Борисова В. А. (г. Петрозаводск)
О технологии изготовления сетных орудий, бытовавших на территории Олонецкой губернии
@kizhi
Аннотация: Работа посвящена технологии изготовления сетных орудий лова рыбы, бытовавших на территории Олонецкой губернии в XIX—XX вв. В работе кратко описаны следующие процессы: способ вязания, кто занимался изготовлением, используемые материалы, инструмент, оснастка сетных орудий.
Настоящая работа ставит своей целью изучение изготовления рыболовных орудий населения Олонецкой губернии в XIX – начале ХХ в.
Тема рыболовства представляет интерес для этнографического исследования, поскольку в этом занятии отразилась специфика хозяйственной деятельности населения сельских районов Олонецкой губернии. О рыболовстве на внутренних водоемах Карелии писали путешественники [1] и исследователи, петрозаводские этнографы Р. Ф. Тароева, К. К. Логинов [2] . Исторический очерк заонежского рыболовства представлен в статье И. В. Мельникова [3] .
Несмотря на то, что публикаций по данному вопросу немного, они дают полноценный материал для раскрытия темы рыболовного промысла на протяжении многих столетий.
Исследователей рыболовства чаще всего интересовало устройство орудий лова, их использование, процесс лова, сбыт рыбы, стоимость снарядов. Практически нет исследований по описанию технологии изготовления сетного полотна.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Сетные рыболовные орудия крестьян Олонецкой губернии XIX–ХХ вв. были достаточно разнообразны. Это сети, мережи, невода, мерды. Они различались размерами, формой, конструкцией, материалом, но их объединяет одно – в основе ловушки – сеть.
Перейдем к рассмотрению технологии изготовления сетного полотна. И прежде всего остановимся на исследовании материала, из которого вязали сети.
В трудах по рыболовству авторы указывают, что сетные орудия изготовлялись из конопляной либо льняной пряжи. У Н. Н. Пушкарева читаем: «Ставные сети ялгубцев и кижан делаются в настоящее время из тонкой номерной льняной пряжи № 50, 60 и 70. Ценою по 40 руб. за пуд. Из пачки пряжи, т. е. 22 фунтов, выходит из № 50 – 35 сетей, а из № 70 – 40 и даже 45 сетей» [4] . П. Н. Рыбников в Памятной книжке Олонецкой губернии говорит об использовании пеньковой и льняной пряжи [5] .
Коноплю, лен и веревки для сетей жители чаще всего покупали в Санкт- Петербурге – так было дешевле.
По мнению автора, установленных сроков для изготовления снастей не было: вязали и в свободное от рыболовного промысла время, и на самом промысле. По наблюдениям К. К. Логинова, сезон изготовления рыбацких снастей и вязания сетного полотна начинался с Егория Зимнего (26 октября по ст. стилю), а заканчивался на Николу Зимнего (6 декабря по ст. стилю). Обрядовая сторона завершения работ включала угощение сетевязов, а хозяин сетевязные иглы и полички привешивал к иконам на целый год [6] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Памятуя о том, что крестьянская жизнь была полна трудностей и ежедневных забот о хлебе насущном, рыба становилась большим подспорьем в хозяйстве, а ее лов требовал наличия снастей. Так как снасти в процессе использования часто рвались, то и чинить рыболовные орудия было необходимо по мере их износа, не дожидаясь установленных сроков. Поэтому с большой вероятностью можно говорить о круглогодичном ремонте и изготовлении снастей.
В разных источниках сведения о том, кто занимался вязанием сетей, несколько различаются. По сведениям Н. Н. Пушкарева, на западном берегу Онежского озера (Рыбрека и Каскесручей) вязанием занимались исключительно подростки – мальчики и девочки, так как руки взрослых для подобной работы оказываются слишком грубыми [7] . По данным П. Н. Рыбникова, напротив, в Кижской волости изготовлением сетей занимались женщины и старики: «В старину, по рассказам его [Романова. – В. Б.], соберутся, бывало, старики и бабы вязать сети, и тут сказители, а особенно Илья Елустафьевич, станут петь былины. Начнут они перед сумерками, а пропоют до глубокой ночи» [8] . На фотографиях часто можно увидеть женщин, занятых изготовлением снастей. Наличие разных данных позволяет сделать вывод о том, что строгих запретов на такие работы не было. Сети вязали все, кто владел этим ремеслом (рис. 1, 2).
Для того чтобы изготовить сетное полотно, помимо пряжи требовался определенный инструмент, а именно: сетевязка, полицы, челноки (рис. 3, 4). Все эти предметы крестьяне делали сами из дерева. Процесс вязания сетного полотна проходил следующим образом. Первый этап – это набор петель. Количество петель, необходимых для вязания полотна, высчитывалось математически, исходя из желаемых размеров сети. На небольшой отрезок шнура, связанного в кольцо, набирался первый ряд. На втором этапе последующие ряды вяжутся провязыванием петли в ячею предыдущего ряда. Узел, используемый в Заонежье, назывался двойным, это название и раскрывает главный принцип работы [9] . Узел завязывается в два приема. Первым приемом челноком дважды продевается в ячею предыдущего ряда (при вязании следующих рядов), далее он затягивается таким образом, чтобы оказался на ребре полицы. После чего завязывается второй узел поверх первого с помощью воздушной петли. Таким образом, полученный узел не смещается и не развязывается. Размер ячеи устанавливался шириной полицы (чем шире полица, тем крупнее ячея). Для наглядности прилагается схема узла (рис. 5).
На сеть или невод необходимо было изготовить большое количество веревок. Их вили на специальном станке. Веревку с нанизанными поплавками из бересты крепили к ячее верхнего ряда с помощью более тонкой веревки. При этом использовали мерную дощечку определенной длины, которая определялась в зависимости от размера ячеи, общего размера сети и в среднем составляла около 40 см. Дощечка для нижней тетивы имела большую длину, потому что верхний шнур натягивался по прямой при установке сети, а нижняя часть сети должна повторить рельеф дна, следовательно, ей требуется большая длина. Дощечкой отмеряли расстояние между узелками на тетиве. Узлами крепили сетное полотно, поплавок и тетиву между собой. Нижняя тетива фиксировалась аналогично верхней, но вместо поплавков крепили грузила. Ниже приведена схема насадки тетивы на сетное полотно (рис. 6).
Поплавки делались из природных материалов, по большей части это была березовая кора, ее резали на небольшие прямоугольники и опускали в кипяток. Береста скручивалась, получались полые трубочки, которые было удобно нанизывать на тетиву (рис. 7). В качестве поплавков применяли и деревянные дощечки овальной формы (рис. 8).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Грузила также делали с помощью бересты. Они различались по форме, размеру и весу. В разных районах бытовали разные грузила. В Пудожском грузилом служили небольшие камни, заключенные в берестяной «кошелек» сужающейся формы (рис. 9). Верхний край кошелька срезали полукругом и прошивали берестяной лентой. В Заонежье использовали грузила в виде колец с крестовинами (рис. 10). Это плоские камни в берестяной оплетке крестообразной формы. Оплетка натянута при помощи петель на тонкий черемуховый обруч. Также грузила можно было сделать из глины (рис. 11). Считалось, что глиняные грузила лучше, чем грузила-камни, так как легче по весу, издают меньше шума и не запутывают сеть.
Рыболовные снасти существовали разных размеров – от небольшой ивовой ловушки (мерды) до громадных сетей (например, неводов). Небольшие снасти мог сделать для нужд своей семьи один человек, пользуясь ветками и прутьями, либо изготовив пряжу для сетного полотна. Изготовление больших сетных снарядов требовало значительных денежных затрат, поэтому для вязания неводов объединялись в артели по 3-4 участника. Причем каждый вязал отдельную часть невода, которые затем сшивали [10] . Последующий улов делился на каждого, кто вносил свою долю.
Технология вязания, старинные навыки и умения забываются. В настоящее время рыбаки используют китайские покупные сети. Уходят старики, знавшие, как изготовить сетное полотно, где поставить снасти и наловить рыбы. В этой связи большое значение имеет непосредственное знакомство с крестьянскими рыболовными орудиями XIX – начала XX в., которые сегодня можно увидеть в качестве экспонатов в музеях.
Детальное описание орудий рыболовства, применяемых материалов, веревок, количества поплавков, веса грузил, размеров ячеи дают возможность пополнения знаний и сохранения исторических технологий, бытовавших в прошлом на территории Олонецкой губернии.
- [1] Озерецковский Н. Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989; Пушкарев Н. Н. Рыболовство на Онежском озере. СПб., 1900; Майнов В. Н. Поездка в Обонежье и Корелу, СПб., 1877; Рыбников П. Н. Заметка собирателя // Песни собранные П. Н. Рыбниковым. Т. 1. Петрозаводск, 1989. С. 47–86.
- [2] Тароева Р. Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР). Этнографический очерк. М.; Л., 1965; Логинов К. К. Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Зао- нежья (конец XIX – начало ХХ в.). Петрозаводск, 1993.
- [3] Мельников И. В. Рыболовный промысел в Заонежье (краткий исторический очерк) // Кижский вестник. Петрозаводск, 2000. Вып. 5. С. 122–134.
- [4] Пушкарев Н. Н. Указ. соч. С. 103.
- [5] Памятная книжка Олонецкой губернии на 1866 г. Петрозаводск, 1866. С. 42.
- [6] Логинов К. К. О «трудовых праздниках» в Заонежье // Кижский вестник. № 4. Заонежье. Петрозаводск. 1994. С. 53–55.
- [7] Пушкарев Н. Н. Указ. соч. С. 83.
- [8] РыбниковП. Н. Заметка собирателя... С. 61.
- [9] Информация получена от жителя дер. Волкостров в ходе экспедиции в 2012 г.
- [10] Бернштам Т. А. Рыболовство на Русском Севере во второй половине XIX – начале XX в. (по коллекциям и архивным материалам этнографических музеев Ленинграда) // Из культурного наследия народов России: сборник Музея антропологии и этнографии. Л., 1972. Вып. XXVIII. С. 63–98. [Электронный ресурс]. URL: http://histfishing.ru/biblio/rybprom/lajus-dl-lajus-yua-semga- matushka.html (дата обращения: 14.11.2022).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.