Ренёва О.А. (г.Кунгур)
Кунгурский Благовещенский собор – утраченный памятник рубежа XVII–XVIII вв.
@kizhi
стр. 152История современного Кунгура, одного из центров русской колонизации Сылвенско-Иренского поречья, уходит в 1663 г., когда по указу царя Алексея Михайловича город после разрушения во время башкирского Сеитовского бунта был восстановлен на новом месте. В освоении плодородных земель в бассейне уральских рек Сылвы и Ирени участвовали выходцы из разных частей России. Среди них были и представители Русского Севера. Этим и объясняется существование в местном зодчестве различных традиций, в том числе и характерных для северных регионов страны. В то время Кунгур подчинялся Казанскому приказу, а в религиозных делах относился к Вятской епархии.
В 1699 г. в центре деревянного кунгурского кремля началось строительство главного храма города – Благовещенского собора. Место для его возведения было огорожено еще в 1684 г. [1] Возможно, именно здесь ранее стояла деревянная Благовещенская церковь, уничтоженная пожаром [2] . Тогда первый каменный храм го- рода получил имя своей предшественницы. По другой версии название собора произошло от одной из башен кремля с иконой «Благовещение» [3] .
Средства на возведение Благовещенского собора были собраны с жителей Кунгурского уезда по приказу воеводы Дмитрия Жукова: «Они обязаны были заплатить для сего с каждой души по 25 коп. …» [4] . Строительными работами руководил церковный староста Козма Тимофеев Переляев, который в 1699 г. заказал ярославскому крепостному крестьянину Сидорке Кузнецову изготовление кирпича [5] . Подряд был заключен на 300 000 штук. В тексте были оговорены и размеры: «…мерою тот кирпич против государева орленого кирпича длиною в обжиге накрасно в 7 вершков, а шириною на связь, а толщиною в полтора вершка…». Подрядчик для выполнения работ нанял усольских мастеров кирпичных дел: Антона Шумчихина, Софрона Сандалова, Ивана Пятовских, Гаврилу Краева.
Строительство собора велось в 1700–1704 гг. По примеру древнерусских городов, в которых рядом стояли зимняя и летняя церкви, Благовещенский храм был построен холодным, так как теплая церковь в Кунгуре уже была. Внутри кремля стоял деревянный храм, посвященный Параскеве Пятнице. Благовещенский собор, единственный из кунгурских храмов XVIII в., не имел трапезной. Он состоял из трехчастной апсиды, кубического четверика храма и притвора с колокольней. Длина здания составляла 16,5 сажен, ширина – 6 сажен [6] . По своему внешнему облику Благовещенский собор почти полностью соответствовал храму соборного типа, утвердившемуся в русском культовом зодчестве во второй половине XVII в. Как и многие соборы конца XVII столетия, кунгурский храм имел четырехскатную крышу. «Палатное» покрытие на четыре ската соответствовало климатическим условиям как Русского Севера, так и Урала с его длинными зимами и обильными снегопадами. Четырехскатную крышу венчало луковичное пятиглавие. Деревянные главки были обиты луженым железом.
Кубический четверик Благовещенского собора был двустолпным [7] . Такой тип собора был достаточно редок в московском культовом зодчестве XVII в. Двустолпие было распространено преимущественно среди церковных сооружений северо-востока Руси [8] . Снаружи многие из таких построек походили на обычные бесстолпные храмы того времени. От них кунгурский Благовещенский собор отличался тем, что имел двучастное деление северного и южного фасадов, соответствовавшее его внутреннему устройству. Кубический четверик был одноэтажным, двусветным. Стены северного и южного фасадов прорезали по четыре окна, размещенные в два ряда. Нижние окна имели простые рамочные наличники, а верхние, смещенные к центру, украшали ордерные наличники с изразцовыми колонками, с рельефными антаблементами и с завершениями, состоявшими из двойных профилированных завитков, соединенных ступенчатым кронштейном. В их оформлении сказалось влияние «нарышкинского» барокко.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Над завитками наличников, опоясывая четверик, проходил изразцовый фриз с храмосдательной надписью: «В лето от сотворения мира 7208, воплощения Господа Слова 1700 индикта 9 месяца августа построена церковь во имя Благовещения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, при великом государе нашем царе и великом князе Петре Алексеевиче всея великия и малыя и белыя России самодержце и при благоверномстр. 153 царевиче великом князе Алексее Петровиче, при святейшем кире Адриане, патриархе Московском и всея России и по благословению Ионы архиепископа Вятского и Великопермского» [9] . Буквы надписи имели одинаковую высоту.
Они были выполнены в технике плоского рельефа и выделены желтым цветом на зеленом фоне. Над надписью располагалась лента из зубчатых изразцов, а ниже проходил пояс изразцов с рельефными листьями. Изразцовыми были также полуколонки окон второго ряда четверика храма и барабана центральной главы. Глазурованную по-верхность имели и другие детали фасадного декора. Известно, что изразцовое убранство находилось не только на фасадах храма, но и в интерьере. Еще в конце XIX в. его фрагменты были видны в нижней части алтарной стены [10] .
Использование такого декора позволяет сделать предположение о наличии среди мастеров, руководивших строительством собора, ярославских зодчих. Ведь для культовой архитектуры Ярославля XVII в. было характерно широкое применение изразцов как в оформлении фасадов и интерьеров, так и в создании храмосдательных надписей.
