Дорохова И.А. (г.Петрозаводск), Суслова Е.Д. (г.Петрозаводск)
Паломничество жителей Олонецкой епархии на святую землю в конце XIX - начале ХХ века
@kizhi
Аннотация: Впервые с опорой на анализ сведений дореволюционной прессы и вводимых в научный оборот архивных документов выявлены и обобщены сведения о жителях Олонецкой губернии, осуществивших паломничество на Святую Землю в конце XIX - начале XX века, а также оценена роль Олонецкого отдела Императорского Православного Палестинского Общества в приобщении жителей северо-западной периферии России к паломничеству в Палестину.
Ключевые слова: Олонецкая губерния; Святая Земля; Палестина; паломничество; Императорское Православное Палестинское Общество;
Summary: or the first time due to the complex analysis of the pre-revolutionary press and archival documents, the investigation identified and summarized the information about inhabitants of Olonets province, who made a pilgrimage to the Holy Land in the late 19th - early 20th centuries, as well as assessed the role of the Olonets department of the Imperial Orthodox Palestinian Society in involving residents of North-West periphery of Russia into the pilgrimage to Palestine.
Keywords: Olonets province; Holy Land; Palestine; Pilgrimage; Imperial Orthodox Palestinian Society;
Основанное в 1882 г. Православное Палестинское Общество (с 1889 г. - Императорское (ИППО)) содействовало расширению масштабов паломничества подданных Российской империи на Святую Землю, создав здесь собственную инфраструктуру, в том числе для размещения и проживания прибывших на поклонение святыням верующих, и взяв в свои руки работу по организации приемлемых для людей незнатного происхождения вариантов следования к местам паломничества. Феномену массового паломничества жителей Российской империи на Святую Землю в последней четверти XIX - начале XX в. посвящен ряд фундаментальных исследований. Тем не менее, остается совершенно неизученным вопрос о том, в какой степени паломническое движение, определенное С. Ю. Житенёвым как настоящий «паломнический бум», затронуло полиэтничную периферию империи - Олонецкий край [1] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Опираясь на сведения генерального консула в Иерусалиме В. Ф. Кожевникова и документы архива Управления русскими подворьями в Иерусалиме, переданные на хранение в ИППО в 1889 г., руководитель ИППО В. Н. Хитрово привел любопытные сведения о том, что за четыре года и семь месяцев, то есть с 23 июля 1893 г. по 1 марта 1894 г. и с 1 марта 1895 г. по 1 марта 1899 г., на Святой Земле из Олонецкой губернии побывало 13 человек. В сравнении с цифрами по соседним губерниям - Санкт-Петербургской (428 чел.), Вологодской (177 чел.), Новгородской (133 чел.) и Архангельской (33 чел.), исследователь заключил, что в Олонецком крае в 1890-е гг. паломничество все еще оставалось «случайным явлением» [2] .
Для коренного изменения ситуации, констатируемой не только для Олонецкой, но и еще для 28-ми губерний (согласно подсчетам В. Н. Хитрово, в этих губерниях посещало Святую Землю «в среднем менее пяти» человек «в год» [3] ), ИППО инициировало открытие региональных отделений. Как отметила Н. Г. Урванцева, первостепенные обязанности членов Олонецкого отдела, открытого 11 апреля 1899 г., заключались в ежегодной организации добровольных денежных сборов в пользу ИППО в Вербное Воскресенье и проведении публичных Палестинских чтений с целью ознакомления верующих «с прошлым и настоящим Святых мест Востока», его культурой и историческими памятниками [4] .
Разворачиванию деятельности Олонецкого отдела ИППО содействовал целый ряд обстоятельств. Так, единодушно избранный председателем отдела епископ Олонецкий и Петрозаводский Назарий (Кириллов), еще будучи законоучителем гимназии, совершил паломничество на Святую Землю, хорошо знал многих членов ППО и подготовил к публикации свои воспоминания о поездке, с которыми ознакомился выступивший с речью «О Гробе Господнем» в день открытия отдела преподаватель Олонецкой духовной семинарии С. А. Лосев [5] . Накануне первых публичных Палестинских чтений в Петрозаводске совершил паломничество на Святую Землю с 18 мая по 20 июля 1899 г. преподаватель догматического и нравственного богословия, а также древнееврейского языка Олонецкой духовной семинарии о. Евгений Мерцалов [6] . Той же осенью он приступил к публикации путевых заметок в «Олонецких епархиальных ведомостях», а в следующем году заметки вышли
в Петрозаводске отдельными оттисками без выходных данных в двух выпусках [7] . Е. А. Мерцалову принадлежит заслуга проведения в 1900-1902 гг. первых публичных Палестинских чтений в Петрозаводске [8] . В середине 1900-х - начале 1910-х гг. благодаря деятельности «Комиссии по организации Палестинских чтений о Святой Земле в Олонецкой епархии» чтения проводились от 1 до 10 раз в год в Петрозаводске, уездных городах и некоторых деревнях. Своего рода «площадкой» для разворачивания религиозно-просветительской деятельности отдела стали начальные школы разных ведомств [9] .
Расширение представлений олончан об истории и культуре Святой Земли, так же как и деятельности ИППО, способствовало постепенному втягиванию жителей губернии в паломническое движение на Святую Землю. Комплексный анализ сведений, собранных по крупицам на интернет-порталах, в заметках дореволюционной прессы и в архивных документах Национального архива Республики Карелия (ф. 1), впервые позволил выявить сведения о 14 паломниках-олончанах, пожелавших отправиться в Палестину в период между 1901 и 1914 гг. Четверо из них являлись выходцами из сословия духовенства, одиннадцать - крестьянами.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Одним из первых совершил паломничество на Святую Землю в августе - ноябре 1901 г. священник Кенозерского прихода Пудожского уезда Владимир Павлович Крючков, вскоре переведенный в Петрозаводск к церкви при больнице Олонецкого губернского земства [10] [11] . К. Е. Балдин отметил, что «из перечисления... храмов, в которых удалось послужить о. Владимиру Крючкову в Палестине, явственно чувствуется его гордость и удовлетворение по поводу достигнутой цели»11. Его товарищем по паломничеству был крестьянин по имени Константин из числа прихожан Кенозера [12] . Как следует из мемуаров священника, Константин отличался простотой нравов и милосердием, что не раз приводило к недоразумениям, возникавшим во время паломничества. По сведениям о. Владимира, Константин остался «навсегда в Пантелеимоновском монастыре» на Афоне, где «принял. монашество с именем Козьмы. и года через три скончался» [13] .
Инок Важеозерского монастыря Владимир (в миру - Владимир Алексеев), выходец из мещан г. Луги, совершил паломничество на Святую Землю в праздник Пасхи 1902 г. [14] Об этом известно из послужного списка инока и письма, которое, находясь на подворье обители в Санкт-Петербурге, послушник адресовал своей состоятельной благодетельнице и спутнице по паломничеству - вдове Марии Антоновне перед принятием пострига в 1903 г.
В 1911 г. отправился в паломничество священник Усть-Колодского прихода Пудожского уезда Владимир Козьмич Звероловлев. В опубликованной на страницах «Олонецкой недели» небольшой заметке анонимный автор пересказал детали паломнической поездки незаурядного батюшки, опираясь на его воспоминания и восторженные отклики примкнувшего к группе паломников А. Ценовского [15] . Н. Г. Урванцева выяснила, что сам председатель ИППО Алексей Дмитриевский в отношении от 10 февраля 1912 г. выразил о. Владимиру благодарно сть за внимание «к [...] русским богомольцам на пути в Святую Землю» и выслал на имя клирика выпуск «Сообщений Общества» со статьей - «Священник В. Звероловлев в роли духовного вождя на пути в Святую Землю» [16] .
Из сохранившегося отношения Олонецкой духовной консистории в канцелярию губернатора следует, что иеромонах Александро-Свирского монастыря Ксенофонт «обратился к его преосвященству с просьбою об увольнении его в отпуск для поклонения Святыням Святой Горы Афона и Старого Иерусалима сроком с 20 апреля по 20 августа 1910 г.». [17] УДалось ли иеромонаху совершить паломничество - не известно. В уведомлении от 15 апреля 1910 г. губернатор Н. В. Протасьев сообщал, что согласно Уставу о паспортах (изд. 1903 г., ст. 181), «заграничные паспорта для следования в Иерусалим на поклонение Св[ятым] местам выдаются лишь в городах, сопредельных к границам Турции и Черного моря - Одессе, Кишиневе, Феодосии, Симферополе, Керчи, Таганроге и городах Закавказья по предъявлении удостоверений о неимении препятствий на их выдачу», в то время как право выдачи таких удостоверений лицам «белого и монашествующего духовенства» предоставлены «епархиальным архиереям» [18] .
Десять паломников, выходцев из крестьянства, проживали в пяти уездах Олонецкой губернии: Петрозаводском (3), Пудожском (2), Каргопольском (2), Олонецком (2) и Вытегорском (1). Паломников из северного Повенецкого и южного Лодейнопольского уездов не выявлено. Самый ранний из обнаруженных в архивных делах срочных билетов «для следования в Одессу» и получения там «заграничного паспорта» датирован 24 февраля 1905 г. Он был передан крестьянину Тихмангской волости Вытегорского уезда Ивану Дмитриеву Карелину [19] . Самый поздний - билет, выданный крестьянину Богдановской волости Каргопольского уезда Леонтию Михайлову Плешкову 17 января 1914 г. [20] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Крестьяне-олончане отправлялись в паломничество в пожилом возрасте. Так, с опорой на архивные данные выявлен возраст четырех из десяти паломников-крестьян на момент подачи ходатайств губернатору: Петру Семьину исполнилось 57, Леонтию Плешкову - 63, Ивану Фалькину - 52, Федору Гусеву - 59 лет [21] . Известно также, что крестьянка из Заозерья Анна Васькина отправилась в паломничество, уже состоя в замужестве и имея детей [22] .
Какие цели ставили перед собой олончане, стремившиеся отправиться на богомолье в Палестину? Об этом свидетельствуют их прошения и дела. Так, Иван Фалькин из деревни Князево Остречинской волости описывал свои планы следующим образом: «Сего года 1912 съехать на Паску и... повидать царицу Марию Феодоровну в Палести [не на] подворье». Предполагая встретить Пасху в Иерусалиме, он не забывал про односельчан, испрашивая у губернатора разрешения взять с собой записки от верующих, которые пошлют «от себя копейку на свечку» [23] . Намерение крестьянина деревни Ивановской Пидемского общества Федора Васильева Гусева отправиться «в Старый Иерусалим для поклонения святым местам» в феврале 1913 г. можно рассматривать как желание продолжить традицию, начатую его отцом, - Василием. Согласно преданию, бережно хранимому в семье Гусевых, именно Василий первым ходил на богомолье в Святую Софию «молиться о появлении потомства»; однако, правнук уверен, что Василий ходил пешком не в Константинополь, но в Киев или Санкт-Петербург [24] . Вероятно, сын решил отправиться в паломничество на Святую Землю, так как его дети один за другим умирали во младенчестве : из девяти выжил только один - сын Дмитрий [25] . Крестьянка деревни Тихий Наволок Петрозаводского уезда Анна Антоновна Васькина считала самым значимым итогом паломничества - рассказ о нем и одновременно благовестие, так как «отец архимандрит в святом граде Иерусалиме нам наказывал всем разсказывать о том, что мы там повидали и наслышались» [26] .
Всем посетившим Святую Землю олончанам пришлось приложить немало усилий, чтобы осуществить паломничество. Возможно, кто-то из них встречал во время посещения Назарета Павла Павловича Николаевского, который в 1898-1904 гг. был инспектором галилейских учебных заведений Палестинского общества и помогал паломникам. С кем-то из посетивших Святую Землю он встречался, уже будучи с 1905 г. школьным инспектором Повенецкого уезда Олонецкой губернии [27] .
Оживление паломничества в Палестину в Олонецком крае в конце XIX - начале XX в., безусловно, стало результатом плодотворной религиозно-просветительской деятельности Олонецкого отдела ИППО. Выявленных имен пока немного, тем не менее, можно со всей уверенностью утверждать, что в паломничество отправлялись глубоко верующие люди - как зажиточные, так и не отличавшиеся особым состоянием. Узнав о возможностях, открывавшихся благодаря деятельности ИППО, олончане, несмотря на все трудности предстоявшего пути, включались в паломническое движение во Святую Землю, охватившее различные регионы Российской империи. Их рассказы и выступления на Палестинских чтениях и в частных беседах об увиденном, публикации воспоминаний и заметок в прессе вызывали живой интерес и помогали Олонецкому отделу ИППО в реализации стоявших перед ним задач.
Литература
- Балдин К. Е. Предисловие // Мерцалов Е. От Петрозаводска до Иерусалима и обратно: путевые заметки и впечатления паломника. Москва: Индрик, 2014. С. 9-26.
- Балдин К. Е. Мемуары В. П. Крючкова о паломничестве в Палестину (конец XIX века) // Вестник Владимирского гос. ун-та. Сер.: Социальные и гуманитарные науки. 2015. № 4 (8). С. 5-13.
- Дорохова И. А. Деятельность Императорского Православного Палестинского Общества на Святой Земле в конце XIX века в путевых заметках паломника Е. Мерцалова // Рябининские чтения - 2019: Материалы VIII конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2019. С. 48-50.
- Дорохова И. А. Палестинские дороги школьного инспектора Олонецкой губернии П. П. Николаевского (конец XIX - начало XX в.) // Политическая история и историография (от Античности до современности). Петрозаводск: ПетрГУ, 2022. С. 44-50.
- Житенёв С. Ю. Цивилизационное присутствие России в мире [Электронный ресурс]: к 135-летию начала деятельности Императорского Православного Палестинского Общества в Российской империи и на Ближнем Востоке // Журнал института наследия: сетевое научное рецензируемое издание. 2017. № 2 (9). URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/17/ (дата обращения: 27.01.2023).
- Сорокина Т. В. Краткое житие инока Владимира // Православие в Карелии: Материалы 3-й региональной науч. конф., посвященной 780-летию карелов. Петрозаводск, 2008. С. 383-395.
- Суслова Е. Д. Палестинские чтения на северо-западной полиэтничной окраине Российской империи в политике государства и церкви в конце 1890 - начале 1910-х гг. // Ежегодник финно-угорских исследований. 2022. Т. 16, № 3. С. 499-510.
- Урванцева Н. Г. Олонецкий отдел Императорского Православного Палестинского Общества в конце XIX - начале XX века // Учен. зап. Петрозаводского гос. ун-та. Сер.: Общественные и гуманитарные науки. 2016. № 7-2 (160). С. 44-48.
- Хитрово В. Н. Откуда идут в Святую Землю русские паломники (Опыт статистического исследования) // В. Н. Хитрово. Собрание сочинений и писем / отв. ред. Л. В. Мельникова. М.: ИППО; СПб.: Изд-во О. Абышко, 2011. Т. 2. С. 269-284.
- Якушев П. А. Пидьма. Родословная. СПб.: Центр содействия образованию, 2019. Т. 2. 732 с.
- [1] Житенёв С. Ю. Цивилизационное присутствие России в мире [Электронный ресурс]: к 135-летию начала деятельности Императорского Православного Палестинского Общества в Российской империи и на Ближнем Востоке // Журнал института наследия: сетевое научное рецензируемое издание. 2017. № 2 (9). URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/17/ (дата обращения: 27.01.2023).
- [2] Хитрово В. Н. Откуда идут в Святую Землю русские паломники (Опыт статистического исследования) // В. Н. Хитрово. Собр. соч. и писем / отв. ред. Л. В. Мельникова. М.: ИППО; СПб.: Изд-во О. Абышко, 2011. Т. 2. С. 278-281.
- [3] Там же. С. 281.
- [4] Урванцева Н. Г. Олонецкий отдел Императорского Православного Палестинского Общества в конце XIX - начале XX века // Учен. зап. Петрозаводского гос. ун-та. Сер.: Общественные и гуманитарные науки. 2016. № 7-2 (160). С. 45.
- [5] Олонецкие епархиальные ведомости (далее - ОЕВ). 1899. № 9. С. 10.
- [6] Дорохова И. А. Деятельность Императорского Православного Палестинского Общества на Святой Земле в конце XIX века в путевых заметках паломника Е. Мерцалова // Рябининские чтения - 2019: Материалы VIII конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2019. С. 48.
- [7] Балдин К. Е. Предисловие // Мерцалов Е. От Петрозаводска до Иерусалима и обратно: путевые заметки и впечатления паломника. М.: Индрик, 2014. С. 12.
- [8] Урванцева Н. Г. Олонецкий отдел. С. 46-47.
- [9] Суслова Е. Д. Палестинские чтения на северо-западной полиэтничной окраине Российской империи в политике государства и церкви в конце 1890 - начале 1910-х гг. // Ежегодник финно-угорских исследований. 2022. № 3. Т. 16. С. 506.
- [10] Балдин К. Е. Мемуары В. П. Крючкова о паломничестве в Палестину (конец XIX века) // Вестник Владимирского гос. ун-та. Сер.: Социальные и гуманитарные науки. 2015. № 4 (8). С. 5.
- [11] Там же. С. 10.
- [12] ОЕВ. 1912. № 9. С. 182.
- [13] Там же.
- [14] Сорокина Т. В. Краткое житие инока Владимира // Православие в Карелии: Материалы 3-й региональной науч. конф., посвященной 780-летию карелов. Петрозаводск, 2008. С. 384.
- [15] Олонецкая неделя. 1911. № 9. С. 3-7.
- [16] Урванцева Н. Г. Олонецкий отдел. С. 47.
- [17] Национальный архив Республики Карелия (НА РК). Ф. 1. Оп. 1. Д. 109/26. Л. 18.
- [18] Там же. Л. 19.
- [19] НА РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 98/11. Л. 8.
- [20] Там же. Оп. 3. Д. 701. Л. 179.
- [21] Якушев П. А. Пидьма. Родословная. СПб.: Центр содействия образованию, 2019. Т. 2. С. 120; Фалькин. https://ru.openlist.wiki/ Фалькин_Иван_Михайлович_ (1860); НА РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 109/26. Л. 107; Там же. Ф. 1. Оп. 3. Д. 701. Л. 177.
- [22] ОЕВ. 1915. № 8. С. 143-145.
- [23] НА РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 114/20. Л. 76.
- [24] Благодарим Андрея Владимировича Гусева и его супругу, ст. преп. Института филологии ПетрГУ Елену Рафхатовну Гусеву за ценные сведения из истории рода Гусевых (письмо от 12.04.2022).
- [25] Якушев П. А. Пидьма. С. 119-120.
- [26] Протоиерей Иоанн Вифлеемский: [Электронный ресурс] Всероссийское Генеалогическое Древо: Генеалогический форум: Дневники участников: Дневник Balabolki. [Россия], 1998-2023. URL: https://forum.vgd.ru/1065/108101/ (дата обращения: 30.01.2023); ОЕВ. 1915. № 8. С. 143.
- [27] Дорохова И. А. Палестинские дороги школьного инспектора Олонецкой губернии П. П. Николаевского (конец XIX - начало XX в.) // Политическая история и историография (от Античности до современности). Петрозаводск: ПетрГУ, 2022. С. 44-50. Выражаем сердечную благодарность Татьяне Сергеевне Николаевской за информацию, которая легла в основу статьи.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.