Борисова В. А.
Отражение элементов повседневного быта XVI-XIX вв. на иконах из коллекций музея-заповедника «Кижи» и Музея изобразительных искусств РК
// Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2022. @kizhi
В данной публикации были использованы изображения на иконах из двух музейных коллекций: музея заповедника «Кижи» [далее: М Кижи] и Музея изобразительных искусств Республики Карелия [далее: МИИ РК] [1] .
Тема моей научной работы – рыболовный промысел. В предыдущих сообщениях и публикациях по теме привлекались разнообразные сведения из исследований этнографов, историков, фольклористов, путешественников, фотографов, т. е. письменные источники и фото фонды.
Расширение списка сведений о рыболовном промысле на территории Онежского озера натолкнуло на поиск древних изображений в петроглифах, лицевых летописных подлинниках и на иконах. В результате поиска и просмотра перечисленных источников, был обозначен еще один источник - изобразительный, который дополнительно способствует изучению рыболовства на территории древней Карелии.
Рыболовство один из древнейших промыслов на территории современной Карелии, уже в глубокой древности человек изображал на скалах рыб и лодки (рис. 1 и 2). За наскальными рисунками закрепилось название – петроглифы.
К сожалению, обнаружить рыболовные орудия на иконах из собраний музеев Республики Карелия не удалось. Но, они встречаются в источниках древнерусской живописи в других регионах. В качестве иллюстрации включены два фрагмента с изображением сетей одно из Лицевого летописного свода XVI в. [2] , другое на иконе «Сошествие во ад» последней четверти XVII в. из церкви Воскресения Господня в Костроме [3] . [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
На рис.3 рыбаки вытаскивают на берег сети полные рыбы. Рыболовство как промысел, нашло отражение в иконописи через одно из важнейших евангельских событий – призвании Иисусом Христом первых учеников, которые до встречи с Христом были рыбаками (рис. 4). На костромской иконе изображены рыбаки, которых встретил Иисус Христос у озера Геннисаретского (так названо Галилейское море на иконе):
«Увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, вышедшие из них, вымывали сети.
Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега, и сев учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть. Сделавши это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке. Чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так - что они начинали тонуть…» [4]
На костромской иконе художник изобразил рыбаков, будущих апостолов, вытаскивающих пустую сеть. Ниже, соответствуя тексту Евангелия, изображена парусная лодка, которую иконописец изобразил основательно просевшей в воду от тяжести нагруженной в нее рыбы [5] .
Евангелист Матфей несколько иначе описал это событие: «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы; И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцем их, починивающих сети свои, и призвал их» [6] . Здесь ценно завершающее предложение, в нем говорится о том, что и 2000 с лишним лет назад люди занимались починкой сетей, следовательно, умели вязать сети и другие рыболовные снасти. Мы видим, что принципы способы лова не менялись на протяжении веков (рис.№3,4,16,17): рыбу ловили сетными орудиями как до н.э. так и в XIX веке. Только начиная с ХХ в. стали заметны изменения в материалах (появление современных нитей) и способах лова (орудия лова выросли в размерах и появился современный рыболовецкий транспорт).
На иконах из храмов Карелии эта евангельская история иллюстрировалась на иконах, посвященных апостолам Петру и Павлу. На иконах, хранящихся в фондах МИИ РК и М Кижи, призванные ученики, изображены сидящими в лодках. Например, призвание рыбаков - будущих апостолов представлено на клейме иконы «Петр и Павел с житием», кон. XVII в. из часовни Петра и Павла на Волкострове из кижского собрания (рис. 5).
По мере знакомства с опубликованными произведениями древнерусской живописи из коллекций музеев, выяснилось, что на иконах представлено значительное разнообразие предметов быта. Оказалось, что на иконах можно увидеть различные стороны повседневной жизни крестьян втор. пол. XVI - XIX вв. Наиболее часто на иконах можно видеть изображения лодок, которые использовались как для рыбной ловли, так и в качестве средств передвижения по водным просторам. На иконах, в настоящее время хранящихся в музеях РК, элементов с изображением водного транспорта, оказалось довольно много. Так как на карельских иконах лодки представлены в качестве транспорта, их было логично объединить с сухопутными средствами передвижения. Как известно, на Руси светской живописи до XVII века не существовало, художники – иконописцы писали иконы на основе священных писаний. Наглядный пример тому клейма икон, посвященных апостолам, в которых изображено общение братьев рыбаков Петра и Андрея с Христом. На таких иконах, несмотря на библейские сюжеты, отражались понимание и представления о событиях, происходивших многие сотни лет до них. Поэтому на иконах можно видеть разнообразные элементы быта, которые соответствуют тому периоду, когда работал иконописец. Особенно это характерно для житийных икон.
Предметы, изображенные на иконах можно объединить в следующие группы: транспорт; посуда и пища; производственные орудия и др., а также животные (домашний скот).
Этой группой изображений - средств передвижения, как по воде, так и по земле ограничена данная (первая) публикация, обозначенная как «транспорт». В следующей работе тема будет продолжена, будут рассмотрены следующие группы: животные, орудия труда, пища.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Водный транспорт
«С древнейших времен основными путями сообщения были реки и озера. Дороги, пригодные для колесного транспорта, существовали только на юге Карелии. На севере летних сухопутных дорог почти не было, многие деревни были связаны только пешими тропами. Основными средствами передвижения были лодки» [7] .
В Карелии изобилующей разнообразными водоемами (крупными и средними озерами, ламбушками и реками), лодки занимали очень важное место в жизнедеятельности местного населения. В быту лодки использовались как средство передвижения по воде на различные расстояния. Их множественные изображения в иконописи XVI - XIX вв. позволяют рассмотреть их в качестве водного транспорта, весьма важного на водных просторах Карелии.
Наиболее частые изображения лодок отмечены на житийных иконах. Изображения лодок многочисленны в клеймах икон, посвященных святителю Николаю Мирликийскому, в иконографических вариантах: «Никола Чудотворец с житием», «Николай Можайский с житием», «Святитель Николай с житием», «Никола Великорецкий с житием» [8] . Все они связаны с чудесами о спасении утопающих. В клеймах северных икон, повествующих о чудесах святителя Николая, водным событиям часто отводилось два, иногда три клейма: «Чудо о корабельниках»; «Спасение Димитрия со дна моря»; «Избавление патриарха Афанасия от потопа».
На иконах, посвященных соловецким преподобным Зосиме и Савватию, в клеймах которых иллюстрируется их житие и чудеса, обязательно есть изображения лодок [9] . На житийной иконе из кижской Преображенской церкви лодки изображены в 5 клеймах. (рис. 6, 7). [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Изображения лодок на иконах из Карелии в основном делятся на два вида. Небольшого размера, напоминающие «кижанки» и большие соймы. Их дополняют лодки- волокуши. И те и другие в большинстве случаев оснащены парусами, за исключением волокуш.
Лодки шитые из длинных досок, изображены на местных иконах, например, на иконе «Никола Можайский с житием» из часовни Архангела Михаила из д. Леликозеро. Икона датируется последней третью XVII в. (рис. 8, 9).
На иконе мы видим изображения лодок, на которых хорошо просматриваются набои досок. Количество досок в набоях совпадает с современным количеством досок при шитье лодки, что может говорить о традиционной конструктивной особенности судостроения и, что данный вид лодок бытовал в этом регионе в XVII столетии.
Ю. М. Наумов в книге «Кижанка» приводит следующее описание лодок: Сохранившиеся в Кижских шхерах до начала XXI века традиционные лодки – это малые парусно-гребные суда длиной 5,5 – 7,5 метра, полукилевые, одно-, двухмачтовые, неглубоко сидящие, с плоским килем - «матицей» из толстой доски, широкие в середине, острые с носа и кормы. Характерной особенностью лодок кижских шхер, отличающей их от всех известных лодок других озер, является то, что оба штевня изготовлены из «кокор» - стволов ели с корнем и круто (под 40-50 градусов) задраны вверх. (как рис. 5). Борта шились «в накрой» из сосновых досок: верхние набои перекрывали нижние. [10]
Внешний вид лодок соответствует описанию традиционных лодок, зафиксированному исследователями Карелии XVIII- XX вв. [11] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Отсюда делаем вывод, что лодки по форме практически не менялись на протяжении веков. Говорить о материалах, способах изготовления не представляется возможным, т.к. по изображению трудно установить, как и из чего делалась лодка.
Еще один тип лодок представлен на иконах, написанных мастерами из других регионов. Например, на иконе «Николай Чудотворец с житием» из кижской Покровской церкви, относимой исследователями к новгородским письмам [12] наблюдаем сращивание бортовых досок. На иконе из д. Новинка, пер. пол. XVIIIв. МИИ РК изображено судно больших размеров, о чем можно судить по количеству пассажиров, а также мы видим схематичное изображение сращивания бортовых досок, свойственное для судов длиной корпуса больше размера стандартной доски (рис. 10, 11). Также видим способ управления судном – применение рулевого весла (рис. 11).
Несмотря на то, что руль использовался для больших путешествий, на карельских иконах наблюдаем лодки, управляемые с помощью руля (рис. № 12-14). На иконах руль имеет простую, хорошо читаемую форму.
У малых лодок руль использовали только для дальних поездок. На короткие расстояния управление осуществляли с помощью кормового весла: «Редко только встретишь в этих местах у лодки руль; по большей части он заменяется прямым веслом-плесом или греблом, которым жители управляются гораздо удачнее, нежели рулем» - отмечал Майнов В. Н. [13]
Более подробно рассмотрим изображение парусов. Паруса на иконах предстают в виде белой материи и по категории относятся к категории прямых (рис. 5, 11-14). Прямые паруса устанавливаются на реях и чаще всего имеют форму прямоугольника или трапеции. Их основной особенностью является симметрия: правая и левая половина любого прямого паруса зеркальны друг другу. Передняя кромка паруса (шкаторина) накрепко привязывалась к мачте. Свободный верхний угол паруса выставлялся с помощью тонкой жерди – «райно», нижний конец которой упирался в петлю у мачты. Руль навешивался только при движении под парусом на большие расстояния, в шхерах правили одним кормовым веслом. [14] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Исходя из изображений на иконах XVI- XIX вв., мы видим, что традиция использования паруса не менялась на протяжении веков: как в XVI в. или XVIII ходили под парусом, так и сейчас можно встретить близ о. Кижи парусную лодку. Парус был неотъемлемой частью оснастки вплоть до появления первых моторов.
Значительный интерес представляют изображения весел. Они отличаются от современных собратьев. На иконах у всех весел верхняя часть т-образной формы (рис. 16). Нижняя часть отличается.
У заонежских иконописцев конец весла заостренной формы (рис. 8, 17), у иконописцев из мастерской «Кондопожской мастер» оно заканчивается прямой лопастью (рис. 15).
Отдельная форма весел напоминает современные рулевые (фото № 17).
Изредка на поздних иконах, происходящих с территории Карелии встречаются изображения кораблей. Так на иконе «Никола Чудотворец с житием», ХIХ в. изображен вариант одномачтового судна с рубкой на корме (рис. 18).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Еще одним интересным элементом является изображение лодок-волокуш (рис. 19). Вот что говорит по этому поводу Тароева Р. Ф.: «Лодки-волокуши напоминали по форме лодочку. Основанием их служила толстая березовая доска, один конец которой загибался как полоз в санях. К этой доске привязывались веревками или прутьями узкие доски-борта, веревки или прут пропускали через щели, специально выдолбленные в бортовых досках, каждый прут кончался петлей. Борта саней оставались обычно подвижными, и когда клали груз, то стягивали их веревкой вокруг него. В более совершенных санках борта пришивались вицей или деревянными гвоздями, они уже не были подвижными.» [15] . На кижской иконе волокушу, наполненную съестными припасами, тянут ангелы. Ее форма близка конструкции лодки.
В отличие от часто изображаемых лодок на иконах из коллекций карельских музеев сухопутный транспорт - встречаются относительно редко.
Сухопутный транспорт
Колесный транспорт до конца XIX в. имел распространение только в южной части Карелии, в северных волостях телеги были не распространены. Не использовались телеги, т.к. не было пригодных для проезда дорог. Это подтверждают различные исследователи Карелии, воспоминания коренных жителей:
Информант Александр Титович Игнатьев, 1917г.р. д. Жарниково. «Потому что телег у нас не было, по телеге у нас неприемлемы, потому что у нас чистый камень на материке, вот.» [16] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В материалах Тарасовой И. В. опубликован дневник путешествия гражданина Якимова, побывавшего на богомолье из Петербурга в Соловецкий монгастырь. В этом дневнике Якимов подробно описывает как оне передвигался из Масельги на тарантасе, а так же перечисляет другие средства передвижения: верхом, в люльках. [17]
На иконах, посвященных огненному вознесению пророка Ильи можно наблюдать колесницу, традиционную для иконописи, например, на иконах письма братьев Пантелеевых [18] , а на иконах других иконописцев вместо колесницы – обычные телеги [19] . Наиболее изящный вариант колесницы - в виде выездного возка представлен на иконе из кижской Преображенской церкви (рис. 20). Заонежье, имевшее тесные связи с Петербургом, было знакомо с разными видами сухопутных транспортных средств. Но и здесь, этот вид транспорта использовали чаще зимой, когда все водные дороги покрывались льдом, а сухопутные тропы от деревни к деревне покрывались снегом. Колесница на иконе из кижской Преображенской церкви больше напоминает выездные сани, имевшие распространение в русских районах Карелии. На поздних иконах (2я пол.ХIХ в.) появляются изображения саней [20] (рис. 22).
Лошади. Ну и конечно не надо забывать, надо помнить какую важную роль в жизни крестьянина играла лошадь. Это и кормилец и работник и перевозчик. Поэтому лошадей любили изображать на иконах. И прекрасный пример тому- икона «Чудо о Флоре и Лавре».
Сохранившиеся до наших дней иконы не только предметы искусства, но и наглядное пособие по предметам быта крестьян XVI-XIXвв. Благодаря им можно рассмотреть инвентарь, посуду, транспорт, которыми пользовались жители Карелии в прошлые века.
Закончить работу хочется цитатой из книги Ямщикова: «Я не могу без волнения смотреть на святых работы Рублева или Феофана. Их глаза, руки, весь облик часто больше говорят о прошлом народа, чем целые тома исторических сочинений. Не случайно именно историки первыми взялись за серьезное изучение древнерусского искусства. В середине прошлого столетия историческая наука осознала, что иконы и фрески древней Руси – документы не менее точные, чем любая летопись или хроника» [21] . [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Список источников и литературы
- Петроглифы https://infourok.ru/petroglify-karelii-4754481.html Бытовые сцены рыбалки и охоты, фото Semenov.m7/CC BY-SA 4.0
- НА МЗК. Ф1. Оп. 4 д. 172. С. 20.
- Икона «Никола Чудотворец с житием», втор. пол. ХVI в. из Покровской церкви на о. Кижи.
- Икона «Петр и Павел с житием», около сер. ХVII в. из церкви Петра и Павла д. Лычный остров.
- Икона «Никола Можайский с житием», посл. трети ХVII в. из часовни Архангела Михаила д.Леликозеро.
- Икона «Сошествие во ад», посл. четв. ХVII в. из церкви Воскрешения Христова на Дебре в Костроме.
- Икона «Петр и Павел с житием», кон. ХVII в. из часовни Петра и Павла на Волкострове.
- Икона «Никола Чудотворец с житием», перв. четв. ХVIII в. из Преображенской церкви на о. Кижи.
- Икона «Никола Чудотворец с житием», перв. пол. ХVIII в. из часовни Михаила Архангела д. Новинка.
- Икона «Никола Чудотворец с житием», ХVIII в. из /без указания храма/ д. Паданский погост.
- Икона «Огненное вознесение пророка Ильи с житием», около сер. ХVIIIв. из д. Челмозеро.
- Икона «Зосима и Савватий Соловецкие с житием», около сер. ХVIIIв. Из Преображенской церкви на о. Кижи.
- Икона «Огненное вознесение пророка Ильи с житием», около сер. ХVIIIв. Из Преображенской церкви на о. Кижи.
- Икона «Чудо о Флоре и Лавре», около сер. ХVIII в. из церкви введения во храм Богородицы д. Сибово.
- Икона «Варлаам Хутынский с житием», 1863 г. И. Аверкиев.
Список литературы
- Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические. – Москва, 2002
- Костромская икона ХIII-ХIХ веков: свод русской иконописи / авт.-сост. Н. И. Комашко, С. С. Каткова. - Москва, 2004.-ил. 187
- Майнов В. Н. Поездка в Обонежье и Корелу / В. Н. Майнов. – Санкт-Петербург, 1877
- Набег половцев на Галицкую землю в 1158 году. Лицевой летописный свод. Лаптевский том, л. 140. XVI в. : [миниатюра]//Древнерусская миниатюра в государственном историческом музее : Вып. 2. Баталии : [16 открыток-миниатюр]. - Москва, 1979.
- Народы европейской части СССР. [ Т.] 2. – Москва, 1964 – ( Народы мира. Этнографические очерки)
- Наумов Ю. М. Лодка-кижанка/ Ю. М. Наумов// Кижский вестник. Вып. 13. - Петрозаводск, 2011. – с. 66 - 83
- «Писана икона сия при державе царя Алексея Михайловича». Работы иконописных мастерских Пудожья и Заонежья середина – вторая половина ХVII века. Иконы из собраний музея-заповедника «Кижи» и Музея изобразительных искусств Республики Карелия: каталог выставки / авт.-сост. В. Г. Платонов, Б. Д. Москин. - Петрозаводск, 2017.
- Платонов В. Г. Иконописное убранство храмов Кижского погоста в ХVI – ХVII веках. / В. Г. Платонов // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле : сборник статей. - Петрозаводск, 2014. – с. 114 - 135
- Платонов В. Г. Художественное наследие Карелии. Древняя иконопись Обонежья и Западного Беломорья / В. Г. Платонов. - Петрозаводск, 2018.
- Пушкарев Н. Н. Рыболовство на онежском озере/ Н. Н. Пушкарев – Санкт-Петербург, 1900
- Рыбников П. Н. Заметка собирателя/ П. Н. Рыбников // Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. Т.1. Былины. - Петрозаводск, 1989. – с. 45 – 83
- Тарасова И. В. Путешествие из Петербурга в Соловецкий монастырь/ И. В. Тарасова //Труды Государственного музея истории и религии. Вып.14 / - Санкт-Петербург, 2014 -с.141-150
- Тароева Р. Ф. Материальная культура карел / Р. Ф. Тароева. – Москва : Ленинград, 1965.
- Ямщиков С. В. Древняя живопись Карелии / С. В. Ямщиков. - Петрозаводск, 1986.
- Itäkarjalaisia Ikonimaalauksia Ostkarelska Ikonmålningar. Helsingin taidehalli : каталог . – Хельсинки, 1944.
- [1] В статье используются опубликованные и выставочные иконы из данных музеев. Список икон прилагается в конце статьи.
- [2] Набег половцев на Галицкую землю в 1158 году // Древнерусская миниатюра в государственном историческом музее. Вып. 2. Баталии. М., 1979.
- [3] Костромская икона 13-19 веков / авт.-сост. Н. И. Комашко и С. С. Каткова. М., 2004. Кат. 117, илл. 187.
- [4] Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. М, 2002, с.67.
- [5] Костромская икона 13-19 веков. илл. 187.
- [6] Библия. Указ. соч., с. 3-4.
- [7] Народы европейской части СССР. Т. 2. М, 1964 , с. 343
- [8] Например: «Николай Чудотворец, с житием», втор. пол. 16 в. с о. Кижи; «Святитель Николай, с житием», перв. пол. 18 в. из д. Нивинка; «Никола Можайский, с житием», 1667 г. из д. Тамбицы (МИИ РК); «Никола Можайский, с житием», посл. тр. 17 в. из д. Леликозеро;.
- [9] Например: «Зосима и Савватий Соловецкие, с житием», около сер. 18в. на о. Кижи, «Зосима и Савватий Соловецкие, с житием», втор. пол. 18 в. из д. Кургеницы.
- [10] Наумов Ю. М. Лодка- кижанка / Кижский вестник № 13, П, 2011. с. 64.
- [11] Рыбников П. Н. Заметка собирателя // Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. П, 1989; Пушкарев Н. Н. Рыболовство на онежском озере, СПб, 1900; Майнов В. Н. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб, 1877.
- [12] Платонов В. Г. Иконописное убранство храмов Кижского погоста в ХVI – ХVII веках.//Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле. Сб. ст. Петрозаводск, 2014. с.121.
- [13] Майнов В. Н. указ. соч., с. 91.
- [14] Наумов Ю. М. указ. соч. С. 81.
- [15] Тароева Р. Ф. Материальная культура карел. М-Л, 1965. С. 71-72.
- [16] НА МЗК. Ф1. Оп. 4 д. 172. С. 20.
- [17] Тарасова И. В. Путешествие из Петербурга в Соловецкий монастырь//Труды Государственного музея истории и религии. СПб., 2014. Вып. 14: «На Масельской пристани хотя и нет никакого населения, но тут для Петер-бургских путешественников в Соловки на богомолие, заблаговременно при-готовляются масельскими поселянами лошади привычные к вышеописанной дороге в разных упряжах, как то:1) Лошадь с простым седлом, на котором может ехать среднего росту женщина.2) Две лошади заложенные гусем в простую дву-колесную таратайку на которой возят с поля хлебные снопы и сено. У таратайки сии колеса имеют необыкновенную толщину и прочность, величиною оне в окружности 4½ аршина68, без спиц а вместо оных в каждом таратаичном колесе утверждены в ободе по четыре рамы, ступица же ее толщиною своею равняется мельнич-ному валу, в ней ось толщиною 3 вершка. Таковая твердыня для каменистой и ухабистой дороги необходима.3) Особо две же лошади заложеные гусем в зимние сани дровни, кои дли-ною с загибом или головашками69 от 5-ти до 6-ти аршин, с одною на каждой стороне наклескою и четырьмя высокими копылами, связанными тополовыя вязьми, прочие все штуки березовые, сухие, довольно тонкие и легкие. Между вязьями переплетено тонким хворостом, что служит вместо постилки».
- [18] «Писана икона сия при державе царя Алексея Михайловича». Работы иконописных мастерских Пудожья и Заонежья сер. – втор. пол. ХII в. Каталог выставки. Авт.-сост. В. Г. Платонов, Б. Д. Москин. Петрозаводск, 2017. С. 40, 67.
- [19] Платонов В. Г. Художественное наследие Карелии. Древняя иконопись Обонежья и Западного Беломорья. Петрозаводск, 2018. С. 71.
- [20] Itäkarjalaisia Ikonimaalauksia Ostkarelska Ikonmålningar. Helsingin taidehalli. Хельсинки, 1944.
- [21] С. В. Ямщиков Древняя живопись Карелии. П., 1986 С. 16
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.