Платонов В.Г. (г.Петрозаводск)
Учет церковных древностей в Олонецкой губернии по архивным материалам второй половины XIX в.
@kizhi
Аннотация: В статье дается обзор некоторых архивных источников, содержащих сведения о чудотворных, явленных и местночтимых иконах, хранившихся в церквях Олонецкой (отчасти и Архангельской) губерний во второй половине XIX в. Из числа привлекаемых источников наиболее ценные сведения содержат метрики церквей, которые составлялись членами церковного причта, владеющими наиболее полной информацией об иконах и других древностях.
История открытия и изучения истории древней иконописи Карелии, начинавшаяся в середине – второй половине XX в., имела некий подготовительный этап собирания сведений о «древностях» Олонецкой губернии во второй половине XIX в. Интересно проследить, как возникало и трансформировалось в среде духовенства и чиновников губернии представление о ценности произведений древнерусской культуры, на какие памятники обращали внимание в первую очередь. Во второй половине XIX в. в России уже широко использовалось понятие «древность», в том числе и по отношению к произведениям иконописи допетровской эпохи. Отчасти это отразилось и в материалах по Олонецкой губернии.
Целью настоящей статьи является обзор упоминаний в некоторых архивных источниках чудотворных, явленных и местночтимых икон, а также почитавшихся за их древность произведений иконописи, хранившихся в церквях Олонецкой губернии во второй половине XIX в. Из числа архивных источников мы просмотрели следующие документы: «О собрании сведений о древних церквях и часовнях» 1872 г. (НАРК. Ф. 2, оп. 50, ед. хр. 12/43); «Дело по отношению Императорского Московского археологического общества о высылке в оное к октябрю 1889 г. на предстоящую выставку древностей, хранящихся в церквях и монастырях Олонецкой епархии» 1889 г. (НАРК. Ф. 25, оп. 1, ед. хр. 69/30); метрики церквей по Олонецкой (и отчасти по Архангельской) епархиям (Архив Института истории материальной культуры РАН. Разряд III. Метрики церквей).
Составлявшиеся в разные годы и для разных целей, эти документы большей частью не совпадают по перечню и количеству выявленных икон и, как показывают данные XX в., далеко не полностью отражают реальную картину. Составители изученных документов, основываясь на местной традиции почитания тех или иных памятников иконописи и на преданиях старины, в основном выделяли местночтимые, явленные и чудотворные иконы. Уже сама принадлежность иконы к одной из этих групп считалась как бы залогом ее исторической ценности. Вопросы о художественной ценности, времени создания, принадлежности к той или иной школе в то время даже не ставились. Наиболее обширный материал дают метрики церквей, составлявшиеся членами клира этих церквей, хорошо знавших особенности их убранства и даже стремившихся воспроизвести детали иконографии, имевшиеся надписи исторического характера на иконах и на храмоздательных крестах. К числу несомненных признаков старины относили темный, закоптелый вид икон, полный аскезы «греческий» (а не итальянизированный в духе живописи Возрождения) тип изображения фигур и ликов, наличие греческого слова «оагиос» (святой) перед именами персонажей.
Первым из изученных документов является сводка ответов на распоряжение губернатора ко всем уездным исправникам Олонецкой губернии прислать сведения о древних церквях и часовнях (и находящихся в них старинных предметах). Для каких целей собирались эти сведения, в источнике не указано. В архивном деле содержится информация по семи уездам Олонецкой губернии. Указываются данные по деревянным и каменным храмам, построенным до конца XVIII в. Для полноты картины упоминаются также старинные предметы (богослужебные сосуды, детали убранства), находившиеся в культовых постройках. Из числа икон обычно указываются храмовые, чудотворные и местночтимые иконы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В церкви Преображения Господня Кижского погоста упоминается образ Спасителя старинного письма, «почитаемый за чудотворный, который прежде находился в древней церкви Преображения Господня и разоренной во время нашествия литовцев на Кижи»1. Далее излагается известное сказание о трехкратном возвращении леса, заготовленного на строительство новой церкви, от места у прежней церкви на новое, расположенное за две версты: «Когда же в третий раз найден был на горе в можжевельнике образ Спасителя, то положили тут строить и храм, где находится он и доныне». Отмечается, что на образе «показывают с левой стороны знак, как говорят, произошедший от литовской пули во время сражения с крестьянами» [1] [2] . Кроме этой иконы другие произведения не указываются, хотя в иконостасе Преображенской церкви, как стало известно уже в XX в., имелись такие старинные памятники, как иконы «Преображение» и «Покров», не говоря о древних иконах в соседней Покровской церкви. На эти произведения впервые указал И. Э. Грабарь в 1926 г. В Покровской церкви он отметил «чинок в алтаре нач(ала) XV в., апостольский чин XV в., также Покров Богородицы (храмовая) нач(ала) XV в. и Никола в интерьере на южной стене у правого клироса. Все сильно переписаны» [3] . Относительно храмовой иконы «Преображение» Преображенской церкви И. Э. Грабарь замечает, что хотя на ней живопись XVIII в. («под которой ничего нет»), она написана на более древней доске с односторонней шпонкой («быть может, XV в.») [4] .
Церковь великомученицы Варвары в селении Яндомозеро была построена, «по сказанию старожилов» [5] , по случаю явления иконы св. Варвары, поставленной затем в местном ряду иконостаса. Поэтому датировка иконы в данном источнике увязывается с датой постройки храма, указанной на хра- моздательном кресте (1650 г.), который хранился в церкви. Икона св. Варвары была украшена серебряною ризой с позолоченными венчиками [6] . Сегодня нам известно, что в Варваринской церкви находились многие произведения древнерусского искусства. Среди них выделяются поясной образ св. Николая XVI в., икона «Св. Никита, с житием» с вкладной надписью второй половины XVII в. (надпись плохо сохранилась), несколько более поздние иконы деисусного чина и двухрядные иконы с изображением праздников и поясных пророков (все в собрании МИИ РК).
Шелтозерско-Бережская церковь Преображения Господня построена, согласно надписи об освящении жертвенника, в 1776 г. В церкви находился образ великомученика Георгия, вынесенный крестьянами из более ранней сгоревшей церкви и «чтимый местными и окрестными жителями» [7] .
В Машезерской приходской Ильинской церкви хранился чудотворный образ пророка Илии, который «будто бы приплыл на камне вместе с образом св. Николая Чудотворца вверх по течению реки Лососинки и остановился в 100 саженях от нынешней плотины, где камень и теперь находится, а над ним поставлен крест. Образ же Пророка Илии найден был на острове озера Маш, а Николая в деревне Лососинской, где теперь стоит в часовне между густыми елями, имеющей четырехугольный вид, с крышею на два ската» [8] . Икона Пророка Илии сохранилась до нашего времени (находилась в частном собрании в Москве, позднее похищена). Это произведение северной иконописи датируется в литературе XV в. [9]
В часовне дер. Ерши хранился «замечательный образ Владимирской Божией Матери, почитаемый в народе чудотворным и посещаемый каждогодно многими богомольцами» [10] . Судьба этой иконы неизвестна, в отличие от местночтимого образа Богоматери «Одигитрия Смоленская», из часовни дер. Кинерма: «Документов об этой иконе никаких нет, но предание сохраняется в местности, что при пожаре часовни, давно бывшего (времени определить не могут), означенный образ один остался и найден был на поле около полуверсты от деревни, самый образ обыкновенный» [11] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В каменной церкви св. Троицы Андомского прихода при реке Андоме на Пудожском почтовом тракте «местными жителями уважается... древняя живописная икона Святителя и чудотворца Николая, находящаяся на столпе, на ней риза медная, а по бокам живописные изображения чудес. Словесное народное предание говорит вот что: в древности будто бы горели здесь две церкви и истреблено все имущество оных, но эта одна икона осталась по особенное чудодейственной силе уцелевшею.» [12] . В Троицкой часовне Куржин- ской пустыни Вытегорского уезда «особенно уважается не только прихожанами, но и сторонними» икона Живоначальной Троицы, на поклонение которой богомольцы приходят за сто и более верст [13] .
Кроме названных икон в некоторых храмах губернии хранились и другие старинные предметы, из числа которых укажем на деревянный потир и лубочные венцы в Фоймогубской Успенской церкви, целый ряд предметов в Марциальноводской Петровской церкви (пять подсвечников работы Петра I, деревянная дарохранительница, полотняные ризы и пояс с кистями работы царицы Прасковьи Феодоровны, шитые изделия в Соломенской церкви Сретения (риза работы царицы Прасковьи Феодоровны, полотняные с выбойчатым оплечьем и шелковый пояс с кистями работы царевны Софии Алексеевны (возможно, повторение сведений из Марциальноводской церкви?) [14] .
Любопытно сравнить указанный перечень древностей в церквях и часовнях Олонецкой губернии с данными «Дела по отношению Императорского Археологического Общества о высылке в оное к октябрю 1889 г. на предстоящую выставку древностей, хранящихся в церквях и монастырях Олонецкой епархии» [15] . Выставка по случаю VIII Всероссийского археологического съезда проведена Московским археологическим обществом в 1890 г. в залах Исторического музея. Выставка имела большой общественный резонанс. На ней были представлены «древности» из частных собраний, а также из Тверского, Рязанского и Московского исторических музеев [16] . К этому времени в России широко использовалось в научной литературе, разного рода изданиях понятие «церковные древности», однако оно с трудом приживалось в среде губернских и епархиальных чиновников. Это подтверждают ответы епархиальных властей.
В перечне предметов, которые Археологическое общество просило выслать на выставку, на первом месте указаны памятники иконописания [17] . Любопытно, что реакция на просьбу нередко была обескураживающе отрицательной. Так, архимандрит Александро-Свирского монастыря ответил, что «за недостатком времени и лиц, пригодных для труда по сему предмету, обитель Александро-Свирская не может принять участие в указанной выставке присылкою предметов» [18] . Многие церкви епархии ответили, что в их собраниях нет древних вещей. Можно предположить, что отрицательное отношение к подаче сведений о древностях могло быть отчасти продиктовано тем обстоятельством, что среди древностей, особенно происходящих из частных коллекций, в большом количестве оказывались иконы старообрядческих мастеров, якобы противных духу православия.
Правда, такая реакция была не повсеместной. Например, служители Мар- циальноводской церкви представили обширный список предметов из 13 номеров, представляющих интерес для выставки. Среди них нет произведений иконописи, но включены серебряные литургические предметы, оловянный дискос, брачные венцы из жести, произведения шитья [19] . С приведенным в предыдущем источнике перечнем древностей этой церкви совпадают только ризы и пояс с кистями, что отражает разницу в подходе к отбору «древностей» между представителями светских и духовных властей. Примерно такие же вещи были отобраны в Канакшанской Троицкой церкви Каргопольского уезда и в Пиркинской Христорождественской церкви Лодейно- польского уезда [20] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Наиболее полное представление о древностях, хранящихся в церквях Олонецкой епархии, дают метрики церквей, составлявшиеся в конце XIX в. непосредственно членами церковного причта. В структуре метрики, после сведений об истории церкви и местности, описания общего облика и составных частей храма, иконостаса, особо выделен раздел «Иконописание» (здесь даются описания стенных росписей и икон, данные о «поновлении икон», сведения о мастерах – на листах 10, 11 каждой метрики).
