Минеева И.Н. (г.Петрозаводск)
Почитание прп. Кассиана Муезерского в Карельском Поморье
@kizhi
стр. 112На юго-западе Беломорского района, на озере Муезере, находится труднодоступный о. Троицы. Согласно историческим разысканиям, в конце XVI в. на о. прп. Кассиан Муезерский основал Муезерский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы. В начале XVII в. на острове монахами был возведен еще один храм святителя Николая, затем часовня Спаса Нерукотворного, срубленная над двумя огромными по-клонными крестами высотой около четырех метров [1] . После успения прп. Кассиана Муезерского над его мощами была возведена часовня-гробница, сохранившаяся до сих пор благодаря стараниям наместников из Кемского мужского Благовещенского монастыря Новомучеников и исповедников Российских и православным паломникам, бережно относящимся к святыням.
Прп. Кассиан Муезерский выделяется из общего числа святых Русского Севера прежде всего своей неизвестностью и загадочностью. Как указывается на сайте Международного дайджест-проекта о Соловках «Соловки – энциклопедия», время и обстоятельства жизни подвижника неизвестны. Неизвестным остается также время и место его канонизации [2] . В разных молитвословниках представлены противоречивые данные, указывается XVI или XVII вв. Прп. Кассиан Муезерский внесен в собор Соловецких [3] и Новгородских святых [4] . Священномученик Никодим (Кононов), архиепископ Белгородский, в «Архангельском Патерике» писал: «Кассиан был иноком Соловецкого монастыря, подвизался и скончался на острове Шуе, в Кенском крае...» [5] . «Мощи преподобного Кассиана были перенесены в Антониево-Сийский монастырь пр. Феодосием Сийским в годы его игуменства» [6] . Сейчас мощи святого обретены верующими в ином месте, на о. Троицы [7] .
Несмотря на то, что исторических сведений о прп. Кассиане Муезерском сохранилось мало, все же есть основания говорить о том, что память о святом в народе жива и что его продолжают почитать на Русском Севере. Остров посещают местные жители и паломники из разных городов России. В то же время следует особо подчеркнуть тот факт, что о прп. Кассиане Муезерском знают немногие. Из всех опрошенных нами пятидесяти-шестидесяти человек в Беломорском районе в июле 2009 г. только три информанта смогли рассказать о святом. В зафиксированных нами нарративах о прп. Кассиане Муезерском, а также известных записках паломников, опубликовавших свои воспоминания в официальных православных источниках, наиболее распространенными являются следующие сюжетные коллизии: 1) прп. Кассиан приплыл на Муезеро с Соловков на большой гранитной плите [8] ; 2) святой посылает испытания паломникам, идущим к нему на поклон [9] ; 3) подвижник охраняет о. Троицы от людей, приносящих вред (курение, распитие спиртных напитков на острове или вблизи него, использование в речи ненормативной лексики, глумление над святынями), и сурово наказывает их за это. По словам местных жителей и паломников, они сходили с ума, умирали, на озере у них выходили из строя лодки, катамараны и т. д. [10] Таким образом, прп. Кассиан Муезерский известен в Поморье прежде всего как защитник о. Троицы, охранитель его духовной чистоты.
Между тем предпринятое нами обследование о. Троицы в июле 2009 г. выявило ранее неизвестные науке факты в истории почитания прп. Кассиана Муезерского [11] . Цель настоящего сообщения – на основе имеющихся артефактов, обнаруженных нами на о. Троицы или любезно предоставленных местными жителями, а также людьми, посетившими остров (предметы, фотографии), представить духовные практики по-читания святого.
стр. 113Индивидуальные духовные практики почитания св. прп. Кассиана Муезерского.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Сохранившиеся артефакты и их интерпретация:
1. Текст молитвы прп. Кассиану Муезерскому.
Во время осмотра часовни-гробницы в июле 2009 г. нам не удалось обнаружить текст молитвы прп. Кассиану Муезерскому, в то время как, по свидетельству Александра Савельева, московского фотографа, по-бывавшего здесь в 2007 г., эта молитва была, и любой, оказавшийся в часовне, имел возможность прочитать ее, так как лист с текстом молитвы висел при входе в часовню на видном месте, и каждый входящий мог ее увидеть. Лист был «вполне свежий, вряд ли он там висел больше года» [12] . Выполненная нами расшифровка любезно предоставленного Александром Савельевым фрагмента текста молитвы позволила сделать предположения о том, в каких случаях молились / молятся прп. Кассиану Муезерскому. Приведем текст молитвы, затем прокомментируем обозначенный круг проблем.
Текст молитвы: «…<нрз.> святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится.
Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и небеснаго царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: ему же подобает честь и поклонение со безначальным его отцем и с пресвятым и благим и животворящим его духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ублажаем, тя, преподобне отче Кассиане, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов».
Комментарий к тексту молитвы прп. Кассиану Муезерскому.
1) Фрагмент приведенного текста молитвы состоит из двух частей – собственно молитвы прп. Кассиану и его величания (последняя строка, следующая после завершающей формулы молитвы «Аминь»). Как удалось установить, само содержание собственно молитвы «традиционно» при обращении страдающих бесплодием женщин к святым за помощью. Так, фрагмент приведенной молитвы прп. Кассиану Муезескому идентичен тексту молитвы прп. Ипатию, целебнику Печерскому (XIV в.), который совершал чудеса, возвращая пропадавшее молоко кормящим матерям, и к молитвенному заступничеству которого прибегали женщины при бесплодии. Схожую молитву читали женщины прп. Роману Антиохийскому (V в.), врачу св. Агапиту Печерскому (XI в.) и др., прося их помочь им даровать детей. В величании прп. Кассиана автор использовал формулу «общего» величания данного чина святых – преподобных.
2) Неизвестный автор листка с текстом молитвы, обнаруженного в часовне-гробнице, несомненно, знал о традиции почитания прп. Кассиана Муезерского как покровителе женщин. Это был глубоко верующий, воцерковленный человек, умеющий составлять молитвенный текст, учитывающий при этом главные структурные элементы этого жанра (обращение к святому, его величание), правила чтения (расстановка словесных и логических ударений при чтении) и те трудности, с которыми сталкивается современный человек, не знающий церковнославянского языка, читая такого рода тексты (например, произнесение слов церковнославянского происхождения, согласно акцентологическим нормам).
В составленной по общим канонам молитве прп. Кассиану Муезерскому отразилось значимое символическое событие – рождение / возрождение (?) нового культа почитания святого в наши дни. Таким образом, появляется еще одна идентификационная характеристика прп. Кассиана Муезерского – молитвенника и по-кровителя бесплодных женщин. К сожалению, узнать что-либо о времени и условиях возникновения данной ипостаси культа прп. Кассиана в настоящее время практически невозможно из-за отсутствия сведений в письменных источниках и устных рассказах местных жителей. Между тем наличие анализируемого артефакта является одним из важнейших и вскрывает еще один круг проблем, связанных с почитанием прп. Кассиана Муезерского, фиксирует в целом динамику развития культа святого на рубеже XX–XXI вв.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
2. Рассказ информанта о чуде исцеления от бесплодия и рождении ребенка по молитве прп. Кассиану Муезерскому.
Единственный информант из г. Беломорска Наталья рассказала нам о помощи ей прп. Кассиана Муезерского. Как явствует из ее сообщения, долгое время она не могла иметь детей ни в первом, ни во втором браке. Об о. Троицы знала из рассказов других женщин, страдавших недугом бесплодия, но никогда там не была. Однажды со вторым супругом они поехали отдохнуть и порыбачить на озеро Муезеро. Во время рыбалки заехали на остров. В лесу они нашли часовню с ракой прп. Кассиана. В часовне Наталья помолилась святому о даровании им ребенка. Через некоторое время забеременела. Столь радостное событие Наталья связала именно с свершившимся чудом исцеления и помощью св. Кассиана. Родилась дочь. Когда девочка подросла, Наталья стала ездить со всеми домочадцами на остров почти каждый год, чтобы поклониться прп. Кассианустр. 114 Муезерскому, помолиться о благополучии и здоровье семьи, навести порядок в часовнях и церкви. Свою единственную дочь она считает ребенком вымоленным [13] .
Как видно, приведенный сюжет о чуде исцеления, деторождения и поклонении святому имеет то же значение и становится еще одним остовом, подтверждающим высказанную выше гипотезу об эволюционной линии почитания прп. Кассиана Муезерского.
Монеты и папиросы у основания гробницы св. прп. Кассиана Муезерского.
В момент осмотра часовни в июле 2009 г. у основания гробницы прп. Кассиана Муезерского лежали монеты и папиросы. Согласно сделанным нами наблюдениям, с традицией поминовения св. прп. Кассиана Муезерского связаны обычаи и обряды, имеющие разный генезис. На данный момент можно предположить, что народная память соединила каноны православного христианства (поклонение святому, молитва, просьба / положение завета, зажжение свечи – символы Воскресшего Господа, бессмертных, вечно живых предков) и языческого варианта почитания кровных умерших, особенно актуализировавшегося в советское время (оставление монет и папирос на могиле) [14] . Как известно, обряд класть в могилу во время похорон или оставлять на могиле почившего папиросы и монеты связан с почтением усопшего, созданием благоприятных условий его существования «на том свете», заботой о покойном с целью, чтобы он помогал живым, или снискать у него расположения.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Возможно, все эти архаические по своему происхождению обрядовые действия, которые совершали люди, побывавшие на о. Троицы, были выполнены ими лишь по инерции, и никакого магического смысла они им и не придавали. Описанные ритуальные «жесты» сохранились лишь на уровне их культурной генетической памяти. Между тем подобный сложный синтез разных традиций почитания св. Кассиана Муезерского свидетельствует о двойственном его восприятии паломниками: как святого и как почившего родного или близкого человека, нуждавшегося, по их мнению, в заботе о его пребывании в мире ином и способного оказать помощь живым.
3. «Тряпочки-ленточки» на многовековой ели.
На ветках одной из многовековых елей посетители острова стали завязывать «ленточки-тряпочки».
Нельзя с точностью определить, каково его значение: связано ли завязывание «тряпочек-ленточек» на ели с культом прп. Кассиана Муезерского, его поминовением? Или традицией поклонения могучей, наполненной силой ели? Завязыванием тряпочки на удачу, на счастье, исполнение желания? и т.д. Никто из опрошенных местных жителей не смог этого объяснить. Между тем данный артефакт важен в контексте реконструкции культа поморского святого. С нашей точки зрения, каждый посетитель острова, совершая ритуальное действие, вкладывал в него свой смыл и обретал веру, утешение, надежду на помощь и исцеление. Таким образом, ель приобретает ту же охранительную, защитную функцию, как и все на этом острове: мощи прп. Кассиана Муезерского, часовня Спаса Нерукотворного, церковь Николая Чудотворца.
Итак, на рубеже XX–XXI вв. в Карельском Поморье прп. Кассиан Муезерский почитается не только как охранитель о.Троицы от нечистоты духовной, но и как целитель женских болезней (бесплодие). В поминовении и поклонении святому прочно закрепились церковные формы (молитва, зажжение свечи), а также ряд архаических языческих черт (обычай оставлять монеты, папиросы, полотенце на гробнице). С другим сакральным объектом на острове – елью – люди связывают те же надежды на помощь и исцеление, как и по отношению к святому.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] Шургин И. Н. Никольская трапезная церковь на Муезере // Реставрация и исследования памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 89–95.
- [2] Святые Соловецкого Архипелага. Поименный Собор соловецких святых до 1917 года [Интернет-ресурсы] http://www. solovki.ca/saints_11/11_08.php
- [3] Там же.
- [4] Собор Новгородских святых. Официальный православный церковный календарь [Интернет-ресурсы] http://www.mospat.ru/calendar/sobor1/novg.html
- [5] Святые Соловецкого Архипелага. Поименный Собор соловецких святых до 1917 года [Интернет-ресурсы] http://www.solovki.ca/saints_11/11_08.php
- [6] Там же.
- [7] Там же.
- [8] Сведения получены от Ильи, 30 лет. Запись сделана И. Н. Минеевой, Н. Березовской, М. Алымовой (г. Беломорск, июль 2009 г.). Эта же история записана паломником на о. Троицы Р. Б. Аркадием (Валерием Карсаковым) в 2002 г. См.: Карсаков В. Паломничество к святому Кассиану Муезерскому, Соловецкому // Православный Санкт-Петербург. 2002. Авг., № 8 (125).
- [9] См.: Карсаков В. Паломничество к святому Кассиану Муезерскому, Соловецкому.
- [10] Сведения получены от Ильи, 30 лет. Запись сделана И. Н. Минеевой, Н. Березовской, М. Алымовой (г. Беломорск, июль 2009 г.); Сведения получены от Кошкина Николая Николаевича, 40 лет. Запись сделана И. Н. Минеевой, О. Субцельной, Е. Максименко (г. Беломорск, июль 2009 г.). См. также: Карсаков В. Паломничество к святому Кассиану Муезерскому, Соловецкому.
- [11] Выражаю свою признательность священнику о. Сергию и сопровождающему Минину Алексею Александровичу за помощь в организации поездки (г. Беломорск, 2009 г.).
- [12] Из личного архива И. Н. Минеевой. Письмо А. Савельева И. Н. Минеевой от 1 ноября 2010 г.
- [13] Сведения получены от Натальи, 40 лет. Запись сделана И.Н.Минеевой (г.Беломорск, июль 2009 г.).
- [14] О формировании традиции поминовения класть папиросы и монеты в могилу или на могилу в годы советской власти писал протоиерей Геннадий Фауст. См.: Фауст Г., протоиерей. Небесная лествица. Диалоги. М., 2007.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.