Гущин Б.А., Гущина В.А.
О возможности воссоздания «неба» Преображенской церкви на острове Кижи
// Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2018. @kizhi
Проблема воссоздания утраченного в годы войны «неба», являющегося неотъемлемой частью интерьера кижской церкви Преображения Господня, впервые рассматривалась бо лет назад, в 1956 г. В настоящее время эта сложнейшая проблема вновь обретает свои контуры. Быть ли «небу» воссозданным по имеющимся натурным и архивным материалам, сохранившимся описаниям и фотографиям, – покажет время.
«Небом» называется потолок церкви, напоминающий своеобразный внутренний шатер. Его конструктивной основой служит жесткий каркас, состоящий из радиально направленных наклонных балок, собранных в центре вокруг прочного замкового кольца. Треугольные просветы между балками заполняются иконами. Архитектор Б. В. Гнедовский относил «небо» как архитектурно-художественный прием древнерусских зодчих к числу самых высоких творческих достижений. Он писал: «Среди многообразных форм перекрытий молельных залов деревянных церквей наиболее эффектен и сложен потолок „неба“. Это высшая точка поисков предельной торжественности и парадности внутренних пространств древнерусского деревянного храма... этого интересного и пока еще во многом загадочного художественного приема... „Небо" в интерьере храма становится вторым после иконостаса по значению композиционным и смысловым центром» [1] .
Первоначальное живописное убранство интерьера Преображенской церкви на острове Кижи сохранилось лишь частично. От самого «неба» остался только каркас, уцелели расписные тябла первого иконостаса. Самое раннее упоминание о «небе» относится к 1759 г. и зафиксировано в храме Преображения на западном фризе – доске, располагавшейся на стыке потолка и стен основного объема. Здесь имеется надпись: «Возобновлены сии небеса в лето мироздания 7267 от рождества же во плоти Бога Слова» [2] .
В письменных источниках впервые о наличии «неба» упоминается в Описи имущества Преображенской церкви 1867 г. [3] , где поименно перечислены иконы, и в том числе иконы «неба» [4] .
По описанию Г. И. Фроловой, в центре «неба» был помещен медальон с изображением «Новозаветной Троицы в окружении небесных чинов». Его обрамляло зам-ковое кольцо с текстом молитвы «Отче наш» (причем надпись читается в зеркальном отражении). Вокруг располагались 16 клиньев, на которых были помещены ангелы и праотцы [5] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Наиболее ранняя фотография «неба» Преображенской церкви была сделана в 1904 г. И. Я. Билибиным. Затем, в 1926 г., фрагмент «неба» былзапечатлен Ф.М.Морозовым – фотографом экспедиции Государственного института истории искусств.
Полная фотофиксация икон «неба» была выполнена в 1943 г., во время оккупации Заонежья финскими войсками [6] . Оригиналы фотографий в настоящее время хранятся в Национальном архиве Финляндии [7] , а цифровые их копии имеются в музее-заповеднике «Кижи».
Летом 1943 г. иконы из кижских и других церквей Заонежья с целью спасения были вывезены в Финляндию. Иконы «неба» Преображенской церкви, снятые финнами одновременно с иконами иконостаса, не вывозились за границу, а были отправлены на хранение в Петрозаводск. И, к величайшему сожалению, это привело к их утрате. В письме начальника Управления по делам архитектуры при Совете Министров КФССР Д. С. Масленникова второму секретарю ЦКВКП(б) КФССР Ю. В. Андропову сообщается: «...у нас в Петрозаводске зимой 1944-45 года завхоз дома культуры истопил на дрова росписи купола Кижей» [8] .
Иконы из иконостаса были возвращены в Петрозаводск осенью 1944 г. Они сохранились и принадлежат музею «Кижи». Оставшиеся в церкви тябла «неба» и замковое кольцо с текстом молитвы «Отче наш» также находятся сейчас в фондах музея [9] . Там же хранятся тябла старого иконостаса. Кроме того, в музее сохранились акварельные зарисовки тябел иконостаса и «неба», выполненные в 1946-1947 гг. Н.А. Ильинской, Л. М.Лисенко и Б. В. Гнедовским [10] .
