Луцковская Е.Ф.
Константин Цветков, строитель церквей в Архангельском уезде Архангельской губернии (1892-1899) Vkontakte@kizhi

Проект на постройку деревянного молитвенного дома в Красногорской деревне Унского прихода Архангельского уезда и губернии. 1892 год. ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 917. Л. 76об., 77Храмозданная грамота на строительство Солзенско-Воскресенской церкви. 1890 г. ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1019. Л. 57Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Большая Кудьма, деревня Волость). Фото Е. Ф. Луцковской. Июль 2015 г

Аннотация: В статье на основе документов, хранящихся в Государственном архиве Архангельской области, рассматриваются вопросы строительства деревянных церквей в Архангельском уезде Архангельской губернии, построенных Константином Александровичем Цветковым, вологодским мещанином, подрядчиком, внёсшим значительный вклад в укрепление православия на Русском Севере.

Ключевые слова: К. А. Цветков; православие; строительство; церкви; подрядчик;

Summary: The article, based on documents stored in the State Archive of the Arkhangelsk Region, discusses the construction of wooden churches in the Arkhangelsk district of the Arkhangelsk province, built by Konstantin Alexandrovich Tsvetkov, a Vologda philistine, a contractor who made a significant contribution to the strengthening of Orthodoxy in the Russian North.

Keywords: K. A. Tsvetkov; Orthodoxy; churches; contractor;

Регион изучения - это территория бывшего Архангельского уезда Архангельской губернии. Шихириха, Кудьма, Солза, Красная Гора - все эти селения расположены по Онего-Архангельскому тракту. За достаточно короткий период времени с 1892 по 1899 г. в каждом из них были построены церкви. Их строительство связано с именем Константина Александровича Цветкова.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Исследование основано на архивных источниках, выявленных в Государственном архиве Архангельской области. В научный оборот вводится значительное количество документов, раскрывающих историю строительства деревянных церквей, а также имена благотворителей и строителя, которые были незаслуженно забыты. Одним из информативных и ценных источников по истории церквей являются клировые ведомости. Так, пройдет всего лишь два года с начала строительства церкви в селе Кудьмозерском и в «Клировых ведомостях Кудьмозерского единоверческого прихода за 1897 год» читаем, что церковь во имя святой иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской построена в 1895 г. на пожертвованную сумму 3700 рублей неизвестным благотворителем [1] .

В отдельных клировых ведомостях указаны фамилии купцов, давших деньги на возведение церквей. К примеру, это московский купец Иван Федоров Логинов [2] (Красногорская церковь, 1893 г.), санкт-петербургский купец Николай Иванович Дернов [3] (Шихирихинская церковь, 1899 г.). Но чаще всего записано, что построена она на средства «здателей и благотворителей при церкви прихожан» [4] (Солзенская церковь во имя Воскресения Христова с приделом Божией Матери, именуемой «Троеручица», 1892 г.). Как видим, в указанных документах только в двух случаях называются фамилии благотворителей, которые выделили деньги на строительство церквей, а имя строителя так и осталось неизвестным.

Изучая тему строительства церквей в Архангельской епархии и исследуя архивные документы, можно сделать вывод, что при строительстве новых, взамен обветшавших, наиглавнейшей проблемой всегда являлась финансовая. Как правило, с исходным материалом недостатка не было. В приемо-сдаточных актах всегда отмечалось, что церковь построена из добротного леса.

По сложившейся на Севере практике прихожане сами принимали решение о строительстве церквей, сами нанимали священников для своего храма. Плотники были выходцами из их же среды. В малонаселенной местности церкви являлись не только центром духовной и мирской жизни прихода, но и создавали особую эстетику окружающего пространства.

Не всегда население способно было собрать деньги и построить храм. Судя по архивным документам, Архангельская епархия была одной из беднейших. Отсюда и затягивание сроков строительства новых храмов, а также ремонта ветхих. Так, церковь во имя Святого Николая Чудотворца (Николаевская церковь), построенная в 1865 г. из пожертвованной Николо-Корельским монастырем Надвратной церкви в селе Кудьмозерском Архангельского уезда Архангельской губернии, к 1893 г. значительно обветшала, и проводить в ней службы было уже небезопасно. Предлагались самые различные варианты: от ее полной разборки до ремонта и переноса в соседнее селение Корода (Большекородский скит). На решение данной проблемы ушло 24 года. И только 3 сентября 1917 г. церковь была окончательно отремонтирована. На следующий день храм был освящен [5] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На основание и постройку церквей выдавались храмозданные грамоты. В них давались подробные указания относительно устройства церкви. Вместе с грамотой в случае недостатка средств выдавалась и книга для сбора денег. Так, для сбора «христолюбческих подаяний» для строительства церкви в Солзенском приходе Архангельской губернии священнику Павлину Митрофанову на один год был выдан подписной лист. Поступающие взносы были разные: от 10 копеек до 100 рублей. Всего им было собрано с 9 августа 1889 г. по 9 августа 1890 г. 278 рублей 55 копеек [6] .

На строительство церкви в Красногорской деревне в 1889 г. сборщиком было собрано 174 рубля 49 копеек. Своих наличных денег у прихожан имелось всего 156 рублей 51 копейка [7] . Но этих средств было явно недостаточно. Как правило, крестьяне по своей бедности могли помочь только вырубкой и вывозкой беспошлинно отпущенного леса.

Исследованные документы красноречиво свидетельствуют о том, что приходы были бедные и малонаселенные, ресурсов на новое строительство не хватало. Вместе с тем церковные власти были крайне заинтересованы в строительстве, в том числе и единоверческих храмов, так как в округе было сильно влияние местного старообрядчества. Так, только в Архангельском уезде в 1891 г. находились следующие скиты: Половой, Слободской, Малолахотский, Большекородский, Малокородский, Белозерский, Пертозерский и Амбургский [8] . Из них пять последних располагались на территории, прилегающей к современному Северодвинску. С этим связано и особое внимание автора к исследованию истории этой местности. Особо посещаем был Амбургский скит и его моленная. В скиты отовсюду стекались люди в праздничные дни, особенно много приходило в Великий пост. В летнее время богомольцы собирались здесь под благовидным предлогом сбора грибов и ягод.

Власти были заинтересованы в образовании новых приходов. Это упорядочивало религиозную жизнь и контроль за паствой. Строительство храма было одним из необходимых условий для его открытия и определения причта к строившейся церкви. Поэтому Архангельская духовная консистория прилагала значительные усилия к поиску меценатов. К счастью, такие люди находились. С их помощью удавалось значительно сокращать сроки строительства.

Чаще всего благотворителями выступали купцы. Строительство церкви в селе Кудьмозерском финансировал Давид Фомин Харазов, тифлисский купец 2 гильдии [9] . В Солзенском приходе и в деревне Шихирихинской деньги пожертвовали санкт-петербургские купцы Вильгельм Брунст [10] и Николай Иванович Дернов. Красногорской церкви - московский купец Иван Федоров Логинов. Как правило, при заключении договора оговаривалась сумма вклада, сроки готовности и освящения храма. А в качестве непременного условия - представление награды по статуту, которая давала право на получение потомственного почетного гражданства.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Существенную роль в организации такого строительства сыграл Гавриил Маркович Любимов [11] , который выступал в роли посредника между прихожанами, нуждавшимися в финансовой поддержке, и благотворителями, заинтересованными в получении привилегий. Имя Г. М. Любимова в Архангельской епархии было хорошо известно. Благодаря его трудам и усердию епархия обогатилась многими святыми храмами. По приблизительным расчетам, им было привлечено более 80 000 рублей [12] .

Подрядчиком выступал Константин Александрович Цветков - вологодский мещанин. Не удивительно, что из всех желающих предпочтение отдалось именно ему. К тому времени он зарекомендовал себя в прежних делах в Архангельской епархии и был уже хорошо известен. Контракты выигрывал потому, что давал приемлемую цену, строил качественно и в этом деле имел заслуженный авторитет.

В 1890 г. была выдана храмозданная грамота на строительство церкви в Солзенском приходе. 4 мая 1892 г. на назначенные торги взять подряд изъявили желание три участника. В результате торгов подряд был предложен К. А. Цветкову. 12 мая в поданном в консисторию письме он заявил, что «возьмёт подряд на предъявленных 11 мая в консистории условиях за 3575 рублей и меньше 3575 рублей ввиду срочности дела взять не могу» [13] . 18 августа церковь постройкой была окончена. 28 августа архангельскому купцу 2-й гильдии К. А. Цветкову было «преподано архипастырское благословение» с выдачей установленной грамоты за успешное и скорое выполнение им подряда по постройке церкви в Солзенском приходе [14] .

Подряд на строительство церкви в Красногорской деревне был отдан К. А. Цветкову без торгов за указанную им сумму - 3300 рублей. 10 марта 1893 г. с ним был заключен контракт на ее постройку без наружной обшивки с иконостасом [15] . 31 августа слушали рапорт благочинного с представлением акта об освидетельствовании иконостаса с иконами. Из акта следовало, что «иконостас устроен весьма изящно» [16] . 15 сентября был составлен акт об освидетельствовании постройки церкви, в котором было указано, что церковь построена согласно утвержденного проекта добросовестно, материалы употреблены доброкачественные.

Ввиду краткости срока на постройку церкви в Кудьмозерском приходе и «невозможности посему произвести установленным порядком торги на отдачу подряда по постройке оной и находя плату... умеренною на предложенных ему условиях подряд. отдать без торгов мещанину К. А. Цветкову» [17] . 20 мая 1895 г. консистория заключила контракт с мещанином К. А. Цветковым на постройку (без наружной обшивки) церкви с иконостасом и с написанием для последнего новых икон для Кудьмозерского единоверческого прихода [18] . 4 сентября члены строительной комиссии освидетельствовали новоустроенную церковь. В составленном акте записано, что «оная построена во всем согласно контракту, заключенному с Архангельской духовной консисторией с подрядчиком К. Цветковым из доброкачественного леса, прочно, чисто и добросовестно» [19] . Храм был освящен 5 сентября 1895 г.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В апреле 1899 г. К. А. Цветков заключил контракт на постройку деревянной церкви с колокольней в деревне Шихирихинской Конецдворского прихода «сделать и поставить новый иконостас по утвержденному рисунку для Кудьмозерской церкви». Церковь освящена в том же году в честь апостолов Петра и Павла [20] .

Кроме строительства рассматриваемых церквей в Архангельском уезде им составлялись проекты иконостасов для разных церквей Онежского, Холмогорского, Кемского, Александровского и других уездов Архангельской губернии. Им брались также подряды на полное строительство храма вместе с иконостасом в деревне Погорельской Козмогородского прихода Мезенского уезда, в деревне Чаваньге Тетринского прихода Александровского уезда, в Коскошинском приходе Холмогорского уезда и других [21] .

Родился К. А. Цветков в Вологодской губернии, но свою трудовую деятельность и творческую судьбу он связал с Архангельском, где в 1873 г. открыл иконостасную мастерскую. В архивных документах он встречается как резчик и иконописец, иконостасный цеховой мастер, Архангельский купец 2 гильдии. По данным 1894 г. жил в Архангельске в собственном доме. В его мастерской числилось 10 рабочих, из них пятеро проживали непосредственно в мастерской [22] . Бывший староста Михайло-Архангельской церкви в городе Архангельске купец 2 гильдии К. Цветков 11 января 1892 г. был награжден за заслуги по Духовному ведомству: пожалован серебряной медалью с надписью: «За усердие» на Станиславской ленте для ношения на шее [23] . В 1884-1885 гг. он был гласным Архангельской городской управы [24] .

Из четырех построенных К. А. Цветковым церквей в настоящее время сохранилось всего две: в деревне Волость (Большая Кудьма) [25] и деревне Солзе. В советское время в солзенской церкви размещался склад колхоза «Прибой», тогда в ней еще сохранялся иконостас [26] . А церковь в деревне Волость использовалась для культурно-просветительских целей [27] . В 1990-е гг. здания церквей переданы в собственность православной общины Северодвинска. В церкви в деревне Волость богослужения совершаются регулярно в летнее время. 11 августа, в день памяти Смоленской иконы Божией Матери, прихожане этого храма отмечают престольный праздник.

Церковь Воскресения Христова из села Солзы в 1995 г. была перенесена на остров Ягры (Северодвинск) и собрана на новом месте. 2 июля 1995 г. восстановленное для богослужений церковное здание было освящено великим чином Преосвященным Пантелеимоном, епископом Архангельским и Мурманским. В настоящее время Воскресенский храм восстановлен и постоянно действует как городской приходской храм.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Литература

  1. Адрес-календарь Архангельской губернии на 1884 год. Архангельск, 1884.
  2. Адрес-календарь Архангельской губернии на 1885 год. Архангельск, 1885.
  3. Архангельские епархиальные ведомости. 1892. 15 апреля. № 8. https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/4f/e8/4fe84692-41d3-41a5-8fle-477d3484999f.pdf (дата обращения: 26.06.23).
  4. Архангельские епархиальные ведомости. 1896. N° 5. https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/ attachment/d1/b3/d1b31985-9e2b-4b34-8ce2-d5cebe85ed94.pdf (дата обращения: 26.06.23).
  5. Кольцова Т. М. Церковная живопись Архангельской губернии второй половины XVIII - начала XX века. История, памятники, мастера. СПб., 2020.
  6. Луцковская Е. Ф. «Дело» о Николаевской церкви Кудьмозерского прихода Архангельской епархии // Заволочье. Устьянская земля. Вып. 3. Исследования и материалы. Статьи и сообщения X-XI межрегиональных историко-краеведческих чтений, посвященных памяти М. И. Романова. Октябрьский: МБУК «Устьянский краеведческий музей», 2017. С. 192-203.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф