Воробьева С.В. (г.Петрозаводск), Гашков И.Г. (г.Петрозаводск)
К проблеме воссоздания живописи потолка – «неба» церкви Преображения Господня Кижского Погоста Vkontakte@kizhi

Аннотация: В статье представлены результаты анализа комплекса источников, связанных с проблемой возможности воссоздания потолочной живописи «неба» церкви Преображения Господня Спасо-Кижского погоста: полевых записей, опубликованных материалов и фотографий 1943 г. Л. Петтерссона, касающихся графического и колористического решения как икон «неба» церкви Преображения, так и комплексов потолочных икон других церквей и часовен Заонежья, а также икон иконостаса церкви Преображения.

Ключевые слова: церковь Преображения Господня; иконопись; потолок «небо»;

Summary: The article presents the results of the analysis of the sources related to the problem of restoration of the «heaven» ceiling painting of the Kizhi Church of the Transfiguration: field records, published materials and photographs of 1943 by L. Pettersson dealing with graphic and color solution of both «heaven» icons of the Church of the Transfiguration and «heaven» icons of other churches and chapels of Zaonezhie as well as the icons of the iconostasis of the Church of the Transfiguration.

Keywords: the Church of the Transfiguration; icon painting; «heaven» ceiling icons;

В связи с окончанием реставрации церкви Преображения Господня на острове Кижи вновь встал вопрос о возможности воссоздания утраченных во время Второй мировой войны икон «неба» молельного помещения. До недавнего времени было известно всего четыре черно-белые фотографии потолка церкви, на которых иконы зафиксированы фрагментарно (фото И. Билибина 1904 г., фото Ф. Морозова 1926 г. и две фотографии финского исследователя Л. Петтерссона 1943 г.).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 2009 г. из Национального архива Финляндии в музей «Кижи» поступили черно-белые снимки, выполненные Л. Петтерссоном в 1943 г. во время демонтажа икон «неба». В связи с большими размерами клиньев верхние и нижние их части были отсняты отдельно. Отсутствие условий для идеальной съемки привело к естественным искажениям изображений, но одновременно позволяло воссоздать общий вид и иконографическую схему «небес». Сведения о живописных особенностях икон «неба» Преображенской церкви содержались в полевых записях Л. Петтерссона, его монографии, посвященной церквям и часовням Заонежья, которые он обследовал в 1942-1943 гг. [1] и в рукописи Ларса Петтерссона и Пентти Хяркёнена «Кижская Преображенская церковь. Величественный памятник церковного искусства Олонецкого края» [2] .

Существование черно-белых фотографий и письменных свидетельств о цветовом решении икон были положены в основу предложений В. А. Гущиной по воссозданию утраченной потолочной живописи церкви [3] . В Карелии изучением «небес» занимались в основном сотрудники музея «Кижи», поскольку фонды музея хранят одно из лучших собраний подобных икон из храмов Заонежья и Пудожья [4] .

О времени создания «неба» церкви Преображения существует несколько гипотез. Т М. Кольцова датировала «небеса» церкви Преображения 1759 г., опираясь на сохранившуюся надпись на фризе [5] . Г. И. Фролова, исследуя фотографии икон «неба» и иконы иконостаса церкви Преображения, выдвинула предположения об их единовременном исполнении мастерами одной и той же иконописной артели [6] . Л. Петтерссон и П. Хяркёнен высказали мнение о возможности написания икон «неба» одновременно с иконами иконостаса, отметив, что: «иконам „неба“ нет прообразов в Заонежье и Олонецком крае, наоборот, они сами явились образцами для подражания при создании „небес“ заонежских часовен, построенных в 18 в. ...» [7] . Исследователи указывали, что, возможно, иконы были написаны одним мастером [8] . Л. Петтерссон выделил некоторую взаимосвязь между иконописью неба церкви в д. Яндомозеро (1656), часовни в д. Васильево (XVII в.) и летней церкви на острове Кижи (1714), предположив, что иконы «неба» Васильевской часовни, иконы церкви на Яндомозере происходят из одной мастерской, а «шаг от Васильево до Кижей не длинный» [9] . По мнению Бертела Гинце, иконопись «неба» в часовне из деревни Корба можно рассматривать как отдаленный отголосок иконописи «неба» Кижской летней церкви» [10] .

Конструкции и иконы «неба» действительно могли быть изготовлены примерно ко времени окончания строительства церкви (в 1714 г.), так как известно, что в 1759 г. они уже «возобновлялись» (надпись на западном фризе «неба»). Московские реставраторы, работавшие с иконами трех верхних рядов иконостаса в 1980-х гг., датировали их первой третью XVIII в., т.е. возможным временем написания икон «неба».

Фотографии 1943 г. позволяют восстановить рисунок утраченных икон, но о цветах изображений известно только на основании рукописи Л. Петтерссона и П. Хяркёнена, которые описали лишь небольшое их количество: «Фон икон темный, сине-зеленый. По краям и между плывущими облаками мы встречаем яркую гамму красок: белый, оранжевый, красный и зеленый цвета, а по внешнему краю красно-коричневый цвет. [...] Особенно красиво одеты Мелхиседек, Вениамин, Захарий. На них дорогие парчовые одежды, их пурпурные мантии обрамлены мехом горностая. [...] Скромные зеленые плащи наброшены, например, на Адама, Ноя, Малахия. Ковчег, который несет Ной, [...] красного цвета. [...]. В самом верху в мандорле изображен белый голубь - образ Святого Духа на фоне лососево-розового цвета.» [11] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Если перечислить не известные нам цвета изображений, то станет понятно, что практически все персонажи, изображенные на иконах «неба» церкви Преображения Господня, являются для нас в цвете белыми пятнами.

Нет данных относительно:

В то же время, в опубликованных [12] и пока еще не опубликованных [13] работах Л. Петтерссона, содержались заметки о цветовом решении сохранившихся до настоящего времени икон «неба» из храмов Заонежья. На основании этого был отобран сравнительный материал и сделана попытка сопоставить цвета на сохранившихся иконах с упоминаниями подобных при описании живописи «неба» Преображенской церкви.

Всего Л. Петтерссоном было выявлено 32 заонежские часовни и 4 церкви (церковь Преображения на острове Кижи, Варваринская церковь в деревне Яндомозеро, Вознесенская церковь в селе Типиницы, Никольская церковь села Вегорукса) с потолочной конструкцией «небо». Из них до наших дней дошло только 18 комплексов «небес», а из 24 с сюжетной росписью, которые зафиксировал Л. Петтерссон, только 14.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В описаниях сохранившихся икон «неба» встречается довольно много упоминаний сине-зеленого, краснокоричневого, красного цветов. Оранжевый цвет назван только на иконах из Онежан, которые находятся в Музее изобразительных искусств Республики Карелия. Образцы лососево-красного и пурпурного цветов в описаниях отсутствуют.

Изучая иконы в других церквях и часовнях Заонежья, Л. Петтерссон отмечал, что работ автора Преображенского «неба» не встретил, хотя часть комплексов имеет следы влияния его живописи (церковь в селе Вегорукса, часовни в деревнях Волкостров, Корба).

В рукописи Л. Петтерссона и П. Хяркёнена встречается довольно много совпадений в цветовом решении изображений на иконостасных иконах и иконах «неба» церкви Преображения. При описании икон иконостаса часто упоминаются лососево-розовый и красный цвета. Дважды упоминается темно-сине-зеленый цвет, дважды белый и дважды зеленый. Единичны упоминания сине-зеленого, коричнево-красного, розового, оранжевого. Есть упоминания пурпурно-красного и пурпурного цвета, но надо учитывать, что для этой рукописи иконы иконостаса описывал Хяркёнен, а иконы неба Петтерссон [14] . Они могли по-разному видеть и словесно объяснить цвета.

Видимые на первый взгляд сходства в изображениях персонажей икон «неба» и иконостаса не выходят за рамки традиций, но подробный анализ двух комплексов выявил достаточно много различий. У иконостасных архангелов Михаила и Гавриила крылья более длинные, другого рисунка, имеют пробела-высветления в виде точечных пятен. Крылья у ангелов «неба» короче, с заворотами вперед, по-другому декорированы (позже они были повторены на иконах «неба» в храмах деревень Вегорукса и Корба).

Крылья ангелов на праздничных иконах иконостаса изображены двумя способами, но не так, как на иконах «неба».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

У иконостасных архангелов и ангелов «неба» разные формы узлов на плащах. У ангелов «неба» украшения на оплечьях, передниках и подольниках не имеют ярко очерченных крупных драгоценных камней, какими снабжены одеяния архангелов на иконах иконостаса, они украшены мелким рисунком другого характера.

Святой дух в виде голубя (тоже «на фоне лососево-розового цвета»?) на иконе «Сошествие святого духа на апостолов» изображен не так, как на иконе «неба» «Троица Новозаветная». По крайней мере, рисунок голубя другой.

Очень отличаются изображения херувимов. Для этого достаточно сравнить изображения херувимов на иконах «Успение Богородицы» и «Спас в силах» с изображениями на гранях «неба».

На иконах «неба» пробела (высветления) на складках развевающихся одежд написаны в характерной манере, которой нет на иконах иконостаса.

На иконах «неба» динамичные изгибы складок под коленями ангелов и святых имеют особый, отличный от подобных деталей на иконах иконостаса рисунок.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

И в иконостасе, и на «небе» есть изображения шести пророков. При их сравнении совпадений оказывается не много:

Аарон - похожи только бороды, но разные волосы (прически), разные головные уборы, одежды и позы.

Иаков - похожи только одежды, но разные волосы (прически), разные бороды и позы.

Захария - похожи одежды, головной убор, бороды.

Малахия - похожи бороды, но волосы (прически) и одежды нарисованы по-разному.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Нафан - не похожи: разные волосы (прически), разные бороды, разные позы.

Иона - похожи бороды; разные волосы (прически), по-разному нарисованы одежды.

У всех пророков в иконостасе изображены развернутые свитки в форме прямоугольника. На иконах «неба» развернутые свитки только у трех святых. При этом: у Симеона верх свитка округлый с подворотом. Шрифт отличается от иконостасных, как написанием отдельных букв, так и промежутками между строк. У Иосифа прямоугольный свиток, но шрифт и надпись в целом совсем другие. У Сифа прямоугольный свиток, но верх свитка с подворотом и шрифт другой.

В отличие от облаков, изображенных на иконах иконостаса, облака, например, по краям икон «неба» церкви Преображения написаны густыми красками без контура тремя волнистыми слоями - светлым, средним и темным (в три цвета?). Их яркость отметил Л. Петтерссон: «По краям и между плывущими облаками мы встречаем яркую гамму красок: белый, оранжевый, красный и зеленый цвета». Подобный прием написания облаков позже был применен на иконах «неба» в деревне Корба (только у автора было ограниченное число красок).

Кроме облаков по краям на иконах «неба» есть крупные облака, на которых стоят ангелы и святые. Мелкопузырчатые облака, встречающиеся на иконах иконостаса, есть только на одной иконе «неба» - под ногами ангела. На остальных иконах «неба» облака под ангелами и святыми написаны крупными пятнами, иногда дополненные контурной обводкой, а иногда без нее.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Даже эта только небольшая часть различий позволяет предположить, что у иконостасных икон и икон «неба» церкви Преображения Господня были разные авторы.

Отдельной проблемой для воссоздания иконописи «небес» является наличие на иконах поздних записей. Известно, что иконы «неба» «поновлялись» дважды - в 1759 г., о чем свидетельствует текст на фризе, и в 1901–1902 гг. вместе с реставрацией иконостаса [15] . Изучая фотографии «небес» церкви Преображения, Г. И. Фролова отметила явные следы позднейших записей, в том числе на подножиях праотцов, нимбах и мантиях святых [16] . Тем не менее, фотографии дают весьма приблизительную картину объема записей.

На основании результатов проведенного исследования можно сделать следующие предварительные выводы.

Цвета изображений на утраченных иконах «неба» церкви Преображения Господня известны только из описания Л. Петтерссона. Источниками для более полного представления о колорите «небес» Преображенской церкви могут стать упоминания цветового решения сохранившихся «небес» часовен Заонежья и икон иконостаса, обследованных автором.

Л. Петтерссон указал лишь некоторые цвета на иконах «неба» церкви Преображения Господня, поэтому практически все персонажи, изображенные на иконах, являются для нас белыми пятнами.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

К воссозданию икон «неба» следовало бы относиться как к продолжению реставрации церкви, т.е. как к восполнению утрат интерьера. Однако реконструировать иконы несохранившихся оригиналов не позволяет недостаток информации о цветовом решении, сложность выявления первоначальной живописи под поздними поновлениями, определение объема этих записей.

Литература

  1. Витухновская М. А. «Небеса» Заонежья. Классификация и ареалы // Местные традиции материальной и духовной культуры Карелии: тез. докл. Петрозаводск, 1981. С. 52—53.
  2. Гущина В. А. О возможности воссоздания неба Преображенской церкви на острове Кижи // Кижский вестник. Петрозаводск, 2013. Вып. 14. С. 270—280.
  3. Гущина В. А. К вопросу о восстановлении иконописного убранства в связи с завершением реставрации церкви Преображения Господня на острове Кижи // Кижский вестник. Петрозаводск, 2017. Вып. 17. С. 132—141.
  4. Документы и материалы по истории Кижского архитектурного ансамбля (1694—1945 гг.) / авт.-сост. В. А. Гущина, Б. А. Гущин. Петрозаводск, 2013.
  5. Древняя живопись Карелии. Каталог / сост. И. М. Гурвич. Петрозаводск, 1980.
  6. Дудинова Т. Ю. Неопубликованная работа Ларса Петтерссона и Пентти Хяркёнена «Кижская Преображенская церковь. Величественный памятник церковного искусства Олонецкого края» // Кижский вестник. Петрозаводск, 2015. Вып. 15. С. 3—50.
  7. Кольцова Т.М. Росписи «неба» в деревянных храмах Русского Севера. Архангельск, 1993.
  8. Петтерссон Ларс. Архитектура деревянных церквей и часовен Заонежья / науч. ред. М. Мильчика и И. Гришиной. М., 2020.
  9. Фролова Г.И. «Небеса» Заонежья. Иконы из собрания музея-заповедника «Кижи». Петрозаводск, 2008.
  10. Фролова Г. И. Потолочная живопись и иконостасный комплекс церкви Преображения Господня Спасо-Кижского погоста как единовременное иконописное убранство храма // Рябининские чтения — 2019: Материалы VIII конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера. Петрозаводск, 2019. С. 330—334.
  11. Церкви и часовни Заонежья (неопубликованные материалы и полевые записи). Кижская волость / сост., авт. вступит. статьи и примеч. С. В. Воробьева, Т. Ю. Дудинова; науч. ред. Т. И. Вахрамеева. Петрозаводск, 2020.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф