Антропова И.А. (г.Санкт-Петербург)
Церковные описи Успенского собора Кеми как источник сведений о его внутреннем убранстве в первой половине XIX столетия Vkontakte@kizhi

Упенский собор Кеми (1711-1714). Вид с юга. Фото И.Антроповой, май 2021 г.

Аннотация: Отсутствие полноценных письменных источников по интерьеру Успенского собора Кеми привело к тому, что выводы специалистов часто основывались на натурных исследованиях и не имели документального подтверждения. Обнаружение восьми церковных описей первой половины XIX в. могут стать существенным подспорьем для историков архитектуры и искусства, а также реставраторов при изучении уникального памятника деревянного зодчества и его храмового убранства.

Ключевые слова: Кемь; Успенский собор; церковные описи;

Summary: The lack of full-fledged written sources on the interior of the Assumption Cathedral in Kem led to the fact that the conclusions of specialists were often based on field studies and did not have documentary evidence. The discovery of 8 church inventories of the first half of the 19th century can be a significant help for historians of architecture and art, as well as restorers in the study of a unique monument of wooden architecture and its temple decoration.

Keywords: Kem; Assumption Cathedral; church inventory;

Успенский собор города Кеми на протяжении многих десятилетий привлекает внимание как исследователей древнерусского искусства [1] , так и любителей деревянного зодчества и старины Русского Севера.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Следует, однако, отметить, что основное количество публикаций связано с архитектурными особенностями и строительной историей собора, его перестройками и реставрацией. Практически неизученным остается иконописное убранство церкви, которому посвящено всего одно исследование [2] . Между тем, интерьер главного кемского храма наполняли иконы, находившиеся в пространстве трех алтарей и иконостасов (холодного Успенского и двух теплых приделов Николая Чудотворца и Зосимы и Савватия Соловецких), а также в многочисленных многоярусных ставах (киотах) на стенах, клиросах и в трапезной, состоящих из икон небольшого размера. Сохранившиеся памятники живописи, происходящие из кемского собора, указывают на то, что он являлся подлинным музеем древнерусского искусства, формируемым на протяжении нескольких столетий.

Определенной сложностью в изучении строительной истории храма, по словам авторов публикаций, являлось отсутствие архивных материалов, в связи с чем большинство выводов делалось только на основании натурных данных [3] . Наличие одной известной церковной описи 1889 г. [4] , составленной после крупного ремонта, также привело к тому, что некоторые высказывания, связанные с иконописным убранством в целом или отдельными образами, носили больше гипотетический характер и не подтверждались документальными сведения- ми [5] . Проблема слабой изученности письменных источников главного храма Кеми, действительно, стоит достаточно остро и усложняет изучение одного из самых значимых памятников Карельского Беломорья. Между тем, нельзя сказать, что документы по Успенскому храму совсем не сохранились. Только в Национальном архиве Республики Карелия (НА РК, Петрозаводск) дела, связанные с собором, встречаются в нескольких фондах [6] .

Обращение к памятникам, происходящим из Кеми [7] , подтолкнуло нас к поиску новых архивных материалов. Среди прочих документов, освещающих церковную и хозяйственную жизнь собора, самым неожиданным, но исключительно ценным источником оказалось дело с непримечательным названием: «Книга для записи прихода и расхода церковного имущества Кемского Успенского собора. 1802 года» [8] . Выяснилось, что этот документ содержит восемь церковных описей самого Успенского храма, а также других кемских церквей (ц. Рождества Иоанна Предтечи на Леп-острове и ц. Троицы на кладбище) разных лет: 1802 [9] , 1802–1814 [10] , 1814 [11] , 1819 [12] , 1824 [13] , 1829 [14] , 1834 [15] , 1842 [16] . В описи 1834 и 1842 гг. включена приписная церковь Николая Чудотворца Муезерского монастыря.

Обнаруженные документы дают уникальную возможность реконструировать интерьеры всех существовавших в тот период церквей Кеми, а также проследить происходившие в них на протяжении первой половины XIX столетия изменения. Описи имеют схожую структуру: начинаются с краткого описания Успенского собора с двумя приделами, далее следует перечисление убранства трех алтарей, иконостасов, икон на стенах храма, ризницы, облачений, всей утвари, богослужебных и иных книг; последними фиксируются другие городские церкви Кеми. Самыми информативными являются первая и последние две описи.

Важно отметить, что время постройки церкви упоминается только в описи 1834 г., где находим, что «соборная церковь во имя Пресвятые Богородицы честного и славного ее Успения ... строена общественным иждивением по благословению Преосвященного Варнавы архиепископа Холмогорского и Важского в 1714 году на месте сгоревшей в то же имя и на том же самом месте 1691 года февраля в 4 день» [17] . Обратим внимание, что имя Петра I как инициатора строительства церкви здесь не приводится, как и связь закладки нового собора с победой под Полтавой [18] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В первых шести документах храм с двумя приделами характеризуется одинаково: «Первая, соборная церковь Успения Пресвятые Богородицы деревянная холодная и крыльцом о двух лесницех [19] . Вторая церковь с южную сторону деревянная придельная во имя Николая Чудотворца, соединенная с пространною трапезою теплая. Третья с северною сторону придельная церковь преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких Чюдотворцев за стеною, в которую с западной стороны для вхождения в церковь крыльцо из трапезы двери, церкви же в одной стопе» [20] . В описи 1834 г. добавлено, что церковь одноэтажная, обшита тесом, купол выкрашен красною, шея - белою, а глава и 8-конечный крест - зеленою красками.

Подробное описание организации внутреннего пространства храма впервые появляется в описи 1834 г. Паперть, как и трапезная, имела 6 сажень «в поперечнике». С южной стороны ее располагалась кладовая для хранения свеч и редко употребляемых вещей [21] . В трапезе слева находилась большая русская печь, которая была переделана на две голландские печи в 1835 г. Стены были обшиты холстиною и окрашены масляными красками (голубой), потолки - подбиты «картинным» тесом, оклеены бумагой и тоже выкрашены.

Размер главной Успенской церкви составлял пять саженей в длину и четыре в ширину. Внизу находились три застекленных окна с решетками, наверху - пять, из которых три полукруглые и два простые. Над дверями с западной стороны были укреплены хоры с перилами, «на кои выходят по лестнице» [22] . Алтарь с иконостасом и полукруглым амвоном был поднят на две ступени. «Во святой олтарь два окна болших и одно противу жертвенника поменьше со стекляннями окончинами и железными решетками». Размеры придельных церквей в описи не указывались. Про теплую Николаевскую сказано, что полы «выкрашены, стены и потолки обложены столярными из филенок тоже выкрашенными панелями. Освещается же оноя двумя окнами со стеклянными окончинами и железными решетками» [23] .

Другая придельная церковь во имя Зосимы и Савватия Соловецких была построена «наравне с Николаевскою ... При входе в оную имеются двои створчатые двери, кои для служения на зиму из теплой церкви с наличной стороны, подобно Успенским, накрываются фальшивыми полотняными дверьми на коих масляными красками изображен Св. Первомученик Архидиакон Стефан. Кроме сего входа с западной стороны имеется с небольшою крытою папертью крыльцо, в коей двое и двери простой работы и фигуры, одно окно со слюдяною окончиною. В церкви два окна со стеклянными окончинами и железными решетками, ставнями створчатыми с железными наметами, и два окна со слюдяными окончинами вверху. В ней стены и потолки простые, одно только возвышение пред алтарем выкрашено красною краскою» [24] .

Обратим внимание на то, что антиминсы Успенского и Николаевского престолов были освящены епископом Архангельским и Холмогорским Аполлосом в 1799 г. [25] , а антиминс Зосимо-Савватиевского престола подписан «Преосвященным Варнавою Архиепископом Холмогорским и Важским 1700 года». Последнее сведение вызывает сомнение, поскольку известно, что Варнава (Волатковский) был рукоположен в архиепископы только в 1712 г. Исходя из этого полагаем, что антиминс мог быть подписан около времени освящения предела Зосимы и Савватия в 1714 г. и не менялся более ста лет.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В начале 1840-х гг. в Успенском соборе начался капитальный ремонт, подробности которого сохранились в церковных документах [26] . Важно отметить, что опись 1842 г. зафиксировала обновления, связанные исключительно с интерьером, ничего не говоря о замене внешних конструкций [27] . Ремонтные работы внутри храма продолжались два года (1842-1843), поэтому естественно, что в описи указаны изменения, произошедшие до момента его составления. Из существенных переделок выделим появление в трапезной между двух столпов на железных привесах с задвижками двенадцати «створных решетин», окрашенных голубою и зеленою масляными красками, для отделения трапезной от теплой Николаевской церкви. Кроме того, в этих обоих помещениях были поставлены зимние окна, во всем соборе были положены новые полы, которые были выкрашены масляной краской (в Успенской церкви пол был выкрашен в шахматном порядке «пестровидно»), как стены и потолки; заменены на новые клиросы в Успенской и Никольской церквах [28] .

Интересно отметить изменения, касающиеся устройства и убранства внутренних дверей собора. Если в 1834 г. двери в главную Успенскую церковь описывались как «одностворчатые простой работы с задорож- чатым замком и задвижкою» [29] , то во время ремонта их сменили двойные створные стеклянные филенчатые, с полукружием наверху, имеющие по сторонам две колонны, двери, над которыми был изготовлен карниз и щит с изображением Спасителя, Богоматери и Иоанна Богослова, а также Евангелие со скрижалями. На подобные же были заменены первые двери в Зосимо-Савватиевскую церковь, выходящие в трапезную, вторые же были глухие, створные, с крепким железным замком. Над ними, на щите была помещена резная икона «преподобных Зосимы и Савватия в молении Распятию Господню», которая, как и двери, «раскрашены прилично маслеными красками».

Помимо обновления внутренней отделки, некоторые изменения коснулись и убранства. Так, последняя опись фиксирует появление новой завесы Царских врат и одежды на престол в Успенской церкви. На клиросах были установлены новые киоты для икон: на правом - с пядничными иконами «Трех святителей», «Соловецких чудотворцев», Деисус на трех досках, «Иосифа Песнописца и мученицы Александры», а на левом «мелкосоставной деревянный, частию резной, крашеный киот о четырех отделениях, с помещением в них 35-ти мелочно размерных разных изображение святых на досках» [30] .

Изменения, произошедшие во время ремонта начала 1840-х гг., были последними серьезными вмешательствами в интерьер Успенского собора до его закрытия в 1876 г. Следующий большой ремонтно-строительный этап, повлиявший, в том числе, на внутреннее храмовое убранство, был начат в середине 1880-х гг. и завершен в 1889 г.

Недавно обнаруженные в Национальном архиве Республики Карелия церковные описи являются наиболее ранними выявленными письменными источниками XIX в., восполняющими существовавшую до сего дня лакуну в документальных сведениях о внутреннем убранстве храма этого периода. Надеемся, что дальнейшее их изучение поможет историкам искусства, архитекторам и реставраторам более внимательно и аргументировано восстанавливать строительную историю, а также исследовать сохранившиеся живописные и резные произведения одного из самых удивительных памятников Русского Севера - Кемского Успенского собора.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Литература

  1. Байер А. И. Исследование и реставрация живописи иконостасов Успенского собора Кеми // Архитектурное наследие и реставрация. М., 1988. С. 272-289.
  2. Вахрамеев Е. В. Исследование Успенского собора в Кеми и некоторые вопросы его реставрации // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Карелии и сопредельных областей. Петрозаводск, 1986. С. 117-126.
  3. Макарьев С. Памятники старины и искусства в Карелии (по материалам Карел. гос. музея) // Карелия: Ежегодник Карел. гос. музея за 1928 г. Петрозаводск, 1930. Т. 1. С. 108-141.
  4. ОполовниковА. В. Памятники деревянного зодчества Карело-Финской ССР. М., 1955.
  5. Шалина И. А. Храмовая икона Успенского собора Кеми - памятник новгородского искусства эпохи архиепископа Геннадия // Seminarium Bulkinianum. IV К 80-летию со дня рождения В. А. Булкина. СПб., 2017. С. 237-270.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф