Шилов А.Л. (г.Москва)
Саамские культовые комплексы Карелии по данным топонимии
@kizhi
Топонимические данные многократно использовались для выяснения разных вопросов исторической и этнической географии, палеогеографии и т.д. Привлекались они и для выявления мест (или объектов) отправления дохристианских культовых обрядов [1] .
Культовые объекты саамов на севере Финляндии, Швеции, Норвегии и на Кольском п-ве и их топонимические референции исследованы довольно подробно, в силу возможности получать сведения непосредственно от аборигенов–лопарей. Связь топонимии с соответствующими объектами оказалась довольно наглядна (хотя и не абсолютна). В Карелии пока найдено довольно мало саамских культовых объектов. Тут сыграло свою роль как отсутствие потенциальных информантов (к концу XIX в. постоянного саамского населения не осталось даже в Северной Карелии), так и недостаточная изученность территории в археологическом отношении (даже искусственные саамские культовые объекты трудно уловимы).
Характерно высказывание: «В Карелии после ухода и частичной ассимиляции саамов память об их культовых местах утрачена. В настоящее время к ним можно отнести только искусственные сооружения. Некоторые упоминания о существовании в прошлом почитаемых природных объектов имеются в топонимии. Целенаправленной работы по выявлению таких названий не проводилось, но, судя по ряду фактов, их в Карелии немного» [2] . Действительно, в литературе имеются лишь немногие примеры «сакральных» саамских топонимов Карелии [3] . Между тем, такие топонимы (при отсутствии потенциальных информантов) могли бы указать на перспективные объекты для археологических исследований.
Ниже приведены саамские лексемы сакрального характера, встретившиеся нам в карельской топонимии, некоторые соответствующие топонимы и связанные с ними археологические объекты (выявленные надёжно, либо предположительно) [4] .
I. Adz, gen. adtsage, oadz, oadž ‘syöjätar – злой дух нижнего мира; лягушка, воплощающая нижний мир; недоброе женское божество с телом паука или лягушки’.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- Очакка – пр.Шомбы, пр.Кеми.
- Ачалампи – нижнее оз. на р.Вотто басс. оз.Гимольское на Суне (выше – оз.Карбисалми, см. V.1). Неподалёку находится гора Воттоваара, на которой обнаружен культовый комплекс: сейды, каменные кучи и овалы.
- Аччиев (Атчиев) наволок (известен с 1597 г.) на оз.Ватчельское басс. Черанги, пр.Суны.
- Ачоозеро (рядом Кебрарека, см. VI.1) близ оз.Пустое в истоке Нюхчи.
II. Aija, Ajeke – бог–громовник, соответствует приб.–фин. Ukko.
- Айкайс–ниеми – м. на Сенозере басс.Тикшезера.
- Айонлакси – зал. оз.Кеуняс басс. оз.Верхнее Куйто.
- Ая–губа – зал. оз.Верхнее Куйто к ЮВ от Войниц.
III. Akk(a) – верховное женское божество, жена Ajeke. В Карелии непросто отграничить соответствующие саамские топонимы от тех, что произошли от приб. — фин. akka ‘баба; старуха’. Поэтому множество названий с основой akka-, akan- мы не приводим.
- Акка–порог в истоке р. Винча; близ него – группа скал–сейдов «Окаменевшие братья».
- Аконниеми – м. в протоке Нива между Охтан–и Пистаярви, на котором имеется сейд.
- Аккаярви оз. басс. Чирка–Кеми, к В от Тикши. У него находится сейд Чуманный Камень.
- Аканярви на р. Гумарина; рядом – оз. Хейзярви (карел. hiizi ‘злой дух; священная роща’).
- Пакан–Аканкари – пор. на р. Охта. Название входит в комплекс «сакральных» топонимов, см. в обсуждении. Компонент Пакан сопоставим с карел. pakana ‘языческий’.
- Кивакка – гора близ устья р. Оланга басс. Пяозера. На ней найден культовый комплекс: сейды, каменные кучи и овалы. Можно объяснять название из горы как *K’ievv–akka ‘хозяйка олених’.
IV. Immel, Emmel – верховное божество (приб.—фин. Jumala).
- Имелилампи – оз. басс. р.Летней, лп Выга.
- Эмелинканкат – урочище близ Эмелинлампи на Валкиайоки басс.Койтайоки.
V. Karva, Karvaj – божество, покровитель шаманов.
- Карбисалми – оз. на р. Вотто; ниже по течению – Ачалампи (см. I.2).
- Карбозёрка (в неё впадает Палвозёрка, см.) – р. басс. оз.Телекино в системе Беломоро–Балтийского канала (ББК).
- Карбозёрка и руч. Карбас, впадающие в Хижозеро басс.Волозера в системе ББК.
- Карвиц – м. на З Онежского оз. к С от Нёлуксы.
VI. Kevrre – место ритуальных церемоний, связанных с закланием шаманом жертвенного животного (оленя), посвящённого Кавраю.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- Кеброзеро и Кеброрека, впадающая в оз.Пустое в истоке Нюхчи.
- Кевринлампи – басс.Лексозера.
- Кевросъярви – оз. басс.Унутозера на р.Сонга, пр.Лужмы.
- Кивер – губа Маткозера в системе ББК. В этом и следующем случае возможно и kivr, kiwre ‘шаман’.
- Кивиристи – водопадный порог на р. Охта. Созвучие с карел. kivi–risti ‘каменный крест’, видимо, является результатом переосмысления (не находит поддержки в реалиях) исходного *Kevrre–sijt или *Kivre–sijt.
VII. Kuivi – скала с трещиной (напоминающей человеческую фигуру) близ Сейдозера на Кольском п–ве. В ней видели «начальника», который окаменел и стал сейдом. Названия с Kuivi-, Guivi- есть и на севере Финляндии и Норвегии [5] . Их можно объяснять из саам. швед. kuife, kuiwe, Луле kuife, kuffi ‘глупый’ (ср. с русск. болван ‘дурак, глупец’, но изначально — ‘антропоморфный идол’). В свете же представлений о сущности кольского Kuivi привлекает саам. колт. kuivad ‘попасть, угодить во что–либо, оказаться где–либо’, т.е. kuivi может трактоваться как ‘воплощённый (в камень)’. Топонимы от саам. kuivi подчас нельзя отличить от топонимов, содержащих кар. kuiva ‘сухой’, и мы ограничимся двумя примерами.
- Куйвимали–лампи – оз. в междуречье Тунгуды и Летней (об элементе -мали- см. ниже пункт X), невдалеке от Имелилампи (см. IV.1).
- Куйво – оз. в верховьях Шонги, пр.Кепы – в 3 км от оз.Пайве (см. XIV.1) на Кепе.
VIII. Kumme ‘дух, жертва’ (kumme–kiedge ‘культовый, поклонный камень’).
- Кумакоски – (бывш.) водопад на протоке Кума в системе р.Ковда.
- Куми – водопад на Войнице басс. оз.Верхнее Куйто.
- Кумозеро Верхнее (с о.Лотоки, см. IX.2; к С — г.Уккосенвара) на Куземке, пр.Воньги.
- Кумиу – крупный порог на Шуе.
- Кумяжьи озера на о.Великий в Белом море. Малый размер озёр не позволяет связывать их названия с рыбой кумжей. Ручей, соединяющий их с морем, с 1574 г. известен как Кумий. Малое озеро имеет параллельное название Святое.
IX. Luoht, luotta ‘жертва; священное дерево’ [6] ; Луот–хозик – божество, хозяйка (покровительница) оленей.
- Лотенчан – о. на оз.Кереть (-enc- саамский уменьшительный суффикс).
- Лотоки (Лотокка) – о. на Верхнем Кумозере.
X. Mallja – мифологический великан [7] .
- Малошари – о. на Пяозере (на 72 м возвышающийся над уровнем воды).
- Малья вара – г. близ Кестеньги (возможна подстройка названия под карел. malja ‘чаша’).
- Мальявара – г. близ оз.Малляярви на Малляоя – пр.Чебы басс. оз.Гимольское на р.Суна.
- Маляка – г. к Ю от Маслозера на Охте.
- Малля – г. близ дер. Суйсарь на Онежском оз.
- Куйвимали–лампи – оз. басс.Кюноручья, лп Тунгуды (в 4 км от Имелилампи, см. IV.1). О первом компоненте названия см. в разделе Kuivi.
IX. Nami ‘святой источник, которому зимой приносят жертвы’.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- Намовара – г. к З от Пяозера (там же, где Нуорунен, Пассосиро, Уккотунтури, Кивакка, Таваярви). На стыке Карелии и Кольского п-ва есть еще Намавара в басс.Эньякйоки.
XII. Palva ‘жертвенное место’. Ср. жертвенный камень palva–kiedge на г. Pass–varr и г. Palv–varr, она же Sijt–jaur–varr на Кольском п-ве.
- Палвозеро на р.Палвозерка – пр.Карбозерки, впадающей в оз.Телекино (на трассе ББК).
- Пяльвозеро (Пялвозеро в 1597 г.) на р.Суна.
- Палват – оз. басс. р.Судак басс.Сямозера (Пялбей речка названа здесь в 1563 г.).
- Палгуба ~ Palve (неподалеку — Siidniemi) на Святозере басс.Шуи.
- Палвас – топоним, указанный Агапитовым в окрестностях Кажмы на п-ве Заонежье.
XIII. Passe, gen. pazze, норв. саам. basse ‘святой’.
- Базега – пр. Нилы, пр. Муромли, пр. Ивины, пр. Свири.
- Пассосиро – г. близ оз. Пассосиронярви басс. Тавайоки басс. Пяозера. На горе – сейд.
- Пашшоари – о. на Кентозере на р. Кенти басс. оз. Среднее Куйто.
- Пажозеро близ урочища Старцева Корба в истоках Выга.
- Пажа – пр. Немины басс. Онежского оз. (Паж–наволок назван в 1563 г.).
- Пажестров в губе Святуха на п–ве Заонежье (Паж–остров в 1563 г.).
XIV. Peive – божество Солнца (peive, pieive ‘солнце, день’). Пэйвио – эпический герой саамов [8] . На Кольском п-ве особо выделим р. Пяйве на п-ве Рыбачий, близ устья которой обнаружены петроглифы и писаницы, созданные на рубеже н.э. [9] В Карелии далеко не все топонимы на Пейв-/Пейб-/Пейп-/Пяйв- могут быть причислены к саамским, ибо существует приб.—фин. paiva ‘солнце; день; юг’. В Финляндии и Карелии многочисленны названия типа Paivarinne ‘солнечный (южный) склон’.
- Пебозеро (в 1550 г. – швед. Pepojerff; 1553 – Пебозеро, карел. Pieparvi) – оз. на Охте, пр.Кеми.
- Пейпозёра в басс.Кушереки, впадающей в Белое море.
- Пайве – оз. на р.Кепа, пр.Кеми (неподалёку от оз.Куйво, см. VII.2).
XV. Saiva. Образ сайво сложен. Это и священные воды с особо чистой и вкусной водой, и дух–хранитель семьи или рода, и первый ярус подземного мира – страна изобилия, где находятся шаманы, убитые воины и женщины, умершие при родах [10] .
- Сайвосельга – возвышенность на северо–западном берегу Коросозера басс.Сумы.
- Сайво — оз. на Сайворучье басс.Сумозера на р.Сума (известны с 1558 г.). О соответствующем комплексе топонимов см. в обсуждении.
- Сойваш – пор. на Шуе (ср. название «святого» оз.Sajvasj в Швеции), ниже порога Толли (см. XVIII.3).
- Шайбаозеро (1587 г.), ныне Шайдомозеро на Шайдомке – пр.Лижмы.
- Шайвозеро – оз. на р.Корпийоки, пр.Пончи, пр.Софьянги, впадающей в Пяозеро.
XVI. Siidte, sieidt, sijt, seid – дух и объект (чаще камень особой формы или рукотворная каменная конструкция), в который он вселился; объект поклонения. А.К.Матвеев топонимы Русского Севера с основой Шид- сопоставляет с прасаам. *sijte, ‘деревня’ [11] . Е.А.Хелимский отметил, что топонимы с основой Шид- допустимо связывать не с *sijte ‘деревня’, а с СЗ (северо–западная группа финно–угорских языков) *siti, *site- источником как указанного саамского слова, так и ПФ *hite- (фин. hiisi ‘языческое святилище, священная роща; злой дух, черт’) [12] . В наших примерах мы отдаем предпочтение сакральной, а не бытовой трактовке в силу соседства ряда топонимов на Шид-/Шит-/Сид-/Сед- с иными топонимами (саамскими, карельскими, русскими) с сакральным значением, а также из-за отсутствия поселений (нынешних или былых) в соответствующих местах.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- Седостров – о. в Сумской губе Белого моря.
- Сидостров – о. на Онежском оз. близ. Мал.Леликовского о-ва.
- Siid–niem ~ Сигнаволок на Святозере басс. Шуи.
- Сидозеро на р. Челма – пр.Важинки, пр.Свири; в него впадает Шидручей.
- Шитый – м. на ЮЗ п-ва Заонежье.
- Шитолампи — оз. басс. оз.Хижъярви на р. Компаковка, пр.Куженги, пр.Тунгуды.
- Шита – гора у пос.Святнаволок на оз.Палье. Рядом, в устье р.Эльмус (течет из Эльмусозера) находится Шиталампи – губа зал.Пюхялахти (карел. puha ‘святой’). К топониму Эльмус: саам. alme (*elme) ‘небо, небесный’ часто выступает эпитетом к имени божества; almalas ‘небесный’ иносказательное обозначение бога Иммель.
XVII .Tabp ‘священное место, каменная куча, жертвенный холм’; Tava(i) – бог–покровитель рыболовства и лесных угодий. В русском освоении топонимы разного происхождения могут оказаться неразличимыми.
- Табой – пор. на Сегеже.
- Таваярви – оз. на р.Тавайоки басс. Пяозера в районе, богатом саамскими памятниками.
- Тавайгора на оз.Сандал.
- Тавинос – пр.Малдынадеги, пр.Бохты, пр.Тунгуды.
- Тавишка – оз. басс.Шомбы, пр.Кеми.
- Тавасозеро басс.Келки басс.Водлозера.
- Тавиоя (рядом Сури- и Пиени–аканлампи) – пр.Луглайоки басс.Салонярви в истоке Шуи.
- Тавиоя – пр.Кирккойоки басс.Ладожского оз.
XVIII. Talla, Stalla – исполин, мифологический медведь, персонаж преданий о событиях в молодом мироздании [13] .
- Талии – пор. на р.Пистайоки.
- Таллоярви (Толла) – оз. на р.Рикка, пр.Пундомы басс.Пяозера (к югу – оз. и г.Талья).
- Толли – водопадный пор. на Шуе. К вокализму см. предыдущий пример.
Следующие два термина не несут явной сакральной семантики. Но ряд обстоятельств позволяет считать соответствующие географические объекты былыми культовыми местами саамов и видеть в их названии признак сакрального места.
XIX. Tsoar’v, tsuer’v ‘рог’. На Кольском п-ве названия с этой основой (А.А.Минкин приводит их в метатезированой форме, например, оз.Чуэврь–сыаббе) отмечали места приношений богам, признаком которых были кучи рогов оленей. Ср. жертвенное место Tsuarvgard, о. Tsoarv–suollagas, он же Pass–suol ‘Святой остров’.
- Шавруха. Прибрежная гора в губе Кив Белого моря в 2 км от Красной луды, на которой находится лабиринт. Возможно, валун на вершине горы являлся сейдом; через восточный склон проходит огромная расселина (см. п.XX); близ этого склона есть каменные выкладки. Под горой и на её вершине есть плохо сохранившиеся остатки оленьих рогов. Слово «рог» в названии горы ранее мы связывали с её обликом. Впрочем, сама яркая выделенность горы в окружающем ландшафте могла определить её выбор как святилища. Известно, что приношения хозяйке оленей Луот–хозик (ср. Кив с kievva ‘олениха’) и покровительнице ягельных пастбищ Рази–айке совершались именно на горах.
XX. Suarppe ‘складка, морщина’. Во многих случаях особо почитаемыми являлись сейды (объекты) с трещинами, расселинами, выделяющимися причудливой формой или размерами. Ср. на Кольском п-ве: расщелина Аку–аку (см. п.III), сейд Куйв (п.VII), скала на Malle–varr (п.X), расселины Чёртова Лыжница на г.Крестовая близ Кандалакши, в Карелии: Звонкая щельга на Колгострове, скала в Радколье, Шавруха (п.XIX.1). Особо отметим наличие капища на вершине мыса Шарапов Наволок на ЮВ п-ва Рыбачий на Кольском п-ве, рядом с которым в расселине обнаружены остатки жертвоприношений.
- Шарапов (название известно с 1563 г.) – протяжённый скальный обрывистый мыс на Белом море с глубокими расселинами. Есть указания на наличие там каменных сложений.
Многие сакральные саамские топонимы Карелии входят в состав топонимических комплексов (микросистем). Можно выделить три типа таких микросистем. Наиболее явные состоят из топонимов с основой саамского происхождения, отчётливо несущей сакральную нагрузку, например: Карбисалми (V.1) – Ачалампи (I.2), Толли (XVIII.3) – Сойваш (XV.3), Палвозерка (XII.1) – Карбозерка (V.2).
Второй тип микросистем содержит и саамские, и иноязычные «явные» сакральные топонимы, которые можно в этой ситуации рассматривать как кальки. Примеры таких систем: Карбозёрка (V.3) – Хижозеро, Шита (XVI.7) — Пюхялахти – Эльмус – Святнаволок, Siidniem (XVI.4) – Palve (XII.4) – Святозеро, Кумозеро (VIII.3) – Лотоки (IX.2) – Уккосенвара.
Третий тип микросистем содержит как «бесспорные» сакральные топонимы, так и те, что можно назвать тотемными (в системе саамской мифологии). Тотемами у саамов являлись олень, орёл, лебедь, ворон, медведь, собака. Поодиночке «тотемные» топонимы в принципе не могут быть диагностирующими. Но в сочетании с «истинно» сакральными топонимами они подчас позволяют выявить топонимический комплекс, очерчивая район, перспективный для археологических исследований. Таким комплексом мы полагаем группу названий в узле верховьев Тунгуды и Онды: Шитолампи (XVI.6), Тавинос (XVII.4), Хижъярви, Карнизозеро (саам. karnes ‘ворон’), Евжозеро (карел. eutsen ‘лебедь’), а также названия на ЮВ Сумозера: Пенега (саам. pienne ‘собака’), Сайвоозеро (XV.2), Лебяжье озеро, Хижнаволок.
Любопытный (пространственно организованный относительно течения реки) комплекс реконструируется в среднем течении реки Охта, пп Кеми: Пебозеро (XIV.1), Хиизярви, оз. Воронье ~ Большое, пор. Пакан–Аканкари (III.5), пор. Олений, Карнизозеро. Пебозеро сопоставимо с богом Солнца Пейве (п. XIV). Хиизярви можно рассматривать как карельский перевод саамского *Sijt–jawre ‘озеро священного места’ (п.XVI). Название Воронье видится метонимической калькой низлежащего Карнизозера, а его вариант Большое возможно есть перевод карельского *Aija–jarvi, где aija ‘большой, старший’ в свою очередь отражает саам. Aije ‘бог–громовник’ (п.II). В названии (Пакан)–Акан–кари можно видеть имя жены Aije – Akk (п.III). На оленухе заканчивает свой путь по небу бог Пейве, начав его на олене (или медведе). Наконец, ворон (karnes) – священная птица, в которую вселяется душа шамана в своём путешествии в загробный мир.
Картографирование сакральных саамских топонимов и топонимических комплексов показало, что они в Карелии распространены повсеместно, местами образуя сгущения, особо выразительное из которых находится к западу от Пяозера, где обнаружен ряд саамских культовых памятников. Особое внимание стоит, как нам кажется, обратить на западное побережье и острова Пяозера, побережье Белого моря от мыса Купчинный до мыса Шарапов, западный берег оз. Верхнее Куйто, Кумозеро на Верхней Куземке, юго–восток Сумозера на Суме Беломорской, р–н Святнаволока и о. Белый на оз. Палье, юг Святозера басс. Шуи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] Кузнецов А.В. Болванцы на Лысой горе. Вологда, 1999; Шилов А.Л. Топонимические свидетельства языческого прошлого Москвы // Вопросы ономастики. Екатеринбург, 2007. №3.
- [2] Археология Карелии. Петрозаводск, 1996. С.351 (далее — АК).
- [3] Лескинен В.Т. Основные лексико–семантические группы саамской топонимики в Карелии // Научная конференция по итогам работ за 1965 г. Май 1966: Секция языкознания, секция литературы и народного творчества. Тезисы докладов. Петрозаводск, 1966. С.36–37; Мулло И.М. Памятники древней культуры на Кузовых островах Белого моря // Археология и археография Беломорья. Архангельск, 1984. С.52–81; Агапитов В.А. Древняя Шуньга // Традиционная культура финно–угров и соседних народов. Петрозаводск, 1997. С.59–60.
- [4] Выделение потенциальных саамских «сакральных» топооснов проводилось с учетом соответствующих топонимических данных по Фенноскандии: Путешествие Александра Кастрена по Лапландии, северной России и Сибири (1838–1844, 1845–1849) // Магазин землеведения и путешествий. М., 1860, Т.6, ч.2; Харузин Н.Н. Русские лопари // Изв. Об–ва любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. М., 1890. Т.66 (Труды этнографического отделения; Кн. 10); Itkonen T.I. Koltan-ja Kuolanlapin sanakirja. Helsinki, 1958 (KKLS). Osa 1–2; Хелимский Е.А. Мифология и религия уральских народов // Е.А.Хелимский. Компаративистика, уралистика. М., 2000. С.230–240.
- [5] KKLS, 983; Itkonen T.I. Kuivi, ein heiliger Ort der Lappen // Suomalais–Ugrilaisen Seuran toimituksia. 1962. Osa. 125. P.127–138; Прибалтийско–финские народы России. М., 2003. С.131 (далее — ПФНР).
- [6] KKLS, 213; Frette T. Luohtte–muorra // Deatnu, Teno, Tana. Lokalhistorisk skrift fra Tana historie-og museumslag. 1987. P.38–40.
- [7] Кольские топонимические примеры и легенду про святую скалу на горке Malle–varr см.: KKLS, 991.
- [8] Хелимский Е.А. Мифология и религия… С.234; ПФНР, 119; KKLS, 350–352.
- [9] Шумкин В.Я. Новые наскальные изображения Северной Фенноскандии и старые проблемы их изучения // Двести лет арктической археологии. М., 1990 (Краткие сообщения Института археологии; Вып. 200). С.41.
- [10] KKLS, 478; ПФНР, 121, 134. См. также: Tunkelo E.A. Lapin saivva, suomen Saivi ja Saimaa // Virittaja. 1910. Т.14. P. 46–49; Manker E. Lapparnas heliga stallen. Stockholm, 1957 (Acta Lapponica; 17).; Backman L. Saiva. Forestallningar om hjalp-och skyddsvasen i heliga fjall bland samerna Stockholm, 1975 (Acta Universitatis Stockholmiensis. Stockholm studies in comparative religion; 13).
- [11] Матвеев А.К. Субстратная топонимия Русского Севера. II. Екатеринбург, 2004. С.107.
- [12] Хелимский Е.А. Наследие северо–западной группы финно–угорских языков в субстратной топонимии и лексике: реконструкции, историческая фонетика, этимология // Ономастика в кругу гуманитарных наук: Материалы международной научной конференции (Екатеринбург, 20–23 сентября 2005 г.). Екатеринбург, 2005. С.74. См. также: Saarikivi J. Substrata Uralica. Tartu, 2006. P.211–212; Itkonen T.I. Suomen lappalaiset vuoteen 1945. I–II. Porvoo; Helsinki, 1948; Nesheim A. Finnish hiisi and Lappish sii'da // Finnisch–Ugrische Forschungen. 1951. Bd.30, Heft 3. S.292–302.
- [13] ПФНР, 139; Хелимский Е.А. Мифология и религия… С.239; Aikio S. Stallu Legends of the Sami // Nordic Yearbook of Folklore. Uppsala, 1993. P.133–139; KKLS, 519–520.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.