Неизвестно, где был изготовлен керамический декор Благовещенского собора. По одной из версий, высказанной пермским археологом Н.Е.Соколовой, изразцы могли быть выполнены и в Кунгуре [11] .
Шатровая колокольня Благовещенского собора возвышалась над притвором. Она имела традиционную схему восьмерика на четверике. Первоначально колокольня опиралась на четыре сквозные арки. Позднее проемы были заложены, а по углам возведены четыре контрфорса [12] . Ярус звона с восемью арками располагался в верхней части восьмерика. Под ним проходил однорядный изразцовый пояс. Ниже ленты из изразцов углы восьмерика были оформлены лопатками. Колокольня завершалась восьмигранным шатром, имевшим один ряд маленьких окон – «слухов». Ее вертикаль, высотой 18 сажен [13] , была увенчана небольшой луковичной главкой на низеньком барабане. С самого начала на колокольне были устроены часы с боем.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Несмотря на то, что Благовещенский собор был сооружен летним, его торжественное освящение состоялось 23 января 1704 г. Об этом сообщал текст надписи на надпрестольном кресте [14] . Храм на протяжении почти всей истории своего существования оставался холодным. Печное отопление в нем появилось только в 1880 г. [15] На средства кунгурского купца-чаеторговца А.С.Губкина в соборе были устроены духовые печи с калориферами. Этой реконструкцией руководил француз И.Шебек.
Благовещенский собор был первым храмом города Кунгура, вызвавшим интерес исследователей. В конце XIX столетия его называли «замечательной в архитектурном отношении археологической редкостью» [16] , считали народной святыней. В Прикамье храм славился своей богослужебной утварью и ризницей.
Среди древних образов особым почитанием пользовалась икона Богоматери «Неувядаемый Цвет» [17] .
Первые шаги к разорению собора были сделаны в 1922 г.: 24 апреля из его ризницы изъяли 9 пудов 11 фунтов серебра, 36 бриллиантов, 3 аметиста и два топаза [18] . В 1920-е гг. храм находился в списке мемориальных и архитектурных памятников, состоящих на учете Главнауки Наркомпроса [19] . В 1931 г. Благовещенский собор по решению Кунгурского горисполкома был закрыт. Охранный статус памятника был подтвержден постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 сентября 1935 г. [20] Но, несмотря на это, вскоре началось разрушение культового сооружения, затянувшееся до начала 1940-х гг.
На примере кунгурского Благовещенского собора можно судить о начальном этапе развития каменного зодчества юга Пермского края. Создатели храма продемонстрировали возможность использования в климатических условиях Урала композиционных приемов, характерных для Центральной России и Русского Севера. Это объясняется не только историей заселения Сылвенско-Иренского поречья, но и экономическими связями территории. По своему типу кунгурский Благовещенский собор не имел аналогов в регионе, так как в XVIII в. в Прикамье уже существовали местные артели строителей. Здесь сложился свой вариант барокко, получивший название «уральское», в рамках которого и развивалось каменное культовое зодчество Кунгура и Кунгурского края до конца столетия.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] Шишонко В. Пермская летопись. Пятый период. Пермь, 1887. Ч.2. С.352.
- [2] Золотов Е. Церковная летопись г.Кунгура // Пермские епархиальные ведомости. 1902. №9. С.109.
- [3] Шишонко В. Пермская летопись. С.354.
- [4] Там же.
- [5] Кунгурские акты XVII века (1668–1699) / Под ред. А.А.Титова. СПб., 1888. С.287.
- [6] Российский гос. исторический архив, ф. 1290, оп.4, д.28, л.2об. (далее – РГИА).
- [7] Золотов Е. Церковная летопись г.Кунгура // Пермские епархиальные ведомости. 1902. №19. С.254.
- [8] Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1969. С.100.
- [9] Золотов Е. Церковная летопись г.Кунгура. С.255.
- [10] Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (Золотов Е.Д. Церковноприходская летопись Благовещенского собора. Ч.2. 1890-е гг., л.40. Рукопись).
- [11] Соколова Н.Е. Историко-археологическое изучение Кунгура // Пермский край: прошлое и настоящее (к 200-летию образования Пермской губернии). Материалы междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 28–29 мая 1997 года. Пермь, 1997. С.18.
- [12] Золотов Е.Д. Церковная летопись г.Кунгура. С.20.
- [13] РГИА, ф.799, оп.33, д.1335, л.4.
- [14] РГИА, ф.1290, оп.4, д.28, л.2об.
- [15] Золотов Е.Д. Церковная летопись г.Кунгура. С.56.
- [16] Пребывание его преосвященства, преосвященнейшего Петра, епископа Пермского и Соликамского в городе Кунгуре в сентябре 1894 г. // Пермские епархиальные ведомости. 1894. №21. С.356.
- [17] Поселянин Е. Богоматерь. Киев, 1994. С.228.
- [18] Церковные ценности – голодающим // Искра. Кунгур, 1922. 10 мая. С.1.
- [19] Гос. архив Свердловской обл., ф.р.233, оп.1, д.875, л.77.
- [20] Гос. архив Пермского края, ф.р.927, оп.1, д.251, л.73.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.