает вышитая бахрома» [60] . По форме карельские сороки ближе всего к головным уборам Летнего берега Архангельской губернии (например, Онежского уезда), в них схожа затылочная прямоугольная деталь – «четверть», закругленная в верхней части, но декоративное оформление различается. До нас дошли северокарельские сороки, которые понизу сзади украшались полосой с вышивкой на плотной основе. Вышивка на них большей частью выполнена разноцветным бисером «по бели» – узору, уложенному из скрученных белых нитей. Л. И. Капуста указывает на некоторые отличительные детали северокарельских сорок, например, отмечает своеобразие в выборе тканей (красных оттенков) с христианской символикой (четырехконечный крест) на головных уборах района Ухты [61] .
По берегам Белого моря в среде русского населения в XIX в. стали распространяться повойники с донцами, украшенными золотной вышивкой, и головные налобные украшения – жемчужные и бисерные нитки, а также повязки, украшенные бантиками, кольцами, брошками и т. д. Это затронуло и Карельский берег Поморья, и частично распространилось на некоторые районы от Белого моря вглубь Карелии [62] . Г. А. Григорьева в своем каталоге поясняет, какие названия за уборами закрепились в разных местностях: «В селе Нюхча – кружок, в городе Сороке – сорока по-карельски, к западу от Онеги – сорока, на Онежском берегу – колпак, колпачок, на Терском
берегу – латушка... донца повойников северо-западной части Архангельской губернии (Александровский, Кемский, Онежский уезды) по форме овальные, они небольшие, их называли „кружки”» [63] '1.
Олонецкий уезд конца XIX – начала XX в. известен своими девичьими уборами. Там же имели распространение женские бархатные кокошники с золотной вышивкой, которые датируются началом и серединой XIX в., хранящиеся (большей частью) в НМРК, отдельные экземпляры – в других музеях Карелии, а также бархатные кокошники с вышивкой битью, фольгой и другими материалами [64] .
В источниках XIX – начала XX в. иногда не совсем точно даны названия головных уборов, например, читаем у М. А. Круковского: «Женщины украшают головы так называемой короной, которая состоит из двух разных частей: верхней – подзора и нижней – поднизи или сетки. Это своего рода кокошник, тонкой, ажурной работы, весь усыпанный жемчугом. В ушах носят громадные жемчужные серьги, а замужние женщины, кроме кокошника, надевают на затылок повойник, тоже усыпанный жемчугом. Такие кокошники встречаются далеко не у всех и ценятся очень дорого» [65] . В своём описании автор употребляет образное название короны с сеткой-поднизью и представляет этот девичий головной убор как «кокошник», а женский называет «повойником». В настоящее время такие головные уборы называют «кокошниками».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Знаменит своими кокошниками с золотным шитьем и девичьими коронами Пудожкий уезд. Золотошвейные мастерские были, как уже ранее упоминалось, в Поморье, а также в Каргопольском и Повенецком уездах Олонецкой губернии [66] .
С конца XVIII в., как пишет Л. И. Капуста, в городах Олонецкой губернии – Петрозаводске, Пудоже, особенно в близком от Петербурга Олонце и в других местах – «появляются так называемые наколки» [67] – модные головные уборы в виде шапочки, имеющие и другие названия. Почти повсеместно в крестьянской среде были распространены шапочки-чепцы, в зависимости от местности их могли называть «повой», «повойник» или шить из нарядных тканей со сборками в верхней части и называть «сборником» [68] . Тема женских головных уборов, бытовавших в ряде уездов бывшей Олонецкой губернии, всегда была интересна изучавшим её исследователям. К примеру, известный петрозаводский этнограф К. К. Логинов писал о головных уборах с названиями «мода» или «колпачок», записанными им по воспоминаниям женщин в Заонежье [69] . В последней четверти XIX в. упоминались они и в описании заонежан: «Волосы заплетают в две косы, которые кладутся вокруг головы, в виде венка; на голове надет ситцевый чепчик или повойник. В праздники на чепчик надевается „колпачок” или „мода", – просто шелковая косынка...» [70] '. Эти названия косынок впоследствии могли перейти на другие женские головные уборы, к примеру – на представленные ранее уборы из тканей и косынок, сколотых булавками. В Заонежье также не сохранились такие праздничные головные уборы, как повойники или кокошники, как упоминал К. К. Логинов, они были известны «в Заонежье только на о. Кижи» [71] . Исследователь приводил описание мягких шапочек-«чепцов» из разных музеев Карелии, называя одновременно их повойниками: «.Овоидная (яйцевидная) форма донышков заонежских чепчиков отличалась от формы донышков аналогичных типов женских головных уборов соседнего русского населения: у поморов и выгозеров она была лавролист- ной, у пудожан и вытегоров – эллипсоидной. Круглая форма натемников встречалась на повойниках сегозерских карелок». Или ещё запись: «Широко распространённые в Сегозерье подберихи с треугольным донышком в Заоне- жье не зафиксированы» [72] .
Интересным фактом в связи с кокошниками, о которых упоминал и К. К. Логинов, является фотография из книги В. Д. Лысанова [73] , на которой пожилая женщина демонстрирует старинный женский наряд Петрозаводского уезда (Сенная Губа ?), состоящий из рубахи с длинными рукавами, глухого косоклинного сарафана и, что несколько неожиданного для данного комплекса женской одежды, – кокошника [74] .
Деревенские женщины при выходе на улицу по традиции надевали платок на головные уборы. Долгое время тому следовали в северных районах староверы, даже девушки. Как писал И. К. Инха, «очелье носят и в помещении; в дороге поверх него повязывают обычный платок» [75] . В его книге на многих фотографиях на православных праздниках, уличных гуляньях, во время показа свадебного обряда финским исследователям можно видеть женщин в сороках, на которые надеты платки, повязанные под подбородком [76] . Находиться без платка женщины могли в домашних условиях, полностью собрав волосы под головной убор, традиционно повязанный сложенной на угол косынкой-повязкой или небольшим платком. В книге И. К. Инха на некоторых фотографиях у женщин в помещениях надеты под повязки не только сороки, но другие головные уборы, или волосы «окручены» простыми платочками в виде шапочки-«чепца» [77] . Это могли быть поморские повойники, которые в то время имели уже большое распространение на Карельском берегу Белого моря. Недлинные повязки, закрывающие очелье головного убора, завязывали и сзади на затылке (рис. 24). В качестве примера представлен наглядный образец повойника с косынкой по очелью, завязанной сзади на узел. (Фотография головного убора с повязкой на женщине из Уницкого Посада Летнего берега Архангельской области используется за неимением другого иллюстративного материала) [78] .
Традиционный бытовой уклад жизни просуществовал в российских деревнях до 20-х гг. XX в., постепенно он менялся под воздействием внешних факторов и модных тенденций. Большинство исследователей отмечали отход от крестьянских головных уборов в близких от городов местностях уже с 80-х гг. XIX в., на смену им приходили платки, повязанные под подбородком, девушки часто оставляли головы открытыми, используя простые неширокие повязки [79] . С начала века женщины часто убирали волосы под платочки, завязывая их так, что они напоминали мягкие повойники-«чепцы», а сверху надевали еще один платок, подобное их ношение в деревнях у пожилых женщин существовало повсеместно почти до 1970-х гг. Длительное время сохранялась и повязка, сложенная из платка, которая осталась и в наши дни в погребальной обрядности.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Послереволюционный переход в другой социальный статус постепенно менял народное самосознание в России, в деревнях происходила замена традиционной одежды на модную городскую. На фотографиях начала XX в. на головах девушек чаще платки повязаны спереди под подбородком, женщины же надевали их в основном по типу шапочки с повязкой по очелью, от узла которой на затылке спускались концы. В 1920–1930-е гг. можно уже увидеть моду на ношение платков, повязанных на затылке узлом со спущенными концами (рис. 25). Так представлялись женские образы рабочей и колхозницы в живописи, скульптуре, кинематографе, на плакатах и т. д. В советский период прошлого столетия таким образом повязанный платок стал символом женщины-труженицы. В первые постреволюционный годы появилась также тенденция надевать на головы большие платки и даже шали, завязывая на угол и оставляя свисать их концы по спине. Девушки их повязывали, не затягивая узел и делая его довольно низко, как будто создавая впечатление девичьей повязки со спущенными на спине лентами. В некоторых местностях это стало своего рода уходящей традицией, которая сохранялась вплоть до конца 1980-х гг. [80] На фотографиях этнографических экспедиций 1927 г. А. А. Беликова сняты карельские деревни, где девушки и женщины одеты в платочки, повязанные спереди и сзади по моде того времени, отчасти перекликающейся ещё со старой традицией, и на них просматриваются длинные концы платков, свисающие по спине (рис. 26).
Обращаясь к любому фотофонду путешествовавших по России фотографов, исследователей (И. К. Инха, М. А. Круковский, С. М. Прокудин-Горский и других) конца XIX – начала XX в., мы явно чувствуем, как отличаются кадры естественной съёмки крестьянской жизни от специальных постановочных демонстраций – как традиционных ремёсел, нарядов, так и других бытовых явлений. Особенно это видно на фотографиях 1920-х гг. этнографических экспедиций Д. А. Золотарёва, К. К. Романова (1926–1931 гг.), фотофонда А. А. Беликова 1927 г. и т. д. В то время в деревнях донашивали старую одежду, старинную или вышедшую из моды держали в сундуках и уже не всегда помнили и знали, как правильно её надевать. Такое может наблюдаться при изучении любого явления традиционного народного быта, поэтому фотографии сами по себе не могут быть источниками, дающими о нём полное представление, так же как предмет, хранящийся в музее в единственном экземпляре. Они могут только дополнять и подтверждать документированные, изученные и обоснованные факты, какими являются находящиеся в фондах музеев предметы как вещественное подтверждение любого исследования.
О крестьянской одежде написано немало, отдельные районы довольно широко представлены предметами в музеях, однако, касаясь какой-нибудь конкретной небольшой местности, иногда появляются вопросы. Можно отметить, что в материалах различных изданий мало освещены женские головные уборы Заонежья, примыкающего к нему с севера Повенецкого уезда, с южной стороны – Прионежья. Недостаточно представлены в изданиях головные уборы финно-угорских народов Приладожской Карелии, оказавшейся затронутой сложными историческими событиями.
О традициях любого народа можно судить только изучив и в совокупности представив все стороны его жизни. Ранее не хватало информации о том, какими головными уборами Олонецкой губернии располагают фонды разных музеев России, особенно старейших музеев Санкт-Петербурга и Москвы. Теперь же для исследователей открыты архивы и фонды, имеется доступ к экспедиционным материалам и специальным литературным источникам. Достаточно много мнений об истории головных уборах и наглядных рукотворных примеров представляют в интернете различные сообщества, изучающие традиционную народную одежду Карелии. Всё это даёт возможность воссоздать более целостное представление о локальных и этнических различиях девичьих и женских головных уборов XVIII – начала XX в., бытовавших в уездах Олонецкой губернии.
- [1] Традиционные головные уборы XVIII – начала XX века: из собрания Карельского государственного краеведческого музея / сост. Л. И. Капуста. Петрозаводск, 2008; Григорьева Г.А. Головные уборы Русского Севера в собраниях музеев Архангельской области: каталог. Северодвинск, 2018.
- [2] Яскеляйнен Е. И. Женский и девичий головные уборы в коллекции музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник. Петрозаводск, 1994. Вып. 4. С. 101–110. В фондах музея «Кижи» хранятся (на начало 2016 г.): корона – 1 ед., девичьи ленты – 9, девичья перевязка – 1, кокошники – 4 (2 пудожских, 2 каргопольских), чепцы – 8, повойники – 35 (с донцем повойника), косынки- повязки – 6, сорока (Новгородская губ.) – 1. Основная часть уборов музея поступила в 1970– 1980-е г. В фондах также имеется большая коллекция платков и шалей, значительную часть из которых музей приобрел в 1990–2000-е гг.
- [3] Григорьева Г. А. Головные уборы Русского Севера в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Каталог. Архангельск, 1999.
- [4] Традиционные головные уборы... С. 5–8, 19.
- [5] Поднизная лента – так назвала подобный головной убор сдатчица из Заозерья Петрозаводского уезда (Традиционные головные уборы. С. 6).
- [6] Трифонова Л. В. Традиционный костюм Южной Карелии конца XIX века (по материалам «Этнографической экскурсии» М. А. Круковского) // Кижский вестник. Петрозаводск, 2001. Вып. 6. С. 177–206; Она же. Традиционный крестьянский костюм Южной Карелии конца XIX – начала XX в. // Кижский вестник. Петрозаводск, 20015. Вып. 15. С. 192–199.
- [7] Яскеляйнен Е. И. Женские и девичьи головные уборы. С. 101–109; Традиционные головные уборы. С. 8.
- [8] Девичий комплекс поступил в фонды музея-заповедника «Кижи» в 1970-е гг. из дер. Каршево Пудожского района. В него входили: жемчужная поднизь (КП 193/30), корона (КП 193/31) и широкая красная лента-бант (КП 193/32). На иллюстрации – сетка-поднизь (КП 220/1).
- [9] Традиционные головные уборы. С. 7.
- [10] Григорьева Г. А. Головные уборы Русского Севера. С. 19–25.
- [11] Там же. С. 409–549.
- [12] Инха И. К. В краю калевальских песен: тропой Лённрота по Беломорской Карелии. Очерк о земле Беломорской Карелии. Петрозаводск, 2019. С.64, 70, 190, 462.
- [13] Там же. С.148.
- [14] Григорьева Г. А. Головные уборы Русского Севера... С. 11.
- [15] См.: Кошкина С. В. Фольклорная группа «Сумлянка». Беломорск, 2016. С. 25–26.
- [16] Григорьева Г. А. Головные уборы Русского Севера. С. 29–31.
- [17] Традиционные головные уборы. С. 32, 33.
- [18] Григорьева Г. А. Головные уборы Русского Севера. С. 30, ил. 28.
- [19] Там же. С. 196. Кокошник-сорока. XIX в. Архангельская губерния, Онежский уезд (?).
- [20] Григорьева Г. А. Головные уборы Русского Севера. С. 30.
- [21] Традиционные головные уборы. С. 51.
- [22] Там же. С. 9.
- [23] Григорьева Г. А. Головные уборы Русского Севера. С. 26–30.
- [24] Волосяница – женский головной убор XIX в. Каргопольский уезд. Хлопок. Собиратель Колпаков К. Г. 1906 г. РЭМ 975-24. (Выставка РЭМ «Русские Олонецкой губернии», Петрозаводск, 2006 г.).
- [25] Инха И. К. В краю калевальских песен... С. 46, 68, 78, 431.
- [26] Rajantakaista Kaga^. Helsinki, 2008.
- [27] В музее «Кижи» хранятся (по данным на 2016 г.): два каргопольских кокошника, перевязка и два золотных плата.
- [28] Экспедицией музея был зафиксирован очень поношенный головной убор на фотографии пожилой жительницы дер. Онежаны (Заонежье), похожий по форме на каргопольский кокошник.
- [29] Традиционные головные уборы. С. 6.
- [30] Логвиненко Е. С. Короны и сетки-поднизи в коллекции НМРК // Вестник национального музея РК. Петрозаводск, 2016. Вып. 7. С. 135.
- [31] Григорьева Г. А. Головные уборы Русского Севера. С. 37, 543–549, ил. 1055–1064.
- [32] Там же. С. 138–167.
- [33] Лютикова Н. П. Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX – начала XX века в собрании Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Каталог. Архангельск, 2009; Кислуха Л. Ф. Народный костюм Русского Севера XIX – начала XX века в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». М., 2006.
- [34] Традиционное народное искусство Карелии. Каталог / авт.-сост. С. П. Сергеев. Петрозаводск, 2015. В каталоге музея ИЗО представлены 3 кокошника (с. 239). В фондах музея «Кижи» хранятся «золотный» и «бусовый» кокошники).
- [35] Традиционные головные уборы. С. 42–43. КГМ 382/3, 38242.
- [36] Там же. С. 39. КГМ 40203
- [37] Там же. С. 11.
- [38] Логвиненко Е. С. Золотая нить Поморья. Петрозаводск, 2022. С. 80.
- [39] Традиционное народное искусство Карелии. С. 162–171.
- [40] Яскеляйнен Е. И. Народный костюм русских Кемского Поморья XIX – первой половины XX века в коллекции музея «Кижи» // Кижский вестник. Петрозаводск, 2003. Вып. 8. С. 105–107.
- [41] Григорьева Г. А. Головные уборы Русского Севера. С. 35. Ил.: с. 99–120.
- [42] Там же. С. 32.
- [43] Традиционные головные уборы. С. 13, 52.
- [44] В начале 2000-х гг. женщина, проживавшая в г. Медвежьегорске, упомянула в рассказе о своей маме (карелке из п. Паданы), носившей до конца жизни чепец (чепча), который она называла «сорокка».
- [45] Тароева Р. Ф. Материальная культура карел. Этнографический очерк. М.; Л., 1965. С. 166– 167. Автор пишет: «Точно такие же повойники известны русским, например, на Заонежском полуострове и Пудожском крае, а также вепсам Шимозера. Любопытная черта шимозерского повойника та, что крылышки его были длиннее, так что концы их можно было связать узлом. Дополнительных завязок не требовалось. В карельском же и русском повойнике к крылышкам пришивался еще шнурок (или тесьма), с помощью которого он плотно укреплялся на голове. Концы (крылышки) вепсского повойника связывались на затылке так же, как, очевидно, раньше связывались и „крылья" сороки-сдерехи».
- [46] Традиционные головные уборы. С. 48.
- [47] Там же. С. 13, 49, 50.
- [48] Григорьева Г. А. Головные уборы Русского Севера. С. 47–49.
- [49] Традиционные головные уборы. С. 43.
- [50] Григорьева Г. А. Головные уборы Русского Севера. С. 345–349.
- [51] Воробьева С. В. Родословия русских сказителей Заонежья XVIII – XIX веков. Петрозаводск, 2006. С. 123, 125, 145.
- [52] В фондах музея «Кижи» хранится одна пудожская корона (КП 193/31), в МИИРК – 6 пудожских корон (Традиционное народное искусство Карелии. С. 239–240).
- [53] В 2004 г. во время экспедиции в Медвежьегорский район пожилая жительница, родом из дер. Онежаны (Заонежье), рассказывала, как продала свой девичий головной убор и все украшения во время войны; тогда значительная часть девичьих и женских уборов была утрачена на оккупированных территориях Карелии, в голодные времена жители деревень продавали их или меняли на продукты.
- [54] Логинов К. К. Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья (конец XIX – начало ХХ в.). СПб., 1993. С. 107–108; Традиционные головные уборы... С. 6.
- [55] Логвиненко Е. С. Короны и сетки-поднизи в коллекции НМРК... С. 134, 139, 145–146.
- [56] По наблюдениям В. Майнова, «у девушки, обыкновенно, можно увидеть „повязку" из ленты в два пальца ширины (подволосник), а в праздник этот подволосник заменяется шелковою косынкою, которая складывается опять-таки так, чтобы походить на ленту, пальца в три шириною, а концы прячутся под косу» (Майнов В. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб, 1877. С. 137). В Зао- нежье девушки концы повязки уводили под косы и там завязывали.
- [57] Григорьева Г. А. Головные уборы Русского Севера. С. 35.
- [58] Традиционные головные уборы. С. 14.
- [59] В качестве иллюстрации выбрана известная фотография сестер Трегубовых из Сенной Губы (Кижи, КП 1665), представляющая собой самый показательный пример традиционного девичьего праздничного наряда Заонежья. На ней просматриваются очень многие детали, отсутствующие на других фотографиях, также хорошо видны шали, заправленные под душегреи. Дополнительно впереди они могли закрепляться брошками, на шею надевались украшения.
- [60] Инха И. К. В краю калевальских песен. С. 148.
- [61] Традиционные головные уборы. С. 9.
- [62] Яскеляйнен Е. Панозерские наряды. Панозерские наряды и их родословные. JUMINKEKO VERSO, 2007, С. 34–46.
- [63] Григорьева Г.А. Головные уборы Русского Севера. С. 33.
- [64] Традиционные головные уборы. С. 39–42.
- [65] Круковский М. А. Олонецкий край. СПб, 1904. С. 32.
- [66] Логвиненко Е. С. Золотая нить Поморья... С. 80. Е. С. Логвиненко (НМРК) подробнейшим образом освещает тему и описывает искусство северного золотного шитья, собрав и изучив различные источники, материалы архивов, предметы из фондов музеев и т. д.
- [67] Традиционные головные уборы. С. 13.
- [68] Там же. С. 13, 52.
- [69] Логинов К. К. Материальная культура. С. 112.
- [70] Майнов В. Поездка в Обонежье и Корелу... С. 137.
- [71] Логинов К. К. Материальная культура. С. 100–113.
- [72] Там же. С. 108.
- [73] Лысанов В. Д. Досюльная свадьба. Песни, игры и танцы в Заонежье. Олонецкая губ. Петрозаводск, 1916. С. 68.
- [74] Е. С. Логвиненко предполагает, что данный наряд, который демонстрирует женщина в начале XX в., возможно, специально для книги В. Д. Лысанова, – это сарафан-«матурник» и головной убор из Повенецкого уезда, находящиеся и в настоящее время в фондах НМРК.
- [75] Инха И. К. В краю калевальских песен... С. 148.
- [76] Там же. Рис. на с. 62, 63, 80, 135, 136 и др.
- [77] Там же. Рис. на с. 79, 109, 191, 365, 417.
- [78] Rajantakaista Karjalaa. Helsinki, 2008. С. 25.
- [79] Инха И. К. В краю калевальских песен. Рис. на с. 148, 149, 152.
- [80] Документальные фильмы о жителях деревень и их фольклорных коллективах 1970–1990-х гг. представлены на интернет-ресурсах (например, фильм об Усть-Цильме, 1979 г.).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.