Дудинова Т.Ю., Хуттер И.И.
Паданские колокола: из опыта изучения фондового собрания музея «Кижи»

// Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2024. Vkontakte@kizhi

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в дер.  Паданский Погост. Фото 1940-х гг.Колокол церковный (КП-259/3). Завод Смирнова, Валдай. XIX в. Фото Н. Г. Павловой, 2004 г.Колокол церковный (КП-259/2). XIX в. Фото Н. Г. Павловой, 2004 г.Колокол церковный (КП-259/4). XIX в. Фото Н. Г. Павловой, 2003 г.Подъем колоколов на колокольню Кижского погоста в 1992 г. Фото из архива И. И. ХуттераПодъем колоколов на колокольню Кижского погоста в 1992 г. Фото из архива И. И. ХуттераДело о доставлении в Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей в качестве экспоната образца зазвонного колокола… (НА РК. Ф. 27, оп. 2, д. 169, л. 1-2)Дело о доставлении в Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей в качестве экспоната образца зазвонного колокола… (НА РК. Ф. 27, оп. 2, д. 169, л. 1-2)

Аннотация: Статья посвящена фондовым колоколам, которые поступили в музей из дер. Погост Паданского сельского поселения Медвежьегорского района Республики Карелия.

В фондовом собрании музея-заповедника «Кижи» 29 церковных колоколов, датируемых XIX – первой четвертью XX в., 10 из них имеют надписи производителей известных российских колокольных заводов. Подробнее о подписных колоколах рассказывается в нашей статье, опубликованной в 20-м выпуске «Кижского вестника» [1] . Предметом данной публикации являются три колокола, которые поступили в музей в 1975 г. в результате экспедиции в дер. Погост Паданского сельского поселения [2] . Они интересны для изучения, так как происходят из одного храма. В музейной коллекции церковных колоколов это единственный подобный пример. В исследовании мы опирались на материалы из Национального архива Республики Карелия, архива музея-заповедника «Кижи» и фотоархива Музейного ведомства Финляндии. Важная для публикации информация была любезно предоставлена Медвежьегорским краеведческим музеем.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, из которой происходят рассматриваемые колокола (рис. 1), была построена в 1900 г. в дер. Погост (дер. Паданский Погост) Паданского прихода Повенецкого уезда Олонецкой губернии по проекту неизвестного архитектора и стараниями санкт-петербургского купца Дмитрия Ивановича Поршнева на месте сгоревшего 19 июля 1898 г. храма [3] . Об этом пожаре писали в газете «Олонецкие епархиальные ведомости». В статье Г. Добротина говорилось: «Вместе с храмом сгорела находящееся от него в 15 саженях церковная кладовая, из которой успели вынести только несколько старых икон, краску и зимние рамы сгоревшей церкви» [4] . Среди погоревших вещей упоминался и церковный архив. Вероятно, данным обстоятельством можно объяснить отсутствие некоторых материалов по истории церкви в Национальном архиве Карелии [5] . Не удалось найти в них сведений о судьбе колоколов сгоревшего храма. Известно, что богослужения в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Погост совершались до 1950 г., позднее храм был закрыт.

Паданские колокола можно датировать концом XIX – началом XX в. На одном из трех колоколов имеется надпись, которая свидетельствует о его новгородском происхождении: колокол [6] был изготовлен на заводе Смирнова в г. Валдае (рис. 2). Кружевной орнамент нижнего пояса этого колокола разделен двумя медальонами с изображением библейского сюжета «Бегство в Египет» и образом [св. Димитрия]. Растительный орнамент верхнего пояса – с мотивом трилистниковых пальметт. Под декоративными поясами вырезано клеймо: «3пу 25фу». Верхний пояс другого колокола [7] также украшен орнаментом растительного характера с мотивом трилистниковых пальметт (рис. 3), а его нижний пояс – лавровыми гирляндами с шестилепестковыми розетками и медальонами с изображениями бегства в Египет и [св. Дмитрия]. Между поясами – четыре рельефные окружности в виде валиков. В месте перехода поля к юбке их три; по краю юбки – одна. Третий колокол [8] декорирован поясами с узором из трилистниковых пальметт, между которыми проходят четыре рельефные окружности в виде валиков (рис. 4). В месте перехода поля к юбке их пять; по краю юбки – один. Между поясами имеется клеймо: «2–13».

Во время работы экспедиции музея «Кижи» летом 1975 г. в дер. Погост произошло событие, описанное в отчёте её участником А. Т. Беляевым: «Надо отметить следующий неприятный факт, случившийся в период снятия колоколов в селе Паданы. Всего на колокольне к нашему приезду было 4 колокола, но в ночь с 19 на 20 августа с. г. четвертый (самый меньший) колокол был снят и похищен неизвестными людьми. О случившемся факте было заявлено участковому милиционеру и председателю Паданского сельского совета. Последний обещал принять меры к разысканию колокола и передаче его в музей» [9] . В отчёте также сообщалось, что «пятый колокол из „паданской коллекции‟ находится в Медвежьегорском филиале» [10] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Мы связались с Медвежьегорским краеведческим музеем и получили официальный ответ о наличии в фондах музея разыскиваемого колокола из церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Весной 2022 г. удалось посетить музей и познакомиться с коллекцией колоколов. В фондах Медвежьегорского музея – 6 церковных колоколов и один колокол, который, предположительно, использовался в карильоне или курантах. Хранящийся в музее колокол из паданской церкви был отлит в Гатчине (Санкт-Петербург) на колокололитейном производстве Александра Степановича Лаврова, о чём свидетельствует надпись на тулове: «Тва А.С.Л. 37/4 фунта». Так как это предприятие получило название «Товарищество Гатчинского медно- и сталелитейного завода А. С. Лаврова» в 1894 г., то данный колокол может быть датирован не ранее 1895 г. В коллекции Медвежьегорского музея хранятся ещё два колокола, которые поступили в фондовое собрание из дер. Погост. Возникает вопрос, может ли один из них быть недостающим 5-м колоколом из набора колоколов паданской церкви. В настоящий момент ответа нет, поэтому точку в этом исследовании ставить ещё преждевременно.

Вошедшие в «кижскую» коллекцию паданские колокола нашли свое место в ярусах звона храмов острова Кижи: валдайский колокол с 1988 г. звучит на часовне Архангела Михаила, расположенной в основной экспозиции музея, два других колокола в 1992 г. подняли на колокольню Кижского погоста, где они находятся сейчас. Об этом историческом событии рассказывают фотографии из личного архива И. И. Хуттера (рис. 5, 6).

Разыскивая сведения о паданских колоколах в Национальном архиве Республики Карелия, мы обнаружили документы переписки губернатора Олонекцой губернии Григория Григорьевича Григорьева с исправником Олонецкого уезда из которых следует, что в XIX в. на территории современной Карелии существовал колокольный завод. В связи с созданием в г. Петрозаводске музея (в настоящее время Национальный музей Карелии) олонецкий губернатор был озабочен приобретением зазвонного колокола этого завода в музейную коллекцию и в обращении к олонецкому исправнику в феврале 1886 г. он писал: «Озабочиваясь приведением существующего в г. Петрозаводске Олонецкого естественно-промышленного и историко-этнографического музея до вполне отвечающей цели его учреждения, я просил бы Вас, М. Г., настоящим исполнением требования моего, изложенного в предложении от 19 июня прошедшего года за № 1469 относительно доставления образца небольшого зазвонного колокола» [11] (рис. 7, 8).

В ответном рапорте уездного исправника Архипова от 8 марта 1886 г. сообщалось, что «во исполнении предписания от 19 июня минувшего года за № 1469, имею честь почтительнейше донести Вашему Превосходительству, что за уничтожением колоколивного завода на реке Обже, почетного гражданина Санкт-Петербургского 2-й гильдии купца Пиккиева, у местных жителей Олонецкого уезда образца зазвонного колокола не имеется» [12] .

Колокольный завод принадлежал почётному гражданину Санкт-Петербурга купцу 2-й гильдии Алексею Дмитриевичу Пиккиеву и находился в Олонецком уезде Олонецкой губернии на берегу реки Обжи (Обжанки) в 20 км от г. Олонца. Завод работал с 1850 по 1868 г., но это следующая история в исследовании истории колоколов и звонов Карелии.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф