Онучина И.В. (г.Каргополь)
О каргопольской игумении Варваре и вверенной ей обители (первая треть XX века)
@kizhi
Аннотация: Статья обращается к биографии игумении Каргопольского Успенского монастыря Варвары, истории ее семьи, рассказывает об ученых в ее роду. Сообщает о жизни монастыря в XX в., его разорении. Источниками послужили музейные предметы, материалы переданного музею архива милиции, документы муниципального и государственных архивов, газетные публикации первой трети XX в.
Ключевые слова: Петербург; игумения Варвара; монастырь; школа; трудовая артель; совхоз;
Summary: The article refers to the biography of the hegumeness Varvara from the Kargopol convent of the Dormition, her family history, scientists in her family. It also tells about the life in the convent in the 20th century and its ruin. The sources are museum items, materials from a militia archive, that were transferred to the museum, materials of municipal and state archives, newspaper publications of the first third of the 20th century.
Keywords: St. Petersburg; hegumeness Varvara; abbess; convent; school; working co-operative; Soviet farm; sovkhoz;
В конце XIX в. в Каргопольском уезде действовали четыре монастыря. Как и другие, они были разорены в первое десятилетие советской власти. Монашествующие стали скитальцами и страдальцами. Публикации Г. Н. Мелеховой и Л. И. Фарковой раскрывают судьбы некоторых из них1. В 1950-е гг. с монахинями Каргопольского Успенского монастыря встречался краевед Ю. И. Кимаев, красочно описавший насильственную смерть игумении Варвары [1] , что, как выяснилось позже, оказалось неверным [2] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
17 июля 1900 г. скончалась ее предшественница игумения Сосипатра (Анастасия Михайловна Рогозина), управлявшая Каргопольским монастырем с 1888 г. [3] Назначение на должность настоятельницы получила монахиня Пятогорского Богородицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии Варвара [4] , постриженная в монашество 14 декабря 1900 г. и возведенная в сан игумении 21 января 1901 г. [5]
Каргопольский монастырь, куда прибыла новая начальница, был основан в конце XVI в. как пустынь Иоанна Власатого. В середине XVII в. по прошению купечества мужской монастырь преобразован в женский. В начале XX в. в нем проживало до 200 человек. При этом монахинь 20, рясофорных послушниц 33, белиц и богорадниц 106 [6] . Монастырские строения, являвшиеся южной границей Каргополя, выходили к реке Онеге. Вокруг каменного двухэтажного собора XVIII в. располагалось несколько деревянных и кирпичных домов. Их окружала каменная ограда с небольшим храмом и колокольней над святыми вратами. Во владении монастыря находились пахотная земля, сенокосные и лесные угодья, рыбные ловли, мельница [7] .
В 1903 г. настоятельница обратилась в училищный совет с предложением об открытии школы для девочек. В 1858-1874 гг. при монастыре уже существовало епархиальное женское училище [8] , и игумения пожелала вернуть образовательную деятельность. Выделили средства, отремонтировали монастырский флигель. Матушка пожертвовала портреты царя и царицы, иконы и лампадки, книжный шкаф. В праздник Богоотца Иоакима и Анны 9 сентября 1904 г. одноклассная церковно-приходская школа была торжественно открыта: 26 девочек из бедных семей стали учиться Закону Божию, церковному пению, письму, арифметике, чтению [9] . Обучение длилось два года, и в 1906 г. состоялся первый выпуск [10] .
В 1907 г. в Успенском монастыре побывал епископ Олонецкий и Петрозаводский Мисаил (Крылов). Было отмечено, что руководительница - «благоразумная и благовоспитанная, умело, с тактом управляет монастырем, влияя на сестер по большей части нравственно, во всех отношениях видится порядок в жизни обители» [11] . Год спустя (1908) монастырь принимал 1-е женские миссионерские курсы [12] . Стремление настоятельницы поднять авторитет обители отмечал благочинный протоиерей Владимир Петров [13] .
Удалось установить мирское имя игумении: Вера Александровна Тихомандрицкая. В 1902 г. ей было 52 года. В Пятогорский Богородицкий монастырь она поступила 2 июля 1896 г., имея домашнее образование. Получив свидетельство на звание учительницы церковно-приходской школы (1900), она стала надзирательницей и учительницей школы при Пятогорском монастыре [14] . Святейшим Синодом ей был вручен наградной наперсный крест (1904), а ко дню памяти святых Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, - Библия (1908) [15] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ее семья происходила из духовного сословия, фамилия Тихомандрицкие восходит к названию села Тверской губернии - Тихомандрица. Прадед игумении Емельян был на приходе дьячком, его сын Никита Емельянович Тихомандрицкий служил в сане протоиерея в Христорождественском монастыре Твери [16] .
Ближайшие родственники игумении являлись учеными. Дядя, родной брат отца, Алексей Никитич Тихомандрицкий (1814-1853) - ординарный профессор университета св. Владимира в Киеве, занимался химией и минералогией [17] . Брат Матвей Александрович Тихомандрицкий (1844-1921) - доктор математических наук, специалист по теории высших трансцендентных функций, ординарный профессор Харьковского университета. Он известен как один из организаторов Тавриче ско го университета в Крыму, открытого в 1918 г. [18] В фондах Каргопольского музея хранится письмо на его имя (КП 13646), отправленное 26 августа 1916 г. из Иваново-Вознесенска в Ялту. Матвей Александрович мог в то время находиться в Каргополе, поскольку 15 июля того же года в монастыре скончалась его жена Екатерина Гавриловна, которую похоронили на монастырском кладбище [19] .
Отец игумении Александр Никитич Тихомандрицкий (1800-1888) - доктор математических наук, действительный статский советник. В 1836 г. он закончил Главный педагогический институт в Санкт- Петербурге. После обучения за границей был назначен профессором в Киевский университет св. Владимира (1838). Затем в качестве инспектора возвратился в родную альма-матер (1848). С 1863 г. и до своей кончины служил чиновником по особым поручениям Министра народного просвещения [20] .
Эти и другие данные формулярного списка ученого сообщала его дочь в уездные органы власти в марте 1919 г. Она просила помочь в восстановлении пенсии по смерти отца, которую перестали платить [21] . Игумения также упомянула: «После смерти моего отца никаких не осталось средств - ни имущества, ни капитала, я поэтому, пока могла трудиться, шитьем добавляла средств на содержание» [22] .
В том же 1919 г. женский монастырь ходатайствовал об отмене призыва на фронт их дьякона. Обращение в Каргопольский военный комиссариат подписали игумения и насельницы [23] . Себя для убедительности они называют «гражданками Российской Федеративной Социалистической Республики» и выражают желание «пользоваться возвращенной свободой, и в том числе свободою совести» [24] . Просьбу удовлетворили. Однако вскоре о любом проявлении свободы совести пришлось забыть.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Женскую обитель в 1924 г. обратили в Успенскую трудовую артель. Богослужения и молитвы не прерывались, что не могло не раздражать новую власть. «Есть в Каргопольском уезде бывший Успенский монастырь. Теперь, как будто, там совхоз - женская артель. Но все на самом деле по-старому. Службы, [...] монахини, игуменья и... землица, совсем как будто монастырь», - писала газета [25] . Другой корреспондент смело заявлял: «Вместо веры в Бога [26] все более и более крепнет у женщин вера в коллективный труд [...] Так возрастают светлые очаги сельскохозяйственной культуры на прежних «очагах» мрака и суеверий» [27] .
В июле 1924 г. матушка Варвара обратилась в милицию по проезду в Ленинград: «Имея от роду 74 года, проживала в г. Каргополе на должности настоятельницы 24 года». Было предписано выдать удостоверение на один месяц [28] . Его подписала председатель правления артели Агапия Спасова [29] .
Та же монахиня присутствовала от Успенской обители на Каргопольском съезде «староцерковников» 12-14 декабря 1925 г. [30] По-видимому, игумения Варвара ушла на покой. Из документов Каргопольского райисполкома выяснилось, что в 1926 г. Агнии Кукушкиной «был присвоен сан игуменьи, после чего она и была игуменьей в Успенском монастыре до его закрытия» [31] .
В июне-июле 1928 г. власти нанесли заключительный удар по бывшему монастырю. На месте сельхозартели решили организовать совхоз «Красная горка», закрыв действующую церковь. Всех проживавших лиц выселяли. Имущество передавалось Госсельтресту [32] . Постановление подлежало утверждению Губисполкомом.
Год спустя 20 августа 1929 г. специальная комиссия со ставила акт, раскрывающий судьбу церковного имущества Успенского монастыря: 7 антиминсов, 8 хоругвей сожжены, 311 икон уничтожены, 2 посоха игуменских переданы в клуб, плащаница - в музей, книги (91 весом 595 кг) сданы го сударству как макулатура и т. д. [33] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В Каргопольском музее есть еще некоторые напоминания об игумении Варваре: среди переданных из этого монастыря предметов - миниатюрные резные иконы из кипариса (КП 898/1-4). Подобную резьбу относят к работе киевских мастеров [34] . Два сюжета посвящены святыням Киева. Среди них - основатели и святые покровители Киево-Печерской лавры, прпп. Антоний и Феодосий, парящие над Успенским собором (рис. 1). Другая икона изображает вмч. Варвару с архангелом Михаилом. Между фигурами архистратига и святой высится силуэт храма, у подножия - гроб (рис. 2). Как известно, часть мощей святой Варвары с давнего времени находилась в Златоверхом монастыре Киева в соборе Архангела Михаила. Тематика малых икон созвучна посвящениям престолов Каргопольского женского монастыря: соборный храм - Успения Пресвятой Богородицы, центральный престол нижнего храма назван в честь Архангела Михаила и прочих небесных сил бесплотных, надвратная церковь по священа прпп. Антонию и Феодо сию Киево-Печерским. Привезены иконки, должно быть, из паломничества в Киев. А святая Варвара - небесная покровительница владелицы.
Среди инокинь и монахинь конца XIX - начала XX в. нам не встретилась другая Варвара [35] , и, с большой долей вероятности, образа могли принадлежать настоятельнице.
Матушка Варвара скончалась 30 ноября 1931 г. в возрасте 80 лет в Каргополе в доме Загайновой по ул. Пролетарской [36] . Предполагаем, что она была вынуждена отказаться от управления монастырем в силу возраста или из-за нестроений в обители.
Литература
- Братолюбов Е. Окончание учебного года в церковно-приходской школе, что при Успенском женском монастыре г. Каргополя // Олонецкие епархиальные ведомости. 1906. № 13. С. 516-517.
- Венустов И. Открытие женской церковно-приходской школы при Каргопольском Успенском женском монастыре // Олонецкие епархиальные ведомости. 1904. № 19. С. 590-597.
- Женский колхоз // Красный Север. 1927. № 82. С. 6.
- Игумения Сосипатра: некролог // Олонецкие епархиальные ведомости. 1900. № 18. С. 652-653.
- Город Каргополь (Успенский монастырь) // Олонецкие губ. вед. 1904. № 118. С. 2-3.
- Кимаев Ю. И. Понятие греховности и праведности в бытийности Каргопольского Успенского девичьего монастыря // Святые и святыни северорусских земель (по материалам VII науч. региональной конф.) / сост. и науч. ред. Н. И. Решетников. Каргополь, 2002. С. 195-204.
- Кожевникова Ю. Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII - начале XX в. / Ю. Н. Кожевникова. Петрозаводск: Издательство Спасо-Кижского Патриаршего подворья, 2009. С. 178, 196-198.
- Матисон А. В. Городское и сельское духовенство Тверской епархии в середине XIX века: Справочник. М., 2015. С. 11;
- Мелехова Г. Н. «Алипий означает беспечальный»: об архимандрите Алипии (Ивлеве) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии / Информационно-издательский отдел ЕДС. Екатеринбург, 2019. Вып. 1 (25). С. 33-55.
- Мелехова Г. Н. «Мои убеждения - [вера] в Бога». Судьба каргопольского монаха-белоруса // Аспект. Журнал социальных и гуманитарных наук. Международное научное электронное издание. 2018. № 1 (5). Память в назидание (1917-2017) / ПамЪеае за опомена. Материалы международной научной конференции, посвященной столетию начала подвига новомучеников Русской Православной Церкви. (Online). С. 38-52.
- Мелехова Г. Н., Фаркова Л. И. Соловецко-каргопольские подвижники XX века: прославленные и непрославленные // Историко-культурное и духовное наследие Соловков: сборник докл. науч. конф. Соловки, 2018. С. 222-227.
