Бодэ А.Б. (г.Москва)
Опыт реставрации деревянных часовен Водлозерья
@kizhi
Аннотация: Часовни Водлозерья представляют собой значительную группу памятников деревянного зодчества XVIII – XIX вв. Опыт их реставрации показывает многообразие методов. Аналитический или дифференцированный подход, когда различные части здания сохраняют разновременный облик, на деревянных памятниках позволяет раскрыть строительную историю здания и в то же время сохранить позднейшие наслоения.
Ключевые слова: русское деревянное зодчество; деревянные часовни; реставрация; Водлозеро;
Summary: Chapel of Vodlozero area represent a significant group of monuments of wooden architecture of the XVIII – XIX centuries. Experience their restoration shows a variety of methods. An analytical or differentiated approach, when different parts of the building retain the look of different times, gives good results. Such a method allows disclosing the construction history of the building and at the same time to conserve its later parts and details.
Keywords: Russian wooden architecture; wooden chapel; restoration; lake Vodlozero;
стр. 182Водлозерье представляет собой удаленный от дорог и обособленный край на востоке Карелии. Раньше на берегах Водлозера и на многочисленных островах располагалось достаточно много деревень. В северной и южной части озера находилось два погоста – Пречистенский (первоначально Рождественский) и Ильинский. Первый из них – самый древний – до XVI в. был религиозно–административным центром всего Водлозерья и обширных территории, распложенной к северу от озера. Церкви Пречистенского погоста ныне утрачены. На Ильинском погосте сохранился комплекс XVIII – XIX вв., включающий Ильинскую церковь с колокольней и рубленой оградой.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Кроме приходских церквей, во многих водлозерских деревнях были часовни. По данным 1869 г. к Ильинскому приходу относилось одиннадцать часовен, к Пречистенскому – девять. [1] Сейчас на Водлозере и в ближайших окрестностях сохранилось тринадцать часовен XVIII – XIX вв.: в деревнях Бостилово, Ва- ришпельда, Гумарнаволок, Канзанаволок, Кевасалма, Келкозеро, Колгостров, Коскосалма, Чуяла, на островах Выг, Гольница, Рагуново, в местечке Маткалахта. Во многих деревнях жилые постройки уже утрачены полностью, и часовни остаются последними свидетелями некогда существовавших поселений.
Большинство водлозерских часовен находится в неудовлетворительном или аварийном состоянии. Особую тревогу вызывают наиболее старые часовни в Гольнице, Гумарнаволоке и Чуяле, относящиеся к XVIII в. Реставрационные работы на водлозерских памятниках начаты сравнительно недавно. Часовня Тихвинской Божьей Матери конца XIX в. в деревне Варишпельда совсем невелика и состоит из основного каркасной конструкции объема и открытой галерейки с двумя резными столбиками, украшенными несложной резьбой. Часовня была реставрирована в 2000–х гг. по инициативе О. В. и Н. В. Червяковых. Работы заключались главным образом в замене сгнивших частей и восстановлении галереи, так что памятник практически в точности сохранил свой исторический облик.
Крестовоздвиженская часовня в деревне Канзанаволок была построена в конце XVIII – начале XIX вв., но дошла до нашего времени в сильно перестроенном виде. Памятник был отреставрирован в 2004 – 2005 гг. на частные средства по проекту, разработанному архитекторами С. М. Ициксоном и В. Н. Куспаком. Реставрация была ориентирована на воссоздание первоначального облика. Подобное решение было вызвано тем, что к концу ХХ в. памятник пришел в крайне аварийное состояние и приобрел совершенно невыразительный вид. При реставрации были удалены все позднейшие наслоения, но для возвращения первоначального облика пришлось сделать немалый объем воссозданий по аналогам. В результате памятник приобрел достаточно выразительный внешний вид, типичный для традиционных часовен Обонежья, но, к сожалению, несколько потерял в своей индивидуальности.
В 2011–2014 гг. удалось осуществить реставрацию еще двух водлозерских часовен. Параллельно была проведена небольшая научно–исследовательская работа, посвященная истории и архитектуре всех часовен Водлозерья, которая помогла выявить и изучить строительные этапы реставрируемых объектов. [2]
Никольская часовня в бывшей деревне Рагуново датируется началом XIX в. Первоначально она состояла из основного сруба и небольших сеней. Молитвенное помещение имело два одинаковых трехкосящатых окна, которые в дальнейшем не переделывались. Сени были без окон и освещались только через приоткрытую дверь. Первоначально кровля была традиционная, по потокам и курицам. Завершалась часовня, по–видимому, стр. 183 просто крестом. Крыльца, судя по отсутствию следов на западной стене, не было вовсе. В 1880 г. стены часовни получили обшивку, и, возможно, было сделано какое–то крыльцо. Скорее всего, именно на этом же этапе кровля по потокам и курицам была заменена простой тесовой, крепящейся на кованых гвоздях.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
На последнем строительном этапе в начале ХХ в. сени были расширены за счет того, что выпилили их западную стену и сделали каркасную пристройку. Новый вход сделали в виде широкого проема с двухстворчатыми дверями и перед ним – открытое крыльцо с двухскатным покрытием и резными столбиками. Облик памятника, сложившийся к началу ХХ в., зафиксирован на фотографии Ф. А. Каликина 1920 г. [3] Похоже, что на последнем строительном этапе появилась и главка. На эту мысль наводит то, что она выполнена достаточно грубо, так же, как позднейшая пристройка. Никольская часовня также имела ограду, не сохранившуюся до наших дней. Она была конструктивно связана с крыльцом и очерчивала очень небольшое пространство, как будто узкий обход вокруг часовни. В нее даже не было специального входа, кроме спуска с нижней площадки крыльца. Контур ограды и сейчас прочитывается по ряду вросших в землю валунов.
Проект реставрации часовни был разработан автором под руководством И. Н. Шургина. При выборе проектного реставрационного решения были рассмотрены разные варианты. Возвращение часовне ее первоначального облика повлекло бы удаление позднейшей пристройки, восстановление западной рубленой стены и воссоздание дверного проема, о котором мы ничего не знаем. Воссоздание кровли по потокам и курицам пришлось бы делать полностью по аналогам. При этом были бы удалены позднейшие хорошо сохранившиеся причелины, подшивка под свесом крыши и декоративные детали. Сохранившиеся резные столбы крыльца тоже оказались бы невостребованными.
Облик, сложившийся на втором строительном этапе, оставляет совершенно неясным устройство крыльца, поэтому в качестве варианта для реставрации и не рассматривался. Реставрация часовни с возвращением облика, сложившегося на последнем этапе, потребовала бы восстановления утраченной обшивки. Однако это стало бы большим объемом воссоздания. Стены в обшивке оставляют нераскрытой строительную историю памятника, и, кроме того, он теряет эстетику традиционной деревянной постройки.
Поэтому в проектном реставрационном решении Никольской часовни был принят фрагментарный подход, позволяющий совместить разновременные части и элементы здания. Срубная часть остается открытой от обшивки, то есть практически в таком виде, в каком она есть сейчас. В западной части здания позднейшая пристройка и крыльцо воссоздаются по оставшимся деталям, следам и старым фотографиям. Кровля выполняется тесовой, крепящейся на гвоздях, такой, какой она была на последнем строительном этапе. Ее завершает главка, воссоздаваемая по старой фотографии. Подобное решение позволяет избежать больших по объему новых дополнений (воссозданий) и максимально сохранить подлинные детали, относящиеся к различным строительным периодам. Воссоздание ограды мы сочли нецелесообразным, потому что она полностью утрачена, и это было бы уже новое строительство, выходящее за рамки реставрации.
Реставрация Никольской часовни была произведена в 2011–2013 гг. плотниками из Онеги В. И. Казаковым, С. В. Головченко, В. Н. Рогачевым и местным жителем В. А. Белым. Оплата работы плотников проводились в основном из личных средств В. И. Егорова. Организационные работы, заготовку материалов взял на себя Национальный парк.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
стр. 184В результате реставрации Никольская часовня приобрела облик, которого она не имела ни на одном строительном этапе. В нем сочетаются разновременные части, в том виде, в каком они существовали на момент своего появления. На восточной стене под крышей был специально оставлен уцелевший фрагмент подлинной обшивки. Все эти сочетания необычны для памятников деревянного зодчества, в реставрации которых преобладает стремление к целостным решениям. Тем не менее они допущены для того, чтобы максимально приблизиться к сохранению подлинности исторического здания.
Часовня Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Колгостров дошла до нашего времени в сильно перестроенном виде. Первоначально она состояла из сруба, разделенного внутри стеной, врубленной без выпусков наружу. Молитвенное помещение скудно освещалось двумя волоковыми окошками, узкие сени не имели окон вообще. Судя по следам, к западной стене сруба примыкало двухвсходное крыльцо. Обращает на себя внимание обрамление входа, состоящее из четырех широких колод с заплечиками вверху и внизу, слегка скругленными внутренними гранями и волнообразной резьбой на верхней перемычке. Конструкция портала колгостровской часовни очень архаична. [4]
В XIX в. здание ремонтировалось с переборкой. При этом была сделана западная галерея на единых с основным срубом новых нижних венцах. Молитвенное помещение было увеличено за счет удаления внутреннего переруба. Увеличились также окна, исчез повал, стены получили обшивку. На втором строительном этапе часовня приобрела упрощенный и достаточно безликий облик, типичный для второй половины XIX – начала ХХ в. В советское время здание часовни уже претерпевало только разрушения и утраты.
Проект реставрации Покровской часовни был разработан коллективом мастерской № 7 Центральных научно–проектных реставрационных мастерских под руководством автора. Оценивая различные варианты проектного реставрационного решения, мы отказались от сохранения позднейшего облика, поскольку памятник понес очень много утрат, которые пришлось бы воссоздавать по аналогам (ограждение галереи, крыльцо, декор и пр.). Поэтому было решено ориентироваться на максимальное приближение к воссозданию первоначального облика. Однако в силу необратимых изменений и утрат интерьер молитвенного помещения и окно на южной стене сохраняются с позднейшими изменениями.
Кровля по потокам и курицам с резными элементами была воссоздана с привлечением местных вод- лозерских аналогов. Коневая слега, на которой имелось гнездо от мачты главки, относилась к последнему строительному этапу, а значит, и главки первоначально могло не быть. Тем не менее, учитывая видное местоположение часовни и необходимость доминанты в деревне, было принято решение восстанавливать главку. В качестве аналога для нее была взята главка утраченной часовни в деревне Пелгостров, зафиксированной на старой фотографии. Следы на западной стене часовни позволили в общих чертах определить форму и конструкцию крыши первоначального крыльца. В остальном нам пришлось опираться на заонеж- ские аналоги. Это часовни XVIII в. в деревнях Есино и Кефтеницы, имевшие такие же небольшие двух–всходные крыльца.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 2013 г. началось производство реставрационных работ. Реставрация осуществлялась методом полной переборки. В процессе работ была найдена закладная монета, позволившая датировать часовню примерно серединой XVIII в. За первый строительный сезон удалось перебрать сруб, заменив нижние венцы и отремонтировав поврежденные бревнах. На объекте работали плотники Г. В. Смирнов, А. И. Травин, помощь оказывали волонтеры. В 2014 г. реставрационные работы были продолжены и завершены плотниками архитектурно–реставрационного центра «Заонежье» С. В. Лариевым, М. П. Кузменковым, Д. В. Мокшеевым. Главку изготовил местный мастер А. Коротаев. Финансирование работ осуществлялось за счет средств В. И. Егорова и А. В. Герасимова.
На примерах реставраций водлозерских часовен мы видим применение различных методов, обусловленных в каждом конкретном случае состоянием и строительной историей памятника. Опыт показывает, что фрагментарный подход, крайне редко использующийся в отечественной практике реставрации деревянных памятников, обладает определенными преимуществами, поскольку позволяет максимально полно раскрыть историю здания и вместе с тем сохранить подлинные позднейшие его части и детали.
- [1] Формулярные ведомости о состоянии церквей г. Пудожа и Пудожского уезда (Национальный архив Республики Карелия. Ф. 25. Оп. 20, г. 1869. Д. 29/324. Л. 18). Источник выявлен А. Г. Носковой.
- [2] Бодэ А. Б. Архитектура и характерные особенности деревянных часовен Водлозерья // Архитектурное наследство. М.; СПб., 2014. Вып.60. С. 108–121.
- [3] Институт истории материальной культуры. Ф. 67. 1920. Д. 42. Л. 27.
- [4] Орфинский В. П., Яскеляйнен А. Т. Хронологическая атрибуция сооружений деревянного зодчества Карелии // Народное зодчество: Межвуз. сборник. Петрозаводск, 1999. С. 147–160.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.