Слудняков А.О. (г.Санкт-Петербург)
«Русский» и «карельский» способы дымоудаления в черных избах Северо-Запада России и Верхнего Поволжья: ареалы распространения
@kizhi
Данная статья посвящена такому малоизученному вопросу истории традиционного крестьянского жилища лесной зоны Европейской России, как способы удаления дыма из чёрных (курных) изб. Специфика рассматриваемого вопроса и сложность его изучения заключается в том, что об этом узкотехническом аспекте традиционной архитектуры известно очень мало, как и вообще мало известно о деталях чёрных изб, большинство из которых не дожили до ХХ в., когда у исследователей проявился интерес к их изучению. Тем не менее, хорошо известны два основных способа дымоудаления – стенной, через отверстие в стене и потолочный, через отверстие в потолке. Разумеется, были отмечены и комбинированные системы дымоудаления, представляющие собой комбинации первых двух. В избах подобные формы почти не фиксировались, а встречались в основном в банях [1] . Однако, не только не были до конца выяснены вопросы происхождения способов дымоудаления, но и не были даже намечены основные ареалы их распространения.
В трудах известного отечественного исследователя деревянного зодчества профессора В.П.Орфинского была сделана попытка объяснить особенности распространения двух типов дымоудаления этнической спецификой, связанной с разными путями развития жилища у русских и финских народов. По мнению В.П.Орфинского, основанному главным образом на изучении курных изб Карелии и сопредельных ей территорий, дымоудаление через стену (стенной дымоволок) является русским, дымоудаление через потолок (потолочный дымоволок) карельским (и шире – прибалтийско–финским) способами дымоудаления. При этом известные учёному случаи применения подобного приёма русскими объясняются исключительно либо прямым карельским влиянием, либо наследием традиций «коренного финно–угорского населения», которое некогда находилось на данной территории. Эта идея проходит через все основные работы В.П.Орфинского, касающиеся данной проблемы [2] . Таким образом, даже такой частный вопрос, как дымоудаление, может не только пролить свет на историю развития избы и аналогичных ей отапливаемых построек, но и коснуться дискуссионной темы этнических и стадиальных форм в традиционной архитектуре.
В данной работе автор поставил себе задачу наметить в общих чертах ареалы распространения способов дымоудаления на территории Северо–Запада Европейской России. Рассмотрим вначале ситуацию, сложившуюся в Волго–Окском междуречье. Эта территория считается колыбелью Российского государства и поэтому данные по постройкам в этом ареале имеют особое значение.
Одним из наиболее ранних источников, по которому можно судить о дымоудалении в избах этого региона является гравюра французского графика А.Дюрана, выполненная им с натуры в 1830-х гг. На гравюре изображена изба с деревянным дымником, расположенная у стен Троице–Сергиевой лавры [3] . Изба, очевидно, скотная, что видно и по находящемуся рядом с ней скоту, и по её размерам. Дощатый коробчатый дымник расположен почти по центру избы, с небольшим смещением к лицевой стене. Такое расположение дымника определённо говорит о потолочном дымоудалении, так как при стенном дымоволоке дымник был бы над сенями. Похожее положение дымника было изображено А. Дюраном и на похожей на избу постройке, расположенной под Москвой, в окрестностях Новодевичьего монастыря [4] .
Первые подробные описания крестьянских построек этого региона относятся к середине XIX в. В сообщении из Ростовского уезда описаны избы, «в которых дым прямо идёт в избу, а для выпуска онаго делается отверстие на потолке – в виде труб, которые во время топления открываются» [5] . Аналогичны данные имеются из Юрьевского [6] и Судогодского [7] уездов Владимирской губернии.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Косвенно можно предполагать наличие аналогичного способа дымоудаления и в Вязниковском уезде [8] . Хотя в это же время в том же уезде было зафиксирована и архаичная форма дымоудаления – через окно, расположенное на лицевой стене избы [9] .
К 1930–1950-м г. относятся исследования крестьянского жилища Подмосковья. В курных избах Дмитровского уезда преобладало потолочное дымоудаление [10] , хотя встречалось и стенное [11] . Потолочное дымоудаление было зафиксировано и в Бронницком уезде [12] .
В соседних местностях Верхнего Поволжья наблюдалась следующая ситуация. Упоминавшимся выше А.Дюраном на гравюре, изображавшей село, расположенное севернее Твери, было отмечено стенное дымоудаление – дымники расположены над сенями трёхчастных жилых построек [13] . Восточнее, у русских в Кашинском уезде, в 1848 г. было зафиксировано уже сосуществование стенного и потолочного дымоудаления [14] . Потолочное дымоудаление можно с большим основанием предполагать и в избах русских крестьян на юге Бежецкого уезда [15] . Аналогичная ситуация сложилась в ареале расселения тверских карел, у которых, как впрочем и у соседних с ними русских, господствовало потолочное дымоудаление [16] . Однако, по данным Г.С.Масловой, в старых жилых постройках карел встречалось и стенное (или комбинированное) дымоудаление [17] . Распространение потолочного дымоудаления было отмечено и у русских в Весьегонском уезде. Наиболее старая из изученных в этом ареале изб, датированная Е.Э.Бломквист первой четвертью XIX в., имела потолочное дымоудаление [18] .
По Ярославскому и Костромскому Поволжью данных меньше, но и те, что имеются, позволяют сделать вывод, что и в этом регионе преобладало потолочное дымоудаление. Наиболее полные данные имеются из Мологского и Пошехонского уездов, где с середины ХIХ в. исследователи фиксировали исключительно дымоудаление через потолочный дымоволок в комбинации с цилиндрической или коробчатой дымницей [19] .
Ещё ниже по Волге, видимо, также было распостранено потолочное дымоудаление. Во всяком случае в Галичском уезде даже в начале ХХ в. в скотных избах дым выводился через отверстие в потолке [20] . В фототеке Российского этнографического музея есть фотографии чёрных изб, сделанные в Солигаличском уезде в начале ХХ в. На этих фотографиях хорошо видно расположение дымников почти по центру четырёхстенных изб – явное свидетельство в пользу потолочного дымоудаления [21] . Всё тот же А.Дюран зафиксировал постройки деревни Гумнище (?), расположенной между Костромой и Ярославлем [22] . По расположению дымников на избах можно уверенно предполагать наличие потолочного дымоудаления.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Далее к востоку ситуация меняется. Данные из Нижегородского Поволжья говорят уже о преобладании стенных дымоволоков [23] , хотя встречались и потолочные [24] . Дымоудаление через отверстие в потолке было отмечено и восточнее, у русских Вятской губернии [25] . Видимо, граница ареалов преобладания потолочного и стенного дымоудаления в Верхнем Поволжье проходит где-то по меридиану города Вязники, восточнее которого уже преобладает дымоудаление через стену.
По территориям, расположенным к западу и северо–западу от Волго–Окского междуречья, данных не так много. В Новгородской губернии потолочное дымоудаление в крестьянских избах имело распространение в Крестецком и Новгородском уездах, а также в бассейне реки Мсты [26] . Оно было отмечено и значительно южнее – в Демянском уезде [27] , а также и в северных уездах губернии, например, в Череповецком [28] и Белозерском [29] . В соседнем же с Череповецким Устюженском районе, по личным наблюдениям автора этих строк, до сих пор в сохранившихся чёрных банях, построенных не позднее середины ХХ в., господствует потолочное дымоудаление. В крестьянских избах Новгородской губернии встречалась, по–видимому, и комбинация стенного и потолочного дымоудаления [30] . У русских Ингермандландии было отмечено дымоудаление через окно в задней стене избы [31] .
Наибольший объём информации по данной проблеме относится к Русскому Северу. Причём, в отличие от Верхнего Поволжья, данные по которому ранее не рассматривались, для территории Русского Севера В.П.Орфинским уже были намечены ареалы распространения способов дымоудаления. Особая ценность выводов учёного заключается в том, что они базируются на подробном натурном исследовании традиционных построек в этом регионе. В связи с этим, а также из–за известной ограниченности объёма данной работы мы не будем рассматривать здесь всю массу письменных источников, касающихся проблемы дымоудаления на Русском Севере, а ограничимся выборочным анализом некоторых материалов, которые, как нам кажется, могут несколько дополнить данные В.П.Орфинского.
Итак, в работах В. П. Орфинского, посвящённых рассматриваемому вопросу, показано, что граница, разделяющая ареалы преобладания двух основных способов дымоудаления, в целом совпадает с восточной границей расселения карел, причём на западе (на территориях, населённых карелами) распространено потолочное дымоудаление, а на востоке, в русских районах – стенное [32] . И далее на восток, до Пинеги и Мезени, господствовал стенной дымоволок [33] .
Однако «карельский» способ дымоудаления был распространён и значительно восточнее ареала расселения карел, в чисто русских районах. Он встречался в Онежском [34] и имел широкое распространение в Тотемском уезде [35] , где сосуществовал со стенным [36] . Потолочный дымоволок был распространён и у русских Заонежья [37] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В то же время и в Карелии, даже в глубине территории расселения карел, в чёрных овинах, ригах и банях, которые, как известно, сохраняют в себе многие черты архаичного жилища, встречалось и стенное дымоудаление (в банях оно существовало в комбинации с потолочным) [38] . Кроме того, в трапезных Варваринской церкви в с. Яндомозеро (1650 г.) и Никольской церкви Троицкого Муезерского монастыря (1602 г.), имевших курные печи, расположение волоковых окон наводит на мысль о возможности существования там дымоудаления через центральное окно фасадной стены [39] .
Таким образом, видимо, восточная граница распространения потолочного дымоудаления находилась значительно восточнее границы расселения карел и проходила приблизительно по меридиану Онега – Тотьма, а, вероятно, и далее на юг, до Солигалича.
Восточнее Тотьмы господствующим был уже стенной дымоволок. Он был, видимо, практически единственным способом дымоудаления не только у русских в этом регионе, о чём уже говорилось выше, но и у коми, у которых, несмотря на финно–угорское происхождение, дымоудаление было «русским» и осуществлялось через окно в стене избы [40] .
Общий обзор имеющихся источников позволяет сделать некоторые выводы и наметить, правда, очень приблизительно, учитывая характер письменных источников, ареалы распространения двух рассматриваемых типов дымоудаления. Ареал распространения потолочного дымоудаления охватывает практически всё Волго–Окское междуречье и Верхнее Поволжье от Твери и Москвы до Ярославля, Нижнего Новгорода и Вятки, причём встречается как у русских, так и у тверских карел. При этом этническая граница расселения последних вовсе не является границей распространения потолочных дымоволоков. На север от Волги этот ареал доходит до Солигалича, а ещё севернее и до Тотьмы и далее к Онеге. Но восточнее уже господствует стенное дымоудаление. На северо–западе этот ареал, вероятно, простирается от реки Мологи на север – через Устюжну, Череповец, Белозерск и далее через территорию, населённую вепсами [41] . На западе рассматриваемого ареала потолочное дымоудаление известно в Приильменье, в бассейне реки Мсты и даже южнее, в Демянском уезде.
Ареалы преобладания стенного дымоудаления также хорошо обозначены. Это территория к востоку от Пудожа – вплоть до Пинеги, Мезени и Печоры. На западе это территории к западу от Твери и Ингермандландия, а на востоке – Нижегородское Поволжье.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Из всего вышесказанного становится ясно, что ареалы распространения потолочного и стенного способов дымоудаления носят региональный характер и в целом не связаны с этническими границами. Единственным известным исключением является восточная граница расселения карел, которая делит ареалы преобладания обоих способов дымоудаления. Однако она является границей именно преобладания, а не распространения того или иного типа на пространстве Русского Севера. При этом все типы дымоудаления в большей или меньшей степени известны всем народам на Северо–Западе России. к, у русских Заонежья был распространён ия. ницей расселения карел, причём на запад распространено потолочное дымоудаление, а от меридиана Москва–Тверь, то, по всей видимости здесь преобладало стенное дымоудаление.
- [1] Медведев П.П. Бани на территории Онежского бассейна (ареальные исследования) // Народное зодчество. Сб. науч. трудов. Петрозаводск, 1992. С. 119–121.
- [2] Орфинский В.П. 1) Деревянное зодчество Карелии. Л., 1972. С.29–30; 2) Карельское деревянное зодчество и его связь с архитектурой русского Севера //Архитектурное наследство. М., 1975. №23. С.65–66; 3) Орфинский В.П., Гришина И.Е. Простейшие деревянные постройки как источник для изучения крестьянского жилища // Народное зодчество: Сб. науч. трудов. Петрозаводск, 1992. С.28–29 и др.
- [3] Demidoff A. Le Voyage Pittoresque et Archeologique en Russia execute en 1839 sous la Direction de M. Anatole de Demidoff / Dessins faits d'apres nature et lithographies par Andre Durand. Paris: Chez Gihaut Frirel, S.a. P.87.
- [4] Demidoff A. Le Voyage… P.43.
- [5] Новский П. Сведения для Географического Общества о жителях города Ростова и Ростовского уезда Ярославской губернии. 1849 (Архив Русского географического общества (далее — АРГО) р.47, оп.1, №15, л.2–2об.).
- [6] «…в потолке прорубается окно с дверкой; это отверстие деревянной трубы, в которую во время топления выходит дым» (Бережнов Д. Село Шельбово Юрьевского уезда в этнографическом отношении. 1850 — АРГО, Р.6, №22).
- [7] Соколов. Этнографическое описание Высокорецкой волости Судогодского уезда, 1850 — АРГО, р.6, №19.
- [8] Валединский Г. Этнографические сведения о жителях Вязниковского уезда Владимирской губернии, 1854 — АРГО, р.6, № 64, л.1.
- [9] Валединский Г. Этнографические сведения…, там же, л.2.
- [10] Соловьёв К.А. Жилище крестьян Дмитровского края // Труды музея Дмитровского края. Дмитров, 1930. Вып.6. С.21.
- [11] Там же. С.23.
- [12] Маслова Г.С. Селения и постройки колхозов Московской области // Советская этнография. М., 1951. №2. С.68.
- [13] Demidoff A. Le Voyage… P.36.
- [14] «…для выхода дыма делают или особенное вверху стены окно, или прорубают оное на потолке, но не против очёлка, а в сторону от печи, против которого окна ставят продолблённую осину, досягающую другим концом на аршин выше крыши — это труба здешнего края» (Ушаков Г.А. Этнографические сведения о жителях села Васьянского, Кашинского уезда Тверской губернии. 1848 — АРГО, р.41, оп.1, №13, л.1об).
- [15] Описание прихода села Илигощь — АРГО, р.41, оп.1, №16, л.2.
- [16] Артамонов М.И. Постройки Краснохолмского уезда //Верхнее–Волжская этнологическая экспедиция. Крестьянские постройки Ярославско–Тверского края. Л., 1926. С.37; Песселеп Л.И. Постройки Бежецкого уезда // Верхнее–Волжская этнологическая экспедиция. Крестьянские постройки Ярославско–Тверского края. Л., 1926. С.116.
- [17] «…дым выходил в отверстие, сделанное в потолке и в окне» (Маслова Г.С. Материалы по этнографии карел Калининской области // Советская этнография. М., 1936, №2. С. 85, 91).
- [18] Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов //Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956. С.217. Рис.47–2.
- [19] Архангельский В. Прибавления к сведениям, посланным в Императорское Русское Географическое общество в 1849 году. 1854 — АРГО, р.47, оп.1, №33, л.2; Бломквист Е.Э. Постройки Мологского уезда // Верхнее–Волжская этнологическая экспедиция. Крестьянские постройки Ярославско–Тверского края. Л., 1926. С.81; Забелло С.Я., Иванов В.Н., Максимов П.Н. Русское деревянное зодчество. М., 1942. Ил.13 и др.
- [20] Анкета Русского географического общества 1917 г. по Галичскому уезду Костромской губернии — АРГО, ф.24, оп.1, №8-00211.
- [21] Фототека Российского Этнографического музея, Колл. 3584, Солигаличский уезд, №3584-42, 3584-48. Фото Орлова. 1915 г.
- [22] Demidoff A. Le Voyage… P.80.
- [23] Васильев Ф.В. Материальная культура крестьян Нижегородского Заволжья (середина XIX — начало XX вв.). Лекции. М., 1982. С.197–198.
- [24] Васильев Ф.В., Дмитриевский С.В., Пухов М.Ю. Русское сельское население юго–восточных уездов Нижегородской губернии в XIX — начале ХХ в. Поселения, крестьянская усадьба, жилище. Нижний Новгород, 2006. С. 58.
- [25] Матвеева Е.В. Из материалов этнографической экспедиции в Куменскую волость Вятского уезда //Труды Вятского государственного музея. Вятка, 1927. Т.1. С.52.
- [26] Филлипова Л.А. Витославицы. Новгородский музей деревянного зодчества. М., 2004. С. 72–76, 79–80.
- [27] Разработка анкеты по Новгородской губернии. Анкета РГО. 1917. АРГО. Ф.24. Оп.1. №105-Х. Л.29об.
- [28] Череповецкий уезд Череповецкой губернии. 1917 — АРГО, ф.24, оп.1, №25.
- [29] Разработка анкеты по Новгородской губернии. — АРГО, ф.24, оп.1, №105-Х, л.11.
- [30] Богословский Н. Общий очерк образа жизни и характера жителей Новгородской губернии //Новгородский сборник. Новгород, 1865. Вып.1. С.10.
- [31] Разработка анкет по Санкт–Петербургской губернии — АРГО, ф.24, оп.1, №105-XII, л.10об–11.
- [32] Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. С. 28–30; Орфинский В.П. Карельское деревянное зодчество… С.65–66; Орфинский В.П., Гришина И.Е. Простейшие деревянные постройки… С.28–29 и др.
- [33] Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. М., 1877. Ч.1. С. 22, 42.
- [34] Станюкович Т.В. Внутренняя планировка, отделка и меблировка русского крестьянского жилища //Русские. Историко–этнографический атлас. Из истории русского народного жилища и костюма (украшение крестьянских домов и одежды). Середина XIX — начало ХХ в. М., 1970. С.64–65. Рис.2–1.
- [35] Осипов Д.П. Крестьянская изба на севере России. (Тотемский край). Тотьма, 1924. С. 4; Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов. С.255.
- [36] Вологодская губерния. Тотемский уезд — АРГО, ф. 24, оп. 1, №105–III, л. 23; Осипов Д.П. Крестьянская изба на севере России. С.1.
- [37] Орфинский В.П. Логика красоты. Петрозаводск, 1978. С.41.
- [38] Габе Р.М. Карельское деревянное зодчество. М., 1941. С. 187, 189, 191–193; Орфинский В.П., Вахрамеева Т.И. К вопросу о генезисе и эволюции риг Карелии // Культура Русского Севера. Л., 1988. С. 185, 187; Гришина И.Е., Орфинский В.П. Традиционная застройка Панозера // Панозеро: сердце Беломорской Карелии. Петрозаводск, 2003. С.265 и др.
- [39] Центральное окно там расположено выше чем боковые. По известной гипотезе Е.Э. Бломквист, в этом случае оно служило для дымоудаления (Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов. С.119–120).
- [40] Белицер В.Н. Очерки этнографии народов коми. М., 1958. С. 177, 185; Народы Европейской части СССР. М., 1964. Т.2. С.424.
- [41] У вепсов, как и у карел, преобладало потолочное дымоудаление (Строгальщикова З.И. Традиционное жилище Межозерья, 1900–1960. Л., 1986. С.35).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.