Дианова Е.В. (г.Петрозаводск)
Советские праздники 1920-х годов и центры традиционной культуры Карелии
@kizhi
После победы Октябрьской революции и прихода большевиков к власти в стране со сменой политического строя формировалась традиция отмечать новые советские государственные, общественно–политические и гражданские праздники. Праздники как форма ознаменования различных событий стали наполняться новым содержанием, соответствующим советской эпохе, коренным изменениям во всех сферах жизни общества. В Советской России праздничными днями были объявлены 9 января, 1 мая, 18 марта, 7 ноября. Проведение торжеств по случаю новых праздников расценивалось партийным и советским руководством страны как важное средство коммунистического воспитания трудящихся масс. В то же время изучение архивных документов позволяет сделать вывод о том, что наряду с новыми революционными и советскими праздниками в 1920-е гг. в центрах традиционной культуры Карелии сохранялся обычай отмечать старинные праздники (день Иоанна Предтечи или Ивана Купалы, Петров день и др.).
В 1920-е гг. праздник Ивана Купалы в центрах традиционной крестьянской культуры часто отмечался под видом Международного дня кооперации (МДК). Этот праздник в нашей стране стали отмечать с 1923 года. Международному дню кооперации уделялось особое внимание в связи с тем, что кооперация была провозглашена «столбовой дорогой к социализму».
В Карелии празднование МДК всегда проходило по общему сценарию: детские игры, народные гулянья, митинги, торжественные заседания с докладами о кооперации, концерт или спектакль. Для проведения праздника на местах создавались соответствующие комиссии в составе представителей кооперативных организаций, уездных комитетов ВКП(б) и ВЛКСМ, женотделов, профбюро. Для подготовки к празднику рекомендовалось использовать местную печать и стенгазеты. Предлагалось также распространение кооперативной литературы, брошюр и листовок в целях «усиленной агитации за вступление в пайщики с применением льгот для крестьян, бедняков и батраков, в особенности крестьянок и беднячек, работниц и жен рабочих, получающих низкую заработную плату». Магазины потребительских обществ были разукрашены зеленью и красными флагами. Отпуск товаров производился со скидками.
В Петрозаводске Международный день кооперации проводился в местах массового отдыха трудящихся – во Дворце труда, в Летнем саду и Летнем театре. Там устраивались детские игры, народные гулянья, торжественные заседания и митинги, ставились спектакли и концерты, проходили выступления духового оркестра и художественной самодеятельности. Организаторы праздника прилагали все усилия, чтобы Международный день кооперации проходил «ярко и памятно». В Летнем театре в честь МДК ставились новые спектакли и «соответствующие моменту инсценировки», например, «Волчья душа», «Адвокат Пройдоха», «Молодые побеги», «Кооперативный союз», «Свободная женщина», «Эмигранты», «Генрих Наваррский», «Ливень», «Иван Каляев», водевиль «Дочь русского актера» и др.
По решению Международного кооперативного альянса этот праздник проводился ежегодно в первую субботу июля. В 1923 г. Международный день кооперации был 7 июля, в 1924 г. – 5 июля, в 1925 г. – 4 июля. Во многих деревнях Карелии и даже на некоторых предприятиях Петрозаводска празднование Международного дня кооперации переносилось на 7 июля. В этот день отмечался традиционный в народном календаре день Ивана Купалы, или праздник рождества Иоанна Предтечи с молебнами и церковной службой.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Наибольший размах празднование МДК получило в 1926 г. (3 июля). В связи со сложным международным положением СССР – в 1926 г. советские кооперативы поддержали бастующих горняков Англии – празднование МДК приобрело значение важной политической акции. Необходимо было продемонстрировать «международную солидарность трудящихся масс в борьбе за освобождение от капиталистического гнета».
Празднование МДК в Петрозаводске 3 июля 1926 г. проходило следующим образом: с 12 до 17 часов в Летнем городском саду под руководством комсомольской ячейки проводилось детское гулянье (игры, соревнования). За лучшие игры детям было дано угощение. Во время детского гулянья в Летнем саду играл духовой оркестр Онежского завода. Вечером в 18 часов здесь же началось общенародное гулянье, вход был свободный всем желающим. В 19 часов в Летнем театре на открытом воздухе состоялось торжественное заседание, посвященное МДК. Сначала военный оркестр исполнил «Интернационал», затем с краткими приветствиями выступили представители советских, партийных, хозяйственных и кооперативных организаций и учреждений. По окончании торжественного заседания состоялся спектакль по пьесе «Ливень». Во время антрактов играл военный духовой оркестр. Вход на торжественное заседание и спектакль осуществлялся по билетам, которые были заранее разосланы по организациям. [1]
На местах, в центрах традиционной сельской культуры, празднование МДК проводилось по общему сценарию: митинг, общее собрание с докладом и отчетом, затем спектакль или киносеанс. Однако почти повсеместно празднование МДК было перенесено с субботы 3 июля на воскресенье 4 июля 1926 г. или на какой–либо другой день по той причине, что в субботу жители сел и деревень «все работали по крестьянству, не свободные идти на митинг».
Так, в селах Шокша и Паданы, в Купецком сельпо празднование Международного дня кооперации проводилось в воскресенье 4 июля одновременно с Днем Конституции СССР. В соответствии с постановлением правительства от 19 сентября 1924 г. день принятия Основного закона (Конституции) Союза ССР праздновался на всей территории страны в первое воскресенье июля месяца. Праздник 4 июля 1926 г. в деревнях начался с пения «Интернационала». На торжественных заседаниях были заслушаны доклады о значении кооперации и Конституции СССР. В Шокше после доклада активные члены потребительского общества собрались на чаепитие с булками, всем школьникам также было предложено угощение, а силами местного театрального кружка была поставлена пьеса «Герой». В Паданах днем состоялся детский праздник со спортивными соревнованиями, вечером организаторы праздника устроили два бесплатных киносеанса для детей и взрослых. Таким же образом прошел праздник МДК в других старинных селах Карелии. [2]
В селе Шуньга комиссия по организации празднования МДК приняла решение «приурочить этот праздник к какому–нибудь массовому празднику, когда соберется больше публики и тогда можно будет провести больше работы». Комиссия Шуньгского сельпо предложила назначить празднование Международного дня кооперации на 6–7 июля и совместить с местными «погостинскими» праздниками.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
6 июля отмечался день Аграфены Купальницы, 7 июля – день Рождества Иоанна Предтечи, или по народному календарю – день Ивана Купалы. День Аграфены Купальницы и Иванов день сливались в старину в один большой праздник, наполненный для земледельца огромным смыслом. На Аграфену обязательно мылись и парились в бане. В этот день с утра заготовляли веники на весь год. На Аграфену существовал обычай готовить обеды вскладчину. В некоторых уездах накануне Аграфены–купальницы собирались девушки к одной из своих подруг толочь в ступе ячмень, и это толчение сопровождалось веселыми песнями. На другой день в праздник Аграфены варили из этого ячменя кашу и ели ее вечером с коровьим маслом. День Ивана Купалы был самым почитаемым, вес¨лым и массовым летним праздником и одним из самых разгульных праздников в году. В день Ивана Купалы строго исполнялись все касающиеся данного дня обряды. Празднество Купалы сопровождалось зажиганием огней, перескакиванием через огонь, купанием и собиранием целебных трав. [3] В этих старинных праздниках принимало участие все население, поэтому и было предложено совместить их с Международным днем кооперации. 6 июля 1926 г. вечером в 18 часов в Шуньге на торжественном заседании произошло открытие МДК. Перед собравшимися сельскими жителями был прочитан доклад о состоянии кооперации в волости, после которого уже в 20 часов состоялся спектакль. На следующий день 7 июля празднование МДК продолжилось: в 13 часов прошел митинг на площади у братской могилы, в 15 часов состоялись детские спортивные игры. В эти дни торговля проводилась с утра до вечера, о чем просили специального разрешения в волисполкоме Шуньги. Всем покупателям предоставлялась скидка 5%. Расходы по проведению праздника взяли на себя Шуньгское потребительское общество и кредитное товарищество. [4]
В поселках Ладва и Толвуя празднование Международного дня кооперации было перенесено на 11 июля. 11 июля 1926 г. был не только воскресным днем, но и праздничным – кануном Петрова дня. На Петров день (12 июля) родственники из дальних деревень гостили у родни. По народным поверьям, на заре Петрова дня солнце необычайно горело, чтобы увидеть эту «игру» солнца, молодежь под Петров день не ложилась спать, веселилась до утра, на заре шли встречать «играющее» солнце. [5]
В 1920-е гг. в Петрозаводске проводились также торжества по поводу создания Карельской Трудовой Коммуны в 1920 г., но не 8 июля, а 11–12 июля. 12 июля (29 июня по старому стилю) отмечался день св. апостолов Петра и Павла, называемый в народе Петров день. Это был одним из главных праздников старого Петрозаводска. До революции в этот день в Петропавловском соборе торжественно служилась литургия, открывалась ярмарка, начиналось большое народное гулянье. Местом рынка и гульбища обычно служили городская пристань, набережная, Соборная площадь. В 1920-е гг. в Петров день на Онежской набережной, площадях города также проводились торжественные мероприятия и народные гулянья. [6]
С особенным размахом отмечался 5-летний юбилей автономии Карелии. Празднования 1925 г. проходили 4 дня с 10 по 13 июля. Они совмещались с кампанией за увеличение детского фонда имени В.И.Ленина и летним Петровским базаром, или традиционной Петровской ярмаркой. Эти торжества имели большое значение для жителей Петрозаводска, поэтому даже празднование Дня Конституции СССР было перенесено с 6 на 11 июля и было приурочено к пятой годовщине автономии Карельской ССР. 11 и 12 июля объявлялись нерабочими днями.
10 июля 1925 г. герольды на разукрашенном автомобиле объехали город по проспектам Карла Маркса и Ленина, по улицам Урицкого и Володарского, оповещая население о празднике. Одновременно аэроплан с воздуха разбрасывал листовки. К этому дню было приурочено открытие Летнего базара, или бывшей Петровской ярмарки. Мероприятие началось с чтения доклада на тему «Торговая политика Советской власти и положение торговли в Карелии», затем планировалось выступление агитавтомобиля Погранотряда и духового оркестра. 10 июля 1925 г. в Летнем саду, у Гостиного двора, на площади Республики проходило разыгрывание лотереи в пользу детского фонда имени В.И.Ленина.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
10 июля в кинотеатрах «Звездочка» и «Триумф» были устроены киносеансы с докладами, посвященными 5–летию КАССР. В Доме крестьянина состоялся киносеанс и митинг на тему «Крестьянство и Советская власть». Вечером в Летнем саду было народное гулянье (кино, спортивные выступления, митинг с докладом «2–я годовщина Конституции СССР»), а в театре драмы – спектакль «Кровь и песок». Намеченные на этот день спортивные соревнования не состоялись из-за проливного дождя.
11 июля с утра герольды на автомобиле снова объезжают город, а с аэроплана разбрасываются листовки. В 11 часов на площади Республики (бывшая Соборная) проходит митинг с участием всех организаций и учреждений Петрозаводска. На площадь со знаменами и плакатами направляются отдельные колонны комсомольцев, женсовета, пионеров Петрозаводска и спортивного общества «Спартак», впереди их идут карнавальные группы в масках. На митинге доклады читаются на трех языках: русском, финском и карельском. После митинга начинается демонстрация. Ее участники идут от площади Республики по проспекту Карла Маркса до Братских могил для возложения венков. Затем шествие продолжается по улице Комсомольцев, проспекту Ленина до Онежской набережной.
На пересечении Малой Подгорной и Онежской набережной была устроена посадочная площадка для гидросамолета, где был проведен митинг, посвященный советской авиации. Все присутствовавшие на митинге с нетерпением ожидали появления гидросамолета. «Но вот в синеве показалась парящая стальная птица. На мгновение все стихло. Стальная птица гордо пронеслась в воздухе и плавно опустилась на воду, вспенив зеркальную гладь Онего. Несмолкаемый Интернационал и восторженные крики приветствовали смелых летчиков, представителей красного воздушного флота». Этот гидросамолет был построен на средства трудящихся республики, и 11 июля он получил имя «Красная Карелия». В этот день гидросамолет совершал показательные полеты.
11 июля 1925 г. по случаю празднования 5-летнего юбилея автономии Карелии было открыто несколько выставок: в здании совпартшколы – сельскохозяйственная, в помещении тубдиспансера – здравоохранения, в помещении механического техникума – народного просвещения, в помещении Онегзавода – промышленная, в краеведческом музее – национально–бытовая, во Дворце труда – партийно–профессиональная, во дворе красных казарм – выставка Красной Армии.
12 июля утром на площади Республики состоялась демонстрация и митинг комсомольцев, спартаковцев и пионеров. На Онежской набережной проходило народное гулянье, играл духовой оркестр, проводились соревнования, парусные и гребные гонки по озеру. Вечером в Летнем саду прошел митинг и был устроен фейерверк. Летний театр пригласил всех желающих на спектакль «Слуга двух господ». Вечером 12 июля в Доме крестьянина прошел вечер спайки Красной Армии и крестьян, а в помещении Онегзавода – вечер спайки рабочих с крестьянством.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
13 июля вечером было организовано народное гулянье в Летнем саду (массовые инсценировки, концерт хора и солистов, песни «Калевалы», кино на воздухе). Ровно в полночь был устроен грандиозный фейерверк. Онегзавод дал гудок, и праздник считался законченным. [7]
Таким образом, наши материалы свидетельствуют, что в 1920-е гг., в условиях гонения на Русскую Православную Церковь и запрета религиозных торжеств, в центрах традиционной крестьянской культуры под видом новых советских отмечались старинные, православные и даже дохристианские праздники. При этом соблюдалась традиционная обрядность: совместное приготовление праздничного стола, вечернее застолье (с вечера дня Аграфены–купальницы на Иванов день), молодежные игры, праздничные народные гуляния на Петров день.
- [1] Национальный архив Республики Карелия (НАРК), ф.509, оп.17, д.7/8, л.24, 29.
- [2] Там же. л.126, 73, 116; Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. 1924. №13. Ст.125.
- [3] См.: Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1989. С.243-253; Терещенко А.В. Быт русского народа. М., 1999. С.258-259.
- [4] НАРК, ф.509, оп.17, д.7/81, л.106.
- [5] Народные приметы. Кострома, 2002. С.140; НАРК, ф.509, оп.17, д.7/81, л.83, 87.
- [6] Наше наследие. Дайджест историко-культурной газеты "Наше наследие". Петрозаводск, 1996. С.1.
- [7] Красная Карелия. 1925. 5, 8, 10, 12, 13 июля.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.