Мельников И.В.
Основные подходы к разработке концепции комплектования фондов архитектурно-этнографического музея-заповедника
// Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2018. @kizhi
Опубликовано: Культурология, искусствоведение и филология: сб. ст. - № 9 (13). – М., Изд. «Интернаука», 2018. С.37-44.
Архитектурно-этнографический музей-заповедник представляет традиционную культуру этносов или отдельных этнических групп. Его основными направлениями работы является формирование и изучения фондового собрания, формирование экспозиции, реализация культурно-массовой и образовательной работы. В конечном счете, его деятельность направлена на формирование этнического самосознания, способствует этнической самоидентификации представляемого музеем-заповедником народа. Основу архитектурно-этнографического музея составляет коллекция традиционных жилых, хозяйственных и культовых построек, которая формирует экспозицию под открытым небом. В памятниках восстанавливаются интерьеры, максимально приближенные к подлинным, они представляют условия, в которых протекала жизнь носителей традиционной культуры, представителей изучаемого этноса. Музей-заповедник стремится представить традиционную культуру во всем многообразии ее проявлений – как материальных, таких как хозяйство, архитектура, быт, так и нематериальных – ремесла и промыслы, фольклор, обрядность.
Основными направлениями работы музея, которые могут быть определены как «базисные», лежащие в основе всей музейной работы, являются фондовая и научно-исследовательская деятельность, связанные с комплектованием, хранением и изучением музейных памятников и коллекций. Они создают возможность для полноценной реализации экспозиционной работы, которая напрямую связана с репрезентативностью фондового собрания. Полнота последнего создает условия для формирования тематического разнообразия интерьерных экспозиций и временных выставок. В свою очередь, информационно насыщенная экспозиция является условием для ведения разнообразной культурно-массовой и образовательной работы.
Однако главное значение фондового собрания музея-заповедника народной культуры определяется тем обстоятельством, что оно является собранием артефактов, наглядно документирующих традиционную культуру этноса. Музей-заповедник является хранилищем подлинных источников, несущих непосредственную информацию об особенностях его жизнедеятельности. В этом отношении источниковедческий аспект научной работы музея выдвигается на передний план. Публикация музейных памятников, предметов и коллекций, подготовка каталогов, создание экспозиций и выставок, посвященные жизни изучаемого этноса, является ключевым (хотя и не единственным) направлением его научно-исследовательской деятельности.
Вместе с тем, первое и, пожалуй, самое важное и сложное в этой работе – это комплектование фондов (собирательская работа), то с чего, собственно, начинается музейное собрание. Системность и целенаправленность в этой работе очень важны, именно от них, в конечном счете, зависит полнота и репрезентативность музейного собрания. Подобный подход, лежащий в основе собирательской деятельности музея, формируется основополагающим документом, которым является научная концепция комплектования музейного собрания.
О том, что такое концепция комплектования музейного (фондового) собрания и для чего она нужна, достаточно подробно говорится в многочисленных учебных изданиях по музейному делу [см., например: 1; 4]. В некоторых работах наряду с раскрытием важности составления данной концепции иногда содержатся сожаления по поводу того, что не во всех музеях подобный документ имеется. Автор настоящей статьи, по роду своих служебных обязанностей, занимался разработкой концепции комплектования фондов музея-заповедника «Кижи» - одного из крупнейших в России музеев, представляющего традиционную культуру народов Карелии – карелов, вепсов и русских. В данной статье сформулированы некоторые соображения по данной теме, которые касаются комплектования фондов в архитектурно-этнографическом музее под открытым небом и представляют как теоретический, так и практический интерес для музейных работников. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Касаясь определения понятия концепции комплектования фондов сошлемся на авторитетные мнения теоретиков музейного дела, нашедшие отражения в упомянутых учебных пособиях по музееведению. Научная концепция комплектования фондов определяется в них как основополагающий документ, раскрывающий задачи, принципы, основные направления и методы комплектования, являющийся основой для составления программы и планов комплектования музея. Ее разработка включает анализ имеющегося у музея фондового собрания, определение целей и конкретизирующих их задач комплектования, определение форм собирательской работы, а также критериев и принципов отбора фондовых предметов. Данный документ может включать три части: в первой находят отражение общие подходы к комплектованию, определяется предмет исследования, его цели и задачи, во второй – общие вопросы конкретизируются применительно к условиям данного конкретного музея, третья часть посвящена организационно-методическим вопросам [1, с.281-282; 4, с.243-245].
Комплектование – это основообразующее направление фондовой и научно-исследовательской работы музея-заповедника народной культуры. Это вид научной деятельности, в основе которого лежат знания в области истории, этнографии, архитектуры, искусствоведения, фольклористики и иных наук, связанных с изучением традиционной культуры. Основополагающим для понимания сути комплектования является вопрос о предмете и объекте исследовательской деятельности архитектурно-этнографического музея-заповедника.
Предметом исследовательской деятельности является традиционная культура изучаемого этноса во всем многообразии ее проявлений. Традиционная культура – это основополагающее этнологическое понятие. Оно включает в себя материальные и духовные проявления жизни этноса, которые формируются в процессе его адаптации к условиям внешней среды. В совокупности формы и сочетания этих проявлений для каждого этноса уникальны и, в конечном счете, определяют его самобытность, отличие от других народов. Поэтому задача этнографического музея – наиболее полно зафиксировать их, при этом сделав акцент на тех элементах традиционной культуры, которые определяют своеобразие изучаемого этноса.
Структура традиционной культуры этноса известна, она нашла отражение во множестве монографий и музейных экспозиций, посвященных жизни разных народов. Условно ее можно разделить на две составляющих: культуру материальную и культуру духовную. Первая, прежде всего, включает хозяйство этноса, которое лежит в основе всех остальных компонентов традиционной культуры. Также материальная культура включает народную архитектуру, традиционные транспортные средства, предметы быта, мебель, одежду, пищу, предметы искусства и культа. Духовная культура включает декоративно-прикладное искусство, традиционные обряды и верования, фольклор, мировоззрение этноса (включающее бытовавшие в данном этносе этические, правовые воззрения и эмпирические знания). Следует подчеркнуть, что духовная культура этноса тесно связана с материальной и, по сути, находит свое проявление через конкретные материальные предметы и объекты (например, книга, икона, одежда с вышивкой, расписная прялка, декор архитектурного сооружения и т.д.).
Соответственно, объектом исследовательской (в том числе собирательской) деятельности архитектурно-этнографического музея-заповедника являются предметы (артефакты) и явления, которые традиционно бытовали в соответствующей этнической среде. Предметы могли быть созданы представителями данного этноса или привезены и приобретены в ходе торговли. Кроме того, объектом исследовательской и собирательской работы являются предметы или произведения, создаваемые в процессе изучения и фиксации явлений и объектов традиционной этнической среды, связанные с научно-исследовательской, реставрационной, экспозиционной, художественной и иными видами деятельности. Сюда могут быть отнесены рукописи, фото и видеоматериалы, аудиозаписи, научно-реставрационные документы, произведения изобразительного искусства и другие подобные предметы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Организация комплектования фондов в архитектурно-этнографическом музее сочетает два основных применяемых в музейной практике подхода к собирательской работе – систематического, предполагающего комплектование собрания предметами, образующими единые видовые группы экспонатов, но при этом раскрывающими их типологическое разнообразие (например, разные типы прялок, бондарных изделий или изделий гончарного производства), а также тематического подхода, когда объектом собирательской работы являются разнообразные в видовом отношении артефакты, но объединенные какой-то одной общей темой (например, темы «плотницкое ремесло», «сельская школа» или «мастерская деревенского иконописца»). В последнем случае предпочтение может отдаваться артефактам, являющихся выдающимися образцами данного вида традиционного занятия. Возможно и формирование личных фондов, причем не только связанных с деятельностью каких-то выдающихся представителей данного этноса (например, известных исполнителей фольклорных произведений, опытных мастеров-ремесленников), но и рядовых носителей традиций. В последнем случае перспективным является комплектование по теме интерьера дома, когда музей приобретает полный комплекс вещей, принадлежавших одной семье из старого дома, идущего, к примеру, под снос.
Однако целью комплектования фондов является не просто формирование более или менее представительных коллекций предметов, связанных с тем или иным этносом, а документирование его традиционной культуры. Документирование – это научный механизм фиксации наблюдаемого исследователем явления или процесса, который преобразует его в полноценный источник для получения научной информации. В процессе документирования фиксируются условия бытования изучаемого предмета или явления [1] , в результате чего артефакт становится музейным предметом. Причем документирование должно иметь системный характер и охватывать все компоненты традиционной культуры. В результате музейное собрание в идеале должно объективно отражать традиционную культуру, быть его своеобразным «слепком с натуры».
Таким образом, документирование может быть определено как вид специфической музейной научно-исследовательской деятельности источниковедческого характера, направленный на формирование и изучение музейного собрания. Его несправедливо отождествлять только с работой по составлению фондовых документов. Это весь комплекс исследовательской деятельности музея, начиная с составления экспертного заключения, первичных учетных документов и заканчивая подготовкой каталогов и монографических исследований, вводящих предметы из собрания музея в научный оборот, раскрывающих их источниковедческий потенциал.
Собрание архитектурно-этнографического музея также многогранно, как и сама традиционная культура. Приемы и методы документирования также должны различаться в зависимости от особенностей фиксируемого явления или предмета.
Методика научного описания этнографического музейного предмета – тема весьма разработанная в музееведении. Достаточно вспомнить фундаментальные справочники Российского этнографического музея, где приводятся сведения практически по всем видам музейных предметов, формирующих собрания музеев народной культуры [5, 6]. Менее разработан вопрос о документировании нематериальных компонентов – того, что принято называть «внешним информационным полем» музейного предмета. В самом деле, мало собрать даже самую полную коллекцию предметов, связанных, например, с рыболовным промыслом, но важно также зафиксировать саму технологию лова рыбы при помощи традиционных снастей. Или изучая традиционные суда, бытовавших на конкретном водоеме у представителей данного этноса, нужно сформировать по возможности полную коллекцию таких судов, но также важно и зафиксировать технологию их производства и навыки судовождения. Только при таком подходе данное явление традиционной культуры может быть признано действительно научно документированным [2] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Отдельно следует остановиться на комплектовании коллекций памятников архитектуры. Данные коллекции составляют основы архитектурно-этнографических музеев-заповедников. Они формируются из традиционных построек, которые по большей части перевозятся из мест своего бытования и устанавливаются в месте формирования музея. Как правило, они имеют официальный статус памятников истории и культуры и подлежат государственной охране. Иногда в состав коллекций включаются макеты традиционных построек (новоделы). Следует различать макеты, условно передающие вид подлинных построек (такие макеты могут изготавливаться в меньшем масштабе из нетрадиционных материалов) и макеты, сделанные в натуральную величину, на основе имеющихся обмеров исторических архитектурных построек, из традиционного материала, с сохранением конструктивных элементов и соблюдением основных технологических приемов. Такие постройки, по сути, являются реконструкциями исторических строений и дают вполне достоверное представление об особенностях народной архитектуры. В современных условиях, когда подлинных памятников деревянной архитектуры сохранилось весьма немного, метод такого макетирования при комплектовании архитектурных коллекций может успешно восполнить имеющиеся лакуны в экспозициях музеев-заповедников под открытым небом.
Концепция комплектования фондов архитектурно-этнографического музея-заповедника должна в полной мере учитывать особенности хозяйственно-культурного районирования изучаемого этноса. Внутри этноса, как правило, выделяются локальные группы, в основе которых лежат особенности языка, антропологии и культуры. Последние для музеев-заповедников наиболее актуальны, поскольку должны найти непосредственное отражение в составе коллекций предметов, принимаемых в фондовое собрание. Народы, проживающие в разнообразных ландшафтных условиях (например, на побережье моря, на берегах небольших внутренних водоемов), имеют существенно различающиеся формы хозяйственной адаптации. Поэтому выделение этнолокальных групп, учет специфики их хозяйственных занятий, особенностей жилых и хозяйственных построек, средств передвижения, других компонентов материальной и духовной культуры, должно быть положено в основу комплектования фондового собрания.
Еще один важный момент, который должен найти отражение в концепции комплектования фондов архитектурно-этнографического музея – это хронологические рамки, в пределах которых происходит формирование коллекции. Вопрос этот достаточно сложен, он непосредственно связан с процессом развития этноса и трансформацией его традиционной культуры. Узловые моменты исторического развития, приводят к существенным изменениям в условиях жизни людей, формах и способах их хозяйственной деятельности. Для народов Северной Европы таким узловым моментом стал буржуазный аграрный переворот, который радикально изменил отраслевую структуру сельского хозяйства. Для севера России этот период охватывает вторую половину XIX – начало ХХ века. В это время жизнь северной деревни существенно трансформируется, ремесла и промыслы начинают активно теснить земледелие и животноводство. В структуре последних животноводство начинает доминировать, земледелии все больше приобретает кормовой характер. Меняется вся «надстройка» над хозяйственным базисом – архитектура, быт, одежда и другие компоненты повседневной жизни. Великая Русская революция выступила катализатором этого процесса. Жизнь северного крестьянства изменилась радикально и необратимо. Это касается и материального («предметного») мира.
