Набокова И.И. (г.Петрозаводск)
Новые документальные источники по истории заонежской иконописной мастерской Абрамовых Vkontakte@kizhi

Аннотация: В статье рассматривается история формирования и изучения коллекции предметов, принадлежавших космозерским иконописцам Абрамовым. Она была собрана для проекта Ларса Петтерссона по воссозданию крестьянской иконописной мастерской в музейном пространстве центрального музея Восточной Карелии в Яанислинна (Петрозаводске) в период оккупации советской Карелии в 1942-1944 гг. В научный оборот вводятся ранее неизвестные документы, позволяющие судить о ее масштабах и профессиональном уровне работавших в мастерской иконописцев.

Ключевые слова: иконопись; иконы; атрибуция музейных предметов; мастерская Абрамовых; Михей Абрамов; Иван Абрамов; Заонежский полуостров; Космозеро; Кижи; Карелия; оккупация; музеефикация; художественные ценности;

Summary: The article discusses the history of the formation and study of the collection of items that belonged to the Kosmozero icon painters, the Abramovs. It was collected for Lars Pettersson’s project to recreate a peasant iconpainting workshop in the museum room of the Central Museum of East Karelia in Jaanislinna (Petrozavodsk) during the occupation of the Soviet Karelia in 1942-1944. Currently the fate of the collection is unknown. Previously unknown documents are introduced for scientific use, making it possible to judge its scale and the professional level of the icon painters who worked in the workshop.

Keywords: icon painting; icons; attribution of museum objects; Abramov workshop; Mikhey Abramov; Ivan Abramov; Zaonezhsky peninsula; Kosmozero; Kizhi; Karelia; occupation; museumification; artistic values;

Руководствуясь идеей о том, что культура коренных прибалтийско-финских народов Восточной Карелии [1] имела неразрывные историко-культурные и генетические связи с Финляндией, с начала оккупации в июле 1941 г. финская сторона реализовывала на территории советской Карелии, в том числе на Заонежском полуострове, программу изучения и сохранения памятников старины, церковного деревянного зодчества и народного искусства.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Эта особая миссия в Восточной Карелии была поручена группе ведущих финских исследователей и деятелей культуры. Летом 1941 г. в Военном управлении был создан просветительский отдел, в задачи которого входил сбор церковных, художественных и исторических ценностей и этнографического материала для формирования исследовательской базы в собрании Центрального музея Восточной Карелии в Петрозаводске, спасение художественных ценностей от расхищения и мародерства. Для описания памятников и церковного убранства использовалась программа по сбору и сохранению памятников старины, разработанная профессором этнографии Национального музея К. Вилкуна [2] .

Работы по описанию храмовых построек, инвентаризации церковного имущества и эвакуации культурных ценностей на Заонежском полуострове были поручены небольшой команде под руководством Ларса Петтерссона, молодого искусствоведа, историка деревянного зодчества. Курировал эту работу и оказывал помощь в экспертной оценке культурных ценностей Бертел Хинце, авторитетный финский искусствовед, директор Художественной галереи Тайдехалли в Хельсинки. Стараниями команды Л. Петтерссона к концу 1943 г. была инвентаризована большая часть храмов региона [3] .

Осенью 1942 г. в селе Космозеро Ларс Петтерссон познакомился с пожилым иконописцем Иваном Михеевичем Абрамовым (1869-1949). Эта, казалось бы, рядовая встреча с простым русским стариком стала научным открытием и значимой вехой в работе Петтерссона. В разговоре с памятливым мастером выяснилось, что космозерская иконописная мастерская некогда славилась по всему Заонежью. Иконы кисти Абрамовых можно было встретить как в домашних крестьянских иконостасах, так и во многих храмах. Но на тот момент абрамовская мастерская осталась последней на всей территории Обонежья.

Понимая ценность этих знаний, Петтерссон тщательно фиксировал услышанное: биографические данные о семье Абрамовых, имена иконописцев-предшественников, учителей. Им были записаны этапы создания икон, важные технологические процессы. В заметках содержались рассуждения молодого исследователя о стилистических особенностях абрамовской манеры письма и культурных связях, повлиявших на ее формирование [4] .

Ссылаясь на авторитетное мнение своего наставника Б. Гинце, Петтерссон отмечал: не смотря на то, что уровень письма Абрамовых был невысок, космозеры работали в традиции старых мастеров, сохраняя технологию изготовления темперных красок, преимущественно используя прориси и иконописные подлинники, что было очень ценно. Истоки их профессионального мастерства были связаны с иконописной традицией Выговского старообрядческого общежительства [5] . Выяснилось, что Иван Михеевич иконописью уже не занимается из-за возраста и проблем со зрением. Все оборудование мастерской было вынесено на чердак дома.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Эта встреча зародила идею реконструировать мастерскую Абрамовых в экспозиционном пространстве музея в Янислинна (Петрозаводск). 30 декабря 1942 г., после консультации с Б. Хинце, Петтерссон обратился в Археологический комитет [6] с просьбой выделить средства на приобретение оборудования мастерской, предложив оценку в 8000 марок. В рапорте в качестве аргумента Петтерссон упоминал желание использовать часть коллекции для выставки, посвященной древнему искусству иконописи, в Национальном музее Финляндии, научным куратором которого выступал Б. Гинце [7] .

Профессор Хинце на своем уровне помогал в продвижении идеи воссоздания мастерской. В своем отчете по итогам инспекционных поездок 1942 г. он замечал, что «даже беглое изучение церквей и часовен на оккупированных территориях показало, что в Восточной Карелии существовала самобытная местная иконописная традиция, почти полностью неизвестная в научной литературе, и она существенно отличается от русской иконописи». Б. Хинце рекомендовал зафиксировать опыт пожилых людей, которые ранее занимались иконописью. Исследователь уверял, что «более глубокое изучение этой восточнокарельской художественной школы может стать одной из самых важных задач в истории финской культуры» [8] .

В первых числах января 1943 г. предложение Петтерссона было поддержано руководством, Военное управление профинансировало покупку. И уже в феврале 1943 г. поступило сообщение о том, что коллекция Абрамова была доставлена в Петрозаводск [9] . Начался процесс ее описания и подготовки к экспонированию.

По-видимому, одним из условий продажи мастерской Абрамовых была просьба пожилого иконописца отремонтировать кровли космозерских храмов. В своде документов Военного управления Восточной Карелии хранится приказ региональному управляющему Заонежского района о необходимости отремонтировать прохудившиеся кровли в двух часовнях Космозерского прихода [10] , одной из которых была часовня, построенная Абрамовыми в конце 1890-х гг.

На протяжении 1943 г. Петтерссон продолжал пополнять коллекцию, выкупая у владельцев все, что имело отношение к космозерской мастерской. Тогда же, 30 марта 1943 г., Петтерссон обратился в администрацию Финской греко-католической церкви с просьбой передать для нужд музея приобретенные ранее у Абрамова архидиаконом Лео Касанко изображения икон, которые тот предполагал использовать в одной из открывающихся молельных комнат. Это были десять цветных литографий, по образцу которых Абрамов в 1914 г. расписал иконостас к тому времени сгоревшей церкви в д. Уницы [11] . Спустя месяц литографии были переданы в музей Янислинна с выплатой компенсации. Этот факт подтверждает особое отношение руководства к музейному проекту, подчеркивает его первостепенную важность. К тому времени у Л. Петтерссона сформировалась концепция экспонирования иконописной мастерской в музейном пространстве Центрального музея Восточной Карелии в Петрозаводске [12] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Тем временем, к лету 1943 г., в музее Петрозаводска скопилось более 950 различных предметов музейного значения. После перелома в противоборстве сил на фронте финским командованием было принято решение об эвакуации культурных ценностей. Около половины собрания было вывезено вглубь Финляндии. Беспокойство вызывала судьба мастерской Абрамовых. Как следует из письма интенданта музея провинции Хяме Г. Энгберга, для обеспечения безопасности коллекции Военное ведомство согласовало ее перевозку в музей г. Тампере [13] .

Следующее упоминание о предметах из мастерской Абрамовых датируется январем 1944 г. К Рождеству, 8 января 1944 г., в галерее Тайдехалли в г. Хельсинки планировалось открытие выставки из лучших эвакуированных произведений северной иконописи. Для экспонирования были отобраны 152 иконы из церквей и часовен Заонежья. В том числе предполагалось представить работы космозерских иконописцев. К открытию был издан каталог, в котором упоминались работы старшего и младшего Абрамовых: «Богоматерь Тихвинская» (49 х 38,5 см), «Зосима и Савватий Соловецкие» (47,5 х 37,5 см), «Крещение» (47,5 * 37,5), «Николай Чудотворец» (47,5 х 38) [14] . Кроме того, на выставочных подиумах должны были разместиться предметы из приобретенной коллекции, отражающие технологию создания иконы. Но в связи с кардинальным изменением ситуации на фронтах личным распоряжением главнокомандующего вооруженными силами Финляндии маршала Маннергейма открытие выставки было отменено, а тираж изданного каталога было рекомендовано уничтожить. Дальнейшая судьба иконописной мастерской Абрамовых остается неизвестна.

В настоящее время составить представление о собранной Петтерссоном коллекции возможно лишь по документальным источникам. Сохранилось несколько экземпляров описи предметов из мастерской Ивана Михеевича Абрамова. Один ее вариант под названием «Предметы из иконописной мастерской Ивана Михеевича Абрамова, приобретенные для музея в Петрозаводске за 8000 марок» [15] хранится в Национальном архиве Республики Карелия (НА РК). По-видимому, он был составлен при подготовке коллекции к эвакуации.

Этот список поражает обилием предметов. Документ содержит скрупулезное описание приобретенной коллекции Абрамовых, включающей иконы, прориси, инструменты и приспособления, принадлежавшие иконописцам. Всего в описи упоминаются 565 единиц хранения. Все полученные от Ивана Михеевича предметы были распределены на группы. В первую очередь это были различные иконы, затем описывалось оборудование, инструменты и вспомогательные материалы. Иконы в списке были поименованы, указаны размеры, описана их сохранность. Каждая икона была отнесена по степени ценности к категориям от 1 до 5. Открывали список старые иконы, которые были переданы иконописцу односельчанами для поновления (№ 1-49). Из них к высшей категории ценности были отнесены в том числе: икона с изображением Христа (№ 1. 24.5 х 32 см), икона «Богоматерь Казанская» (№ 6. 29, 5 х 34 см), икона с врезным распятием Христа (№ 35. 44 х 53 см. Крест утрачен).

В списке упоминались домашние семейные иконы Абрамовых, размещавшиеся на стенах иконописной мастерской (5 единиц хранения), в том числе икона «Богоматерь Тихвинская» (№ 52. 58 х 71,5 см). По комментариям в описи, она была свадебной иконой первой жены И. М. Абрамова, Натальи Петровны Спировой, скончавшейся ок. 1898 г.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Особый интерес представляет группа завершенных икон, принадлежавших кисти Абрамовых (№ 86-94): 1) Три иконы Михея Ивановича: «Деисусный чин», написан в 1860 г. для Петра Вавилина из Космозера (№ 86. 143 х 36 см); «Богоматерь Тихвинская» в киоте (№ 90. 62 х 88,5 см); «Георгий Победоносец», написана для жителя Кузаранды (№ 88. 31,5 х 36 см). 2) Пять икон Ивана Михеевича: «Спас Нерукотворный», ранняя работа, написана в 1882 г. в возрасте 13 лет (№ 92. 7,75 х 11,25 см); «Святые Фотиния, Василий, Марой и Татьяна»(.№ 87. 26х29,5 см); «Апостолы Марк и Андрей», написана для старосты деревни Пургино И. Соловьева (№ 94. 69 х 36 см); «Зосима и Савватий Соловецкие», написана в 1914 г. (№ 89. 27,5 х 32см); «Богоматерь Тихвинская», написана в 1919 г. для Юрия Максимова из деревни Космозеро (№ 91. 36 х 50,5см); «Неизвестный святой» (№ 93. 14,5 х 19 см).

Кроме того в опись были включены три старые семейные иконы из домашнего иконостаса Абрамовых. Написаны они были «в стиле Даниловского монастыря»: «Святая София» (№ 565. 28 х 36 см); «Успение Богоматери» (№ 564. 27,75 х 31,75 см); «Успение святой Анны с 12 клеймами» (№ 563. 31 х 35,5 см). Появление этой иконы в домашнем иконостасе Абрамовых могло быть не случайно, и было связано с памятью о младшей сестре Ивана Михеевича, Анне, с которой они были очень близки.

Значительную группу составляли иконы, находящиеся в процессе работы (№ 55-85): подготовленные к работе новые иконные доски; старые и новые иконные доски, грунтованные левкасом; незаконченные иконы, написанные на новых досках; незаконченные иконы, написанные на старых досках; иконы с не полностью восстановленной росписью.

Следующий блок материалов был связан с технологией создания иконописного образа. В эту группу входили 259 листов угольных и карандашных прорисей. Перечислялись многочисленные эскизы сюжетных композиции: образы Христа в различной иконографии; комплекс фигур святых (праотцов, пророков, в том числе и для иконостаса церкви в Унице); рисунки для богородичных икон в иконографии Знамения, Казанская, Тихвинская, Феодоровская; прориси икон праздничных, сложных по композиции икон, отдельных клейм, элементов и деталей. В эту группу так же были отнесены фрагменты орнаментов, тексты, скопированные со старых икон.

В группу вспомогательных материалов входили печатные издания и репродукции, которые собирались иконописцами как образцы для работы. Например, цветные изображения икон, которые были заказаны в 1914 г. в магазине Е. И. Фесенко в Одессе. Отмечалось, что по сходным образцам Абрамов расписал иконостас церкви в деревне Уница.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В следующих разделах описывались инструменты и оборудование для изготовления и левкашения иконных досок, приготовления темперных и масляных красок. Упоминалась в списке в том числе каменная плита (размеры: 27,5 х 19 х 3,5 см) и курант к ней, которыми растирали и смешивали составы красок. Была сделана пометка, что еще одна каменная плита была давно потеряна хозяином. Следует отметить, что она сохранилась в семье Абрамовых и в послевоенные годы поступила в собрание музея-заповедника «Кижи» (КП 3/18. Размеры: 4 х 58 х 45 см).

В документе также можно найти свидетельства обширных торговых связей Абрамовых. Каталоги продукции фабрик, упаковки для лаков, красок, химикатов демонстрируют, что иконописцы предпочитали работать с качественными тонкотертыми красками фабричного изготовления отечественного производства, в том числе фабрики братьев Васильевых. Пользовались также заграничными материалами немецкого, английского, французского, австрийского производства.

Знакомство с описью мастерской Абрамовых, составленной командой Л. Петтерссона, позволяет говорить о том, что это была ценнейшая коллекция, включающая не только живописные работы, но и семейные православные реликвии, иконы односельчан, профессиональный набор инструментов и оборудования. В конце XIX - начале ХХ в. космозерская мастерская представляла собой отнюдь не скромную деревенскую мастерскую, а хорошо оборудованное производство, позволявшее, следуя желаниям заказчиков, выполнять весь комплекс художественных работ по написанию икон в техниках темперной и масляной живописи и росписи бытовых предметов.

В настоящее время наиболее полное мемориальное собрание космозерских иконописцев хранится в фондах музея-заповедника «Кижи». Она насчитывает более 230 предметов. Значимая ее часть формировалась в послевоенное время. Это предметы, не покидавшие территорию Карелии, сохраненные в годы войны в космо- зерском доме иконописцев: несколько икон, книги, элементы оборудования мастерской, личные вещи иконописцев, образцы пигментов. В последующие годы собрание пополнялось в основном за счет даров наследников. Большая часть из них - предметы крестьянского быта, не связанные с иконописанием: мебель, орудия труда, детали костюма (обувь и одежда) и пр. [16]

До недавнего времени существовало мнение, что в октябре 1944 г. Финляндия возвратила в СССР вывезенные в годы войны культурные ценности, в том числе и предметы из мастерской Абрамовых, и в дальнейшем «коллекция погибла в условиях послевоенного разрушенного Петрозаводска». Но есть повод предполагать, что она могла остаться на территории Финляндии, будучи собственностью Военного ведомства. Возможно, в запасниках музеев или в частных собраниях хранятся следы той исчезнувшей коллекции. В атрибуции этих предметов может помочь опись под названием «Предметы из иконописной мастерской Ивана Михеевича Абрамова» из Национального архива Республики Карелия.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Литература

  1. Дудинова Т. Ю. Деятельность финских исследователей по изучению и сохранению памятников архитектуры и искусства на территории Заонежья в годы оккупации (1942-1944) // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле. Петрозаводск, 2014. С. 74-78.
  2. Мошник Ю. И. Изучение и музеефикация церковных ценностей Карелии в период финской оккупации 1941-1944 гг. // Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в судьбах народов и регионов / отв. ред. А. Ш. Кабирова. Казань, 2015. C. 628-639.
  3. Набокова И. И. Коллекция космозерских иконописцев Абрамовых в собрании музея-заповедника «Кижи» // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 2(25). С. 112-123. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.011. URL: https: //eurasia-art.ru/art/article/view/870.
  4. Петтерссон Л. Иконописная мастерская в Заонежье // Мильчик М. И. Заонежье: История и культура. Очерки. Фотографии. СПб., 2007. C. 152-159.
  5. Pettersson L. Aanisniemen ikonimaalari // Suomen kuvalehti. 1942. N 51-52. 19 joulukuuta.
  6. Pettersson L. Sotureita ja sankareita Ita-Karjalan ikonitaiteessa, Hakkapeliitan joulu. 1943.
  7. Pettersson L. Muutamia hiilipiirustuksia itakaijalaisen ikonimaalarin tyopajasta. Helsinki, 1943.
  8. takarjalaisia ikonimaalauksia: [taiteensuojelua sodan aikana] = Ostkarelska ikonmalningar: [konstskydd under kriget]: 1944 / Helsingin Taidehalli = Helsingfors Konsthall; [esipuhe: Lars Pettersson]. [Helsinki]: Helsingin Taidehalli, 1944. 37 s.
  9. Pimia Tenho. Sotasaalista Ita-Karjalasta: suomalaistutkijat miehitetyilla alueilla 1941-1944. Helsinki: Ajatus Kirjat, 2007. 403 s.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф