[PDF] Мельников И.В. Ресурсный потенциал и развитие архитектурно-этнографического музея-заповедника
Мельников И.В.
Ресурсный потенциал и развитие архитектурно-этнографического музея-заповедника
// Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. @kizhi
Архитектурно-этнографический музей-заповедник представляет традиционную культуру этносов или этнических групп, проживающих в пределах определенного ареала. Он является сложным социо-культурным и хозяйственным организмом, развитие которого обусловлено множеством взаимосвязанных факторов. Типичным примером такого музея является Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», который расположен в 68 км от города Петрозаводска на острове Кижи Онежского озера, входящем в состав природного комплекса кижских шхер - живописного скопления островов на юге Заонежского полуострова. Территория музея включает как собственно остров, так и прилегающие к нему соседние острова, а также участки материкового побережья (территория острова Кижи составляет 205 га, охранная зона музея-заповедника «Кижи» - 9999 га). Кроме основной экспозиции на острове Кижи (административно это Медвежьегорский район Республики Карелия), музей располагает выставочными залами в городе Петрозаводске.
В 2013-2014 году в музее-заповеднике «Кижи» разрабатывалась концепция развития, которая должна была носить комплексный характер и затрагивать все основные направления работы музея. В ходе работы, к которой автор имел непосредственное отношение, дискутировались вопросы, имеющие научнопрактическое значение и актуальные как для деятельности подобного рода музеев, так и для теории музейного дела. В данной статье кратко обобщены основные результаты, связанные с анализом ресурсного потенциала развития музея-заповедника.
Работе предшествовал достаточно продолжительный период осмысления места музея-заповедника «Кижи» в музейном сообществе, а также его роли как центра притяжения в региональном культурном пространстве. Был учтен опыт, накопленный музеями в этом направлении деятельности [1] ". Изучение и актуализация культурного наследия в музее-заповеднике «Кижи» ведется фактически с момента его основания в 1966 году и особенно активно в последние 20 лет. Важным этапом явилось проведение Всероссийской научнопрактической конференции «Актуальные проблемы развития музеев- заповедников (июнь, 2006 г.) [1]. К 40-летию музея была подготовлена коллективная монография [7], а к 50-летию был приурочен специальный выпуск музейного сборника «Кижский вестник» [3], в статьях которого был представлен опыт работы музея в данном направлении [см., например: 6, с.3-12].
Ресурсный потенциал, который лежит в основе развития архитектурно-этнографического музея-заповедника, включает несколько взаимосвязанных компонентов. Их можно условно разделить на «базисные», лежащие в основе развития и «надстроечные» - являющиеся вторичными по отношению к базисным, но активно на них влияющие. К числу первых относятся собрание музея, действующая в музее система обеспечения сохранности музейного собрания, географический ландшафт, а также инфраструктурные системы - информационная, инженерно-техническая, транспортная, обеспечения безопасности, социально-бытовая. К числу «надстроечных» можно отнести две наиважнейшие составляющие музейной деятельности - экспозиционную и просветительскую (культурно-образовательную) работу.
Главным ресурсом развития архитектурно-этнографического музея- заповедника (как, впрочем, и любого другого музея) является музейное собрание, степень репрезентативности которого позволяет с большей или меньшей полнотой сформировать музейную экспозицию и представить традиционную культуру этносов и их локальных групп. Собрание формируется в результате целенаправленной деятельности сотрудников, стремящихся наиболее полно документировать представляемый музеем этнос. Для музея- заповедника «Кижи», представляющего традиционную культуру народов Карелии, полнота экспозиции определяется необходимостью представить культуру трех народов, исторически проживавших на территории Карелии - карелов, вепсов и русских, а также их этнолокальных групп.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Основу музейного собрания составляет коллекция памятников архитектуры, образующих архитектурно-ландшафтную экспозицию. Она включает традиционные жилые, хозяйственные, а также культовые постройки, характерные для представляемого музеем этноса. Ценность входящих в ее состав памятников, в конечном счете, определяет ценность и привлекательность музея-заповедника как такового. Для музея-заповедника «Кижи», обладающего выдающимся памятником русского деревянного зодчества - Кижским архитектурным ансамблем, являющимся объектом ЮНЕСКО, данное обстоятельство является существенным фактором его развития.
Как и во всех музеях, музеи-заповедники формируют фондовые коллекции, которые позволяют создавать интерьеры жилых, хозяйственных и культовых построек, а также временные выставки. Основу фондового собрания составляют этнографические коллекции, в которых представлены традиционные предметы хозяйства и быта из дерева, металла, керамики, текстиля, кожи, кости и других материалов. Для формирования интерьеров церквей и часовен важны коллекции иконописных произведений, медно-литой пластики и церковного инвентаря. Как правило, в музеях формируются коллекции фотоматериалов, современной живописи, а также археологии. Фондовое собрание музея-заповедника «Кижи» насчитывает 36 тысяч предметов (основной фонд), отражающих традиционную культуру народов Карелии. Большая часть собрания датируется концом 19 - первой половиной 20 вв.
Важным аспектом хранительской работы музея, которая отличает музейное хранение от любого другого, является научно-исследовательская деятельность, объектом которой являются музейные коллекции. Музейное собрание, по сути, только тогда становится действительно «музейным», когда сопровождается систематической работой по его изучению и публикации. Изучение является неотъемлемым компонентом музейной фондовой работы, его влияние практически на все составляющие деятельности музея, включаю экспозиционную и просветительскую работу, очень велико и является определяющим для их развития.
Наличие музейного собрания является естественным условием существования музея как такового. А естественным условием существования музейного собрания, наряду с целенаправленной работой по его формированию и изучению, является эффективная работа по его учету, сохранению и реставрации. Поэтому важным ресурсным компонентом развития музея является наличие дееспособных структур, обеспечивающих соответствующие направления работы - учет и контроль состояния памятников архитектуры, проведение профилактических работ, а также, в случае необходимости, реставрационных работ. Это же относится и к традиционной для всех музеев научно-фондовой работе, связанной с учетом, хранением и реставрацией музейных предметов. В музее-заповеднике «Кижи» сформирована не имеющая аналогов система сохранения памятников деревянного зодчества, включающая все стадии работы - контроль состояния объектов (в том числе мониторинг биологических факторов разрушения древесины и мониторинг деформаций), проведение превентивных мер по обеспечению сохранности, а также реставрационные мероприятия. Беспрецедентным является реставрационный опыт музея, связанный с деятельностью плотницкого центра. Его деятельность осуществляется на основе оснащенного современным оборудованием реставрационного комплекса - своеобразного предприятия по реставрации памятников деревянного зодчества. Комплекс был построен в связи с подготовкой к реставрации церкви Преображения Господня Кижского погоста.
Работа по формированию и сохранению музейного собрания является основой создания экспозиции - своеобразного «лица» музея, которое видят посетители. Экспозиция этнографического музея-заповедника представляет собой многосложное явление, направленное на представление материальных и нематериальных компонентов культурного наследия этноса. Она одновременно является результатом и условием формирования музея и, таким образом, оказывает непосредственное влияние на его ресурсный потенциал. Основу экспозиции составляют архитектурно-этнографические сектора, которые могут формироваться на основе систематического или тематического подходов. Последний наиболее распространен и связан с построением экспозиции по этнолокальному принципу, когда каждый экспозиционный сектор посвящен какой-либо теме, связанной с традиционной культурой отдельного этноса или этнолокальной группы. В музее-заповеднике «Кижи» таковых шесть, три из них полностью сформированы и посвящены русским Заонежья, русским Пудожья и пряжинским карелам, еще три находятся в процессе формирования - вепсский сектор и два сектора, посвященных этно-локальным группам карел. В основе секторов лежат архитектурно-ландшафтные комплексы, образуемые памятниками архитектуры - жилыми и хозяйственными постройками, культовыми памятниками, размещение которых в идеале должно реконструировать естественную среду их бытования. В состав комплексов входят малые архитектурные формы - изгороди, причалы для лодок, мостки для забора воды, поленницы и другие сооружения. На территории усадеб могут разрабатываться огороды, с традиционными для данной этнической группы сельскохозяйственными культурами. В открытых для посещения домах, хозяйственных постройках, а также церквях и часовнях на основе фондовых предметов из собрания музея восстанавливаются интерьеры. В идеале они должны быть максимально аутентичны и передавать облик, который соответствующие постройки и отдельные помещения имели в период своего бытования.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Иногда в состав экспозиции могут включаться целые музеефицированные деревни с входящими в их состав историческими постройками. На острове Кижи таковых две - деревни Ямка и Васильево. В них сосредоточены памятники, традиционные для этнолокальной группы русских-заонежан. При этом деревни являются жилыми - в них проживают сотрудники музея и местные жители. Подобные музейные деревни, в музееведческой практике принято называть экомузеями [см., например: 5, с. 222], где находящиеся в естественной среде памятники используются по своему прямому назначению - как жилые, хозяйственные и прочего вида постройки.
Отдельная тема экспозиционной работы этнографического музея- заповедника - презентация нематериального наследия. Ремесла и хозяйственные занятия, семейная и календарная обрядность, фольклор - данные компоненты культуры этноса требуют особого подхода к музеефикации и представлению в экспозиции. В музее-заповеднике «Кижи» на это направлены специальные экспозиционные программы - «Ожившая экспозиция», связанная с представлением домашних ремесел и хозяйственных занятий, программа традиционного земледелия, направленная на демонстрацию технологии трехпольного земледелия, льноводства, сенокошения и огородничества, а также деятельность фольклорный ансамбля, программы которого представляют песенный, музыкальный, хореографический и обрядовый фольклор народов Карелии. Действие происходит в экспозиции музея в традиционных интерьерах. Участники программ - сотрудники музея-заповедника - стремятся достичь максимальной аутентичности, прежде всего, в деталях: элементы костюма, аксессуары, нюансы обрядовых действий. Благодаря этому создается эффект «погружения» посетителя в традиционную среду северной деревни конца XIX - начала XX века.
Кратко обозначим прочие компоненты ресурсного потенциала развития музея-заповедника.
Географический ландшафт, со всеми составляющими его компонентами (климат, рельеф, флора и фауна, воды, геология), определяет привлекательность музея, возможность развития экологического направления деятельности и, в определенной степени, доступность музея-заповедника для туристов. Для Кижей, это особенно актуально, учитывая островное расположение музея и его удаленность от крупных населенных пунктов, а также то обстоятельство, что территория музея-заповедника одновременно входит в состав природного заказника «Кижский». На территории музея-заповедника «Кижи» действуют несколько экологических троп, а также экспозиции по природоведческой тематике.
Информационное обеспечение деятельности, прежде всего, связанное с развитием интернет сайта, который является своеобразным окном музея во внешний мир и содержит информацию о работе музея, его экспозициях, коллекциях, результатах научно-исследовательской деятельности. Также сюда относятся специализированные информационные системы, в том числе музейная система КАМИС, базы данных на основе ГИС-технологий (например, ГИС модель «Ландшафты острова Кижи), а также традиционные направления - деятельность научного архива и музейной библиотеки.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Как ресурс может рассматриваться работа с посетителями, которая хоть и является вторичной по отношению к фондовой, исследовательской и экспозиционной деятельности, но оказывает на них самое непосредственное влияние. Эта работа связана с экскурсионным и лекционным обслуживанием посетителей, реализацией образовательных программ и проектов (как, например, Детский центр музея-заповедника «Кижи», функционирующие на острове Кижи в летнее время программы «Летний университет» и «Летняя музейно- этнографическая школа»), проведением массовых музейных мероприятий (международный фестиваль «Кижская регата», этнографический праздник для горожан Петрозаводска - «Иллюзии старого города» и многие другие).
Инженерно-техническая и социальная инфраструктура, которая для музея под открытым небом, обладающего немалой территорией с жилыми деревнями, где проживает постоянное население, является наиважнейшим фактором его развития: здания и сооружения, энергетика, связь, транспорт, объекты социально- бытовой инфраструктуры, гостиницы и многое другое.
Система обеспечения безопасности памятников и фондовых коллекций, а также посетителей и персонала музея, которая базируется на выявлении потенциальных угроз, определении объектов защиты, разработке и реализации эффективных мер защиты. В музее-заповеднике «Кижи» эта система включает охранную и пожарную сигнализации, охранное телевидение и автоматическое пожаротушение, систему контроля и управления доступом, системы молниезащиты памятников и другие средства защиты.
К сказанному следует добавить традиционные для развития любого учреждения ресурсы, связанные с развитием кадрового потенциала, привлечением (наряду с выделяемым бюджетным) иных источников финансирования деятельности (доходы, гранты, пожертвования), продвижением музея на основе маркетинговых технологий, а также эффективным использованием партнерской сети.
Учет данных направлений способствует устойчивому комплексному развитию музея-заповедника, эффективному сохранению и презентации его собрания, а также улучшению качества обслуживания посетителей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Список литературы:
- Актуальные проблемы развития музеев-заповедников. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (Петрозаводск-Кижи, июнь 2006 г.) / Ред.-сост. И.В. Мельников. Петрозаводск, 2006. 222 с.
- Дукельский В. Региональная культурная политика: в поисках оснований // Музей и регион. М., 2011. С. 11-35.
- Изучение и актуализация традиционной культуры (к 50-летию музея- заповедника «Кижи») / Ред.-сост. И.В. Мельников. Петрозаводск, 2016. 312 с. (Кижский вестник. Вып.16).
- Каткова К.Ф. Социокультурная миссия регионального музея в эпоху глобализации (на материалах Ленинградской области) / Дисс. ... канд. культурологии. СПб., 2017. 254 с. Режим доступа: http://spbgik.ru/upload/file/nauka/dis/kand/2017/Katkova/katko va_diss.pdf. Дата обращения: 6.05.2018.
- КимеевВ.М. Этнокультурные функции экомузея // Вестник Санкт- Петербургского университета. Сер. 2. СПб., 2008. Вып.4. Ч. 1. С. 222-234.
- Мельников И.В. Изучение и актуализация культурного наследия в музее- заповеднике «Кижи» // Изучение и актуализация традиционной культуры (к 50-летию музея-заповедника «Кижи»). Петрозаводск, 2016. С. 3-12. Музей-заповедник «Кижи»: 40 лет. - Петрозаводск, 2006. 198 с.
- [1] Литература, посвященная регионоведческому аспекту деятельности музеев достаточно обширна. Сошлюсь на теоретическую статью В.Ю. Дукельского в сборнике Российского института культурологии «Музей и регион» (2011 г.) [2]. а также на диссертацию К.Ф. Катковой, посвященной музеям Ленинградской области, где содержится обзор исследований по данной теме [4, с. 7-15].
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.