Гашков И.Г. (г.Петрозаводск)
Исследование взаимосвязей утраченных икон «неба» церкви Преображения Господня Кижского Погоста с сохранившимися иконами «неба» из фондов музея-заповедника «Кижи»
@kizhi
Аннотация: В статье проводятся сравнения сохранившихся икон «неба» из церквей и часовен Заонежья с утраченными иконами «неба» церкви Преображения Господня Кижского погоста в контексте возможности воспроизведения утраченных икон в цвете.
Ключевые слова: иконы «неба»; «небо» Преображенской церкви;
Summary: The article compares the surviving «heaven» ceiling icons from churches and chapels of Zaonezhye and the lost «heaven» ceiling icons from the Kizhi Church of the Transfiguration in the context of the possibility of restoring the lost icons in color.
Keywords: «heaven» ceiling icons; Church of the Transfiguration;
Одной из проблем воссоздания утраченных икон «неба» церкви Преображения Господня Кижского погоста является недостаточность сведений о цветах изображенных персонажей. Есть фотографии икон, сделанные финскими исследователями в годы Великой Отечественной войны, но они черно-белые. Среди всех известных нам сохранившихся потолочных икон обнаружить произведений самого автора Кижского «неба» пока не удалось. Надо искать аналоги, полные или частичные повторения или хотя бы общие изобразительные приемы, и прежде всего среди других комплексов потолочных икон. Сохранившиеся комплексы из церквей и часовен Заонежья близки территориально, следовательно, не исключено взаимовлияние, в том числе в цветах изображений.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В фондах музея-заповедника «Кижи» хранятся 11 комплексов икон «неба» из деревень Заонежья: Васильево, Вегорукса, Вигово, Корба, Леликозеро, Лычный Остров, Мелойгуба, Насоновщина, Подгорская-Фоминская, Усть-Яндома, Часовенская.
Не все комплексы сохранились полностью. Некоторые из сохранившихся икон отреставрированы, но большинство находятся под потемневшим слоем олифы, некоторые под профилактическими заклейками. Комплексы разнообразны по составу изображений, но в центре всегда находится медальон. Изображения на медальонах четырех видов: Троица новозаветная, оплечный Иисус Христос, Христос- Вседержитель, Саваоф. Везде (кроме икон из деревни Часовенская) в верхней части граней изображены херувимы или серафимы. Все иконы в два или в три раза меньше Преображенских и имеют только один ряд основных персонажей на гранях: либо ангелов, либо праотцов или пророков. Исключением является сцена «Благовещение» на иконах из деревень Васильево и Подгорской-Фоминской. Чаще всего изображенные персонажи стоят на облаках или на херувимах и серафимах, иногда на поземе, а на гранях из деревень Васильево и Часовенской никаких изображений под персонажами нет.
Письменных свидетельств об авторстве и времени создания комплексов, созданных до XIX в., пока не обнаружено, есть только предположения исследователей. Некоторые из сохранившихся комплексов икон «неба» предположительно были созданы чуть раньше или одновременно с Преображенскими: в часовнях в деревнях Васильево и Вигово [1] . Если они были созданы раньше, то могли как складывающаяся традиция служить образцами для создателя Преображенского «неба» и в тематике изображений: херувимы, ангелы, праотцы, облака, звезды и в цветовых решениях.
Более поздние комплексы, созданные в середине или во второй половине XVIII в., подражали ранним. Авторы «небес» из деревень Подгорская-Фоминская и Лычный Остров ориентировались на Васильево и Вигово. Авторы «небес» из деревень Вегорукса, Насоновщина, Усть-Яндома, Корба могли подражать «небу» церкви Преображения Господня. Не исключено, что заимствовались не только рисунки, но и цвета изображений.
Еще три комплекса икон «неба» из деревень Леликозеро, Мелой Губы и Часовенской относятся к XIX в. Комплекс из Леликозера создан раньше, но его грани находятся под записью XIX в., а первоначальная живопись почти не сохранилась, поэтому не раскрыта. Иконы из Леликозера «исправлял иконописец Михей Иванов в 1893 г.» (Михей Иванов Абрамов). [2] В Мелой Губе «Расписал потолок «небо» иконописец Михей Абрамов в 1892 году, помогал ему сын Иван». [3] Иконы «неба» в Часовенской написаны неизвестным художником.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Сравним по некоторым параметрам иконы «неба» церкви Преображения Господня с иконами «неба», хранящимися в фондах музея-заповедника «Кижи». Рассмотрим отдельно изображения на медальонах, изображения херувимов и серафимов, изображения ангелов и изображения святых (пророков и праотцов).
Медальоны.
В коллекции музея хранится девять медальонов - центральных икон «неба». На трех из них изображена Троица новозаветная, как и на медальоне из церкви Преображения Господня.
Но только медальон из Вегоруксы близок по рисунку и масштабу фигур. Правда, на Преображенском медальоне Троицу окружает темного цвета кольцо с изображениями серафимов (?). Крылья серафимов показаны в профиль, а лики в %. В Вегоруксе очень похожее изображение выполнено на замковом кольце тоже темного цвета. Если медальон совместить с замковым кольцом, то получится подобие медальона из церкви Преображения Господня.
Еще на одном медальоне (из деревни Усть-Яндомы) изображен Саваоф. Но его рисунок почти ничем не перекликается с изображением на медальоне церкви Преображения Господня. У Саваофа другая поза, на нем другая одежда. Похожи только нимбы, но они традиционны.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Херувимы и серафимы.
Херувимы и серафимы изображены на иконах из 10 комплексов «неба». Рассмотрим фронтальные (анфас) изображения, помещенные в верхних частях икон-граней. Некоторые изображения херувимов и серафимов на сохранившихся фондовых иконах близки по рисунку к Преображенским, но точных повторений нет. На фондовых иконах изображения часто не подписаны, поэтому не всегда понятно, кто изображен. На иконах Преображенского «неба» они подписаны: «Херувим» или «Серафим» и чередуются друг с другом. Рисунок их одинаков, но серафимы выглядят темнее херувимов, возможно, они отличаются по цвету. Фронтальные, подписанные изображения серафимов есть на иконах из деревень Насоновщина и Усть- Яндома, но они изображены точно так же, как херувимы, красным цветом.
Только на иконах из Вегоруксы серафимы изображены синим цветом, а херувимы красным. И они чередуются так же, как на гранях «неба» церкви Преображения Господня, только головы их повернуты в %.
Ангелы.
На иконах «неба» церкви Преображения Господня все ангелы одеты одинаково: в богато украшенные далматики с оплечьями, передниками, подольниками, иногда с поясами и обшлагами за исключением одного, одетого в простой светлый хитон с оплечьем. Ткань-основа далматика иногда украшена растительным орнаментом. Многие из ангелов обернуты лентой-лорумом, перекинутой через руку. У всех плащи, завязанные узлом на груди или плече, и сапожки.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Из сохранившихся комплексов «неба» Ангелы изображены на иконах из шести деревень: Васильево, Корба, Мелая Губа, Вегорукса, Лычный Остров, Подгорская-Фоминская. Ангелы изображены в разных позах, в различных одеждах и с различными атрибутами в руках. Но чаще всего позы и движения ангелов каноничны, как и на иконах Преобаженского «неба».
Рассмотрим одежды ангелов на сохранившихся иконах.
Полосы, украшающие одежду (оплечья, передники, пояса, подольники и полосы-лорумы).
На большинстве икон, где есть такие украшения, они простых (не фигурных) очертаний и не имеют такой богатой декоративной отделки, как на иконах Преображенского «неба».
На иконах из деревни Васильево они желтого цвета и украшены штриховкой, иногда простейшим разреженным орнаментом из точек, кружков и ромбов (драгоценных камней) и цветочных розеток.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
На иконах из деревни Подгорская-Фоминская полосы аналогичны Васильевским.
На иконах из деревни Мелой Губы на желтых оплечьях и подольниках едва намечены драгоценные камни, иногда есть штриховка.
На иконах из деревни Лычный Остров желтые и оранжевые полосы украшены штриховкой, а некоторые орнаментами из точек.
На иконах из деревни Вегоруксы светло-желтые или белые полосы украшены орнаментами, составленными из точек и геометрических фигур, тоже имитирующими драгоценные камни, но выполненные более замысловато и многодельно. Оплечья и некоторые подольники имеют фигурно вырезанные края как по- дольники на Преображенских иконах.
Иконы последнего комплекса близки к некоторым Преображенским иконам по отделке полос, украшающих одежду. Но полосы на одеждах Преображенских ангелов часто имеют еще и отделку цветочным орнаментом, имитирующую украшения дорогих тканей. Таких орнаментов на полосах нет на иконах «неба», хранящихся в фондах музея.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Украшения ткани-основы одежды в виде цветов есть только на некоторых комплексах икон:
На иконах из деревни Корбы подобный орнамент редкими пятнами покрывает либо плащи, либо туники ангелов.
На иконах из деревни Вегоруксы у некоторых ангелов вся поверхность одежды украшена богатым, хорошо проработанным орнаментом.
На иконах из деревни Лычный Остров одежды некоторых ангелов полностью покрыты орнаментом.
На иконах из деревни Мелой Губы орнамент едва намечен на одежде одного из ангелов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
По стилю некоторые орнаменты подобны тем, которые есть на иконах «неба» церкви Преображения Господня. По расположению на одежде близки орнаменты из деревни Корбы.
Крылья ангелов:
На иконах из деревень Васильево и Мелой Губы красно-коричневые с белой штриховкой и темными концами перьев.
На иконах из деревни Корбы светло-желтые с оранжевой прорисовкой перьев.
На иконах из деревни Вегоруксы светло-желтые или белые с черневой или темно-коричневой прорисовкой перьев.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
На иконах из деревни Лычный Остров красно-коричневые с белой, оранжевой и коричневой прорисовкой перьев.
На иконах из деревни Подгорская-Фоминская красно-коричневые с оранжевой штриховкой, с черной и белой прорисовкой.
В отличие от светлых крыльев ангелов на иконах «неба» церкви Преображения Господня большинство крыльев ангелов на фондовых иконах темные, иного рисунка и размера. Только на иконах из деревень Корба и Вегорукса крылья ангелов схожи по размеру, рисунку и светлоте с Преображенскими.
Праотцы и пророки.
Праотцы и пророки изображены на иконах «неба», происходящих из пяти часовен деревень: Леликозеро, Вигово, Насоновщина, Усть-Яндома, Часовенская.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
На иконах «неба» из деревни Часовенской изображены только пророки. Иконы датируются последней третью XIX в., имеют утраты. Из 13 сохранившихся граней (всего было 16) отреставрирована только одна (пророк Давид), остальные находятся под профзаклейками и осмотреть их нет возможности. Поэтому в идущем далее сравнении эти иконы не участвуют. Известно, что среди них есть иконы Захарии КП-4574/4 и Малахии КП-4574/9, нет или не сохранились Аарон, Иаков, Нафан и Иона (изображения этих пророков были на Преображенском «небе»).
На иконах из деревни Леликозеро изображено 12 святых, из деревни Вигово - 16.
Иконы «неба» для деревень Насоновщина и Усть-Яндома написаны одним и тем же иконописцем, который писал иконы для иконостаса и «неба» в Кондопоге. Дата постройки церкви в Кондопоге 1774 г. В этих часовнях находилось по 12 граней со сдвоенными изображениями фигур, всего по 24 изображения святых в каждой часовне.
При сопоставлении икон из церкви Преображения Господня и из четырех часовен с изображениями праотцов, первое, что можно заметить, это одинаковость написания голов (морщинистых старческих ликов, волоспричесок и бород), повторяемость поз и очень часто одежд. Однако все это выполнено в пределах традиционного иконописного канона.
На сохранившихся иконах святые почти всегда изображены с развернутыми свитками, что не характерно для икон Преображенского «неба», где развернутый свиток только у трех из 32 святых.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В приведенной таблице собраны условные цвета одежд святых. В столбике «Кижи» (утраченное «небо» церкви Преображения Господня) указаны цвета, известные нам по описанию Л. Петтерссона и П. Хяркёнена:
«Скромные зеленые плащи наброшены, например, на Адама, Ноя, Малахия», «Особенно красиво одеты Мелхиседек, Вениамин, Захарий. На них дорогие парчовые одежды, их пурпурные мантии обрамлены мехом горностая» [4] . На всех комплексах «небес» святые чаще всего одеты в гиматий и хитон.
Цвета и типы одежд, упомянутые в записях финских исследователей об иконах «неба» церкви Преображения Господня, редко повторяются на иконах «неба», хранящихся в фондах музея.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Если бы в местной Заонежской традиции написания икон «неба» за определенным святым закрепились определенные цвета одежд, то можно было бы перенести эти цвета на иконы «неба» церкви Преображения Господня. Однако, как видно из материалов сравнения, цвета одежд почти не повторяются, один и тот же святой может изображаться в разных одеждах разных цветов. Исключения редки. Из 25 святых примерно одинаковые цвета одежд у шести: Иосифа (№ 6 в таблице), Ареда (№ 11), Вениамина (№ 12), Мафасуила (№ 22), Малахии (№ 24), Еввы (№ 31).
Выводы. По некоторым параметрам изображений иконы «неба» из деревень Вегорукса и Корба наиболее близки к иконам «неба» из церкви Преображения Господня.
Цвета одежд персонажей разнообразны. В результате проведенного сравнения не удалось обнаружить какой-либо закономерности в распределении между персонажами цветов одежд или украшений на одеждах. Рассматривать цвета одежд персонажей на сохранившихся иконах как аналоги для икон «неба» церкви Преображения Господня на данном этапе исследований невозможно.
Литература
- Древняя живопись Карелии. Каталог / тост. И. М. Гурвич. Петрозаводск, 1980.
- Дудинова Т. Ю. Неопубликованная работа Ларса Петтерссона и Пентти Хяркёнена «Кижская Преображенская церковь. Величественный памятник церковного искусства Олонецкого края» // Кижский вестник. Петрозаводск, 2015. № 15. С. 3-50.
- [1] Древняя живопись Карелии. Каталог / сост. И. М. Гурвич. Петрозаводск, 1980. С. 19.
- [2] ревняя живопись Карелии. Каталог... С. 15.
- [3] Петтерссон Л. Не опубликовано.
- [4] Дудинова Т. Ю. Неопубликованная работа Ларса Петтерссона и Пентти Хяркёнена «Кижская Преображенская церковь. Величественный памятник церковного искусства Олонецкого края» // Кижский вестник. Петрозаводск, 2015. № 15. С. 45.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.