Н. А. Ильинская, в то время студентка архитектурного факультета Академии художеств, была на острове Кижи в 1946 г. в составе экспедиции по обмерам памятников деревянного зодчества под руководством архитектора А. Н. Буйнова. По ее воспоминаниям, «снаружи церкви были зашиты досками, а купола покрыты оцинкованным железом. Это было страшно. Сохранилась акварель... на которой чувствуется розовая покраска стен и сверкающие, как молочные бидоны, купола. Сверкание жести и розовая обшивка не вдохновляли... Силуэт же всегда был великолепен! Несколько дней, проведенные в Кижах... остались в памяти на всю жизнь» [11] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Интерьер Преображенской церкви произвел на Н. А. Ильинскую неизгладимое впечатление: «...от иконостаса остался только каркас, все иконы отсутствовали, „небо“ не было зашито: просматривалась вся конструкция и необычайная глубина подкупольного пространства. Конструкция тябл на „небе“ была цела, и роспись их мне показалась удивительно интересной... Именно их я и скопировала. Слева от входа в зал стояла приставная лестница, по которой можно было подняться на уровень „неба“. Поднявшись туда... я увидела в довольно темном месте фриз с серафимами, который скопировала. Расположение фриза помню точно над алтарем... Мне показалось совершенно невероятным его назначение, было жаль, что такую красоту никто не видит. Сама необъяснимость и, если хотите, нелепость его расположения поразила и врезалась в память.
Серафимы были разных тонов, я выбрала... самый красивый. [...] Трудно и осторожно было добираться туда... с акварелью, с красками, этюдником, альбомом и водой.
Совсем не помню самого процесса копирования тябл. Для этого нужно было... обратиться в летучую мышь, и как я это сделала – сейчас даже не представляю. В то время я совершенно не боялась высоты...
Очень буду рада, если эти работы кому-то пригодятся, что они попали в музей – это всё как сон!» [12]
К сожалению, никаких цветных изображений самих икон «неба» до нас не дошло. Однако в Национальном архиве Финляндии, в коллекции Ларса Петтерссона, помимо материалов фотофиксации «неба» хранится неопубликованная рукопись книги «Кижская Преображенская церковь. Величественный памятник церковного искусства Олонецкого края» Ларса Петтерссона и Пентти Хяркёнена (планировалась к печати в 1944 г.), в которой авторы значительное внимание уделили описанию живописи икон «неба» [13] . В данном тексте впервые зафиксированы живописные особенности икон небесного свода. Приводим фрагмент текста в переводе Т. Ю. Дудиновой с финского на русский язык без изменений: «...облака и фигуры обрисованы толстыми линиями. Интенсивность мазков присутствует в прорисовывании складок одежды, где использованы мазки в палец толщиной. Фон икон темный, сине-зеленый. По краям и между плывущими облаками мы встречаем яркую гамму красок: белый, оранжевый, красный и зеленый цвета, а по внешнему краю красно-коричневый цвет. У ангелов и святых роскошные одежды. Особенно красиво одеты Мелхиседек, Вениамин, Захарий. На них дорогие парчовые одежды, их пурпурные мантии обрамлены мехом горностая. Можно предположить, что такая одежда могла быть праздничной одеждой русских бояр. Скромные зеленые плащи наброшены, например, на Адама, Ноя, Малахия. Ковчег, который несёт Ной, погруженный в свои мысли, красного цвета... у него криволинейный нос, каку онежской лодки. ...в самом верху в мандорле изображен белый голубь – образ Святого Духа на фоне лососевокрасного цвета...» [14] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Живописное решение иконописного оформления поражает: яркие, сочные красочные пигменты белого, оранжевого, красного, зеленого, красно-коричневого, пурпурного, лососево-красного, темно-синего, сине-зеленого цветов.
Подробное описание непосредственно отдельных икон из иконостаса Преображенской церкви, представленное в рукописи Ларса Петтерссона и Пентти Хяркёнена «Кижская Преображенская церковь...» и переведенное Т. Ю. Дудиновой [15] , имеет большое значение для выявления особенностей цветовой гаммы икон «неба».
При написании икон использовались темперные краски. Цветовая гамма иконостаса богатая и яркая. Так, например, одежда на иконе апостола Марка из деисусного чина представлена рубахой лососево-розового цвета, складки которой оттенены светло-коричневым. Иконописец использует смелые и рискованные теплые оттенки цвета: красный с его переливами, [...] светло-серый, синеватый, тепло-коричневый; фиолетовый; холодный зеленый и другие тона... считая их красками высшего мира... Иконописец чувствует опасное цветовое равновесие, мастерски владея им [16] .
Цветовая палитра в виде красочного фона изобилует и на других иконах в одеждах сине-зеленого цвета, глубокого каштанового цвета мафория; белого занавеса с желтизной; колонн слоновой кости и светло-розового цвета; парящих ярко-красных и темно-синих херувимов... [17]
Всматриваясь в красочную палитру, наглядно представляешь образный мир иконостаса, словно владеющего не земными, а красками небес, «красками высшего мира».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Подобный цветовой набор был представлен и на иконах «неба» Преображенской церкви, что в значительной степени облегчает проблему их возможного воссоздания.
Рассматривая красочный диапазон, применявшийся в конце XIX – начале XX в. известными иконописцами Заонежья Михеем Ивановичем Абрамовым (1830-1912) и Иваном Михеевичем Абрамовым (1869-1930-е), можно констатировать использование ими аналогичных живописных расцветок. Они также применяли золотисто-бурые," желтые, красно-коричневые, сине-зеленые, белые, темно-коричневые краски.
По воспоминаниям М.И. и И. М. Абрамовых, краски в основном были иностранного происхождения: охра (Франция), красная (Германия), розовая (Турция), белая (Англия), черная (Голландия). Использовалось листовое золото, золотое серебро, золотая и алюминиевая бронза. Переход от темперы к масляным краскам произошел, вероятно, в конце XIX в. под влиянием Петербурга, видимо, в связи с распространением массового производства икон, которое требовало большой скорости их написания [18] [19] .
Показательно впечатление московского реставратора Н. Е. Мнёвой, которая вместе с реставратором В. Г. Светличной (Брюсовой) по распоряжению И. Э. Грабаря была направлена в 1945 г. в Петрозаводск для разбора вывезенных финнами икон. Возвращенные из Финляндии иконы XV-XVIII вв. были восприняты Н. Е. Мнёвой с необычайным интересом к новому, неведомому ранее искусству крестьянской живописи Заонежья. Впервые встретившись в Петрозаводске с иконами из заонежских храмов и часовен, образующими «небеса», она называет их «шатровыми досками». Н. Е. Мнёва писала: «Иконы эти по преимуществу огромного размера. ...Они написаны на досках различной формы в виде треугольников, кругов, цилиндров... предназначенных для оформления шатров и прилегающих к ним частей с внутренней стороны деревянных церквей. Это изображение: архангелов, апостолов, пророков, трубящих ангелов, олицетворяющих собой части света; Благовещения, Спаса, херувимов» [20] .
Автор сетует на финнов, разоривших «замечательное внутреннее убранство, созданное искусством плотника, резчика и живописца» [21] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Н. Е. Мнёва отметила характерные особенности икон XVII в.: суровость и экспрессивность, упрощенность манеры написания, не снижающая выразительности и силы образа. Палитра, по ее наблюдениям, включает три-четыре цвета с преобладанием рыжеватой охры, багора [22] и темно-синего. Встречается более пестрая палитра: красная кирпичного оттенка, лиловато-розовая, густо-синяя, желтая, а также белые пробела, вносящие особое оживление. Особое внимание Н. Е. Мнёва уделяет отдельным иконописным комплексам «шатровых досок», примитивности их исполнения, неуклюжести поз, но при этом с «богатым орнаментальным оформлением, подчеркивающим чувство прирожденного иконописца» [23] . Автор отмечает: «В этих иконах очень много фольклорного, сказочно-фантастического. Много народной непосредственности восприятия. ...В красочной симфонии... чувствуется радостное восприятие мира» [24] . Подчеркивается: «Чутье художника и монументалиста сказалось особенно в крупных фигурах... Святые написаны как бы одним взмахом кисти, очерчивающим всю фигуру сильным и твердым контуром. Складки одежд прочерчены широкими энергичными линиями» [25]
Таким же эмоциональным было восприятие возвращенных из Финляндии икон В. Г. Светличной (Брюсовой). Их осмотр оставил огромное впечатление: «Нашему взору впервые предстало замечательное явление в русской живописи 17-18 века –3аонежская школа», – вспоминала В. Г. Брюсова. Она также впервые встретилась с необычными разноформатными иконами (круглыми, трапециевидными, треугольными), и хотя не была знакома с местом нахождения этих «расписных досок» в церковном интерьере, предчувствовала какую-то «определенную систему внутреннего оформления» [26] .
В. Г. Брюсова отметила, что во время реставрации «засияли краски удивительной интенсивности и красоты – бирюзовые, киноварные, золотистая охра... Живопись... не утратившая... яркости цвета, отличается своеобразием стиля. Широкое и свободное письмо сочетается с достаточно высоким профессионализмом и пониманием декоративного назначения живописи» [27] .
Выражая свое восхищение и удивление, В. Г. Брюсова пишет: «в стране дикой и пустынной, „краю непуганых птиц“, в стране дремучих лесов и бесчисленных озер, в этом „крестьянском царстве" отложился пласт культуры глубиною в тысячелетия, созданы художественные ценности, отвечая самому изысканному вкусу» [28] .
Качество и объем работы, выполненной В. Г. Брюсовой совместно с ее учеником Г. В.Жаренковым, «только что окончившим художественное училище, способным реставратором, мастером своего дела», в дальнейшем позволило доверить ей ответственное занятие – восстановление интерьера Кижской Преображенской церкви [29] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1950-х гг. был восстановлен иконостас. Иконные пустоты в каркасе «неба» были зашиты досками. В таком виде интерьер церкви просуществовал до ее закрытия на реставрацию в 1980 г.
В январе 1956 г. В. Г. Брюсова в письме председателю Госкомитета по делам строительства и архитектуры при Совмине КФССР Р. Б. Соломонову предложила следующее: «Я выяснила возможность в принципе восстановления „неба“ в Кижской церкви. Мне кажется, если мы поднимем этот вопрос в Методсовете, он может быть решен положительно. Работу эту мог бы выполнить Жаренков» [30] .
Таким образом, идея воссоздания «неба» в интерьере церкви Преображения Господня впервые была выдвинута более полувека назад.
Обосновывая свое предложение, В. Г. Брюсова указывала на то, что эти «памятники являются продуктом богатейшей творческой фантазии и высокого мастерства художников местной, самостоятельной школы. Реставрация их раскроет невиданную по размаху картину самобытной художественной культуры...» [31]
Заметим, что после обнаружения за резным иконостасом следов старого тяблового иконостаса некоторыми исследователями высказывалась идея его воссоздания взамен ныне существующего [32] . Однако поддержана она не была.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В настоящее время можно констатировать, что ученые Финляндии и Советского Союза в сложнейших условиях военного и послевоенного времени сохранили неповторимое духовное и художественное наследие мирового уровня, утрата которого была бы невосполнимой потерей для последующих поколений.
Музей «Кижи» заинтересован в дальнейшем сотрудничестве и те-сных контактах с исследователями древнерусской живописи из Финляндии, в архивах и фондах которой сохраняются богатейшие собрания документальных свидетельств по данной проблематике.
Вновь возникла сложнейшая проблема воссоздания «неба» в интерьере церкви Преображения Господня. Основой для него могли бы послужить черно-белые фотографии. Счастливым обстоятельством является наличие текстового описания живописной палитры икон «неба» Преображенской церкви, составленное финскими исследователями, и подробное, профессионально выполненное искусствоведами Финляндии в 1944-1945 гг. описание икон из иконостаса храма. Не менее ценными являются акварельные зарисовки с натуры, выполненные Н. А. Ильинской, Л. М.Лисенко и Б. В. Гнедовским. Эти материалы дают общее представление об образе потолочного свода кижской церкви Преображения.
Сохранившиеся комплексы церковных и часовенных «небес» Заонежья могут послужить аналогами при разрешении отдельных живописных моментов.
Таким образом, казалось бы несбыточная идея вновь «витает в воздухе». Время покажет, будет ли она когда-нибудь воплощена в жизнь.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] Добровольская Э. Д. Памятники народного деревянного зодчества России в творчестве Бориса Гнедовского: 40 лет в реставрации: 1947-1988. М., 2000. С. 64-65.
- [2] ФМК. КП-2629/6.
- [3] НА РК. Ф. 25. Оп. 12. Д. 32/2 (Главная опись имущества церквей Преображения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста Петрозаводского уезда, составленная в 1867 году). Л. п об.
- [4] Фролова Г. И. «Небеса» Заонежья: Иконы из собрания музея-заповедника «Кижи». Петрозаводск, 2008. С. 139.
- [5] Там же. С. 141-143.
- [6] Гущина В. А. Художественное убранство Преображенской церкви Кижского погоста (тябловый и резной иконостасы, живопись «неба») // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле. Петрозаводск, 2014. С. 139.
- [7] В Национальном архиве Финляндии хранится архив Ларса Петтерссона, выявленный по запросу В. А. Гущиной сотрудником музея «Кижи» Т. Ю. Дудиновой: Каталог коллекции Ларса Петтерссона. Восточная Карелия– негативы 1942-1944. Заонежье и Кижи. №№ 1-1107 и 2000-2533 (по 8 - 1199 – разрозненные фотографии). Фотографии и негативы Л.Лааксовирта. Кижская летняя церковь. Иконопись куполообразного потолка. С. 4.
- [8] НА РК. Ф. Р-2916. On. I. Д. 3/32 (Материалы по охране и реставрации памятников архитектуры (докладныезаписки, списки, переписка). 1948г.). А54-55.
- [9] ФМК. КП-2625/1-16; КП-2625/17. А, Б.
- [10] Там же. КП-11357-11360; КП-267/29-37; КП-5996/1-9.
- [11] ГущинаВ. Фриз с серафимами // Кижи. 2006. № 2 (20). Март.
- [12] Там же.
- [13] Национальный архив Финляндии. Коллекция Ларса Петтерссона. Б/н. Л. 61-71. (Pettersson L., Harkonen Р. Kiizin Kirkastuskirkko: Aunuksen kirkkotaiteen ylvain muistomerkki [Рукопись. Б. м., 6. г.]. 71 s.).
- [14] Ibid. Перевод: Дудинова Т. Ю. Неопубликованная работа Ларса Петтерссона и Пентти Хярконена «Кижская Преображенская церковь. Величественный памятник церковного искусства Олонецкого края» // Кижский вестник. Петрозаводск, 2015. Вып. 15. С. 3-50.
- [15] Дудинова Т. Ю. Указ. соч.
- [16] Там же. С. 27-28.
- [17] Там же.
- [18] Милъчик М.И. Ларс Петтерссон. Иконописная мастерская в Заонежье // Заонежье: История и культура: Очерки. Фотографии. СПб., 2007. С. 156.
- [19] Там же. С. 158-159.
- [20] ОР ГТГ. Ф. 67. Д. 508. (Доклад Н. Е. Мнёвой о результатах обследования памятников древнерусской живописи, скульптуры и резьбы в Петрозаводске в 1945 году в июле месяце.). Л. 5-6.
- [21] Там же. Л. 7.
- [22] Багор – краска, соответствующая цвету византийского пурпура.
- [23] ОР ГТГ. Ф.б7. Д. 508. Л. 4-5.
- [24] Там же. Л. 5-6.
- [25] Там же. Л. б.
- [26] Брюсова В. Г. В Карелии: [рукопись]. НА МЗК. С. 2-3.
- [27] Там же. С.4-5.
- [28] Там же. С. 14.
- [29] Брюсова В. Б В Карелии. С. 5.
- [30] НА РК. Ф. Р-2916. On. I. Д. 17/163 (Письмо В. Г. Брюсовой председателю Госкомитета по делам строительства и архитектуры при Совете Министров Карело-Финской ССР Р. Б. Соломонову от 27.01.1956 г.). Л. 12.
- [31] Там же.
- [32] Гурвич И. М. Предложения по реконструкции иконостаса Преображенской церкви в Кижах в тябловый // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Карелии и сопредельных областей. Петрозаводск, 1986. С. 107-109.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.