В Георгиевской церкви Юксовского прихода Лодейнопольского уезда Олонецкой епархии, построенной «в первой четверти XVI столетия», находится иконостас в три яруса: «Все иконы в иконостасе простого старинного письма в греческом стиле». В составе иконостаса выделены три древние иконы: поясной образ великомученика Георгия с крестом и свитком в руках; икона Иоанна Крестителя с чашей; икона великомученика Георгия в рост, с житием, с крестом и воинским знаменем. [21]
В храме Воскресения Господня Важинского прихода (1630 г.) был установлен иконостас из пяти рядов. В этой церкви хранилась местночтимая икона Казанской Богоматери [22] .
В с. Кондуши Олонецкого уезда, в церкви Архистратига Михаила (основана в 1613 г.), был установлен четырехъярусный иконостас. Среди икон находилась явленная икона св. Николая Чудотворца, «найденная, по преданию, крестьянином в земле около того места, где жил помещик Андрей Завалишин, а ныне преподобный Адриан Андрусовский, мощи которого почивают ныне в Андрусовой пустыни под спудом. Икона сия местночтимая, в серебряной ризе с надписью „Сия серебряная риза сооружена от семейства Петровых за спасение от холеры в 1849 году октября 2 дня”» [23] .
В Преображенской церкви Кижского погоста упоминаются находящийся в алтаре деревянный крест с надписью об освящении храма в 1714 г., четырехрядный резной иконостас с резными же Царскими вратами: «За правым клиросом находится икона Всемилостивого Спаса местночтимая, которая по народному преданию была прострелена пулею во время нашествия литовцев, каковой знак виден и теперь в правой руке» [24] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В церкви Рождества Пресвятой Богородицы с теплым приделом св. Варвары с. Кузаранда Петрозаводского уезда сохранились некоторые древние акты, связанные с постройкой храма: грамота 1721 г. на постройку церкви (сгоревшей в 1761 г.) и грамота 1765 г. на постройку «ныне существующей церкви». Иконостас в главном храме четырехъярусный, а в теплом приделе трехъярусный. Особенно почитаются местными людьми иконы Тихвинской Богоматери и св. Варвары. Икону Богоматери «Тихвинская» местное предание считает явленной, так как она была найдена неким старожилом по фамилии Жарких за городом Тихвином. Согласно другой легенде, икона Богоматери явилась братьям Григорию, Ивану и Алексею Ивановым (диакону и клирику церкви) лет двести тому назад и велела носить ее по домам для защиты людей и скота. Икона св. Варвары почитается как чудотворная. Из икон старого письма отмечены «Деисус», «Св. Георгий» (которая могла быть храмовой иконой самого первого в Кузаранде храма во имя св. Георгия), «Св. Николай Чудотворец», «Спас Нерукотворный». На последней иконе имелась летописная запись о создании иконы в 7184 г. (1675) по обещанию своему Еустафьевым. Кроме того, на этой иконе была криптограмма с зашифрованным простой литореей именем иконописца Мокейко Пантелеева, что является большой редкостью для иконописи Обонежья [25] . Кроме икон в храме отмечен резной золоченый запрестольный крест с датой 7161 (1653 г.).
В древней церкви св. Варвары дер. Яндомозеро Петрозаводского уезда хранился храмоздательный крест с датой освящения 10 января 7158 (1650 г.). Из икон особо отмечена в алтаре против жертвенника в позолоченном киоте старинная икона св. Варвары в серебряной ризе с надписью о вложении в 1703 г. данной иконы в Яндомозерскую церковь монахом Соловецкого монастыря Иларионом. Кроме того, в иконостасе стоит икона св. Варвары и св. Екатерины со страданиями и чудесами – «самая древнейшая» в храме [26] .
Богоявленская церковь в с. Челмужи Повенецкого уезда была освящена, согласно дате на имеющимся в церкви семиконечном храмоздательном кресте, в июне 7113 г. (1605 г.). По народному преданию, до постройки церкви в Челмужах была часовня. Возможно, к ней относится надпись с датой «лета 7085 (1577) месяца января» на еще одном хранимом здесь кресте. Особо отмечена составителем метрики резная икона размером 4 х 3 вершка (18,8 х 13,35 см), на которой в два яруса изображены: вверху Успение Богоматери с поясными фигурами св. Николая и св. Варвары по бокам, внизу трехглавая церковь на горе, преподобный Иоанн («без облачения, с главою Адама» (?), а по сторонам представлены в рост преподобные Антоний и Феодосий Печерские [27] .
В церкви Вознесения и Пророка Ильи с. Типиницы Петрозаводского уезда отмечены как местночтимые иконы «Вознесение», «Пророк Илья» и «Богоявление». Особо указана икона св. Параскевы Пятницы, на которой зафиксирована вкладная надпись с датой 7168 г. (1660) и именем вкладчика Ивана Стахиева, священноиерея Типиницкой церкви, с его братьями [28] .
В заключение для полноты картины приведем сведения об иконах из метрик некоторых храмов западной части Архангельской епархии, ныне входящей в состав территории Республики Карелия и Мурманской области.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В Никольской церкви с. Ковда Кемского уезда как древние выделены иконы Божией Матери, Спасителя и Николая Чудотворца [29] .
В церкви Богоявления Господня и Живоначальной Троицы с. Нюхча Кемского уезда среди нескольких икон старого письма выделена как местночтимая икона «Св. Николай Чудотворец» в серебряной ризе под золотом [30] .
В с. Шуерецкое Кемского уезда стоят три храма – святых Николая (1753 г.), Климента, папы Римского (1787 г.), и Параскевы Пятницы (1666 г.). В Никольской и Параскевинской церквях имеются местночтимые иконы св. Николая Чудотворца и св. Параскевы Пятницы. Последняя особенно интересна: «...Резная из дерева во весь рост, в деревянном киоте, на голове венец серебряный позолоченный, в виде короны. Над главою с обеих сторон два ангела резных из дерева, поддерживающих венец. В правой руке Параскевы – восьмиконечный крест, в левой деревянный свиток с написанием Символа веры. Цата и поручи на руках бусовые с жемчужинами» [31] .
В Успенском соборе г. Кеми (с приделами Св. Николая Чудотворца и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких), освященном в 1717 г., особо отмечены Царские врата Никольского придела. Они «обращают на себя внимание знатоков и по мнению их считаются довольно древними: резьба мелкая, гладкая, двери небольшого размера, а верх у них полукругом» [32] . Из других икон отмечены костяная икона Троицы, рама к иконам Спаса, Богоматери и Иоанна Предтечи [33] .
Анализ архивных источников второй половины XIX в. свидетельствует, что в категорию «церковные древности» включали в основном произведения иконописи с богатой «биографией» (неважно, легендарной или исторически обоснованной). В определенной степени такое представление было оправданным, так как чудотворные и явленные иконы чаще всего в самом деле были древними артефактами. Однако при этом чрезвычайно сужался круг выявляемых памятников. Не принимались во внимание произведения, лишенные «истории», а распознавать в иконе древность составители этих документов пока еще не умели. Первые опыты реставрации древнерусских памятников не получили широкой известности. Не могло помочь и обращение к нарождающейся в тот период науке о древнерусском искусстве. Ученые второй половины XIX в. занимались преимущественно вопросами истории памятников, развития иконографии, оставляя в стороне проблемы художественного порядка. За идеал художественного совершенства принимались памятники античного искусства и эпохи Возрождения, что мешало правильно оценить произведения византийского и древнерусского искусства с их «неправильным» рисунком, ненатуральными пропорциями фигур и искаженной перспективой. Прежде, чем утвердится правильное восприятие «русских древностей», должны были произойти реставрационные открытия древнерусской иконописи, что будет иметь место только в начале XX в.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] НА РК. Ф. 2, оп. 50, ед. хр. 12/43, л. 8.
- [2] Там же.
- [3] Из записной книжки И. Э. Грабаря об иконостасе Преображенской и Покровской церквей // Документы и материалы по истории Кижского архитектурного ансамбля (1694–1945 гг.). Петрозаводск, 2013. С. 113. «Чинок» (возможно, это «оплечный деисус») находился не в алтаре, а на паперти над входом в храм. Другого небольшого чина в Покровской церкви не было. Под «апостольским» деисусом, скорее всего, имелся в виду развернутый чин со святителями (Иоанн Новгородский), мучениками (Георгий). Эти иконы с несколько изменившимися после реставрации датировками находятся в собрании МИИ РК.
- [4] Там же. С. 114.
- [5] НА РК. Ф. 2, оп. 50, ед. хр. 12/43, л. 9.
- [6] Храмовая икона не сохранилась. В описи церкви 1872 г. на месте храмового образа (вторая справа икона от Царских врат) стояла икона «Св. Варвара и св. Екатерина, с чудесами». См.: Главная опись церкви святыя великомученицы Варвары Олонецкой епархии Петрозаводского уезда Яндомозерского погоста (НА РК. Ф. 25, оп. 12, ед. хр. 36/175, л. 8 об.).
- [7] НА РК. Ф. 2, оп. 50, ед. хр. 12/43, л. 11 об.
- [8] Там же.
- [9] Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XIV–XVI веков. М., 1966. C. 49, 50, табл. 53.
- [10] НА РК. Ф. 2. оп. 50, ед. хр. 12/43, л. 13.
- [11] Там же. Л. 20. Икона, датируемая в настоящее время началом XVI в., хранится в собрании МИИ РК. Об этом произведении имеются и другие свидетельства и варианты сказания. См.: Платонов В. Г. Икона «Богоматерь Одигитрия» XV в. из собрания Музея изобразительных искусств Республики Карелия. История и атрибуция «Богоматери Одигитрии» из деревни Кинерма // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник за 1996 г. М., 1998. С. 245–249.
- [12] Там же. Л. 24 об., 25.
- [13] Там же. Л. 25 об., 26.
- [14] Там же. Л. 9 об., 13 об.
- [15] НА РК. Ф. 25, оп. 1, ед. хр. 69 / 30.
- [16] Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М., 1986. С. 206.
- [17] НА РК. Ф. 25, оп. 1, ед. хр. 69/30. л. 2.
- [18] Там же. Л. 6.
- [19] Там же. Л. 8.
- [20] Там же. Л. 12, 14.
- [21] Архив ИИМК. Разряд III. Метрики церквей. № 4205. Деисусный чин из Юксовичей конца XV в. ныне хранится в собрании ГРМ.
- [22] Там же. Метрика № 4206.
- [23] Там же. Метрика № 4207.
- [24] Там же. Метрика № 4217.
- [25] Там же. Метрика № 4218. Подробнее об этой и других иконах с тайнописью см.: Платонов В.Г., Сергеев С. П. Икона «Огненное восхождение пророка Ильи, с житием» 1647 г. с криптограммой // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1983 г. Л., 1985. С. 304– 312.
- [26] Там же. Метрика № 4222.
- [27] Там же. Метрика № 4224.
- [28] Иконы хранятся в собраниях ГРМ и МИИ РК.
- [29] Метрика № 25. В этом перечне, вероятно, указаны сохранившиеся до нашего времени памятники: храмовая икона «Св. Николай, с житием» XVI в. (ныне в ГРМ), иконы рубежа XVI–XVII вв. «Богоматерь «Одигитрия Смоленская» и «Спас в силах» (ныне в МИИ РК).
- [30] Там же. Метрика № 145.
- [31] Там же. Метрика № 119.
- [32] Там же. Метрика № 141.
- [33] В XX в. выяснилось, что в Успенском соборе г. Кеми находились многие древние иконы (XV–XVI в., например, храмовое «Успение» (ныне в ГРМ), Деисусный чин Зосимо-Савватиев- ского придела (на временном хранении в МИИ РК)).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.