Гусева М.М.
Портновское дело в XIX — начале ХХ в. в Олонецкой губернии
@kizhi
Аннотация: Согласно своду Статистического бюро Олонецкого губернского земства о кустарных промыслах в начале ХХ в. портновским ремеслом во всех 6 уездах занималось более 1,5 тысяч кустарей и ремесленников. В статье рассматривается организация их работы и устройство мастерской по пошиву одежды.
Статья посвящена ремеслу портных и швей в Олонецкой губернии. Это занятие требовало не только знаний в области технологии производства, но и владения искусством кроя, который в рассматриваемое время усложнился в связи с широким распространением в сельской местности новых «городских» костюмов. Несмотря на то, что с конца XIX в. в городах стали продавать готовую одежду, профессия портного, умеющего изготавливать платье на заказ от начала до конца, была востребована.
В Олонецкой губернии большое количество портных кустарей и ремесленников (в основном это были мужчины) изготавливали мужские костюмы. Работали как в своих деревнях, волостях и уездах, так и за пределами края. На заработки отходники уходили в Архангельскую губернию, Санкт-Петербург, даже были известны случаи отходничества за границу, в частности – в Вену (рис. 1, 2) [1] .
Осваивая ремесло, отходники-портные поступали в ученики-подмастерья в мастерские по пошиву мужского и женского платья (в том числе иностранных портных), где они обучались швейному искусству. Исследовавший портновское ремесло в России В. А. Резанов отмечал, что русские подмастерья предпочитали учиться портняжному делу у иностранных портных, обучение продолжалось в течение 6–8 лет. При этом по завершении обучения, при хороших способностях, они становились отличными портными, но не умели кроить и придумывать фасоны согласно моде [2] . Вызывает удивление, почему их не обучали раскройному делу, ведь шить по скроенному не так трудно, и у русских мастеров можно было научиться этому. Наверное, не всякий русский портной-учитель мог из подмастерья вырастить грамотного мастера, умеющего выбрать ткань для того или иного платья или изменить основу выкройки для желаемого фасона, поскольку и сам, вероятно, не был хорошим закройщиком и не мог с пониманием читать специальные технические книги [3] . При этом, как отмечает Резанов (сам имевший 25-летний стаж в портновском деле), знающий своё дело русский мастер нисколько не хуже иностранца, да и берёт за свою работу вдвое меньше [4] . Можно полагать, что и олонецкие подмастерья-отходники брали уроки у опытных портных-наставников, а вернувшись в родную губернию, начинали свою практику по изготовлению мужского и женского костюма.
Основные статистические сведения о кустарях и ремесленниках, занимающихся швейным делом, содержатся в своде Олонецкого губернского земства «Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии» (табл. 1). В начале ХХ в. в шести уездах Олонецкой губернии в портновском деле были задействованы 634 кустаря, из них 413 мужчин и 221 женщина. Средний заработок портного составлял 53 рубля, швеи 20 рублей [5] . Среди 992 ремесленников было 897 мужчин и 95 женщин, их средний заработок колебался от 35 до 135 рублей [6] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Многие кустари (12 % от общего числа портных) и ремесленники (41,1 %) в поисках лучшей доли уходили в Петрозаводск, Повенец, а также за пределы губернии – в Санкт-Петербург и в Архангельскую губернию. Зарплата в Олонецкой губернии была ниже (в сравнении с Санкт-Петербургом – вдвое ниже). Хотя отмечались случаи, когда портные из других губерний приходили в Олонецкую губернию; как утверждает В. Майнов, заонежане не любили сидячей работы, и поэтому среди них не встречались портные и сапожники, и как только наступала поздняя осень, в Заонежье приходили «швецы по части платья и сапог» из Каргополья и Вологодского края [7] . Не всякий портной работал круглогодично, большинство из них (86 %) принадлежали к земледельческим семьям и в летнюю пору занимались сельскохозяйственным трудом.
В табл. 2 можно увидеть, насколько разная загруженность была у портных Повенецкого уезда, где они работали, в течение какого времени, сколько человек обслуживали и каков был их заработок [8] .
Портные и швеи кустари Повенецкого уезда
Труд портных был организован по-разному. Кому-то приходилось искать заказчиков самим, вроде разносчиков товара – офеней, кто-то устраивал свои мастерские. Первых не только игла кормила, но и ноги. Приходя в незнакомую местность, портные узнавали, кому в деревне необходимо пошить обнову, они устраивались в доме заказчиков, получая жилье и пропитание на время работы, и шили из материалов своих работодателей. Большинство портных приносили с собой только ножницы, аршин и утюг, некоторые везли на санках швейную машину (при подворной переписи на начало 1905 г. в Олонецкой губернии было записано 262 швейных машины, большей частью ручные [9] ). По мере выполнения работы им приходилось искать новые заказы в той же деревне, а после идти в следующие. Портные старались вернуться домой к Рождеству, чтобы увидеться с семьей, расплатиться с податями, а потом снова уходили в поисках работы до весны. В год двое мастеров со швейной машиной могли заработать до 150 руб., без машины 60–70 руб. [10]
Сельские жители в ожидании умельцев изготовления модного платья сами приобретали материалы и галантерейные товары, что-то привозили из городских магазинов и лавок, что-то покупали на ярмарках. Сведения о продаже красного, игольного и мелочного товаров можно найти в Памятной книге за 1865 и 1866 гг., которая описывает Шунгскую ярмарку, куда съезжались купцы и торговцы с разных губерний (табл. 3) [11] .
Товары Шунгской ярмарки
Цены за пошив одежды внутри губернии не всех удовлетворяли, и именно поэтому портные, организуясь в артели или работая индивидуально, уходили[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
за пределы губернии, прежде всего в Санкт-Петербург. В городах заказов было больше, и портные легче находили работу. Кому-то даже удавалось открыть свою мастерскую.
Одним из таких олонецких портных был Василий Богданович Богданов – «вечного портного цеха мастер». Уйдя в столицу, он устроился на работу в мастерскую к одному из местных портных, где обучился азам портняжного мастерства [12] . Овладев профессией и накопив первоначальный капитал, в возрасте 49 лет, в 1871 г. он записался в купцы 2-й гильдии Санкт-Петербурга [13] и до 1880 г. содержал мастерскую и проживал в доме купца Бегрова № 62 по Невскому проспекту (после 1880 г. в книгах о купцах Богданов В. Б. не значился). С 15 апреля 1874 г. В. Б. Богданов становится Почетным блюстителем при Горском одноклассном училище в Видлицкой волости [14] , которое сам и устроил. В заметке А. Понуровского указано, что по личному распоряжению императора В. Б. Богданов был награждён серебряной и золотой медалями «за усердие» [15] .
Стоимость пошива одежды различалась не только по уездам, но и по соседним волостям, что видно из данных, приведенных в табл. 4. Усердно работая в больших городах, ремесленники могли заработать 240–900 руб. в год, тогда как заработок внутри Олонецкой губернии выше 200 руб. не поднимался.
Цена за пошив одежды
Сколько было мастерских по пошиву одежды в Олонецкой губернии, установить не удалось, в источниках о них найдены лишь отдельные упоминания. Например, в 1899 г. мастерские по изготовлению одежды и обуви на углу Б. Казарменской и Александровской улиц в г. Петрозаводске содержали Е. И. Биневич (номер предприятия 48 с оборотом в 4350 руб. и прибылью 435 руб.) и Р. Б. Биневич (№ 49 с оборотом в 13 650 руб. и прибылью в 1365 руб.) [16] . До 1919 г. в Петрозаводске существовала портновская мастерская И. Х. Месселя, после сентябрьского декрета 1918 г. «О регистрации буржуазии и нетрудового элемента» он стал «лицом без определенных занятий» [17] , возможно, его портновская практика тогда прекратилась. Ещё двое петрозаводских портных упоминаются в телефонном справочнике Петрозаводска за 1906 г. – это Беренштейн и Лившиц (все упомянутые петрозаводские портные – евреи по национальности, являлись членами хозяйственного правления синагоги [18] ).
В Памятных книжках Олонецкой губернии 1907 г., 1908 г. и 1909 г. в сведениях о Николаевском детском приюте Ведомства Императрицы Марии Александровны значится заведующей дамской мастерской Зинаида Васильевна Залит, по всей видимости, она была попечительницей приюта или обучала девочек основам швейного дела [19] , в 1910 и 1911 г. заведующей дамской мастерской была Е. В. Романова [20] .
В период русско-японской войны 1904–1905 гг. под руководством супруги губернатора Анны Васильевны Протасьевой начала действовать дамская мастерская по пошиву белья и одежды для солдат действующей армии и раненых воинов. В мастерской работали женщины из привилегированных сословий на безвозмездной основе [21] . Во время Первой мировой войны при Свято-Петровской общине под руководством жены губернатора Л. М. Зубовской была организована мастерская по пошиву белья и одежды для воинов. В ней на безвозмездной основе работали около ста женщин, преимущественно представительниц привилегированных сословий. Известно, что только за первые 4 месяца своей деятельности мастерская изготовила 5,1 тыс. штук теплого белья и других вещей, которые тремя партиями через Главное управление общества Красного Креста были направлены на фронт. Доставку вещей в Петербург бесплатно осуществляло Онежское пароходное общество [22] .
Как устраивали мастерскую по пошиву мужского и женского платья? Если бы мы зашли в ателье Парижа того времени, нас бы проводили в зал, где светские дамы выбирали наряды для своего гардероба. В этом же здании, как правило, на втором этаже, располагалась сама швейная мастерская, где проходили тяжелые будни швей, изготавливавших заказанные модели. В салонах мод работали девушки-модели, выходившие к клиентам, чтобы продемонстрировать наряды. Парижское издание Les Createurs de la Mode («Создатели моды») от 1910 г. демонстрирует большое количество фотографий подобных ателье [23] (рис. 3).
Приобрести опыт в изготовлении модных одежд можно было уже в конце XVIII в., распространение моды сопровождалось с помощью манекенов, привозимых из Парижа и Лондона [24] . В 1779 г. в России было основано русское «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» (издатель Н. И. Новиков), в XIX в. подобных изданий было уже множество – с 1834 г. выходил журнал «Библиотека для чтения» с модными картинками, с 1836 г. – «Современник» и «Московитянин». Кроме того, русские портные в XIX в. нередко ездили совершенствовать свое мастерство в портновские школы в Лондон или Вену. В Санкт-Петербурге большинство модных ателье находились на Невском проспекте, Мойке и Морской улице, в Москве – на Петровке и Кузнецком мосту. К концу века модели русских портных ничем не уступали парижским. Так, например, изготовленные российским модельером и художником Надеждой Ламановой дамские платья в 1925 г. были высоко оценены в Париже на всемирной выставке, её платья в русском стиле произвели фурор – стиль «а-ля рюс» в те годы стал чрезвычайно моден в Европе.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В России, так же как и за границей, существовали портные, имеющие свою специализацию: одни шили военную форму, другие – одежду для духовенства, третьи – форму чиновников, четвертые – гражданские костюмы. Такое разделение на узкие специальности практиковалось и ранее. Например, И. Е. Забелин, характеризуя быт русских цариц XVI–XVII вв., описывает швейную мастерскую Царицыной палаты, где работали и женщины, и мужчины-портные – «наплечные мастера» (так как они одевали «царское плечо»), из них кто-то кроил одежду, кто-то шил. Все наряды украшали вышивкой в Царицыной светлице, в которой работали женщины царской семьи, знатные боярыни и простые мастерицы. К мастерицам относились золотошвеи и белошвеи – «мужни жены, и вдовы, и девицы, честных и средних чинов дворовых людей, которые делают и шьют золотом и серебром и шелками, с каменьем и с жемчугом». По мере роста царской семьи число мастериц увеличивалось. Так, например, в 1626 г. золотных мастериц было 15 человек, а «белых» 11, в 1682 г. их было 59 человек и 22 ученицы, в 1691 г. – 87 человек с ученицами [25] .
Возвращаясь к Олонецкой губернии, можно предположить, что и в Петрозаводске, Олонце и других крупных селениях существовали мастерские по образцу столичных ателье или пошивочных цехов с разделением на различные работы (утюжильные, машинные, ручные, вышивальные), как это видно на фотографиях мастерской Катуна (рис. 1, 2) и на фотографии мастерской 1919–1930 гг. в Вознесенье (рис. 4). Такое разделение на поэтапные операции существовало на швейных предприятиях массового пошива одежды. В мастерских могли работать квалифицированные портные и швеи, вышивальщицы, прошедшие практику изготовления готового городского платья в Санкт-Петербурге, имеющие богатый опыт по работе с населением, ведь туда обращались не только горожане, но и зажиточные деревенские жители, не удовлетворявшиеся качеством одежды местных или приходящих в деревню портных.
В конце XVIII в. в Петрозаводске существовал большой спрос на пошив одежды. Например, в Олонецких губернских ведомостях приводится перечень предметов гардероба петрозаводского чиновника, с указанием стоимости их изготовления:
«Пошито разного платья в течение с 1795 по 1801 год
- шубейка покрыта камлотом – 35 р.,
- шуба покоевая одна – 22 р.,
- шуба дорожная одна под сукном – 20 р.,
- сертук байчатый – 12 р.,
- сертук белой байки – 12 р.,
- курта зеленого сукна, подбитая снизу байкою, с шитьем – 13 р.,
- шаравары – 4 р.,
- бумажной черной материи 2 штаны – 5 р.,
- зеленого плису 1 штаны – 5 р.,
- черного плису 1 штаны – 6 р.,
- байка под куртку сверху и снизу, подкладка, с шитьем оной – 6 р.,
- за шитье мундирных сапог трех пар – 9 р. 50 к.,
- сапоги темного козла двое 9 р. куренные сапоги двои – 5 р.,
- еще одни сапоги – 2 р. 30 к.,
- башмаки двое – 2 р.,
- туфлей 4 пары – 2 р. 20 к.,
- каньги теплые одни –1 р. 80 к.,
- две пуховые шляпы – 10 р.,
- три пары замшевых перчаток – 2 р. 50 к.,
- на покупку шапки – 5 р.,
- на покупку холста себе [и для дому] 500 аршин – 75 р.,
- плащ синего сукна – 25 р.,
- голубого сукна на мундир – 25 р.,
- на шитье новых 3 фраков – 50 р.,
- на шитье из белого сукна трех камзолов – 15 р.,
- трех штанов 18 р.,
- тканья на халат с шитьем – 12 р.,
- на халат же желтой кирпичного цвета материи – 5 р.,
- на шубу покосную с шитьем – 6 р. 50 к.,
- еще на халат три куска материи – 12 р.,
- две муфты для проезда в курень – 6 р.,
- двое валеные дорожные чулки – 2 р. 50 к.,
- нитяных дорожных чулков – 10 р.,
- штаны белой бумажной материи двое – 10 р.,
- три жилета – 7 р. 50 к.,
- кисеи белой на галстуки до 3 аршин – 2 р. 50 к.,
- тафты на галстуки 3 арш. – 3 р. 60 к.
Итого 498 р. 40 к.» [26] .
Из этого списка видно, что в XVIII в. в большом ходу были хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шёлковые ткани: холст (вероятно, льняной), сукно, камлот, плис, байка, тафта, кисея. Костюмы (около 35 предметов одежды за 6 лет) шились нового образца, согласно Петровскому указу: сюртук, камзол, штаны белые, чулки, сапоги. Общий итог расхода по тогдашнему времени составлял значительную сумму, в среднем 80 рублей в год на одежду и обувь. На период 1850 г. в Олонецкой губернии насчитывалось 407 служащих [27] . При столь огромном количестве гардероба в чиновничьих семьях в городе должно было быть не менее 10 мастерских по пошиву платья.
Во второй половине XIX в. развивалось и производство готовой одежды. Первоначально в мастерских готового платья шили военную форму и форму для различных ведомств. Затем стали шить мужские костюмы, сорочки, брюки, жилеты, пальто, дамские накидки. Менее обеспеченные слои городского населения одевались в «Домах готового платья». Как отмечалось, уже с конца XIX в. в городах стали продавать готовую одежду, тем не менее многие горожане продолжали шить одежду на заказ, потому что иметь своего портного – значит выглядеть всегда безупречно. Пошитый на заказ костюм всегда будет идеально сидеть на фигуре, отличаться высоким качеством изготовления каждой детали, отменными ручными стежками. Поэтому профессия портного, умеющего изготавливать платье от начала до конца, будет востребована всегда.
- [1] Катун А. И. «Портной». Первый Российский художественный альбом-учебник шитья мужского и женского платья с 320-ю рисунками. СПб., 1907. С. 219, 221.
- [2] скорейшего способа изучения мастерству, с приложением рисунков покроя военного платья, вычисленного по масштабу. СПб., 1847. С. 2.
- [3] Катун А. И. «Портной»... С. 4.
- [4] Резанов В. А. Взгляд на ход портного мастерства. С. 1.
- [5] Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии / сост. Н. Г. Простнев, Н. Ф. Меледин. Петрозаводск, 1905. С. 92–93.
- [6] Там же. С. 96.
- [7] Майнов В. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб., 1877. С. 121.
- [8] Кустарные промыслы... С. 4–29, 92–98.
- [9] Кустарные промыслы... С. 94–95.
- [10] Там же. С. 98
- [11] Памятная книжка Олонецкой губернии на 1865 год / под. ред. П. Н. Рыбникова. Петрозаводск,1865. С. 154, 155, 158, 159.
- [12] Понуровский А. Портной императорского двора: (о В. Б. Богданове, уроженце д. Кинелахта Видлицкой волости Олонецкого уезда) // Олонецкие соседские вести. 2013. 7–13 августа (№° 23). С. 9.
- [13] Справочная книга о лицах, получивших на 1871 год купеческие свидетельства по 1 и 2 гильдиям. СПб., 1871. С. 106.
- [14] Справочная книга о лицах, получивших в течение 1874 года и января месяца 1875 года купеческие свидетельства и билеты по 1 и 2 гильдиям на право торговли и промысла в 1875 году. СПб., 1875. С. 148.
- [15] Понуровский А. Портной императорского двора... С. 9.
- [16] НАРК. Ф. 21, оп. 1, д. 4/46, л. 83 (Книга торговых и промышленных предприятий по Петрозаводскому уезду за 1899 г. Группа XIII Лавки изготовления платьев и обуви).
- [17] Дубровская Е. Ю, Кораблёв Н. А. Карелия в годы Первой мировой войны. 1914–1918. СПб., 2017. С. 73.
- [18] Памятная книжка Олонецкой губернии на 1909 год / сост. И. И. Францишкевич-Яновский. Петрозаводск, 1909. С. 138.
- [19] Памятная книжка Олонецкой губернии на 1907 год / сост. И. Благовещенский. Петрозаводск, 1907. С. 139; Памятная книжка Олонецкой губернии на 1908 год / сост. И. Благовещенский. Петрозаводск, 1908. С. 156; Памятная книжка Олонецкой губернии на 1909 год / сост. И. Благовещенский. Петрозаводск, 1909. С. 105.
- [20] Памятная книжка Олонецкой губернии на 1910 год / сост. И. Благовещенский. Петрозаводск, 1910. С. 103; Памятная книжка Олонецкой губернии на 1911 год / сост. В. Соболев. Петрозаводск, 1911. С. 116.
- [21] Кораблёв Н. А., Мошина Т. А. Олонецкие губернаторы и генерал-губернаторы. Биографический справочник. Петрозаводск, 2012. С. 112.
- [22] Дубровская Е. Ю., Кораблёв Н. А. Указ. соч. С. 73.
- [23] Les Createurs de la Mode [Электронный ресурс]. С. 16. URL: https://archive.org/details/ lescreateursdela00roge/page/96/mode/2up?ref=ol&view=theater (дата обращения: 10.11.2022).
- [24] Коршунова Т. Т. Костюм в России XVIII – начала XX века в собрании государственного Эрмитажа. Л., 1979. С. 4.
- [25] Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М., 1869. С. 507.
- [26] Заметки о ценах в Петрозаводске в конце XVIII столетия // Олонецкие губернские ведомости. 1859. № 6. С. 21.
- [27] Плех О. А. Состав чиновничества Олонецкой губернии в первой половине XIX века // Учёные записки Петрозаводского Государственного университета. Т. 42. № 2. Петрозаводск, 2020. С. 59.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.