Фролова Г.И. (г.Петрозаводск)
Хроника ремонтно-реставрационных работ в церкви Покрова Богородицы на о. Кижи
@kizhi
Summary: В статье приводится обзор истории ремонтных и реставрационных работ, выполнявшихся на протяжении нескольких столетий (1693/4—2000 гг.) внутри зимней церкви Покрова Пресвятой Богородицы на о. Кижи. В качестве источников использованы церковные документы, схемы иконостасов, составленные по церковным описям 1826, 1865 гг., фотографии 1940—1950-х гг., отчеты о реставрационных работах 1950-х гг., записи, исследования и статьи специалистов по данной теме.
Зимняя церковь Спасо-Кижского погоста в плане – вытянутый прямоугольник, в котором последовательно с запада на восток расположены: сени, трапезная, кафоликон, пятигранный алтарь. Центральный объем образован «восьмериком на четверике». Он завершается восьмискатной крышей с девятью главками на маленьких, рубленных «в лапу», восьмериках. Сруб алтарной части перекрыт крышей в форме «бочки» с алтарной главкой, а сени и трапезная – безгвоздевой двускатной кровлей. С запада к основному объему примыкает высокое, просторное, одновсходное крыльцо на столбах, с двускатной асимметричной крышей.
На протяжении своей истории церковь неоднократно перестраивалась и ремонтировалась, меняя внешний облик и внутреннее убранство. По Писцовой книге 1628/29 г. в древнем кижском храме Покрова Пресвятой Богородицы церковное имущество состояло из скромного трехрядного тяблового иконостаса, включавшего праздничный, деисусный и местный ряды, двух поставных восковых свечей и деревянных сосудов в алтаре [1] .
В конце XVII в. (1693/94 г.) церковь сгорела от удара молнии. Но уже около 1695/96 г. она была отстроена вновь [2] . Согласно архивным документам, храм начал функционировать с придела в трапезной, который был освящен во имя святителя Николая Чудотворца. Натурное обследование, выполненное архитектором А. Т. Яскеляйненом, позволило ему выдвинуть положение о трех строительных периодах церкви [3] . Первый период строительства «клетского» храма представлен на чертеже, выполненном А. Т. Яскеляйненом.
Никольский придел размещался в трапезной, а его алтарь располагался в юго-западном углу кафоликона, примыкал к южной стене – отсюда и наименование «южный» (рис. 1). Алтарь придела, расположенный в молитвенном помещении, по мнению специалиста, является для Карелии исключительным явлением [4] . Его реконструкция произведена А. Т. Яскеляйненом на основе хорошо сохранившихся врубок в стенах и на полу кафоликона и трапезной. Место Царских врат в иконостасе (в стене сохранился стояк) и престола (в полу в прямоугольных углублениях остатки от врезавшихся в пол 4 ножек престола), следы от клиросов легко прослеживаются по имеющимся остаткам Никольского придела в храме.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Придел занимал пространство в длину 1сажень 2% аршина и в ширину 1 сажень 2'Л аршина. Между Никольским приделом и церковью Покрова Пресвятой Богородицы находилась капитальная стена длиной 4 сажени 1'Л аршина [5] . В трапезной размещалась довольно большая печь и два клироса. Перед левым клиросом находился стол для сбора денег. Священники сетовали, что для молящегося народа остается очень мало места в кафоликоне и алтарное помещение придела, расположенное в покровской части храма, тесное [6] .
Основываясь на результатах дендрохронологического анализа бревен Покровской церкви, А. Т. Яскеляйнен определил второй строительный период 1710–1720-ми гг., полагая, что строительство зимнего храма возобновилось после возведения летней Преображенской церкви. Третий строительный период по его данным – 1740-е гг., с полной переборкой церкви в 1750–1751 гг. Он основан на датировке бревен с 1740 по 1749 гг. [7] Также это в значительной мере подтверждается церковным документом, в котором храм датируется 1756 г. [8] Но этот год выявлен нами только в одном архивном деле, в остальных датировка церкви – 1764 г. Возможно, как и предполагает архитектор, было переосвящение храма в 1764 г., по каким-либо причинам, пока неизвестным.
Согласно церковным документам, 1764 г. был датировкой Покровской церкви до выявления архивного источника 1693/4 г.
Ремонтные работы на церкви и в ее интерьере производились регулярно и в дальнейшем. Так, например, в ведомости от 1802 г. записано: «Вторая особо состоящая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с теплым приделом во имя святителя Николая Чудотворца деревянная новая. Утварь и благолепие в ней посредственно» [9] . Опять новая? Спустя 20 лет, в 1822–1823 гг., «постройка чинена по предписанию духовного правления последовавшего... за № 126-м». «Поряд» включал перекрытие кровель придела и трапезной по потокам. Из внутренних работ указана починка церковной печи [10] [11] . Здесь же отметим, что в 1875 г. крыши перекрыли новым тесом, причем перекрывали кровлю со скалой, в количестве 50 штук11, затем вновь ремонтировали в 1892 г. [12]
Из описи 1865 г., а также из приходо-расходных книг известно, что в церкви произвели крупный ремонт, изменивший ее интерьер. Удалили Никольский придел «за теснотою» [13] , увеличив пространство трапезной и кафоликона. Произвели «переделку окон», употребив 50 листов стекла, стены церкви обили шпалерами и панелями, выполнили «кладку печи» [14] . Преобразования коснулись также иконостаса в собственно церковном помещении.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Новый иконостас был исполнен крестьянином дер. Клементьевской Сен- ногубского прихода резчиком Иваном Дмитриевым Грешниковым, который подрядился на «работу в Покровскую церковь иконостаса, ценою в 120 руб. сер.» [15] . Помимо иконостаса И. Д. Грешников выполнил обивку стен шпалерами и покраску стен снаружи [16] .
В описи 1865 г., составленной по окончании ремонта, иконы в верхних рядах иконостаса перечисляются стоящими в тяблах, Царские же врата и сень резные позолоченные [17] . В предыдущих описях 1826/1827 и 1829/1830 гг. Царские врата обозначены как «гладкие в средине коих образа Благовещения Пресвятыя Богородицы и четыре евангелиста. Подле них по обеим сторонам столбики гладкие на коих образ Спасителевъ и Богоматери со святители». Сень также «гладкая, на ней изображен Агнец Божий а по сторонам
Тайная вечеря», и «все оное написано на красках» [18] . Описание этих Царских врат подобно содержанию Царских врат, установленных в Покровской церкви при музеефикации храма и восстановлении иконостаса в 1950-е гг.
Аналогично в описях первой трети XVIII в. зафиксированы и Царские врата в Никольском приделе, но без навершия (сени) над ними [19] .
Благочинный округа на тот период священник Стефан Ржановский сообщал, что «в Покровской церкви и в пределе теплой трапезы иконостасы простые и не во многих местах столярной работы, крашенные и несколько позолоченные» [20] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Незадолго до капитального ремонта в Покровской церкви, а именно в 1861 г., было выполнено обследование храма. В отчете указывалось о необходимости удаления придела, констатировалось, что покровский алтарный престол «немного накренился, и что его верхняя доска треснула», церковные стены «следовало бы обить пилеными досками», окна «для этой церкви слишком малы и все требуют ремонта» [21] . Забегая вперед отметим, что в 1875 г. приход заключил договор с Савелием Васильевым Кочановым из дер. Великая Нива на выполнение большого объема внешних работ на церкви, из внутренних дел нужно было покрыть престол новыми пилеными досками [22] . В этом же году все намеченные работы были «произведены прочно и добросовестно» [23] .
В период ремонтных работ, в 1865 г., православный иконописец крестьянин дер. Огорелыши (бывший скит Выговского староверческого общежительства) Повенецкого уезда Василий Алексеев Потапов поновил часть икон, вошедших в иконостас. За поправку икон он получил 30 рублей серебром [24] . Масляная живопись этого мастера хорошо видна на иконах из праздничного ряда (реставратором Н. Перцевым оставлены записи в местах утрат авторской живописи). После демонтажа придела иконы из него были установлены в иконостасе церкви. Те иконы, которые не вошли в него, были перемещены в алтарь. В церковных описях они перечислены как в иконостасе, так и в алтаре [25] .
Сведения из церковных документов не позволяют полностью определиться с конструкцией иконостаса, выполненного мастером И. Грешнико- вым. Нельзя исключать, что в верхних рядах появились резные детали, но иконы в рядах описаны по традиции «в тяблах». Создание И. Д. Грешнико- вым столярного иконостаса с элементами резьбы обошлось приходу в 120
руб. Это самая низкая цена из всех выявленных иконостасных работ в XIX столетии на территории Олонецкой губернии [26] , в то время как средняя стоимость по тем временам была в пять раз выше [27] . Это наводит на мысль, что иконостас позднее еще раз подвергался переделке. В церковной ведомости за 1884–1885 гг. есть запись о том, что в Покровской церкви иконостас от стены отошел, следовательно – «необходимо оный разобрать и исправить». Кроме того, «в той же церкви пол один и чрез оный проникает сильный холод, нужно настлать другой пол и сделать смазку», стены внутри церкви требуется обшить тесом и окрасить». Ремонт, согласно ходатайству местного причта и старосты, разрешено произвести с употреблением на это... суммы 300 руб. консисторией от 8 июля сего 1885 г. [28]
В конце XIX столетия кижане вновь собирали средства на ремонтные работы покровского иконостаса (золочение ?) [29] . Из материалов 1940-х гг. финского исследователя Л. Петтерссона известно, что в 1901–1902 гг. мастер-позолотчик Александр Степанов Ильин, ростовский мещанин Ярославской губернии, с артелью ремонтировал иконостас и реставрировал иконы «в чисто греческом стиле» в кижской Преображенской церкви [30] . Это же имя выявлено на двух иконах из кижского зимнего храма Покрова Пресвятой Богородицы [31] . На обороте иконы «Спас в силах» читается карандашная полустершаяся надпись об отправке А. С. Ильину иконы. На этой же иконе сохранилась наклейка (накладная квитанция), которая содержит текст о том, что мастер отправил из Петербурга иконы в Кижи – в церковь Спаса [32] . Другая икона с частично сохранившейся наклейкой с тем же содержанием – «Иоанн Предтеча» из деисусного чина. Лик Иоанна на иконе написан в ином стиле. Исходя из имевшихся наклеек и изменения внешнего вида иконы «Иоанн Предтеча», можно сделать вывод о довольно длительных связях кижского причта с А. С. Ильиным, который, будучи ростовским мещанином, проживал, как выясняется из квитанций, в г. Петербурге на[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Кавалерградской улице, 20 и часть кижских икон поновлял в Петербурге. В церковной ведомости за 1906 г. записано, что иконы в покровском иконостасе и в храме исправлены в 1903 г. на средства прихожан, что соответствует обозначенным связям кижан с А. С. Ильиным, поновлявшим как преображенские, так и покровские иконы.
Из этого же документа известно, что в 1903 г. был завершен очередной ремонт в зимней церкви: «полы исправлены, стены и потолки оштукатурены» (до этого были «шпалеры». – Г. Ф.), «иконостас и прочие киоты в церкви исправлены», в алтаре устроена изразцовая печь, а в церкви сделаны две железные печи («голландки». – Г. Ф.), на что употреблено 718 руб. 49 коп., пожертвованных благотворителями [33] . Если фрагмент документа от 8 июля 1885 г. об употреблении на ремонт суммы 300 руб. выделен консисторией и верно процитирован, то в сложении выходит так: 300 + 718, 49 = 1018 руб. 49 коп. Это вполне серьезная сумма для выполнения указанных работ.
Источники конца XIX – начала ХХ в. позволяют считать, что иконостас был вновь изменен в начале ХХ в.
Этот вариант иконостаса запечатлен на фотографиях 1940–1950-х гг. Восточная часть кафоликона к тому времени претерпела значительные изменения. Иконостас в нижней части приобрел монументальный вид. Каждая икона местного ряда и алтарные врата были оформлены в рамы с каннелиро- ванными колоннами под мрамор и мощным золоченым архитравом. Во втором, праздничном ряду иконы разделялись пилястрами, в третьем – скромными планками. В навершии Царских врат появилось характерное для подобных форм иконостаса резное сияние, вокруг круглой иконки с благословляющим Саваофом. Такие иконостасные формы в XIX в. обычно делались по архитектурным проектам, утверждавшимся в Епархиальном управлении.
В эти же годы солея получила ограждение в виде преграды из точеных балясин. По всей вероятности, это ограждение было выполнено Егором Устиновым Трусовым из дер. Косельга, с которым был заключен договор на ремонтные работы в церковных зданиях погоста. По договору от 5 августа 1902 г. Е. Трусов должен был удалить кровлю с куполов Покровской церкви «и установить в ней /вокруг нее/ решетчатую ограду» [34] . В этом отрывке[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
заметна сложность прочтения, которая объясняется двойным переводом источника: первоначально Л. Петтерссоном с русского на финский, затем С. Кочневым обратно на русский язык. Отсюда осторожность перевода на русский язык С. Кочневым информации по исполнению «ограды» в церкви. В этом фрагменте текста можно подразумевать сооружение ограды вокруг церкви (?) или по периметру кровли восьмерика (?), но сумма, которая назначена за все работы (55 руб.), мала с учетом других дел. В эту цену в договоре, помимо двух церковных работ, включены строительные и ремонтные работы в двух домах прихода. Они включали разборку и поновление сарая, покрытие новой кровлей одного дома, ремонт 7 окон, строительство хлева и ремонт полов и кровли в другом доме [35] . Естественно предположить, что преграда из балясин у солеи появилась в церкви по завершении работ с иконостасом. После выполнения всех работ в кафоликоне Покровской церкви открытым остался только амвон.
Ордерный иконостас с тремя рядами икон (местный, праздничный и деисусный) просуществовал всю первую половину ХХ столетия.
Во время Второй мировой войны Заонежье было оккупировано финскими войсками. Иконы из кижских церквей в 1943 г., наряду с другими иконами из заонежских храмов, были вывезены в Финляндию. Содержание покровского иконостаса в 1943 г. можно представить по схемам, составленным финским исследователем Л. Петтерссоном, который перед изъятием икон составлял схемы их расположения и ставил номера на тыльных сторонах икон.
В деисусном, верхнем ряду указаны следующие иконы [36] :
Во втором праздничном ряду указаны следующие иконы:
В нижнем ряду отмечены следующие иконы:
- [1] Чернякова И. А., Черняков О. В. Писцовые и переписные книги ХVI–XVII вв. как исторический источник по истории деревянного зодчества // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 1988. С. 71–72.
- [2] Документы и материалы по истории Кижского архитектурного ансамбля (1694–1945 гг.) / авт.- сост. В. А. Гущина, Б. А. Гущин. Петрозаводск, 2013. С. 11.
- [3] Яскеляйнен А. Т. Новый взгляд на историю церкви Покрова Богородицы Кижского погоста // Народное зодчество. Межвузовский сб. Петрозаводск, 1999. С. 123–138.
- [4] Там же. С. 132.
- [5] Там же. С. 128–138.
- [6] НА МЗК, КП-3168, л. 6 (материалы Л. Петтерссона).
- [7] Яскеляйнен А. Т. Новый взгляд... С. 135–137.
- [8] НА РК. Ф. 25, оп. 15, д. 73/1568, л. 18.
- [9] НА РК. Ф. 25, оп. 15, д. 97/2079, л. 14.
- [10] НА РК. Ф. 699, оп. 1, д. %, л. 28 об., 35–36.
- [11] НА РК. Ф. 25, оп. 20, д. 66/746, л. 25 об.
- [12] Документы и материалы. 2013. С. 90, 97.
- [13] НА РК. Ф. 25, оп. 15, д. 73/1568, л. 18. В сведениях от 1863 г. о кижских церквях записано: «По числу прихожан избытка церквей равно как и недостатка в оных нет, кроме того, что Церковь Покровская и Предел в оной малы и для народа довольно тесны. Для устранения этого неудобства необходимо означенный Никольский придел упразднить и тогда церковь будет пространнее».
- [14] НА РК. Ф. 699, оп. 1, д. 1/5, л. 12–13 об.
- [15] Там же. Л. 12–14.
- [16] НА РК. Ф. 699, оп. 1, д. 2/8, л. 45.
- [17] Там же. Л. 5, между 5–6.
- [18] НА РК. Ф. 25, оп. 15, д. 129/2449, л. 9 об. Этот же текст продублирован в описи 1831 г. (НА РК. Ф. 699, оп. 1, д. 1/5).
- [19] Там же. Л. 12 об.
- [20] Документы и материалы... 2013. С. 34.
- [21] НА МЗК. Ф. 1, оп. 3, д. 2738, л. 20 (л. 14 ориг.) (Материалы из фонда Л. Петтерссона (Кижский погост). Сметы, счета с 1813 г., л. 6 (л. 5 ориг)).
- [22] Там же. Л. 16. (л. 11 ориг.).
- [23] Документы и материалы. 2013. С. 90.
- [24] НА РК. Ф. 699, оп. 1, д. 1/5, л. 12–13.
- [25] НА РК. Ф. 699, оп. 1, д. 1/5.
- [26] Фролова Г. И. Иконостасные мастера Обонежья XVIII – начала XX века // Кижский вестник. Петрозаводск, 2000. Вып. 5. С. 167–179.
- [27] Там же. С. 186.
- [28] Документы и материалы. 2013. С. 92. Цитата из материалов В. А. Рунова (НА РК б/н. л. 151).
- [29] Там же. С. 94. В ведомости за 1888 г. указано пожертвование на позолоту иконостаса в Покровской церкви в июне – августе 130 руб., в октябре 45 руб. (НА РК. Ф. 25, оп. 20, д. 69/803).
- [30] НА МЗК. Ф. 1, оп. 3, д. 2738, л. 8–13, 19–20.
- [31] Древняя живопись Карелии. Фонды музея «Кижи». Каталог / авт-сост. И. М. Гурвич. Петрозаводск, 1980. С. 8. Текст на обороте иконы: «Накладная // в Кижи // в церковь // Спаса // икона в. // ковь Спаса // Причту и Старосте // Податель Алек // сандръ Ильинъ // Пит.рбургъ // Кав. // улица д № 2–20 // И 76».
- [32] Текст «в Кижи в церковь Спаса» означает место доставки по главной церкви, т. е. адрес – Спасо-Кижский приход.
- [33] Документы и материалы... 2013. С. 106. Заметим, что печи в храме регулярно ремонтировали и перекладывали.
- [34] Там же. С. 105. Процитируем текст договора, переписанный Л. Петтерссоном в переводе С. Кочнева: «1902 5/8. Договор. Егор /Устинов / Трусов/ из деревни Косельга Великогубского района обязуется удалить наружную кровлю с церкви Покров Богородицы, а именно с ее куполов, и установить в ней /вокруг нее/ решетчатую ограду. /В церкви/. Отремонтировать два церковных дома для двоих чтецов псалмов. Отремонтировать 7 окон в доме Любошина, а также разобрать и поновить сарай и покрыть весь дом новой кровлей /кроме сеней/, сделать перегородку /промежуточную стену/, построить хлев, сделать пол в избе и пол в сарае. В доме Нахвального он сделает новый пол и новый свес кровли с одной стороны и покроет вновь одну сторону дома. Всю эту работу он обязуется выполнить за 55 рублей» (НА МЗК. Ф. 1, оп. 3, д. 2738, л. 20 (л. 14 ориг.). Материалы из фонда Л. Петтерссона (Кижский погост). Сметы, счета с 1813 г.).
- [35] Там же. Л. 20 (л. 14 ориг.).
- [36] Здесь и далее ячейки без шифра обозначены мной вопросительным знаком. Если икона известна из других источников, она указана в схеме после вопросительного знака.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.