Гусева М.М.
Скатерёдка узорная. Скатерти из коллекции музея-заповедника «Кижи», изготовленные в технике многоремизного ткачества
@kizhi
Аннотация: В собрании кижского музея хранятся более 100 скатертей, изготовленных, в основном, русскими Заонежья, Пудожья, Каргополья и карелами Олонецкого района в технике многоремизного ткачества. Статья посвящена некоторым секретам составления схем заправки ткацкого станка для ткачества на множестве подножек, многообразию орнаментальных мотивов, декоративному убранству скатертей.
Ключевые слова: Кижи; скатерть; многоремизное ткачество; детали ткацкого станка;
Summary: The collection of the Kizhi Museum contains more than 100 tablecloths made mainly by the Russians from Zaonezhye, Pudozhye, Kargopolye regions and the Karelians of the Olonets region using the technique of multishaft weaving. The article will be devoted to some secrets of drawing up schemes for the preparation of a loom for weaving on many steps, a variety of ornamental motifs, and decorative decoration of tablecloths.
Keywords: tablecloth; multi-shaft weaving; details of a weaving loom;
В данной статье речь пойдет об удивительном предмете крестьянского быта - скатертях. Скатерть (местное название: скатерёдка, скатерётка - рус., puhkin - южные карелы, skuatteri - северные карелы, pihkin, пю- хкин - вепс.) в Олонецкой губернии изготавливали на ткацких станках прямоугольной формы из льняного полотна - точива или, как называли в Пудожье и Заонежье, «льна по льну» и «тонкого» [1] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В народной традиции скатерть составляла единое целое со столом [2] , была признаком достатка семьи, скатерть берегли, если она прохудилась, т.е. нарушалась целостность, грозящая благополучию семьи, ее сжигали.
Скатерть - непременный атрибут не только повседневной жизни крестьян, но и объект праздника, ритуала, обряда. Традиция заворачивать пироги, блины, рыбники в скатерть была в Прионежском районе Карелии [3] , накрывать в несколько раз сложенной скатертью хлеб - традиция карелов [4] , поэтому скатерти были белыми, чтобы их можно было легко отстирать в щелоке.
Издавна узорные ткани ткали на множестве педалей. Новгородские археологические находки говорят об умении новгородцев X-XII вв. создавать ткани в технике не только полотняного, но и саржевого переплетения [5] . Находки текстиля X-XIII вв. в приладожских курганах юго-восточного побережья Ладожского озера подтверждают, что населяющие эту территорию люди также владели техникой многоремизного ткачества [6] (рис. 1). Следовательно, уже в Средние века женщины Олонецкой губернии владели знаниями по созданию узорных тканей.
Рассмотрим тканые узоры скатертей фондового собрания музея-заповедника «Кижи». В коллекции музея хранятся 136 скатертей и 5 скатертных холстов, датируемых концом XIX - началом ХХ в. (38 скатертей) и 1910-1940-ми гг.; происходят они не только из районов современной территории Карелии, но и из соседних с ней регионов (табл.).
В Олонецкой губернии бытовали повседневные, праздничные, воскресные и посажные скатерти. Они выполнялись в технике полотняного переплетения и многоремизного ткачества в 2-4 тресты [7] . В собрании музея насчитывается 39 трёст, на боковых планках которых делались насечки по количеству пасм в бёрде, практически все из них имеют 10 засечек с одной стороны и знак [Х] с другой - вероятно, это латинская цифра 10. На бёрде ткацкого стана сектора ремесел в экспозиции дома Ошевнева на острове Кижи на обеих боковых планках сделаны насечки для двух разных узоров (рис. 2). Ширина скатертной тресты варьировалась от 32,5 до 50 см. Основа для скатертей готовилась чаще всего в 20 пасм (600 нитей) и заправлялась по 2 нити в зуб бёрда, такая ткань называлась «двузубица».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Работа по выработке полотна на множестве педалей требовала большого труда, природной смекалки, сложных математических расчетов [8] . Рассчитывать будущий узор приходилось на стадии заправки ткацкого стана, что требовало от мастерицы внимательности и хорошей памяти. К большому сожалению, ни один информант не рассказал участникам музейных экспедиций о секретах запоминания схемы заправки нитей на разные узоры.
У вепсов узорные скатерти назывались «poimda» (ткать узорами); «poimdut pyhkin» (скатерть, сотканная узорами) [9] ; у карелов - «poimittu puhkin»11 (poimia - ткать узорами); у русских Пудожья скатерти просто называли «на трех кипах» (нитяницах), «ряднина», «клетчатина», пяти-, восьмиподножница - с крупными клетками, «забранинные двухластные» (информант М. В. Кузьмина, д. Каршево) [10] . Двухластные скатерти (информант М. Д. Петунова, д. Каршево) ткали с помощью маленьких ластежек - палочек, которыми отсчитывали узор, проводили в зев набранного узора уточную нить и «прихлапывали» (информант Т А. Баранова, д. Филимониха) [11] .
На четырех ремизках (нитченках - заон., нитяницах - пуд.) вырабатывали полотна саржевого переплетения (ряднина - заон., ряднина - пуд. [12] ). Главным отличием этого переплетения является рубчик, направленный по диагонали с разным наклоном. В коллекции музея имеются скатерти саржевого переплетения нескольких вариаций:
Саржа 2/2. Нити основы заправляются в ремизки по схеме (1, 2, 3, 4) х N, где N равно любому количеству раз (рис. 3), а сами ремизки связываются между собой по парам траверсами. Первая и вторая пара ремизок соединяются с верхним блочком-кружком, одеваемым на навершник. В коллекции музея насчитывается 43 блочка и 6 блоков-колесиков с отверстием посередине.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В Средние века для узорного ткачества использовали собачки и коромысла, каждая пара нитченок подвязывалась к собачкам, которые крепились к коромыслу. Для ткачества трех- и пятиремизных тканей использовали коромысло со смещенным центром, к короткому краю которого крепилось 2 нита, закрепленных между собой собачкой [13] (рис. 4). В коллекции музея-заповедника нет ни одного коромысла и собачки, хотя, несомненно, эти ткацкие приспособления использовались в Олонецкой губернии ранее.
Ломаная саржа - рисунок, который вырабатывается асимметричной заправкой нитей основы (1, 2, 3, 4) х N, (3, 2, 1, 4) х N, где N равно любому числу. При одном заправочном рисунке и при смене хода подножек можно получить множество разных узоров в виде полос, «елочки» [14] , ромбов, клеток (рис. 5).
Для выработки полос нити основы заправляются по рис. 5, б и для «елочки» - по рис. 5, а, ход подножек для этих рисунков всегда одинаковый (1, 2, 3, 4) х N. При смене хода по подножкам (1, 2, 3, 4) х N, (3, 2, 1, 4) х N и т.д. по рис. 5 получается уже ромбический узор, чтобы ромбы были одинаковыми по величине, N должно быть всегда равно одинаковому количеству раз.
На 4-8 педалях можно было соткать любой узор на ткани. Вариаций узоров было довольно много. Одной из самых распространенных была «клетчатина» [15] . Узор такой ткани образовывался из сочетания мелких шашечек, выстроенных в различные узоры: «решеточки», «круги», «пряники», «денежки» [16] , карелы и вепсы называли свои узоры «окошечками», «шашками», «рамками» [17] .
Шашечки получаются за счет уточного настила поверх 5-7 нитей основы (или основного поверх 5-7 уточных нитей) дважды или трижды через ряд (рис. 7). Расположенные в шахматном порядке, шашечки образовывали узор в виде сот, ткань «сотами» получалась очень плотной.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
На тканях с крупными ажурными узорами шашечки-стяжки группируются в ширину, длину или по диагонали, образовывая прямоугольники, ромбы, овалы и своеобразные ажурные «сеточки». Ажурный узор получается из-за стягивания настила шашечек, который формирует небольшие просветы на ткани. Одним из самых распространенных узоров «клетчатины» являются крупные шашки. Сгруппированные в квадратную фигуру шашки по 4 или 9 стяжек образуют рисунок «шахматной доски», вдавленные квадратные участки полотняного переплетения визуально смотрятся как круги, и поэтому этот рисунок можно назвать «круги».
Узор «решетка» формируется группой квадратов в обрамлении узких прямоугольников. Фактура узора «окошечки» заключается в 4 квадратах полотняного переплетения, заключенных в ажурную решетку (рис. 8).
Невероятно сложные по исполнению ткани с комбинированным рисунком «квадраты, прямоугольники с ромбами» и «сложный узор с сочетанием всех фигур». Для выработки ромбического узора каждая шашечка-стяжка смещается от основного рисунка квадрата или прямоугольника по диагонали. Так называемая «вось- миподножница» как раз и содержала в себе узор с диагональной фактурой. На каждый фрагмент ромба требуется отдельная пара нитченок, а больше 8 педалей на олонецкие станки не подвязывали, не позволяла ширина станка, поэтому все диагональные стяжки выполнялись с помощью ластежек, как это описывали информанты из деревень Каршево и Филимониха. На набор рисунка тратится не так много времени, потому что глаза легко замечают нити будущего узора.
Дополнительными украшениями скатертей была вязанная крючком прошва, которая вшивалась посередине вдоль всей длины скатерти, а торцевые края скатертей украшались полосой браного двухуточного ткачества, вышивкой или вязанными крючком кружевами. Браные узоры у русских Пудожья и Каргополья, у олонецких и сегозерских карелов применялись самые разнообразные: косые кресты, ромбы с крючками и без, звезды, сложные фигуры, заключенные одна в другую. Для украшения скатертей вышивкой применялись две техники: «белым по белому» в технике «настил по сетке» с растительными, геометрическими и зооморфными мотивами орнамента и «красным по белому» в технике «креста», орнамент которого заключает в себя ромбы с крючками, перечеркнутыми косыми крестами.
Красота и изысканность ажурных скатертей, их переливчатые фактурные поверхности (от блестяще-серебристой к матово-жемчужной) не могут не восхищать современных людей. Понимание премудрости предков и поиск путей восстановления схем ткачества - задача следующего этапа исследования.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Литература
- ГусеваМ.М. Традиции ткачества Олонецкой губернии конца XIX - начала ХХ в. Петрозаводск, 2011.
- Иванова Л. И. Тапиола и Хийтола: два лесных царства карельской мифологии // Рябининские чтения - 2011: Материалы VI научной конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 2011. С. 55-58.
- Калашникова Р. Б. «Крестьянские мемуары» (из фольклорного архива музея-заповедника «Кижи») // Кижский вестник. Петрозаводск, 2003. № 8. С. 150-181.
- Косменко А. П. Традиционный орнамент финноязычных народов Северо-Западной России. Петрозаводск, 2002.
- Кочкуркина С. И., Орфинская О. В. Приладожская курганная культура: технологическое исследование текстиля. Петрозаводск, 2014.
- СавенковаМ.М. Реконструкция процесса ткачества на горизонтальном станке в средневековом Новгороде (по материалам Новгородской археологической экспедиции) // Археологические вести. 2010-2011. СПб., 2011. № 17. С. 169-183.
- Трифонова Л. В. Традиционный интерьер избы пряжинского карела-ливвика из окрестностей Ведлозера начала XX века // Кижский вестник. Петрозаводск, 2009. № 12. С. 21-26.
- Цветкова Н. Н. Искусство ручного ткачества. М., 2014.
- [1] Научный архив Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи». Ф. 1. Оп. 3. Д. 1900. Л. 14 (Отчет об экспедиции в Пудожский район 1985 г. О. А. Набоковой); Ф. 1. Оп. 3. Д. 1873. Л. 10 (Беседы с жителями Заонежья по теме «Выращивание и обработка льна в Карелии» О. А. Набоковой. 1985-1987 гг.).
- [2] Иванова Л. И. Тапиола и Хийтола: два лесных царства карельской мифологии // Рябининские чтения - 2011: Материалы VI научной конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 2011. С. 56. Стол - важнейший центр крестьянской избы, карелы и сейчас называют стол «Jumalan kammen» («ладонь Божья»).
- [3] Ф. 1. Оп. 3. Д. 1899 (Отчет об экспедиции в Прионежский район 1981 г. О. А. Набоковой. Л. 11).
- [4] Трифонова Л. В. Традиционный интерьер избы пряжинского карела-ливвика из окрестностей Ведлозера начала XX века // Кижский вестник. Петрозаводск, 2009. № 12. С. 23.
- [5] Савенкова М.М. Реконструкция процесса ткачества на горизонтальном станке в средневековом Новгороде (по материалам Новгородской археологической экспедиции) // Археологические вести. 2010-2011. СПб., 2011. № 17. С. 169.
- [6] Кочкуркина С. И., Орфинская О. В. Приладожская курганная культура: технологическое исследование текстиля. Петрозаводск, 2014. С. 13-17.
- [7] В Заонежье и Пудожье ширину полотна называли трестой, по названию бёрда в виде гребня. Бёрда были разными по ширине: «десятерик» (10 пасм), «осьмерик» (8 пасм), «семерик», «пятерик». СавенковаМ. М. Реконструкция процесса ткачества... С. 114.
- [8] Гусева М. М. Традиции ткачества Олонецкой губернии конца XIX - начала ХХ в. Петрозаводск, 2011. С. 6.
- [9] Косменко А. П. Традиционный орнамент финноязычных народов Северо-Западной России. Петрозаводск, 2002. С. 134.
- [10] Ф. 1. Оп. 3. Д. 1900. Л. 24.
- [11] Ф. 1. Оп. 3. Д. 1873. Л. 10; Ф. 1. Оп. 3. Д. 1901. Л. 19.
- [12] Савенкова М.М. Реконструкция процесса ткачества... С. 179.
- [13] Там же. С. 180.
- [14] ЦветковаН. Н. Искусство ручного ткачества. М., 2014. С. 23.
- [15] Ф. 1. Оп. 3. Д. 1901. Л. 32, 37; ЦветковаН. Н. Искусство ручного ткачества. С. 23.
- [16] Там же.
- [17] КосменкоА. П. Традиционный орнамент финноязычных народов... С. 134.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.