Приображенский А.В. (г.Санкт-Петербург)
Состав и источники «словаря оленеводческой лексики севера Карелии» Vkontakte@kizhi

Аннотация: Статья посвящена проекту историко-этнографического словаря оленеводческой лексики XVIII-XX вв., относящейся к северу Карелии. Подробно характеризуются архивные и опубликованные источники словаря, группы оленеводческой лексики русских говоров Карельского Поморья, рассматривается структура словарной статьи, включающей параллельные наименования из севернокарельских говоров карельского языка.

Ключевые слова: север Карелии; словарь лексики оленеводства; состав словника; опубликованные и архивные источники;

Summary: The article is devoted to the project of a historical and ethnographic dictionary of reindeer herding vocabulary of the XVIII-XX centuries, related to the north of Karelia. Archival and published sources of the dictionary, groups of reindeer-breeding vocabulary of Russian dialects of Karelian Pomorje are characterized in detail, the structure of the dictionary entry, including parallel names from the North Karelian dialects of the Karelian language, is considered.

Keywords: north of Russian Karelia; dictionary of reindeer husbandry vocabulary; dictionary composition; published and archival sources;

«Словарь оленеводческой лексики севера Карелии» будет включать русскую лексику оленеводства, которая употреблялась в Кемском, Лоухском и Кандалакшском [1] районах, а также исторические и этнографические сведения о традиционном, колхозном и совхозном оленеводстве на севере Карелии. Материалы, использованные в словаре, охватывают поселения, где живут преимущественно русские: Киппоиха (совхоз), Ковда Кандалакшского района, Кемь, Гридино, Калгалакша, Поньгома Кемского района, Кереть, Черная Река, Чупа-пристань Лоухского района. Для сопоставления в словаре планируется привести и материалы поселков и деревень с карельским населением: Воньга, Пильдозеро Кемского района, Кестеньга, Ламбасгуба, Софьянга Кес- теньгского района, Нильмозеро, Соностров Лоухского района [2] . В этой связи в конце каждой словарной статьи после знаков | = будут даны параллельные наименования из севернокарельских говоров собственно карельского наречия карельского языка.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В словаре будут представлены следующие группы оленеводческой лексики: дифференцирующие названия оленей по полу и возрасту (олень, бык, важенка, вонделка, гирвас, олениха, третъяк, телёнок, урак), породы оленей (ижемская, лопарская, карельская, поморская), наименования средств передвижения и их частей (болок, дровни, кережа, чуни, тормоза к чуням), оленьей упряжки и ее частей (хомут, тягло, дерева, вертлюги, баклуша, губа, зазголовье), болезней оленей (копытка, сухой ветер), наименования владельцев-погонщиков и пастухов оленей (райник, оленщик), построек для содержания оленей (изгородь, олений пригон, огорода), действий с оленями (избиваться, иматъ, ловить, поимка, оленья хватка) и др.

Словарная статья будет включать слово в начальной форме, грамматические пометы, толкование, иллюстрации из деловых документов и диалектных словарей, которые свидетельствуют об особенностях той или иной реалии и часто содержат количественные данные. Дается краткая этимологическая справка (в случае необходимости), указываются населенные пункты, в которых зафиксировано слово, а также источники и год фиксации.

В справочном разделе словаря планируется поместить статьи с энциклопедической информацией о влиянии на оленеводство в Карелии различных исторических событий (Первая мировая война, «Карельская авантюра», Советско-Финляндская война, Великая Отечественная война, коллективизация, репрессии), других народов (саамы, коми-ижемцы, финны), о населенных пунктах, колхозах и совхозах, где держали оленей, об ученых-исследователях карельского и поморского оленеводства и т. д.

Точные хронологические рамки историко-этнографического словаря оленеводческой лексики севера Карелии охватывают период с XVIII до середины 1970-х гг., хотя заимствование карелами оленеводства от саамов, а от карелов русскими предположительно относят к XVII в. [3] . Однако в памятниках письменности Карелии XV-XVII вв. нет сведений о домашних оленях. Грамота царя Алексея Михайловича Кольскому воеводе Эверлакову от 11 октября 1669 г. свидетельствует, что до появления домашних оленей зимой керецкие бобыли казну возили на себе кережами или ходили на лыжах, так как на лошадях проехать было невозможно [4] .

В качестве дополнительного справочного материала и при определении семантической структуры слова в словаре будут использоваться самые разные опубликованные и архивные источники. Рассмотрим подробнее наиболее существенные из них. Первое описание специфики оленеводства у поморов и карелов содержится в «Поденной записке» 1785 г. Г. Р. Державина [5] . Этнограф Н. Камкин в 1880 г. подробно описал езду на домашних оленях в северных частях Карелии, оленью упряжь, райду и кережу [6] . Л. Капица приводит результаты обследования оленеводства Карелии и западного побережья Белого моря в 1921 г., в том числе и статистические данные о количестве оленей по населенным пунктам [7] . Зоолог А. Н. Сегаль рассматривает историю оленеводства в Карелии до конца 1950-х гг., отмечая, что южная граница оленеводческой области проходила до Великой Отечественной войны на параллели Кеми и Ухты [8] . Финский этнолог Ю. Кортесалми в этноисторическом исследовании оленеводства у карелов приходит к выводу о том, что корни его находятся в Финляндии [9] . Этнографические работы последних десятилетий обращают внимание на особенности оленеводства и оленьего транспорта у русского населения Карельского берега Белого моря на фоне других локальных групп русских [10] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Основными источниками словаря послужат деловые документы XIX - середины 1970-гг. из фондов Национального архива Карелии (далее - НА РК).

Наиболее ранние архивные источники - судебные дела об убийствах и кражах карелами из деревень Лайдосалмы и Оланги Кундозерского общества домашних оленей, принадлежащих финляндским крестьянам. Карельские крестьяне объясняли свои действия тем, что финляндцы ежегодно отпускали свои оленьи стада на русскую землю, что приносило большой убыток карелам в связи с потравою сенных стогов [11] .

Незнание местных транспортных особенностей властями Кемского уезда приводило к чиновничьим злоупотреблениям. Так, в переписке уездного суда содержатся сведения о проступках бывшего пристава 3-го стана Кемского уезда Г. Раввинова, который, зная, что много лет ни при обывательской станции, ни в селе Гридино ни одной лошади нет, а гоньба производится на оленях, выдал содержателям удостоверение на право получения денег за исправное содержание Гридинской станции. При этом обязательство по контракту на 3-летие с 1878 г. содержать при станции трех лошадей и три зимние повозки выполнено не было [12] .

Значительный интерес представляют документы периода Гражданской войны и «Карельской авантюры» 1921-1922 гг. - переписка об организации оленьего обоза в Кемском уезде для обслуживания войсковых частей, об использовании оленей при перевозке военных грузов и для обслуживания хозяйственных нужд волостей [13] и т. п. При этом покупка оленей для военного транспорта производилась у лопарей и ижемцев села Ловозеро Мурманской губернии, а оленьих саней, хомутов и сбруи - в селах Кандалакшского района. В качестве натуральной оплаты использовались хлеб, соль, мануфактура, кожа, спички и мыло [14] . По окончании военных действий в Карелии олени Карвоенревкома и воинских частей (так называемые государственные олени) были проданы и переданы нуждающимся гражданам города Кеми и Кемского уезда по их заявлениям [15] .

Ценными источниками словаря являются отчеты об обследовании оленеводства в Кемском и Ухтинском уездах, которое было осуществлено по инициативе Наркомата земледелия Карелии уездными агрономами в 1925 и 1926 г. [16] . В данных отчетах рассматривается состояние оленеводства на севере Карелии, приводятся статистические сведения о его динамике, дается информация о специфике содержания и эксплуатации оленей на данной территории, их биологических особенностях и т. п.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Наибольшую информативность об оленеводстве и оленеводческой лексике имеют документы колхозов Кемского и Лоухского районов. Среди них протоколы производственных совещаний, заседаний правления и общих собраний, годовые и статистические отчеты колхозов «Победа» (Гридино), «12-ая годовщина Октября» (Калгалакша), «Красный рыбак» (Кереть), «Буря» (Черная Река), «Заря» (Чупа), «Красный Маяк» (Соностров) и др. Помимо нарицательной оленеводческой лексики всех тематических групп, в них представлены и клички колхозных оленей: Лукашик, Воробей, Ванько, Шура, Седой, Смирный, Грозный, Тихий, Урак, Щит, Вачун, Упор, Фик, Сиска - самцы; Малина, Роза, Ныря, Частуха, Семья, Мура, Ира, Филка - самки (Калгалакша, 1940 г.), Татьяна, Чернуха - важенки (Гридино, 1968 г.) [17] и т. п. Следует отметить, что в поморских селах Гридино и Калгалакша в зимний период олень как ездовое животное использовался не только для различных хозяйственных нужд, но и для перевозки почты [18] .

Таким образом, на материале опубликованных и архивных источников будет создан историко-этнографический словарь оленеводческой лексики севера Карелии XVIII-XX вв. В словаре будут представлены различные тематические группы данной лексики, исторические и этнографические сведения о традиционном, колхозном и совхозном оленеводстве на севере Карелии, об ареале диалектного слова с четкой локализацией вплоть до населенного пункта и времени его фиксации в документе.

Литература

  1. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1842. Т. 4.
  2. ВасильевМ.И. Русский олений транспорт в XIX - первой трети XX в. // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 2. История. 2008. Вып. 4. Ч. 1. С. 170-177.
  3. Камкин Н. Архангельские карелы. Этнографический очерк // Древняя и новая Россия. 1880. Т. 16, № 2. С. 301-302.
  4. Капица Л. Материалы к изучению оседлого оленеводства Карелии и западного побережья Белого моря // Известия Общества изучения Карелии. 1924. № 1. С. 3-13.
  5. Козьмин В. А. Оленеводство у русских // Проблемы археологии и этнографии. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 1997. Вып. 5. С. 115.
  6. Поденная записка, учиненная во время обозрения губернии правителем Олонецкого наместничества Г. Р. Державиным // Эпштейн Е. М. Державин в Карелии. Петрозаводск: Карелия, 1987. С. 89-133.
  7. Приображенский А. В. Отражение оленеводческой лексики в топонимии Карелии // Ономастика Поволжья: Материалы XIX междунар. науч. конф., посвященной 220-летию со дня рождения В. И. Даля / науч. ред. Е. Н. Бекасова, В. И. Супрун; сост. П. А. Якимов. Оренбург: Оренбургская книга, 2021. С. 214-219.
  8. Сегаль А. Н. История северного оленя и оленеводства в Карелии // Северный олень в Карельской АССР (морфология, систематика, экология, физиология, вопросы оленеводства). М.; Л.: Наука, 1962. С. 41-57.
  9. Kortesalmi J. J. Pohjois-Vienan poronhoito: Talonpoikien poronhoidon alue, ominaislaatu, ika, alkupera ja kehityslinjat vuoteen 1922. Helsinki, 1996. 566 s.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф