Проект концепции комплектования фондов движимых памятников музея-заповедника «Кижи»
// Составитель Н.И. Шилов
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru.
2019.
@kizhi
Комплектование фондов осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, уставом музея, научной концепцией музея.
Научная концепция комплектования фондов – это часть научной концепции музея, стратегический замысел, определяющий основные принципы, цели и задачи, направления, формы и способы комплектования фондов, пути решения поставленных целей и задач в соответствии с профилем музея и его местом в музейной системе. В ней указываются факторы, определяющие научное комплектование, критерии отбора материалов в фонды с учётом целей и задач музея, этапы комплектования, планирование комплектования, основные документы комплектования.
Цель комплектования - реализация общественной потребности в максимально объективном документировании жизни этносов Карелии на всех этапах их существования путём отбора и сохранения объектов материальной и духовной культуры.
Основные задачи комплектования
● выявление и отбор в окружающей действительности объектов материальной и духовной культуры народов Карелии, максимально объективно отражающих происходившие и происходящие явления и процессы; [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
● приобретение этих объектов в фонды музея, точная и максимально полная их фиксация в документах музейного учёта;
● классификация и систематизация музейных предметов для их использования в музейной деятельности и в профильных науках;
● физическое сохранение историко-культурных и природных ценностей и создание условий для их использования в интересах общества.
Основные принципы комплектования
Комплектование фондов должно осуществляться на научной основе, в соответствии со следующими принципами исторической науки. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
– Объективность, основанная на научном исследовании конкретных явлений, событий, процессов, традиций, фактов в их совокупности, многогранности и противоречивости, преодолении субъективности и влияния интересов, не связанных с достижением научной истины. Высшей целью и ценностью исторического познания признаётся истина.
– Историзм, предполагающий изучение историко-этнографических факторов с точки зрения их генезиса и эволюции, их оценок на разных этапах развития, в т. ч. на современном этапе.
– Всесторонность, подразумевающая полную и достоверную информацию обо всех факторах и их взаимосвязях, влияющих на этнос.
– Системность – всякий предмет должен рассматриваться во взаимосвязи всех его элементов и в его внешних связях;
– Конкретность – любой предмет должен изучаться в его конкретности, с учётом неповторимости его содержания, определённости места и времени развития.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
– Преемственность – изучение всякого предмета историко-этнографического исследования должно осуществляться с учётом результатов его предшествующего научного изучения.
Факторы, определяющие научное комплектование
– Профессионализм сотрудников музея. Комплектованием музейных фондов должны заниматься музейные профессионалы.
– Финансовое и материально-техническое обеспечение.
– Обеспечение физической сохранности и реставрации музейных предметов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Общие направления комплектования
– Систематическое – пополнение фондов с целью создания полной коллекции однотипных предметов согласно принятой в науке классификации.
– Типологическое – пополнение фондов предметами, объединёнными общими типологическими признаками для создания типологических рядов, характеризующих генезис и эволюцию этих предметов.
– Тематическое – пополнение фондов предметами, определёнными темой музейного исследования.
Направления могут сочетаться между собой, иметь комплексный характер.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Основные типы коллекций
– систематическая – полный состав однотипных предметов, сгруппированных по определённому признаку классификации;
– типологическая – однотипные предметы, характеризующие генезис и эволюцию этого типа;
– тематическая – разнотипные предметы, объединённые отношением к определённой теме;
– персональная – разнотипные предметы, принадлежащие определённому лицу;[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
– мемориальная – разнотипные предметы, связанные с жизнью и деятельностью конкретного лица или события.
Основные тематические направления комплектования
● Археологические памятники Карелии.
● Традиционная материальная и духовная культура народов Карелии (сельского и городского населения) в их становлении и развитии (с древнейших времён до второй трети ХХ в.).
● Материальная и духовная культура народов Карелии (сельского и городского населения) со второй трети ХХ в. до современности.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
● История и архитектурные памятники острова Кижи.
Формы комплектования фондов (обстоятельства приобретения)
● Экспедиция.
● Служебная поездка.
● Комплектование на месте. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
● По переписке.
Способы комплектования фондов
● Покупка у физических и юридических лиц.
● Дар (пожертвование) физических и юридических лиц.
● Передача (от сотрудников музея, от другого музея, от предприятия, от организации, от учреждения; по завещанию и т. д.).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Основные критерии отбора предметов в фонды
Суть комплектования фондов состоит в отборе различных культурных текстов в широком смысле слова и создании условий для их последующего прочтения. Поэтому основополагающим моментом концепции комплектования является проблема отбора.
Соответствие профилю музея. (В исключительных случаях, при отсутствии иной возможности надлежащего сохранения, могут быть отобраны непрофильные предметы, имеющие историко-культурное значение, с последующим выделением их в обменный фонд музея).
Подлинность – значение предмета как первоисточника знаний и эмоций. Подлинность предмета определяется не только его оригинальностью. Значение подлинника могут иметь различного рода воспроизведения, новоделы, даже подделки, если они своей непосредственной причастностью к конкретному факту, процессу, явлению, событию, способны документировать историческую действительность. (Это не относится к предметам, которые при наличии оригиналов в музее или в другом собрании воспроизводят оригиналы). Предметы, не имеющие значения первоисточника, но представляющие интерес для научной, экспозиционно-выставочной, научно-просветительской работы музея могут быть отобраны для включения в научно-вспомогательный фонд.
Наличие основных свойств музейного предмета: ассоциативность, аттрактивность, информативность, коммуникативность, репрезентативность, экспрессивность; соотношение материального воплощения и смыслового содержания (семантика).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Возможность осуществлять функции предмета во всех направлениях музейной деятельности – функцию моделирования, коммуникативную функцию, научно-информативную функцию.
Физическое состояние предмета, гарантирующее его сохранность в обозримом будущем, в том числе при условии проведения консервационных и реставрационных работ.
Хронологические рамки – от доисторической эпохи (предметы археологии) до современности.
Предметы, относящиеся к периоду от 1930-х годов до современности, должны иметь знáковый характер, документирующий эволюцию традиционной материальной и духовной культуры этносов Карелии, существенные изменения в быту, социальном положении, культуре, самосознании, мировоззрении, мировосприятии, мироощущении этноса, историю острова Кижи, состояние и реставрацию памятников деревянного зодчества Карелии.
Географические рамки – территория Республики Карелия и сопредельных областей, а также другие регионы, имеющие отношения к тематике комплектования фондов музея.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Отсутствие профильного предмета и/или его аналога в фондах музея.
Как правило, количество идентичных предметов в фондах не должно превышать 5 экземпляров. (Исключение составляют предметы, входящие в клад, в коллекцию, а также предметы со специфическими условиями хранения и экспонирования). Количество аналогичных предметов в фондах зависит от значений их информационного потенциала – внутреннего и внешнего информационных полей.
Комплексность. Принадлежность предметов музейного значения к кладу, к уже сформированной коллекции не допускает их частичный отбор, выделение из состава клада, коллекции.
Этапы комплектования фондов
– Изучение исторической действительности (литературных, справочных и архивных источников).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
– Планирование комплектования фондов.
– Анализ фондов в соответствии с планами комплектования.
– Определение направлений, форм, путей, способов комплектования.
– Выявление и отбор предметов музейного значения.
– Первичное описание предметов музейного значения (фиксация их внутренних и внешних информационных полей).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
– Экспертиза предметов музейного значения.
– Приобретение предметов музейного значения.
– Подготовка предметов для приёма в фонды музея.
– Представление предметов на рассмотрение ЭФЗК.
– Документальное и техническое оформление приёма предметов в фонды музея.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
– Внесение всей информации о предмете в КАМИС.
– Дальнейшее изучение музейных предметов и коллекций с фиксацией их научного и музейного значения.
Планирование комплектования фондов
Перспективный план комплектования. Составляется на основе концепции комплектования, в соответствии с перспективным планом музея и предусматривает:
– постановку проблемы,[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
– определение аспектов проблемы (направления, тем комплектования),
– определение круга объектов комплектования в соответствии с аспектами проблемы,
– определение источников комплектования,
– определение финансовых и иных возможностей музея,
– определение форм и способов комплектования,[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
– определение ответственных исполнителей плана,
– определение времени реализации плана.
Годовой план комплектования. Составляется в соответствии с перспективным планом комплектования и годовым планом музея.
Текущий план комплектования. Составляется в соответствии с годовым планом музея.
Основные документы комплектования фондов[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Акт приёма на временное хранение для рассмотрения на ЭФЗК, в котором Перечисляются все предметы с указанием их отличительных особенностей и сохранности. Подписывается собирателем и сдатчиком в присутствии третьего лица.
Полевая (экспедиционная) карточка (или первичное описание, коллекционная опись предметов археологии). Составляется собирателем. Предусматривается аргументированная атрибуция, максимально полное и точное описание каждого предмета, в том числе его внешнего информационного поля (истории предмета в естественной среде), сохранности.
Экспертное заключение. Составляется собирателем или внешним экспертом.
Протокол заседания ЭФЗК. Полная попредметная запись рассматриваемых объектов.
Договор купли-продажи или Договор дарения (пожертвования). Заключается между музеем и сдатчиком.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Акт приёма на постоянное хранение. Полная попредметная запись принятых объектов.
Книга поступлений основного фонда (Главная инвентарная книга). Полная попредметная запись принятых объектов.
Книга поступлений научно-вспомогательного фонда. Полная попредметная запись принятых объектов.
Инвентарные книги по материалам хранения. Полная попредметная запись объектов после их дополнительного изучения.
В целом, концепция комплектования должна стимулировать осознанное, рациональное понимание смысла этой работы каждым сотрудником музея, что должно сказаться на качестве комплектования. А поскольку от комплектования фондов в известной мере зависит вся деятельность музея, то в конечном итоге, и на качестве всей работы музея.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
(Петрозаводск, 2016 г.)
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.