Быкова Е.В. (г.Киров), Поздеев В.А. (г.Киров)
«Широкий путь» и «каталог наказаний» в старообрядческом рукописном Цветнике начала ХХ века из собрания Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена
@kizhi
Аннотация: Старообрядческий лицевой рукописный Цветник выполнен в начале XX в. и включает 81 книжную миниатюру. Происхождение Цветника - из деревни Мелетские Горки Малмыжского района Кировской области, где проживали старообрядцы-беспоповцы федосеевского согласия. В рукописи представлены уникальные нарративные авторские тексты о греховных деяниях человека, составленные по текстам Святых Писаний, и 81 книжная миниатюра, выполненная в традициях северной (вологодской) книжной миниатюры XIX - начала ХХ в.
Ключевые слова: старообрядческая лицевая рукопись; старообрядчество; настенный лист; лубок; визуальный нарратив; книжная иллюстрация;
Summary: The Old Believers' Illuminated manuscript Cvetnik was made at the beginning of the XX century and includes 81 book miniatures. The origin of the Cvetnik from the village of Meletskiye Gorki of the Malmyzhsky district of the Kirov region, where the Old Believers-bespopovtsy of Fedoseevsky consent lived. The manuscript presents unique narrative author's texts about the sinful deeds of man, compiled according to the texts of the Holy Scriptures, and 81 book miniatures made in the traditions of the northern (Vologda) book miniatures of the XIX - beginning XX centuries.
Keywords: Old Believer Illuminated manuscript; Old Believers; Lubok; visual narrative; book illustration;
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00908 https://rscf.ru/project/23-28-00908/. «Визуальный контент в современных конфессиональных общинах России».
В XIX в. Цветники получили широкое распространение в староверческой среде Вятской губернии. Духовный цветник - это сборник старообрядческих сочинений непостоянного состава, посвященных человеческой душе. В среде староверов беспоповского согласия Волго-Вятского региона по содержанию встречаются два типа Цветника: первый носит эсхатологический характер с ожиданием прихода антихриста. Во втором помещались статьи о поисках путей спасения души, апокрифические рассказы о мытарствах души, патерико- вые рассказы и повести из «Великого зерцала» о земной греховной жизни и поддержании праведной [1] . Чтение Духовных цветников можно рассматривать как «душевное врачевание», необходимое для каждого человека, постоянно заботящегося о своей вечной душе, о ее судьбе после телесной смерти, которая напрямую зависит от поведения и заслуг человека во время земной жизни.
Старообрядчество на Вятской земле появляется уже в XVII в. В XIX в. на этих землях сформировались большие старообрядческие общины беспоповского и поповского согласия. Каждое старообрядческое согласие формировало концепцию веры на основе интерпретации Священного Писания. Исторически сложилось так, что ментальность староверов беспоповского согласия направлена на самоизоляцию культуры со своими обрядами, традициями, эстетическими нормами, вкусами, отраженными в книжной и визуальной культуре.
В 2017 г. уникальный экземпляр лицевой рукописи был обнаружен экспедицией Вятского государственного университета в Кильмезском районе Кировской области. Лицевая рукопись была приобретена в деревне Мелетские Горки Малмыжского района Кировской области, где проживали старообрядцы-беспоповцы федосеевского согласия. Сегодня деревня нежилая, жители переехали в Малмыжский и Кильмезский районы Кировской области, а также в республики Удмуртию и Татарстан. Отдаленность от губернского и уездного центра позволяла старообрядцам собирать большие библиотеки запрещенных по содержанию как старопечатных, так и рукописных книг.
В дальнейшем рукопись была передана в Областную библиотеку им. А. И. Герцена [2] (сокр. КОУНБ им. А. И. Герцена). Текст рукописи написан чернилами полууставом и скорописью. Книжные миниатюры с карандашной прорисовкой раскрашены темперой и акварелью. В рукописи представлены уникальные нарративные авторские тексты о греховных деяниях человека, составленные по текстам Святых Писаний, имеется 81 иллюстрация (выполнены в традициях северной (вологодской) книжной миниатюры XIX - начала ХХ в.). По стилистике изобразительного языка и техники исполнения, а также подбора содержания рукопись близка к подобному образцу из коллекции Чуванова в Библиотеке Академии наук [3] , выполненного в мастерской Каликиных в Вологодской губернии. Эта мастерская была популярна в старообрядческой среде поморского согласия в XIX - начале ХХ в.
Тема загробного воздаяния - один из лейтмотивов рисованных картинок в рукописи. Один из источников Цветника - рукописные лицевые старообрядческие Синодики, которые посвящали «не общим судьбам мира и человеческого рода, а более частным вопросам: судьбе каждого конкретного человека по смерти и ожидающему его воздаянию» [4] . В старообрядческом Цветнике представлено иллюстративное комментирование Евангелия от Матфея в доктринальной форме: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф. 7:13,14).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Содержание текстов различных преданий подробно описывает и комментирует «широкий путь» в различных жизненных проявлениях. Забота о повседневной жизни должна отступить перед заботой о Царстве Божьем. Различные степени личного преобразования основывались на доверии к Богу. В рукописи изображение мирянина, идущего по наклонной диагональной линии жизненного пути, свидетельствует о конце грешника. Эсхатологические мотивы «широкого пути» иллюстрируются рисунками, в которых авторы пытаются вложить узнаваемые ситуации адских мучений. Движение по «широкому пути» заканчивается миниатюрой «Час смертный», и далее подробно раскрываются мучения грешника, идущего по «широкому пути».
Визуальный образ «широкого пути» представлен последовательно сменяющимися картинами и сюжетными линиями с л. 41 по л. 47 и включает 5 миниатюр, сопровождаемых краткими комментариями. Так, на л. 42-42об. приводится текст: «А сей отречеся жены ради Господня звания. Сего ради и связан бысть печалию о жене, якоже сказуют преподобный Ефрем и святый Григорий, и влеком бысть ею и дияволом пореваем на широкий и пространный путь, который ведет в муку вечную». На рисунке изображается дьявол, погоняющий плетью священника, отказавшегося от монашества, после смерти которого жена уводит его в ад (рис. 1).
Мучения грешников в разных «отсеках» преисподней - одна из популярных тем, распространенных в старообрядческих рукописях. В рукописи открывается своеобразный каталог грехов из 37 миниатюр: «сия мука клеветникам» (л. 49), «сия мука тщеславным» (л. 52), «сия мука волхвам» (л. 53), «сия мука блудников» (л. 55), «сия мука льстивым» (л. 56), «сия мука осуждающего друга своего» (л. 58), «сия мука сластолюбцем» (л. 60), «сия мука лицемерам» (л. 62), «сия мука блудницам и душегубицам» (л. 64) (рис. 2), «сия мука завистникам» (л. 65), «сия мука пьяницам» (л. 70), «сия мука разбойникомъ» (л. 74) и т. д.
Смысл мук разъясняется подписями, которые идентифицируют грех. Изображения носят явно дидактический и назидательный характер. Сопоставление визуального и текстового контента сборника дает возможность выявить особенности стиля письма и рисунков. При этом изобразительный язык очень лаконичен, лишен деталей, это позволяет утверждать, что автор использовал лубочные картинки как источник для создания визуального ряда. Однако используется и традиционная христианская символика из рукописей лицевых Синодиков, а также древнерусские лицевые сюжетные книги.
В экспедиционных исследованиях в старообрядческие поселения Кильмезского района Кировской области были записаны воспоминания местных жителей, которые комментировали, как воспринимались содержание и иллюстрации книги. Один из информантов вспоминал, что в детстве бабушка воспитывала их, показывая книги со страшными картинками, и рассказывали о наказаниях за грехи. Таким образом, в старообрядческой культуре роль визуального образа очень важна и сохраняется в современной книжной иллюстрации, в рукописных книгах и лубочных картинках.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Модернизация мирской жизни способствовала отклонению от истинной веры и праведного «узкого» пути. Эта проблема до сих пор остается актуальной в среде староверов-часовенных на Енисее [5] .
Визуальный образ жизненного пути имеет глубокий символический смысл: как образ жизни и самодостаточная конечная сущность, выход за рамки обыденности и повседневности, раскрывающая эсхатологические и сотериологические установки мировоззрения староверов беспоповских согласий. Этим объясняется появление в старообрядческой культуре евангельского наставления и визуальной трактовки «широкого пути» в лицевых рукописях и лубочных картинках. Лицевой рукописный Цветник предстает как визуальный сценарий программы жизненного пути и осознания греховности и воздаяния.
Литература
- Бубнов Н. Ю. Лицевые старообрядческие Цветники (по материалам Библиотеки РАН) // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей БАН. СПб.: БАН, 2006. С. 119-147.
- Быкова Е. В., Костров А. В. «Широкий путь» в сознании старообрядцев Енисея: современная народная картинка о процессах глобализации // Традиционная культура. 2018. Т 19, № 2. С. 53-63.
- Быкова Е. В., Костров А. В. Старообрядческий лубок «Две дороги - два пути»: комментированное прочтение визуального образа. Киров: Кировская обл. тип., 2019. 192 с.
- Быкова Е. В., Наговицына М.П. Старообрядческое искусство в Волго-Вятском регионе. Киров, 2016. 240 с.
- [1] Быкова Е.В., НаговицынаМ. П. Старообрядческое искусство в Волго-Вятском регионе. Киров, 2016. С. 55-56.
- [2] Цветник: сборник старообрядческий нач. XX в. с лицевыми миниатюрами. Автограф. 120 л., 81 миниатюра (КОУНБ им. А. И. Герцена. Отд. редких книг. Рукопись № 255).
- [3] БАН. Собрание Чуванова. № 244. См.: Бубнов Н. Ю. Лицевые старообрядческие Цветники (по материалам Библиотеки РАН) // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей БАН. СПб.: БАН, 2006. С. 119-147.
- [4] Быкова Е. В., Костров А. В. Старообрядческий лубок «Две дороги - два пути»: комментированное прочтение визуального образа. Киров: Кировская обл. тип., 2019. С. 54.
- [5] Быкова Е. В., Костров А. В. «Широкий путь» в сознании старообрядцев Енисея: современная народная картинка о процессах глобализации // Традиционная культура. 2018. Т 19, № 2. С. 53-63.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.