Малюта Е.Г. (г.Москва)
Князь Семен Шаховской на Русском Севере (к изучению творческой биографии писателя)
@kizhi
Аннотация: В статье дается обзор доступной информации об эпизодах деятельности князя Семена Шаховского на Русском Севере на основе официальных документов, касающихся его ссылки в Усть-Колу в 1645 г., а также характеристика произведений князя, связанных с указанными событиями.
Ключевые слова: Симеон Шаховской; XVII в.; гимнография; Усть-Кола; прп. Дмитрий Прилуцкий;
Summary: The article provides a review of the available information on the episodes of Prince Semyon Shakhovsky's activities in the Russian North on the basis of official documents, his exile to Ust-Kola in 1645, as well as a description of the prince's works related to these events.
Keywords: Simeon Shakhovskoy; XVII century; hymnography; Ust-Cola; Dmitry Prilutsky;
Аннотация: В статье дается обзор доступной информации об эпизодах деятельности князя Семена Шаховского на Русском Севере на основе официальных документов, касающихся его ссылки в Усть-Колу в 1645 г., а также характеристика произведений князя, связанных с указанными событиями.
Ключевые слова: Симеон Шаховской; XVII в.; гимнография; Усть-Кола; прп. Дмитрий Прилуцкий;
Summary: The article provides a review of the available information on the episodes of Prince Semyon Shakhovsky's activities in the Russian North on the basis of official documents, his exile to Ust-Kola in 1645, as well as a description of the prince's works related to these events.
Keywords: Simeon Shakhovskoy; XVII century; hymnography; Ust-Cola; Dmitry Prilutsky;
Многочисленные службы князя Симеона Шаховского, неоднократно перемежаемые продолжительными опалами, отражены как в его литературном наследии, так и в иных документах официального характера, в частности, московских приказах. Задачи уточнения характера деятельности князя в различных регионах русского государства и ее свидетельств в официальных документах последовательно решаются в ряде исследований исторического характера. В частности, такова заметка М. П. Лукичева [1] , биографическая статья Д. М. Буланина [2] , дополняющие и уточняющие биографию князя, представленную в исследовании С. Ф. Платонова [3] . В настоящее время активно изучается вопрос литературной деятельности князя в период сибирских опал и уточняются его адресаты по переписке [4] . Пребывание Шаховского на Русском Севере и его деятельность в эти периоды представлены единичными документами, и потому деятельность князя, в частности, в Усть-Коле, остается непроясненной. Пролить свет на этот период его биографии поможет еще предстоящее исследователям внимательное исследование делопроизводственной документации.
Вот то немногое, что известно на настоящий момент. Первым упоминанием о Шаховском следует считать, по всей видимости, запись в кормленой книге Галицкой чети о выдаче ему годового жалованья его отца: «Деньги взял сын его княз Семен Шеховской» [5] . Вотчина в Галиче, перешедшая к Шаховскому, была не единственной вотчиной князя в северных землях. Пожалованные ему за московскую службу во время прихода под Москву королевича Владислава [6] земли и доход с последних упоминается в официальной документации не единожды. Так, оклад, значительно больший, нежели с галицкой чети, имел князь с Устюжской чети. Известно и о владениях Шаховского в Вологде с декабря 1619 г. [7] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Длительная чересполосица сибирских ссылок и дальнейших служб князя в Москве не дает оснований говорить о возможном посещении последним северных вотчин, тем более что, очевидно, князь был почти на двадцать лет (после ссылки 1622 г.) лишен дохода с этих земель. Лишь в 1640 г. князь Шаховской получает грамоту на оклад с Галицкой чети «за осадное сиденье королевичева приходу», причем отдельно отмечено, что этот оклад жалован в качестве компенсации отобранных в 1622 г. северных вотчин. Таким образом, предположение С. Ф. Платонова о частичном снятии опалы с Шаховского поручением ему составить патриаршую грамоту шаху Аббасу в 1625 г. косвенно подтверждается отсутствием известий о восстановлении ему жалованья с северных вотчин до 1640 г. Следующий поворот судьбы князя, непосредственно, когда он, хотя и против воли, оказался на Севере - ссылка за «вольнодумство» 1644 г. В вопросе крещения королевича Вальдемара князь занял, в противность церковным канонам, весьма умеренную позицию, основанную на вольном толковании слов ап. Павла «муж неверующий святится женой верующей» (1 Кор. 7:14). Были и личные основания такого снисходительного отношения князя в вопросам церковного брака - каноническое преступление, четвертый брак (после смерти первых трех жен) в 1619 г. Князь предложил венчать королевича на русской царевне без перекрещивания последнего, за что, как человек и ранее подозреваемый в вольнодумстве и еретичестве, был сослан в Усть-Колу [8] . В 1646-1648 гг. Шаховской послан воеводою в Сольвычегодск и Великий Устюг. В. И. Гальцов обнаружил в описи архива Посольского приказа 1673 г. даже известие о вынесении кн. С. И. Шаховскому смертного приговора в 1649 г., однако последний был заменен ссылкой (сведения о Шаховском позволяют предположить, что он умер в 1654-1655 гг.). [9] Последнее упоминание о северных вотчинах князя датируется 1654 г.
К литературной деятельности Шаховского, непосредственно относящейся к его пребыванию на Русском Севере, можно отнести несколько атрибутированных ему гимнографических сочинений. Таковы: Писанная виршами нерифмованная «Молитва преподобному Димитрию, вологодскому чюдотворцу» (нач.: О преблагий наш пастырю и учитель! О великий чудотворец Димитрий! [10] ). В новейшей статье Д. А. Ляпина путем текстологического исследования убедительно доказывается, что источником последней явилась молитва свт. Николаю Чудотворцу. А сама молитва прп. Димитрию, за немногими изменениями, легла в основу создания местной молитвы неканонизированному святому Прокопию Устьянскому [11] . Некоторые ее прошения, хотя и писаны «по образцу», склоняют думать, что молитва свт. Николаю была не просто переработана в вирши с иной адресацией, но переосмыслена князем применительно к своей тяжелой судьбе (по всей вероятности, она написана в период конфликта Шаховского с патриархом Филаретом).
Вижди мя, убогово, в толице беде сущее погружаема, вижди мя, немощнаго и уловляема отовсюду, и всякаго блага лишенна, и умом от малодушия помраченна.
Возможно, молитва писана в последней ссылке князя, так как в ней имеется указание на непосредственное присутствие князя в вологодской вотчине:
И к цельбоносному гробу Твоему недостойный аз припадаю,И исцеления прошу: избави мя, светильниче Христов,От злых бед, находящих на мя,И восстающая волны укроти [12] .
Наконец, свидетельством по следней ссылки князя Шаховского являются «кондаки со икосы» преподобному Сергию Радонежскому, о котором знакомец князя келарь Троицкого монастыря Симон Азарьин со слов самого Шаховского повествует, что писаны они по обету за избавление последнего от кораблекрушения во время бури по дороге из Колы в Архангельск. Шаховской заметил, что бывшие с ним люди стали, по обычаю тех мест, призывать в молитве преп. Зосиму и Савватия. Самому Шаховскому «пришло на ум» поминать преп. Сергия, которого вскоре за тем увидел стрелецкий сотник, бывший с Шаховским (преподобный повелевал морским волнам не вредить людям, находящимся в ладье) [13] . Сами кондаки и икосы надписаны как созданные «в память об избавлении Троицкой обители от вражеского обстояния». Данный акафист явился, по всей видимости, первым таким непереводным произведением русского автора, посвященным русскому святому [14] (впрочем, основанным, как и последующие, на Великом акафисте).
Отдельно стоит вопрос атрибуции Шаховскому «Слово похвальное святым и блаженным Христа ради юродивым Прокопию и Иоанну, Устюжским чюдотворцем» в стихах (нач.: «Прокопия похвалим, Иоанна ублажим, двоицу святую соединим и похвальную им принесем и скажем») и памятника «Чюдо 28 святых и праведных Устюжских чюдотворцов Прокопия и Иоанна, како избависта град Устюг от нахождения пол- ских и литовских людей» [15] .
Таким образом, гимнографические и агиографические сочинения князя Шаховского нередко являлись откликом на перипетии его собственной бурной судьбы, и часть этих сочинений непосредственно связана с периодом его пребывания в вологодских вотчинах и с последней опалой в Усть-Коле, Сольвычегодске и Устюге. Последовательное изучение гимнографического наследия князя позволяет характеризовать творческую биографию незаурядного писателя первой половины XVII в. с новых, порой неочевидных, сторон.
Литература
- Акты Московского государства. СПб., 1901. Т. 3.
- Буланин Д. М. Шаховской Семен Иванович, по прозвищу Харя // Словарь книжников и книжности Древней Руси / под ред. Д. С. Лихачева. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. Вып. 3 (XVII в.), ч. 4. С. 275-286.
- Виршевая поэзия (первая половина XVII века) / сост. В. К. Былинин, А. А. Илюшин. М.: Советская Россия, 1989.
- Голубцов Д. Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. М., 1891.
- Грибов Ю. А. Акафисты Сергию Радонежскому в русской книжности XVII-XVIII вв. // Новодевичий монастырь в русской культуре: Материалы науч. конф. 1995 г. М., 1998. С. 227-237.
- Лукичев М. П. Новые материалы к биографии С. И. Шаховского // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: сборник статей / АН СССР. Ин-т истории СССР; отв. ред. В. И. Буганов. М., 1982. С. 99-107.
- Ляпин Д. А. Непризнанный святой Прокопий Устьянский и новые сведения к творческой биографии С. И. Шаховского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: История. Международные отношения. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 430-435.
- Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. как исторический источник. Изд. 2-е. СПб., 1913.
- Полетаев А. В. Князь Семён Шаховской и его сибирские «знакомцы»: Сергей Андреевич Котов // Проблемы истории России. Екатеринбург: Волот, 2005. Вып. 6: От Средневековья к Современности. С. 39-58.
- Симон Азарьин. Книга о чудесах пр. Сергия / подгот. С. Ф. Платоновым. СПб., 1888. (Памятники древней письменности; Т. 50).
- Сухотин Л. М. Четвертчики Смутного времени (1604-1617 гг.). М., 1912.
- Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008.
- Турилов А. А. Славянские и русские переводы акафиста // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 379.
- [1] Лукичев М. П. Новые материалы к биографии С. И. Шаховского // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: сборник статей / АН СССР Ин-т истории СССР; отв. ред. В. И. Буганов. М., 1982. С. 99-107.
- [2] Буланин Д. М. Шаховской Семен Иванович, по прозвищу Харя // Словарь книжников и книжности Древней Руси / под ред. Д. С. Лихачева. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. Вып. 3 (XVII в.), ч. 4. С. 275-286.
- [3] Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. как исторический источник. Изд. 2-е. СПб., 1913. С. 293-302.
- [4] Полетаев А. В. Князь Семён Шаховской и его сибирские «знакомцы»: Сергей Андреевич Котов // Проблемы истории России. Екатеринбург: Волот, 2005. Вып. 6: От Средневековья к Современности. С. 39-58.
- [5] Сухотин Л. М. Четвертчики Смутного времени (1604-1617 гг.). М., 1912. С. 26.
- [6] М. П. Лукичев указывает по разрядным книгам и соответствующей помете о деятельности князя в Москве: тот был «вылозным воеводой» у Яузских ворот. См.: ЛукичевМ. П. Новые материалы к биографии С. И. Шаховского... С. 100.
- [7] Российский государственный архив древних актов, ф. 210. Разрядный приказ, боярские книги, кн. 2, л. 190об.
- [8] См.: Голубцов Д. Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. М., 1891. С. 179-180.
- [9] Акты Московского государства. СПб., 1901. Т. 3. С. 37-41.
- [10] Здесь и далее цит. по: Шаховской С. И. Молитва преподобному Димитрию, Вологодскому Чудотворцу // Виршевая поэзия (первая половина XVII века) / сост. В. К. Былинин, А. А. Илюшин. М.: Советская Россия, 1989. С. 93-94.
- [11] Ляпин Д. А. Непризнанный святой Прокопий Устьянский и новые сведения к творческой биографии С. И. Шаховского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: История. Международные отношения. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 430-435. В той же статье делается ряд предположений, позволяющих уточнить датировку создания молитвы преп. Дмитрию Вологодскому.
- [12] Данную молитву содержит сборник произведений Шаховского, переданный им лично в двух экземплярах в библиотеку Троицкого монастыря (Российская государственная библиотека. Ф. 173/1. № 214).
- [13] См. подробнее: Симон Азарьин. Книга о чудесах пр. Сергия / подгот. С. Ф. Платоновым. СПб., 1888. С. 75-76. (Памятники древней письменности; Т. 70).
- [14] Турилов А. А. Славянские и русские переводы акафиста // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 379. См. также: Грибов Ю. А. Акафисты Сергию Радонежскому в русской книжности XVII-XVIII вв. // Новодевичий монастырь в русской культуре: Материалы науч. конф. 1995 г. М., 1998. С. 237.
- [15] См.: Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 134.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.