Естественно все эти процессы не остановили хода этнического развития, равно как и развития культуры этноса. Во все времена традиции – это способ существования культуры, в этом отношении современная культура такая же «традиционная» как и культура прошедших веков. Но мы должны понимать, что музейное документирование – это не просто «слепок культуры с натуры», а слепок, сделанный в нужное время таким образом, чтобы наиболее адекватно зафиксировать характерные для культуры этноса явления и процессы (в том числе явления, трансформирующиеся и уходящие из жизни). Следует признать, что конец XIX – первая половина ХХ века – это период когда элементы традиционной культуры северной деревни характерные для периода до аграрного переворота наиболее сохранялись. Соответственно, данный период времени – это период, на который музейное этнографическое комплектование должно обращать первостепенное внимание.
Особый вопрос – каким образом в концепции комплектования фондов архитектурно- этнографического музея-заповедника должна быть отражена тема современной культуры этносов (и должна ли она вообще быть отражена). То есть культуры этносов, существование которых приходится на период после завершения аграрного переворота и формирования индустриального и постиндустриального общества. Вопрос этот весьма сложен. Для культуры этносов индустриального и, особенно, постиндустриального общества характерно постепенное стирание специфики предметного мира. И это касается, прежде всего, таких важных для архитектурно-этнографического музея-заповедника компонентов, как сельская архитектура, быт, транспорт, одежда и пища. На практике музейные этнографы, которые изучают современные этносы, прежде всего, обращают внимание на то, в какой степени у них сохранились архаичные, характерные для прошлого, элементы. Это касается и собирательской работы – музейное собрание комплектуется предпочтительно «старинными» предметами (чем старше, тем ценнее) или предметами современного прикладного искусства, но выполненных «на основе народных традиций». То есть, по сути, предметом исследования опять становится не современная культура, а культура прошлого, которая преломляется в жизни этносов индустриального и постиндустриального общества.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Завершая статью, подчеркну, что научная концепция комплектования фондового собрания – это важный документ, который должен иметь каждый музей народной культуры. Но еще более важным является разработка методологии документирования традиционной культуры и конкретных методик фиксации составляющих ее компонентов. Это, собственно, является основополагающим в работе по комплектованию фондов в архитектурно-этнографических музеях-заповедниках, занимающихся сохранением, изучением и презентацией традиционной культуры.
Список литературы:
- Музейное дело России / Отв. ред. М.Е. Каулен. М., 2005. – 614 с.
- Наумов Ю.М. «Кижанка» - лодка Онежского озера. Исторический очерк о судоходстве и судостроении Кижских шхер. Петрозаводск, 2011. – 185 с.
- Наумов Ю.М. «Veneh» - лодка по-карельски. О народном судостроении судоходстве карел в районах их традиционного проживания и ведения хозяйства. Петрозаводск, 2017. – 256 с.
- Основы музееведения / Отв. ред. Э.А. Шулепова. М., 2005. – 504 с.
- Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология. Справочник / Науч. ред. И.В. Дубов, И.И. Шангина. СПб., 2003. – 408 с.
- Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология. Справочник: в 2-х кн. / Редколл. Баранова И.И. и др. СПб., 2017. – Кн.1: Общая методика атрибуции этнографического памятника. Классификаторы. Понятийные словари. – 524 с. Кн.2: Методики научного описания тематических групп музейных предметов. – 256 с.
- [1] В музееведении принято говорить о «внутреннем» и «внешнем» информационных полях музейного предмета. Первое непосредственно связано с самим предметом и основано на его морфометрических и прочих внешних особенностях, второе связано с условиями бытования предмета, его историей. Полнота внешнего информационного поля музейного предмета напрямую зависит от качества работы по его музейному документированию.
- [2] В качестве положительного опыта такой работы может быть приведен опыт музея-заповедника «Кижи», связанный с изучением традиционного судостроения и судоходства. Сформированная в музее коллекция традиционных судов, сопровождалась систематической работой по изучению данного явления на водоемах Северо-Запада России, что вылилось в две монографии и серию публикаций по теме [2; 3].
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.