Королькова И.В. (г.Санкт-Петербург)
Лирические песни в культурных традициях онежско-ладожской зоны
@kizhi
Настоящее сообщение основано на музыкально-этнографических материалах 1976–1993 гг., собранных по методике комплексного изучения народных традиций экспедициями Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории и Фольклорно-этнографического центра (научный руководитель – А.М.Мехнецов). Используются записи студенческих фольклорных экспедиций Ленинградской консерватории 1962–1968 гг. [1] , учитываются музыкальные публикации, представляющие традиции Прионежья и Приладожья [2] .
Традиция лирических песен, бытующих на территории Прионежья и Приладожья, характеризуется многообразием сюжетно–тематического содержания и музыкальных форм, историко–стилевой многослойностью языковой системы, разнообразием способов бытования. В песенной культуре данного региона ключевое значение имеет группа лирических песен женской певческой традиции. Песни этой группы составляют основу репертуара хранителей местных музыкальных традиций, что является показателем актуальности и устойчивости поэтических образов, сюжетных мотивов, музыкально–стилевых особенностей лирических песен.
Лирические песни женской традиции принадлежат раннему историко–стилевому пласту фольклора, о чем свидетельствуют стилевые характеристики песенных форм, позволяющие обнаружить связь с древнейшими жанрами обрядового фольклора. Такими свойствами, на наш взгляд, являются:
- принцип формульности ладо–интонационных и ритмических образований, восходящих к различным интонационно–смысловым сферам – возгласно–кличевой, причетно–плачевой, сказительской;
- узкообъемность ладовой организации (ладовые системы, основанные на сопряжении тонов в объеме узких интервалов – терции, кварты, квинты);
- декламационно–повествовательный тип соотношения напева и поэтического слова, обусловленный логикой согласования стиховой и музыкальной акцентности;
- строение напевов на основе формульных попевок, соответствующих определённым разделам композиции (зачины, кадансы, серединные построения напева).
В качестве ведущего принципа организации песенных систем, сформировавшихся на исследуемой территории, выступает формульность напевов. Выявлены такие способы проявления формульности, как: бытование групп родственных напевов; политекстовость (закрепленность различных по содержанию поэтических текстов за одним напевом); полифункциональность (функционирование напева в различных обрядовых ситуациях).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Экспедиционное обследование районов Прионежья и Приладожья позволило выделить на данной территории несколько самостоятельных музыкальных традиций. Наиболее обширную территорию занимают прионежские традиции, бытующие в междуречье Свири и Ояти, а также в районе верхнего течения Суды и ее притока Ножемы (Лодейнопольский и Подпорожский районы Ленинградской области, Бабаевский район Вологодской области, пограничные территории Карелии). На данной территории экспедициями было осуществлено около 150 записей лирических песен, отражающих значительное типологическое разнообразие напевов (более 15). Основные записи из Лодейнопольского и Подпорожского районов были сделаны в населенных пунктах, расположенных на берегах Свири, Ояти, Капши, а также на юго–западном побережье Онежского озера, в том числе — в соседних деревнях, находящихся на территории Карелии. В Бабаевском районе центром бытования жанра является бассейн Ножемы (Пяжозерский и Центральный сельсоветы) и район среднего течения Суды (Чистиковский сельсовет).
На территории, прилегающей к юго–восточному берегу Онежского озера и охватывающей также бассейны рек Вытегры, Мегры, Андомы, верховья Кемы, распространены вытегорские традиции. Записи 1960-х годов демонстрируют хорошую сохранность лирических песен с узкообъемной ладовой организацией (43 единицы записи) практически на всей обследованной территории, а также позволяют достаточно полно представить традицию в ее музыкально–типологическом разнообразии (10 напевов).
Ладого–тихвинские традиции, распространенные по течению рек Волхова (правобережье), Сяси и Паши, охватывают территорию Тихвинского и Бокситогорского районов Ленинградской области. С учетом опубликованных записей, можно говорить о бытовании на данной территории семи типовых напевов лирических песен.
Распространение белозерских традиций охватывает населенные пункты Белозерского, Вашкинского, Кирилловского районов Вологодской области, расположенные на побережье Белого озера и по течению рек Кемы и Шолы, а также в верховьях Андоги. Записи лирических песен раннего историко–стилевого слоя были сделаны в Гулинском, Панинском, Сотозерском, Шольском сельсоветах Белозерского района, в Андреевском и Островском сельсоветах Вашкинского района (32 записи). Наилучшую сохранность традиции демонстрируют материалы из Панинского и Гулинского сельсоветов Белозерского района (деревни, расположенные в районе Андозера и озера Азатское).
Отдельные музыкальные записи квинтовых лирических песен, сделанные в Киришском и Волховском районах, фиксируют западную границу распространения узкообъёмной лирики в прионежско–ладожской зоне (среднее Поволховье).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Фольклорно–этнографические материалы, зафиксированные на онежско–ладожских территориях, позволяют обнаружить устойчивые связи песенных традиций Прионежья и Приладожья с традициями восточно–новгородской историко–культурной зоны, что обусловлено процессами освоения северо–восточных земель новгородцами (территория Онежской пятины, принадлежащей Новгородской Республике).
Один из важнейших показателей историко–стилевой общности восточно–новгородских и онежско–ладожских традиций связан с возможностью выделения на обозначенной территории группы общих напевов. Среди них следует назвать песенный тип, условно именуемый нами «Распривольненькое девушкам житьё» по одному из зачинных поэтических мотивов [3] (Примеры 1–3). Типологическим свойством напевов, объединяемых в данный песенный тип, является трёхчленность композиции (в основе – 15-сложная слогоритмическая модель, состоящая из трех 5-сложных звеньев). Интонационно–ладовые свойства различных местных вариантов песни «Распривольненькое девушкам житьё» позволяют обнаружить сходство попевочных звеньев, соответствующих зачинному, серединному и кадансовому разделам песенной формы.
Репертуарные связи между отдельными традициями восточно–новгородских и онежско–ладожских территорий обнаруживаются и на уровне некоторых песенных типов, имеющих локальный характер распространения. Так, представляется важной типологическая общность песенных форм с терцовой ладовой основой, зафиксированных в достаточно удаленных друг от друга локальных традициях — белозерской («Ты гуляй-ко, гуляй, девушка») и бежецко–моложской («Попросилась бы Дунюшка») (Примеры 4–5).
Среди песенных форм лирики, составляющих основу репертуара прионежских, вытегорских, ладого–тихвинских территорий, следует назвать песню «Молодость молодецкая», а также ряд политекстовых напевов: напев со структурой стиха 8+7 сл. (бытует с текстами: «Я не видела милого», «Летечко красное, лето на проходе»), напев со структурой стиха 8+6 сл. (зафиксирован с текстами «Я сидела с любезным вечерочек», «Которого я любила»).
Ладо–интонационное своеобразие напевов прионежских, ладого–тихвинских и вытегорских традиций во многом обусловлено особенностями строя. Разнообразные варианты тонового состава, определяющие характер звучания лирических напевов, связаны с принципиальной мобильностью звуковой шкалы, а также с такой особенностью, как нетемперированное соотношение некоторых ступеней звукоряда.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Одно из ярких музыкально–стилевых свойств лирических песен онежско–ладожских традиций – особая форма зачинных разделов, связанных с распевами–возгласами «Э-ой», «Эй». Отметим, что в данных традициях бытуют не только запевы данного типа, однако факт их наличия представляется нам очень важным, поскольку композиция с зачинным распевом–возгласом встречается в песенных формах лирики, принадлежащих различным местным традициям новгородского и псковского историко–культурных комплексов (в частности, в печоро–гдовских, бежецко–моложских традициях).
Характеризуя лирические песни Прионежья и Приладожья, необходимо выделить группу образцов протяжных лирических песен, среди которых — «Ты гуляй-ко, гуляй, девушка», «Уж вы реченьки, речки быстрые» и другие. По музыкально–стилевым свойствам напевы этих песен, богатые как внутрислоговыми, так композиционно самостоятельными мелодическими распевами, приближаются к севернорусскому стилю протяжного пения, известному, в частности, по материалам из Пинежского, Устьянского районов Архангельской области, Верховажского района Вологодской области, Лузского района Кировской области и др.
Особенности функционирования лирических песен в культурных традициях Прионежья и Приладожья позволяют наблюдать четкую приуроченность фольклорных текстов к определённым обстоятельствам исполнения, что является важнейшим свойством бытования лирики на Северо–Западе России и Русском Севере. Одна из основных форм приуроченности лирических песен в онежско–ладожской зоне – их включенность в свадебную обрядность. Наиболее устойчивыми являются ситуация проводов невесты с последней вечерины, а также обычай исполнения песен под окном дома просватанной девушки. Возможно, преобладание «свадебной» функции лирических песен связано со спецификой местной фольклорной системы, доминирующим жанровым комплексом которой является свадебный фольклор, в то время как обрядовые календарные напевы (за исключением колядных песен) в Прионежье практически отсутствуют. Кроме того, экспедициями 1980-1990 годов были зафиксированы устойчивые факты календарной приуроченности лирических песен. К ним относятся: комментарии о пении на поле в период летних полевых работ, о звучании лирики на Масленицу во время катания с гор; свидетельства о приуроченности к весенним «качельным» гуляниям; записи о бытовании песен во время зимних посиделок, информация об исполнении лирических песен на Троицу.
Пример 1.
Пример 2.
Пример 3.
Пример 4.
Пример 5.
- [1] Руководители студенческих экспедиционных выездов 1960-х годов – С.Я.Требелева, М.Л.Мазо, В.А.Лапин.
- [2] Линева Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации / Под ред. Ф.Е.Корша. Песни Новгородские. СПб., 1909. Вып.2.; Рубцов Ф.А. Народные песни Ленинградской области. М., 1958; Сто русских народных песен. Материалы студенческих фольклорных экспедиций / Под общ. ред. Ф.В.Соколова. Л., 1970; Песни Карельского края / Сост. Т.В.Краснопольская. Петрозаводск, 1977; Песни Заонежья в записях 1880–1980 гг. / Сост. Т.В.Краснопольская. Л., 1987; Музыкально–песенный фольклор Ленинградской области / Сост. В.А.Лапин. Л., 1987. Вып.1.
- [3] Песенные формы, относящиеся к данному типу, связаны с общим корпусом поэтических мотивов («вольное гуляние в родительском доме»; «девушка горюет о предстоящем замужестве»; «девушка потеряла волюшку», «молодуха подает голос на родную сторону»), послуживших основой для ряда поэтических текстов с зачинами: «Нам не всё горе приплакать»; «Не остатнее лето красное во девушках живу»; «Распривольненькое, беззаботное девичье житьё»).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.