- Мелехова Г. Н., Фаркова Л. И. «И был Господь убежищем гонимому...» 2-е изд., испр. М.: ООО Пенаты и Книга, 2020. 120 с.
- Монастырь или совхоз // Красный Север. 1924. № 129. С. 5.
- Первые женские миссионерские курсы в Олонецкой губ. в Каргопольском Успенском женском монастыре // Олонецкие епархиальные ведомости. 1908. № 12. С. 268-273.
- Перемены по службе // Олонецкие епархиальные ведомости. 1901. № 6. С. 202.
- Путевые заметки. Женский Успенский 3 кл. общежительный монастырь в г. Каргополе // Олонецкие епархиальные ведомости. 1908. № 1. С. 5-7.
- Тихомандрицкий Алексей Никитич // Энциклопедический словарь. СПб.: Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, 1901. Т. 65. С. 289.
- Тихомандрицкий Матвей Александрович // Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат / 7-е изд. М., 1910-1948. Т. 41. Ч. 8. С. 182.
- Тихомандрицкий Матвей Александрович // Энциклопедический словарь. СПб.: Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, 1901. Т. 65. С. 289.
- [1] Мелехова Г. Н., Фаркова Л. И. «И был Господь убежищем гонимому...» 2-е изд., испр. М.: ООО «Пенаты и Книга», 2020; Мелехова Г. Н. «Алипий означает беспечальный»: об архимандрите Алипии (Ивлеве) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Екатеринбург, 2019. Вып. 1 (25). Екатеринбург, 2019; Мелехова Г. Н., Фаркова Л. И. Соловецко-каргопольские подвижники XX века: прославленные и непрославленные // Историко-культурное и духовное наследие Соловков: сборник докл. науч. конфер. Соловки, 2018. С. 222-227; Мелехова Г. Н. «Мои убеждения - [вера] в Бога». Судьба каргопольского монаха-белоруса // Аспект. Журнал социальных и гуманитарных наук. Международное научное электронное издание. 2018. № 1 (5). Память в назидание (1917-2017). ПамЬен,е за опомена: Материалы междунар. науч. конф., посвященной столетию начала подвига новомучеников Русской Православной Церкви. С. 38-52.
- [2] Кимаев Ю. И. Понятие греховности и праведности в бытийности Каргопольского Успенского девичьего монастыря // Святые и святыни северорусских земель (по материалам VII науч. региональной конф.) / сост. и науч. ред. Н. И. Решетников. Каргополь, 2002. С. 202.
- [3] Игумения Сосипатра: некролог // Олонецкие епархиальные ведомости. 1900. N 18. С. 652-653.
- [4] Указ Святейшего Синода от 20 января 1901 г. N 431.
- [5] Национальный архив Республики Карелия (НА РК). Ф. 25. Оп. 12. Д. 62/7. Л. 1-2; Д. 68/4. Л. 1-3; Перемены по службе // Олонецкие епархиальные ведомости. 1901. N 6. С. 202.
- [6] Путевые заметки. Женский Успенский 3 кл. общежительный монастырь в г. Каргополе // Олонецкие епархиальные ведомости. 1908. N 1. С. 6.
- [7] Город Каргополь (Успенский монастырь) // Олонецкие губ. вед. 1904. N 118. С. 2-3; Путевые заметки. Женский Успенский 3 кл. общежительный монастырь. С. 6-7.
- [8] Кожевникова Ю. Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII - начале XX в. / Ю. Н. Кожевникова. Петрозаводск: Издательство Спасо-Кижского Патриаршего подворья, 2009. С. 178, 196-198.
- [9] Венустов И. Открытие женской церковно-приходской школы при Каргопольском Успенском женском монастыре // Олонецкие епархиальные ведомости. 1904. № 19. С. 590-597.
- [10] Братолюбов Е. Окончание учебного года в церковно-приходской школе, что при Успенском женском монастыре г. Каргополя // Олонецкие епархиальные ведомости. 1906. № 13. С. 516-517.
- [11] Там же. С. 6.
- [12] Первые женские миссионерские курсы в Олонецкой губ. в Каргопольском Успенском женском монастыре // Олонецкие епархиальные ведомости. 1908. № 12. С. 268-273.
- [13] НА РК. Ф. 25. Оп. 12. Д. 68/4. Л. 1-3.
- [14] Там же. Д. 62/7. Л. 1-2; 68/4. Л. 1-3.
- [15] Там же. Д. 68/4. Л. 1-3.
- [16] Такую же фамилию Тихомандрицкий получил в семинарии дядя Д. И. Менделеева по месту службы своего отца священника. Те и другие Тихомандрицкие - однофамильцы, ведущие родословную из одного села и прихода. Подробнее см.: Матисон А. В. Городское и сельское духовенство Тверской епархии в середине XIX века: Справочник. М., 2015. С. 11; Подушков Д. Л. Удомельские корни Д. И. Менделеева // Вышне-Волоцкий историко-краеведческий альманах № 11 / Вышневолоцкое районное краеведческое общество им. М. И. Сердюкова, учредитель Р. И. Матюнин. Вышний Волочёк, 2009. [Электронные ресурсы] URL: //vischny-volochok.ru/wika/wika011/ wika11-12.php (дата обращения: 10.12.2021).
- [17] Подробнее см.: Тихомандрицкий, Алексей Никитич // Энциклопедический словарь. СПб.: Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1901. Т. 65. С. 289.
- [18] Подробнее см.: Тихомандрицкий, Матвей Александрович // Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. М., 1910-1948. Т. 41. Ч. 8. С. 182; Тихомандрицкий Матвей Александрович // Энциклопедический словарь. СПб.: Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1901. Т. 65. С. 289.
- [19] Смерть засвидетельствована в Метрической книге Успенского монастыря, где записаны и сведения о муже покойной. Метрическая книга Успенского монастыря. 1909-1918 гг. Л. 105об. - 106 (находилась в Каргопольском загсе, к настоящему времени передана в Государственный архив Архангельской области (ГААО)).
- [20] Подробнее см: Тихомандрицкий Александр Никитич // Энциклопедический словарь. СПб.: Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1901. Т. 65. С. 288-289.
- [21] После смерти А. Н. Тихомандрицкого семье покойного была назначена пенсия в размере его жалования 1200 рублей. Когда умерла мать, дочерям выплачивали по 400 рублей.
- [22] Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей (КГИАХМ). Архив милиции. Д. б/н. Бумаги разных присутственных мест. 1919 г. Л. 83-85.
- [23] Рядом с подписью игумении Варвары стоит полное имя ее старшей сестры Марии Александровны Тихомандрицкой. Она скончалась 29 января 1923 г. Похоронена на монастырском кладбище в Каргополе (сведения Каргопольского загса).
- [24] КГИАХМ. Архив милиции. Д. б/н. Мобилизация буржуазии. 1919. Л. 571-572.
- [25] Монастырь или совхоз // Красный Север. 1924. № 129. С. 5.
- [26] Слово «Бог» написано с маленькой буквы.
- [27] Женский колхоз // Красный Север. 1927. № 82. С. 6.
- [28] КГИАХМ. Архив милиции. Д. б/н. Выдачи паспортов и удостоверений личности. 1924-1925 гг. Л. 642.
- [29] Там же. Л. 643.
- [30] КГИАХМ. Архив милиции. Д. б/н. Дело управления Каргопольской уездной милиции с материалами союзов, объединений и религиозных общин. Л. 23об.
- [31] Каргопольский муниципальный архив. Ф 178. Оп. 1. Д. 9а. Л. 150 (Переписка по учету церквей. 1943-1962 гг.).
- [32] Там же. Д. б/н. Л. 178, 178об., 187 (Протоколы Каргопольского исполкома).
- [33] Там же. Д. 9а. Л. 1об. - 4.
- [34] Давыдова Е. Деревянная резьба // Каргопольское путешествие. Семь маршрутов по северной земле с Каргопольским историкоархитектурным и художественным музеем. М., 1914. С. 154-155.
- [35] Автор благодарит Г. Н. Мелехову и Л. И. Фаркову за предоставленные ими списки монахинь конца XIX и начала XX в. (НА РК. Ф. 25. Оп. 20. Д. 11/107; Д. 30/341; ГААО. Ф. 1352. Оп. 1. Д. 17).
- [36] Сведения Каргопольского загса. 1931 г.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.