Худин Е.А.
Планировочная структура селений вычегодских коми
@kizhi
Аннотация: В докладе рассматривается домостроительство вычегодских коми - жителей традиционных селений берегов бассейна реки Вычегды и ее притоков в пределах административных границ Республики Коми. Особое внимание уделяется планировочной структуре: расположению домов в селениях, их положению относительно друг друга, реки, дороги, улицы, а также направлению фасадов домов. Дается характеристика типов домов, как современных, так и построенных в первой половине XX в. В работе не учитываются рабочие поселки, возникшие в советское время.
Ключевые слова: Коми; домостроительство; река; Вычегда; Вымь; планировочная структура;
Summary: The report examines the housing construction of the Vychegda Komi - residents of traditional villages along the banks of the Vychegda River basin and its tributaries within the administrative borders of the Komi Republic. Special attention is paid to the planning structure: to the location of houses in villages, their position relative to each other, rivers, roads, streets, as well as the direction of the facades of houses. The characteristics of the types of houses, both modern and built in the first half of the XX century, are given. The work does not take into account the working settlements that arose in Soviet times.
Keywords: Komi; house building; river; Vychegda; Vym; planning structure;
Республика Коми в этнографическом плане делится на восемь районов, соответствующих расселению этнографических групп коми-зырян [1] . Половина из них проживает на берегах реки Вычегды и ее притоках: нижневычегодцы, вымичи, сысольцы, верхневычегодцы. В последнем выделяются этнографические микрорайоны Вишерский и Локчимский [2] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Планировочной структуре селений коми-зырян уделяли внимание почти все исследователи, занимавшиеся народной архитектурой коми. Однако обобщающих работ по этой теме нет. Ученые выделяют различные типы застройки, распространенной у коми-зырян. В. Н. Белицер пишет: «... беспорядочные деревни с подразделением на кучевые и разбросанные, рядовые деревни с подразделением на однорядные и многорядные, уличные и квартальные деревни и, наконец, различные смешанные беспорядочно-рядовые, беспорядочно-уличные, улично-рядовые и т. д.» [3] . Древнейшим типом застройки у коми-зырян считается беспорядочный, разбросанный тип [4] . Самым же характерным - рядовой, «когда два-три порядка домов стоят друг за другом, так что фасады одного смотрят на дворы другого» [5] .
Цель данной работы - охарактеризовать основные принципы планировочной структуры вычегодских коми и проследить, как меняется конструкция дома в зависимости от расположения селения относительно реки.
Все села и деревни рассматриваемой территории выстроены по берегам рек. Река в прошлом играла огромную роль в жизни коми-зырян. Пути сообщения и источник питания, водные артерии влияли на образ жизни людей и на организацию поселений.
В основу исследования легли полевые материалы автора, собранные во время экспедиций в рассматриваемые районы в 2012-2021 гг. Привлечены также материалы работ по выявлению памятников традиционной народной архитектуры, проведенных в 1992 г. экспедицией объединения «Росреставрация» под руководством И. Г. Семеновой [6] .
Для удобства исследования все традиционные селения разделены на четыре группы в соответствии с их расположением относительно реки: западнобережные, восточнобережные, севернобережные и южнобережные [7] . Статистический анализ показывает, что большинство селений бассейна реки Вычегды расположены на западных берегах. Доля восточнобережных селений более чем в два раза меньше. Еще меньше севернобережных селений. И совсем немного южнобережных селений, когда река протекает к северу от поселения.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Верхневычегодский этнографический район включает в себя современные Усть-Куломский и Корткеросский административные образования.
Наиболее распространенная до середины XX в. конструкция дома верхневычегодцев - дом-комплекс, называемый исследователями трехраздельный «зырянский» [8] или по предложению Л. Н. Жеребцова сысольско- вычегодский [9] . С середины XX в. по 1980-е гг. строились пятистенки, в виде дома-комплекса типа «брус» [10] [11] [12] . Современные дома не имеют хозяйственной части, но большинство окон расположено на одной стороне, что позволяет определить в новой застройке главный фасад.
Большинство поселений Вишерского этнографического микрорайона западнобережные и имеют прибрежно-рядовую планировку с ориентацией «на лето», т. е. обращенные фасадом на юг11. Местные жители, как в XX в., так и современные, строят дома вдоль реки, следуя за изгибами русла, и фасады домов слегка отклоняются на юг-запад или юго-восток. Исключения составляют два самых старых села микрорайона - Богородск и Большелуг.
Село Богородск единственное, расположенное на восточном берегу Вишеры, имеет ярко выраженную прибрежно-рядовую планировку с ориентацией фасадов на реку, что соответствует юго-западному направлению. Эта традиция не прерывалась в XX в. и не нарушается по сей день. Менялась конструкция дома, но направление окон оставалось неизменным. Старинные трехраздельные «зырянские» пятистенки второй половины прошлого века, современные дома - все направлены на реку.
Село Большелуг большей частью расположено к югу от реки Вишеры. Соответственно построить дом окнами на юг, значит повернуть озадок дома к реке, а развернуть фасад дома с видом на речные просторы, значит лишить себя солнечного света в большую часть года. Создавшаяся дилемма лишила местных жителей единства мнения в выборе направления фасадов домов, поэтому в селе присутствуют направления по всем сторонам света, зачатки уличной планировки.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Стремление верхневычегодцев построить дом окнами и крыльцом на юг наиболее наглядно проявляется в селах и деревнях, расположенных на юге от реки. Так в деревне Фроловск Усть-Куломского района все дома построены фасадами на юг, озадками к реке. Соответственно на улицу-дорогу обращены фасады первого ряда и озадки второго. На вопрос: «Почему его дом стоит озадком к улице?», местный житель ответил: «Когда собирался строить дом, хотел построить его окнами и входом на улицу, но пришли старики, отговорили, мол, снег под окнами и на крыльце до июня лежать будет, солнце в дом только летом заглядывать. Строй как все. Вот потому мой дом в лес смотрит. Зато на солнышко» [13] .
Такое же расположение домов в соседней деревне Климовск, а также в крупных селах Деревянск, Руч и других южнобережных.
Планировочная структура селений Локчимского этнографического микрорайона подробно изложена в результатах полевых исследований автора 2012-2014 гг. [14] . На реке Локчим, левом притоке реки Вычегды, шесть западнобережных селений и одно восточнобережное. Основное направление фасадов южное. Микрорайон отличается очень небольшим количеством новостроек, поэтому современных домов в локчимских селениях мало.
Река Вымь - в прошлом соединительная нить Русского Севера с Зауральем [15] - является «важнейшим центром формирования коми-зырян» [16] . Административно вымские селения относятся к Княжпогостскому району Республики Коми.
Основные типы жилых домов вымичей: вымско-вычегодский [17] , шестистенок с заулком или средней горницей и сысольско-вычегодский с пятистенком [18] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Большинство вымских селений расположены на западных и восточных берегах реки Вымь. Планировочную структуру вымских селений исследователи определяют как прибрежно-рядовую с ориентацией фасадов домов на реку [19] . Это наблюдение действительно для селений, расположенных к югу, востоку или западу от реки. Таковы села - Турья, Шошка, деревни - Кони, Средняя Отла, Верхняя Отла, Луг, Анюша и др.
В редких исключениях, когда селились на юге от реки, хозяева ставили дома фасадом на юг, иногда озад- ком к реке, а застройка деревни принимала беспорядочный характер. Такова, например, деревня Кыркещ, расположенная на юго-западе от реки Вымь.
Деревня Онежье расположена на юго-востоке от реки. Отстроена жителями после пожара в 1907 г. по четкой квартальной планировке. На прибрежной улице, застроенной домами вымского типа и пятистенками, ряд домов, ближайший к реке, обращен фасадами на улицу, озадками к реке. По мнению исследователей, поворот от реки к улице произошел в связи с передачей сакральной функции реки - улице [20] .
Поворот фасада дома на восток или запад уменьшает освещенность дома, однако, и здесь вымские строители нашли выход. На южную сторону они перенесли крыльцо, с этой же стороны расширили жилое пространство, пристроив дополнительные избы, в результате чего большинство окон стало обращено на юг. Так, например, ставятся все дома сысольско-вычегодского типа с пятистенком.
Нижневычегодцы проживают в Усть-Вымском районе республики, по обеим сторонам реки Вычегды. Интересны различия планировочной структуры и конструктивных особенностей жилищ, расположенных на левом берегу, к югу от реки и домов жителей правого берега, к северу от реки.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
На обоих берегах господствует прибрежно-рядовая планировка с видом на реку, с небольшим уточнением. На правом северном берегу пятистенки, шестистенки, избы-двойни в подавляющем большинстве с одним фасадом, ориентированным на реку и соответственно на юг. На левом южном берегу в селе Семуково, деревнях Гажакерес, Кырс и других, почти все дома одной конструкции - дом-комплекс типа «брус», состоящий из двух пятистенков и небольшим двором между ними [21] . Получается дом с двумя фасадами, направленными в противоположные стороны. Строители располагают свои дома перпендикулярно реке. При такой застройке у жителей первого ряда, ближайшего к реке, один фасад дома «смотрит» на реку и север, второй - на улицу и юг. Соответственно фасады домов второго ряда направлены на улицу и на юг (в этих селениях, как правило, только два ряда домов).
Согласно проведенным исследованиям, домостроительная традиция вычегодских коми сохраняет архаичную планировочную структуру поселений - прибрежно-рядовую с разворотом главных фасадов на южную сторону и на реку, если река находится к югу от селения. Уличная планировка не получила широкого развития. В наиболее отдаленных районах, на Верхней Вычегде, наличие реки не влияет, за редкими исключениями, на расположение домов в селениях. Этого же правила придерживаются и современные строители.
У жителей берегов реки Вымь, вымичей, главенствует, как правило, прибрежно-рядовая планировка с видом на реку. В деревнях, где река расположена к северу от селения, это правило нарушается, и планировка становится беспорядочной.
В селениях нижневычегодцев, вероятно, под влиянием соседних русских областей, появляется еще один ориентир - улица или дорога. В стремлении развернуть дом «лицом» и «на лето», и на реку, и на улицу жители Нижней Вычегды создали оригинальную, двухфасадную конструкцию дома.
Планировочная структура селений сысольских коми, проживающих в Сысольском и Койгородском районах Республики Коми, близка к уличной. В то же время она несколько отличается от общепринятой уличной планировки, что требует дальнейших исследований.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Литература
- Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. 393 с.
- ВитовМ. В. О классификации поселений // Советская этнография. 1953. № 3. С. 27-37.
- Жеребцов Л. Н. Крестьянское жилище Коми АССР. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1971. 95 с.
- Жеребцов Л. Н. Этнографическое районирование // Коми-зыряне: Историко-этнографический справочник / сост. Н. Д. Конаков. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1993. С. 170.
- Конаков Н. Д. Этнографические группы коми-зырян // Этнографическая электронная энциклопедия. Традиционная культура народов Европейского Северо-Востока России. URL: http://www.komi.com/Folk/komi/38.htm (дата обращения: 20.04.2015).
- Лашук Л. П. Принципы историко-этнографического районирования Коми АССР // Известия Коми филиала Всесоюзного географического общества / отв. ред. В. А. Витязева. Сыктывкар, 1960. Вып. 6. С. 97-105.
- Савельева Э. А. Археологические памятники перми вычегодской // Атлас Республики Коми. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001. С. 244-247.
- Семенов В. А. Река жизни в страну смерти // Природа и цивилизация. Реки и культуры: материалы конференции / отв. ред. Л. Р. Павлинская. СПб.: Европейский дом, 1997. С. 187-189.
- Худин Е. А. Особенности расположения селений на реке Локчим // Геолого-археологические исследования в Тимано- Североуральском регионе: Доклады 18-й научной конференции. Сыктывкар: Геопринт, 2015. Т 18. С. 143-144.
- Худин Е. А. Планировочная структура поселений Локчимского этнографического микрорайона // Дом в этнокультурном пространстве: сборник науч. трудов / сост. Т И. Чудова, Т. С. Канева. Сыктывкар: СГУ им. Питирима Сорокина, 2015. С. 6-14.
- Худин Е. А. Карта заселения бассейна р. Вычегда // Геолого-археологические исследования в Тимано-Североуральском регионе: Доклады 19-й научной конференции. Сыктывкар: Геопринт, 2016. Т. 19. С. 184-186.
- Худин Е. А. Памятники деревянного зодчества Коми края. Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2020. 31 с.
- Шургин И. Н. От лесной избушки до церкви дивной. Деревянная архитектура коми. М.: Совпадение, 2009. 264 с.
- [1] Конаков Н. Д. Этнографические группы коми-зырян // Этнографическая электронная энциклопедия. Традиционная культура народов Европейского Северо-Востока России. URL: http://www.komi.com/Folk/komi/38.htm (дата обращения: 20.04.2015).
- [2] Жеребцов Л. Н. Этнографическое районирование // Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник. Сыктывкар, 1993. С. 170.
- [3] Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми. М., 1958. С. 154.
- [4] Жеребцов Л. Н. Крестьянское жилище в Коми АССР М., 1971. С. 30.
- [5] Там же. С. 33.
- [6] Научно-проектная документация. Отчет по обследованию в целях выявления памятников традиционной народной архитектуры Княжпогостского района: отчет о НИР. М., 1993. 70 с.
- [7] Худин Е. А. Карта заселения бассейна р. Вычегда // Геолого-археологические исследования в Тимано-Североуральском регионе. Сыктывкар, 2016. Т 19. С. 184-186.
- [8] Лашук Л. П. Принципы историко-этнографического районирования Коми АССР. 1960. С. 102.
- [9] Шургин И. Н. От лесной избушки до церкви дивной. Деревянная архитектура коми. М.: Совпадение, 2009. С. 26.
- [10] Худин Е. А. Памятники деревянного зодчества Коми края. С. 8, фото 16.
- [11] БитовМ. В. О классификации поселений // Советская этнография. 1953. № 3. С. 37.
- [12] Стрелками показаны направления фасадов домов. Черная стрелка - сысольско-вычегодский тип дома, серая - пятистенок, пунктирная - новые дома. Река находится справа. Геопортал Республики Коми URL: https://gis.rkomi.ru/GisViewer/RKomiMap/ 62.226784_52.478268_17 (дата обращения: 11.12.2015).
- [13] Полевые материалы автора. Булышев И. Г Деревня Фроловск, Усть-Куломский район, Республика Коми. 2002 г.
- [14] Худин Е. А. Особенности расположения селений на реке Локчим // Геолого-археологические исследования в Тимано- Североуральском регионе. Сыктывкар, 2015. Т. 18. С. 143-144; Он же. Планировочная структура поселений Локчимского этнографического микрорайона // Дом в этнокультурном пространстве: сборник науч. трудов. Сыктывкар, 2015. С. 6-14.
- [15] Семенов В. А. Река жизни в страну смерти // Природа и цивилизация. Реки и культуры: Материалы конф. СПб., 1997. С. 187.
- [16] Савельева Э. А. Археологические памятники перми вычегодской // Атлас Республики Коми. М., 2001. С. 245.
- [17] Шургин И. Н. От лесной избушки до церкви дивной. С. 29.
- [18] Худин Е. А. Памятники деревянного зодчества Коми края. С. 8, фото 13.
- [19] Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми. М., 1958. С. 157.
- [20] Семенов В. А. Река жизни в страну смерти... С. 188.
- [21] удин Е. А. Памятники деревянного зодчества Коми края. С. 8, фото 15.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.