Дудинова Т.Ю. (г.Петрозаводск), Хуттер И.И.
Подписные колокола XIX — первой четверти XX в. в коллекции музея- заповедника «Кижи» (обзор коллекции)
@kizhi
Аннотация: В статье дан обзор церковных колоколов из коллекции музея-заповедника «Кижи» с опознавательными надписями производителей, дающими представление об изделиях русских колокольных заводов XIX — первой четверти XX в., распространенных на территории Олонецкой губернии.
Коллекция колоколов в музее «Кижи» начала формироваться сразу после его основания в 1966 г. На протяжении долгого времени сотрудники музея собирали, описывали и изучали поступившие в фонды колокола, среди них Алексей Тихонович Беляев, Виола Анатольевна Гущина [1] , Борис Александрович Гущин, Людмила Михайловна Попова, Николай Иванович Шилов. При подготовке статьи были использованы наработанные ими и хранящиеся в фондах музея материалы. Существенную поддержку и помощь оказала Елена Васильевна Титова, хранитель коллекции «Металл». В работе широко использована информация о русских колокольных заводах из энциклопедии литейщиков «Колокольное дело в России во второй половине XVIII – начале XX века» профессора Глушецкого Андрея Анатольевича (М., 2010).
В коллекции музея «Кижи» хранится 29 церковных колоколов, датируемых XIX – первой четвертью XX в. Особое место занимают в ней 10 колоколов с надписями производителей. Они были отлиты на пяти заводах в трех колокололитейных центрах России и являются свидетельствами бытования продукции известных российских колокололитейных центров на территории Олонецкой губернии в рассматриваемый период времени. Именно эти колокола будут предметом нашего внимания в данной статье.
Самый большой колокол КП-3482 (рис. 1), высотой 118 см, привезли в музей из экспедиции в дер. Орусъярви Питкяранского района в 1976 г. Он был единственным из уцелевших колоколов на колокольне храма, построенного в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» в 1900 г., а сделанная на нём надпись свидетельствует об отливке колокола в Санкт-Петербурге на заводе В. М. Орлова в 1912 г.
Колокол наряден: рельефные пояса с надписями между ними, четко прорисованные изображения могут говорить о высоком качестве литья. Верхняя часть тулова украшена рельефным поясом растительного орнамента с мотивом трилистника. Ниже сделана надпись стилизованной славянской вязью: «БЛАГОВЕСТВУЙ ЗЕМЛЕ РАДОСТЬ. ВЕЛИЮ ХВАЛИТЕ НЕБЕСА БОЖИЮ СЛАВУ» [2] . Между началом и концом фразы – рельефное изображение звезды Соломона. Центральная часть тулова оформлена широким рельефным поясом с растительным орнаментом и геометрическими фигурами. Его основу составляет повторяющийся раппорт из чередующихся трилистника и «плетёнки» в дисках на фоне арабесок. Пояс украшен барельефными изображениями икон: «Св. Николай Чудотворец», Богоматерь «Всех скорбящих Радость», «Господь Вседержитель». На переходе вала в поле два пояса с текстом: «СЕЙ КОЛОКОЛ СООРУЖЁН НА СРЕДСТВА КРЕСТЬЯН П. А. ТУУТТИ и Н. И. УККОНЕНА» и «ОТЛИТ С.ПЕТЕРБУРГСКИМ КОЛОКОЛОЛИТЕЙНЫМ МАСТЕРОМ В. М. ОРЛОВА 1912 ГОДА ВЕС 51 ПУД 36 ФУНТ». Ниже текстов расположен рельефный пояс с растительным орнаментом. Рассматриваемый колокол является не только самым большим в коллекции, но и самым информативным. Имеющиеся на нём надписи рассказывают о месте и дате производства, весе колокола и содержат важное сообщение о людях, на чьи средства он был «сооружён». Сохранился оригинальный язык на кожаном подвесе.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Купец Василий Михайлов Орлов владел и управлял колокольным заводом с 1888 по 1910 гг. (в 1908 и 1909 гг. завод не работал). В 1910 г. он был сдан в аренду. В объявлении 1888 г. указывалось: «Честь имею донести до сведения епархиальных начальств, что колокольный завод А. П. Васильевой, основанный в 1845 г. в Санкт-Петербурге на Малой Охте, по Кошкиной ул., не закрыт, а перешёл во владение с.-петербургскому купцу В. Орлову и принимает заказы на отливку новых, переливку старых колоколов» [3] .
Следует уточнить, что в 1880-е гг. завод был организован на основе производственной базы, созданной на Малой Охте в 1845 г. валдайскими мастерами Стуколкиными. В 1870-е гг. колокольные заводы Стуколкиных на ст. Валдайка и в Петербурге по-родственному переходят А. П. Васильевой, а в 1888 г. – В. М. Орлову.
Кроме представленного выше колокола из дер. Орусъярви, в коллекции подписных колоколов собрания музея-заповедника «Кижи» хранится ещё три колокола завода В. М. Орлова: на двух имеются подтверждающие надписи, один можно считать «орловским» на основании ряда признаков.
На колоколе КП-259/1 (рис. 2) тоже имеется надпись о производстве на заводе В. М. Орлова: «ЛИТ В С ПЕТЕРБУРГЕ В ЗАВОДЕ В ОРЛОВА. 6 П. 14 Ф.». Колокол оформлен рельефным поясом с растительным орнаментом и ромбовидными фигурными розетками, в которых чередуются изображения Евангелия, Евхаристической чаши и Скрижали Завета. Между розетками – изображение креста. Колокол традиционной формы, был отлит с четырьмя ушами, двое из которых двойные. В настоящее время они утрачены.
Третий в рассматриваемой группе колокол КП-2781 (рис. 3) можно датировать второй половиной XIX в. Надпись стилизованной вязью в верхней части тулова, «СПБ В. Орлова», свидетельствует о его производителе, а углубленное клеймо – о весе в 5 пудов 15 фунтов. Почти по центру тулова, под надписью, оформлен рельефный пояс с растительным орнаментом из 9частных пальметт. Долгое время колокол находился у одного из коллекционеров, был привезен в Петрозаводск из Пскова и приобретен музеем в 1987 г. В комплекте с колоколом сохранился язык [4] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Во время комплексной экспедиции в районы Карелии в 1980-е гг. сотрудниками музея был обнаружен колокол КП-1167 [5] (рис. 4) с рельефной надписью по краю юбки: «ЛИТ В С.ПЕТЕРБУРГЕ 1886 ГОДА ВЕСУ 12 ПУД. 27 ФУН.». Данный колокол тоже мог быть произведён на колокольном заводе В. М. Орлова, хотя упоминание завода в надписи на колоколе отсутствует. Возможно, это связано с тем, что в 1886 г. завод ещё принадлежал А. П. Васильевой, а перешёл к В. М. Орлову только в 1887–1888 гг. Предположение также основывается на сравнении рассматриваемого с описанным выше колоколом КП-259/1 с надписью, свидетельствующей об отливке в Санкт- Петербурге на заводе В. М. Орлова. Декор широкого фриза на тулове у обоих колоколов совпадает до мельчайших деталей. Он проходит по центру и представляет собой раппорт повторяющихся декоративных ромбических рамок с килевидным завершением углов. Внутри каждой рамки – чередующиеся символические изображения: Евангелие, Евхаристическая чаша, Скрижали с десятью заповедями Моисея. Между ромбическими рамками – четырёхконечные кресты. Поле фриза заполнено растительным орнаментом. На колоколе КП-1167 под орнаментальным поясом отлито крупное изображение двуглавого орла, а фриз разделён овальным картушем с образом Николая Чудотворца.
В конце XIX в. под Санкт-Петербургом, в г. Гатчине, открывается колокольный завод Александра Степановича Лаврова (1838–1904) – ученого металлурга и генерал-майора артиллерии, известного экспериментами по усовершенствованию колокольного литья: «Бронзово-литейный завод, работавший на основе применения изобретенной А. С. Лавровым фосфористой бронзы, был основан им в 1876 г. в собственном имении, расположенном возле г. Луги. После пожара 1877 г. завод переносится в Гатчину, где выпускает запасные части для артиллерийских орудий, специализируется на приготовлении лигатур и баббитов, формовке изделий из меди и чугуна, фабрикации графитовых тиглей и т. н. „фасонной стали”, проводя постоянные опыты по усовершенствованию прочности колокольной бронзы. Своеобразие гатчинских „неразбиваемых колоколов” состояло не только в использовании оригинальных бронзовых сплавов, но и в применении колокольных языков нового типа – облегченных цельнолитых стальных языков» [6] .
В фондовой коллекции музея два колокола отливки завода Лаврова: КП- 4408 (рис. 5) и КП-159/1 (рис. 6). Первый колокол был приобретён музеем в 1994 г., второй привезли из экспедиции в Кондопожский район в 1970 г. [7] Оба колокола традиционной формы и могут быть датированы второй половиной XIX в. На них есть надписи, свидетельствующие о точном месте их производства. Буквы «А. С. Л.» – инициалы владельца Александра Степановича Лаврова.
На ухе колокола КП-4408 имеется заводское клеймо: «5 п 15», а в нижней части юбки надпись: «А. С. Л. 5 п. 15 ф.», таким образом, вес колокола составляет 5 пудов 15 фунтов. Сам колокол представляет собой полый конус со слегка округлым верхом и немного выступающими в стороны краями юбки. В верхней части колокол украшен рельефным поясом, который представляет собой расположенные друг над другом две линии рисунка геометрического характера. Верхняя, выполненная лишь с одной стороны, линия состоит из трех крестов в окружении переплетенных геометрических фигур. Нижняя линия рисунка из фрагментов меандра проходит по всей окружности колокола. Ушко языка сделано из чёрного металла.
На другом колоколе завода Лаврова (КП-159/1) оформление отсутствует. Он выполнен в традиционной форме, с четырьмя ушами и с нечетко выраженным валом по краю юбки, сразу переходящим в поле. На ухе колокола также есть заводское клеймо: «3 п. 16 ф.». По краю юбки старославянскими буквами сделана надпись: «Тва А. С. Л. 3 п. 16 ф.». Колокололитейное предприятие было преобразовано в «Товарищество Гатчинского медно- и сталелитейного завода А. С. Лаврова» в 1894 г. На основании надписи, а именно на добавлении слова «товарищество» к инициалам «А. С. Л.», можно сделать вывод о том, что колокол отлит не ранее 1894 г. Вес колокола составляет 3 пуда 16 фунтов. В музейную коллекцию он поступил без языка.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Изделия завода Лаврова неоднократно были отмечены выставочными наградами – Золотая медаль Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде в 1886 г., Серебряные медали на региональных выставках в Риге в 1880 и 1883 гг. [8] О дальнейшей судьбе предприятия рассказывает А. А. Глушецкий: «В 1904 г., после смерти А. С. Лаврова, контрольный пакет акций Товарищества наследовал его зять С. М. Прокудин-Горский. Начавшаяся в 1914 г. Первая Мировая война привела к сокращению выпуска колоколов. Завод почти полностью перешёл на выполнение военных заказов, а предприятие стало именоваться Товариществом гатчинского меднопрокатного и медно-литейного завода. Фамилия А. С. Лаврова больше не упоминалась в фирменном наименовании акционерного товарищества. После 1917 г. национализированный завод выпускал разнообразную продукцию: от весовых гирь до машин для бумажной промышленности. С 1927 г. завод носит имя первого большевистского коменданта Гатчины Семёна Рошаля (1896–1917). Завод имени С. Рошаля и сегодня существует в Гатчине. Сохранилось здание заводоуправления, построенное в стиле модерн в начале XX столетия. На его фасаде установлена мемориальная доска, посвящённая металлургу А. С. Лаврову. Небольшая выставка, расположенная в конторе завода, рассказывает о прошлом этого гатчинского предприятия» [9] .
Новгородские колокола валдайского литья представлены в музейном собрании изделиями заводов Смирнова и братьев Усачёвых. Образцом литья завода братьев Усачёвых является колокол КП-1169 (рис. 7), который на основании надписи может быть датирован периодом с1917 по 1929 г. Надпись в средней части тулова на рассматриваемом колоколе сделана кириллицей без упразднённых букв «ять», «ер»: «ЗАВОД БР. УСАЧЕВЫХ Г. ВАЛДАИ». Верхняя часть тулова оформлена фризом с традиционной для завода братьев Усачёвых орнаментальной сеткой из ромбов и шестигранников с мальтийскими крестами внутри и рельефной надписью: «Заводъ Уса- чевъ Валдай».
Братья Усачёвы унаследовали родительское ремесло, начатое в 1850-е гг. их отцом, Василием Васильевичем Усачёвым, продолженное после его смерти в 1876 г. вдовой литейщика, Пелагеей Ивановной Усачёвой. В 1895 г., когда не стало и ее, предприятие перешло к сыновьям. Сначала оно называлось заводом наследников П. И. Усачёвой, а с 1898 г. – заводом братьев Усачёвых. Под наследниками имелись в виду Василий, Николай, Алексей, Яков Усачёвы. В 1896 г. умирает Василий, в 1907 г. Алексей организует свое колокольное дело. Владельцами родительского производства, зарегистрированного как «Завод братьев Усачёвых», становятся купец 2-й гильдии Николай Васильевич и мещанин Яков Васильевич Усачёвы. Завод работал до января 1930 г. В связи с начавшимися в Валдае в 1918 г. репрессиями, Яков Васильевич прекращает колокольное дело и покидает Валдай. При заводе остался Николай Васильевич Усачёв, работавший в это время вместе со своим сыном Николаем. Несмотря на то, что завод фактически принадлежал только одному из братьев Усачёвых, колокольное предприятие по-прежнему называлось «Завод братьев Усачёвых» [10] .
О валдайском происхождении говорит надпись на колоколе КП-259/3 (рис. 8): «СЛИТ В ВАЛДАЕ НА ЗАВОД СМИРНОВАМ». Колокол оформлен тремя рельефными поясами. Верхний – с растительным орнаментом и мотивом трилистниковых пальметт, нижний пояс украшен кружевным орнаментом и разделен двумя медальонами с изображением библейского сюжета «Бегство в Египет» и, возможно, св. Димитрия, в среднем сделана надпись производителя. Под поясами – углубленное клеймо: «3пу 25фу». Колокол происходит из церкви, построенной в честь праздника Рождества Богородицы в дер. Погост Паданского прихода в 1900 г. по проекту неизвестного архитектора и стараниями санкт-петербургского купца Дмитрия Ивановича Поршнева, на месте сгоревшего в 1898 г. храма [11] . В музей колокол поступил из экспедиции в Медвежьегорский район Карелии в 1975 г.
А. А. Глушецкий пишет, что «первое упоминание о колокольном производстве братьев Смирновых относится к 1802 г., с 1816 г. предприятие уже называется заводом. В первой половине XIX в. это был один из самых знаменитых валдайских заводов, на котором отливали лучшие большие колокола. Завод имел право ставить на своих изделиях государственный герб и славился отливкой колоколов гигантских размеров, весом более 1000 пудов. Смирновы отливали колокола для Иверского монастыря в Валдае, Смольного в Петербурге, для храмов Москвы, Оренбурга и других мест» [12] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Хранятся в музее и колокола Ярославского завода Порфирия Ивановича Оловянишникова. Они были привезены из экспедиций в 1980-е гг. В нижней части тулова на колоколе КП-1168 (рис. 9) есть подтверждающая рельефная надпись: «ЗАВОДА П. И. ОЛОВЯНИШНИКОВА СИ. В ЯРОСЛАВЛЕ». Также на нём отлиты медали, полученные заводом, предположительно, на Всероссийской промышленно-художественной выставке в 1882 г. в Москве, и крупное изображение двуглавого орла. Право ставить изображение государственного герба на свои изделия завод получил в 1896 г. на Всероссийской промышленной и художественной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде, – на этом основании можно утверждать, что данный колокол был отлит не ранее 1896 г. На колоколе имеются сведения о его весе в 1 пуд 21 % фунта.
Надписи в нижней части поля колокола КП 382/91 (рис. 10), «ЛИТ В ЗАВОДЕ П. И. ОЛОВЯНИШНИКОВА СЫНОВЕЙ В ЯРОСЛАВЛЕ» и «3 ... 5», говорят об отливке на заводе Оловянишникова и весе в 3 пуда и 5 фунтов. Между словами «лит» и «Ярославле» – рельефные медали. Верхняя и центральная часть тулова оформлена декоративными поясами с мотивом растительного орнамента.
Оловянишников Порфирий Иванович (1822–1881) был ярославским купцом 1-й гильдии, потомственным почётным гражданином, поставщиком Высочайшего двора, старостой Ярославского кафедрального собора. Собственный колокольный завод в Ярославле был открыт им в 1868 г. Колокольный завод «Торгово-промышленного товарищества П. И. Оловянишникова сыновья» стал одним из крупнейших производителей колоколов в России в конце XIX – начале XX в. [13]
Представленные в статье 10 колоколов из коллекции музея-заповедника «Кижи» были отлиты на 5 заводах в 3 колокололитейных центрах России. Они являются свидетельствами бытования продукции известных российских колокололитейных центров XIX – первой четверти XX в. на территории Олонецкой губернии и образцми высокого художественного литья. Наибольшее число подписных колоколов из фондового собрания отливки завода В. М. Орлова, их в коллеции четыре. Остальные шесть колоколов были произведены на заводе Смирнова (1), братьев Усачёвых (1), П. И. Оловянишникова (2) и А. С. Лаврова (2). На двух колоколах завода В. М. Орлова есть точные даты отливки: 1886 и 1912 гг. Все описанные колокола бытовали на территории Карелии, за исключением колокола из Пскова [14] . К сожалению, в настоящее время нам известно только о двух храмах, для которых отливались колокола КП-293/3 (рис. 8) и КП-3482 (рис. 1), – это церкви, построенные в честь Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Погост Медвежьегорского района и иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» в дер. Орусъярви Питкярантского района. Оба храма были возведены в 1900 г., а на колоколе из дер. Орусъярви есть важная, говорящая сама за себя надпись: «СЕЙ КОЛОКОЛ СООРУЖЁН НА СРЕДСТВА КРЕСТЬЯН П. А. ТУУТТИ и Н. И. УККОНЕНА».
В завершение следует сказать, что приведенные в статье сведения о церковных колоколах XIX – первой четверти XX в. с опознавательными надписями производителей из коллекции музея-заповедника «Кижи» не являются окончательными и исчерпывающими, они лишь отражают тот объём информации, который известен на момент публикации.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] Гущина В. А. Коллекция колоколов музея-заповедника «Кижи» // IV конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. Нальчик, 2001 (20–23 сент.). М., 2001. С. 171.
- [2] Здесь и далее надписи приводятся в современной орфографии, кроме отдельно оговоренного случая.
- [3] Цит. по: Глушецкий А. А. Колокольное дело в России во второй половине XVIII – начале XX века. Энциклопедия литейщиков. М., 2010. С. 434.
- [4] Музей-заповедник «Кижи». Книга поступлений. Т. 10. С. 117.
- [5] Там же: Т. 35. С. 110.
- [6] Глушецкий А. А. Колокольное дело в России... С. 438.
- [7] Музей-заповедник «Кижи». Книга поступлений. Т. 112. С. 97.
- [8] Глушецкий А. А. Колокольное дело в России... С. 438–439.
- [9] Там же. С. 439.
- [10] Глушецкий А. А. Колокольное дело в России... С. 439.
- [11] Орфинский В. П. Церковь Рождества Богородицы в д. Паданский Погост // Карелия: энциклопедия: в 3 т. Т. 3. Р – Я. Петрозаводск, 2011. С. 250.
- [12] Глушецкий А. А. Колокольное дело в России. С. 343.
- [13] Глушецкий А. А. «Язык есть, речей нет, вести подаёт»: Исторические очерки о колоколах и колокольчиках. Киров, 2022. С. 234.
- [14] КП-2781 (рис. 3).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.