Гвоздева Ж.В. (г.Петрозаводск)
Новые данные о биографии пудожской сказительницы А.М.Пашковой
@kizhi
Аннотация: В статье предпринята попытка дополнить биографию пудожской сказительницы А. М. Пашковой новыми сведениями, проследить её родословную с конца 18 века на основании документов Национального архива Республики Карелия.
Ключевые слова: родословная; пудожские сказители; архивные источники;
Summary: The purpose of the research was to supplement the biography of Pudozh folk tales narrator Anna Pashkova with new information and to trace her genealogy on the basis of documents of the National Archives of the Republic of Karelia.
Keywords: genealogy; Pudozh folk tales narrators; archival sources;
стр. 270Анна Михайловна Пашкова была носителем разножанрового фольклора. Известный репертуар былины, духовные стихи, причитания, обрядовые песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки, заговоры, рассказы о свадебном обряде, сказы на советские темы – записан от неё в 1938–1940 гг. Впервые имя А. М. Пашковой, как выдающейся вопленицы, упоминается в сборнике «Русские плачи Карелии». [1] На основе полученных материалов зимней и летней экспедиций в 1938 г. от нее в Петрозаводске, где она тогда проживала, были записаны былины. [2] Былины она не пела, а сказывала. Надо отметить, что такая форма исполнения в данном случае совершенно не связана с явлением вырождения эпоса: А. М. Пашкова просто не обладала хорошим голосом, а тексты её, имеющие свыше 500 стихов, требуют сильного голоса.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1982 г. вышел сборник «Русские народные сказки Пудожского края» по материалам научного архива Карельского филиала АН СССР, записанные в Пудожском районе с 1932 по 1977 г. Составители этого сборника А. П. Разумова и Т. И. Сенькина отмечают Пашкову как талантливую сказочницу. [3] А. М. Пашковой посвящена отдельная научно–популярная книга Т. И. Сенькиной. [4] Имя сказительницы включено в книгу 2003 г. «Носители фольклорных традиций (Пудожский район)», где в примечаниях содержится пожанровая характеристика репертуара А. М. Пашковой. [5]
В 2012 г. вышла в свет последняя книга карельского фольклориста Т. И Сенькиной, где автор пишет об истории собирания и изучения русского и советского фольклора Карелии в 1930–1940–х гг. [6] Здесь рассматривается работа по созданию произведений о советской действительности, которая упорно велась не только рядовыми фольклористами, но и известными учёными, много сделавшими для развития отечественной науки. К этой работе были буквально притянуты талантливые русские сказители. Автор пишет о своеобразном рекорде подобного рода сочинительства – новинах и сказах талантливой русской сказительницы А. М. Пашковой. Это сказы о Ленине, Сталине, Кирове, о папанинцах, челюскинцах, о выборах в Советы депутатов трудящихся, о Красной Армии, былина о революции, Советском Союзе, чем Москва прославилась, про санаторий Маткачи, плач о Чкалове и др. Выводы автора книги заключаются в том, что в результате искусственного насаждения ложных идей народной культуре было упущено дорогое время для целенаправленного сбора подлинного устного поэтического творчества. [7]
Целью нашего доклада было изучить родословную и дополнить биографию А. М. Пашковой на основе документов Национального архива Республики Карелия (метрических книг, ревизских сказок, исповедных ведомостей). Нами использованы также материалы экспедиции автора в Пудожский район (г. Пудож, д. Семёново), в ходе которой удалось познакомиться с ныне живущим внуком сказительницы Николаем Михайловичем Пустошкиным. [8]
стр. 271Родословную пудожской сказительницы А. М. Пашковой удалось проследить с конца XVIII в. и до рождения её внука – Н. М. Пустошкина, т. е. до 1924 г. (рис.1). К сожалению, остается неустановленной дата рождения А. М. Пашковой. Официальная версия, согласно которой она родилась в 1866 г., пока остаётся не подтверждённой документально. На это обращает внимание сотрудник Национального архива Республики Карелия Е. В. Рахматуллаева. [9]
Из документов Национального архива Республики Карелия следует, что родоначальником семейства был крестьянин по имени УСТИН. У Устина был сын ИЕВ УСТИНОВ (1732 -1777) из деревни Ярчевской на Нигижмы реки. [10] У Иева – сын ТИХОН ИЕВЛЕВ (1765–?). [11] Именно Тихон положил начало фамилии будущей сказительницы А. М. Пашковой (в девичестве Тихоновой). У Тихона был сын ФЁДОР ТИХОНОВ (1798 [12] -1862 [13] ). У Фёдора – сын МИХАЙЛО (1843–?), будущий отец сказительницы. [14] Эти данные удалось найти по ревизским сказкам и исповедным ведомостям.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Далее рассмотрим родословную сказительницы от её родителей. Михаил Фёдоров Тихонов и Мария Иванова Медведева – родители Анны Михайловой Тихоновой (Пашковой). Дата их венчания январь 1866 г. [15] В конце 1866 г. могла родиться будущая сказительница, но даты её рождения в – этом году, как уже сказано выше, не обнаружено, хотя именно этот год дается в фольклористике. [16] Нами были пересмотрены документы всех приходов Пудожского уезда и г. Пудожа, начиная с 1866 по 1871 г. – хронологические рамки рождения А. М. Тихоновой (Пашковой). Записей о рождении детей в семье Тихоновых, в том числе записи о рождении А. М. Тихоновой (Пашковой) не обнаружено. Можно предположить, что у матери А. М. Тихоновой (Пашковой) – Марии Ивановой – долго не было детей. Возможно также, что произошла ошибка при ведении документов. Ещё одна версия: будущая сказительница могла быть рождена в другом месте. Были изучены метрические книги всех приходов Петрозаводского и Повенецкого уездов, близких по расположению к Пудожскому уезду, но и в них не обнаружена дата её рождения. Таким образом, в течение 5–ти лет, с 1866 по 1871 г., у Тихонова Михаила Фёдорова и Марии Ивановой если и были рождённые дети, то в документах они не зафиксированы. Только начиная с 1872 г. появляются записи о рождении детей в семье Тихоновых. Почти все стр. 272 они умирают в младенческом возрасте от родимца или от оспы: Пелагея (1872–1872), Иоанн рождён в 1873 г., Стефан (1874–1875), близнецы Андрей и Марфа (1876–1876), [17] Марфа (1880–?), [18] Сергий (1882–1884). [19] В семье Михаила Фёдорова Тихонова с 1872 по 1884 г. из 8–ми рождённых числится только трое выживших детей: Иоанн (1873 г. р.), Марфа (1880 г. р.), Анна (А. М. Пашкова), о которой нет записей в документах.
Собиратели, записавшие автобиографию А. М. Пашковой с её слов, указывали место её рождения – деревня Ярчево Нигижемской волости Пудожского уезда. [20] К сожалению, точного места рождения сказительницы, как и даты её рождения, в архивных документах не обнаружено. Информация, что А. М. Тихонова (Пашкова) из деревни Ярчево Нигижеимско–Пречистенского прихода есть в метрической книге о браке за 1891 год, указанной ниже.
Детские и девичьи годы А. М. Тихоновой (Пашковой) прошли в работе по хозяйству. Она помогала родителям заготавливать дрова, обрабатывать лён, землю, ухаживать за скотиной. В 1889 г. в д. Ярчево, где жила Анна с родителями, случился пожар. [21] Огонь превратил в пепел 35 дворов в д. Ярчево и 1 двор в д. Ижгора. [22] После пожара семья переселилась в другую деревню. Жили четыре семьи в одной избе, жизнь была тяжёлая, вскоре Анну стали сватать, и она вышла замуж по нужде. [23] Будущий муж был из другой волости, старше её на несколько лет. [24] В издании «Носители фольклорных традиций» указано, что Анна вышла замуж в 1886 г. [25] Однако в метрической книге Шальского прихода Пудожского уезда за 1891 г. есть запись: «12. Февраль. 1891 г. Уволенный в запас армии пудожской местной команды рядовой Антип Иванов Пашков, православного вероисповедания первым браком – 30 лет. Девица Анна Михайлова Тихонова, дочь крестьянина Нигижемско–Пречистенского прихода деревни Ярчевой Михаила Фёдорова Тихонова, православного вероисповедания – 20 лет». Документы о браке 1891 г. и информация о пожаре 1889 г. наводят на предположение, что А. М. Тихонова (Пашкова) должна была родиться примерно в период с 1870 по 1871 г. Но в документах за эти годы записи о рождении её, как уже говорилось, нет. Возможно, свой возраст на время бракосочетания могла неправильно сказать или сама Анна, или запись в документах сделана неточно.
Дальнейшая жизнь А. М. Пашковой проходила в д. Семёново в семье мужа, которая состояла из 12 человек (она тринадцатая). Вместе с семьёй мужа они прожили в курной избе 4 года, позже выстроили большой 2–х этажный дом с 12–ю топками. [26] Через два года после венчания у Пашковых рождаются дети, но многие умерли от родимца: Александра (1893–1893), Елизавета (1894–?), Александр (1895–1895), близнецы Василий и Анастасия (1897–1897), Ольга (1898–?), Сергий (1899–1899), Анна (1902–1902), Иоанн (1903–1903), Екатерина (1905–1906). [27] В 1903 г. в возрасте 30 лет умер от брюшного тифа родной брат А. М. Пашковой – Иван Михайлов Тихонов, [28] да ещё при трудных семейных обстоятельствах. [29] стр. 273 Своего брата Анна Михайловна упоминала не только в своей автобиографии, [30] но и как вопленица вспоминала его в своих плачах: «Соколичек, родимой братец (плач замужней сестры по брату)…». [31] Известно, что у А. М. Пашковой был ещё один ребёнок Алексей, [32] дата его рождения не установлена. О нём в своих плачах повествует сказительница: «Приоставил меня на горе, как на море (плач матери о сыне)». [33] В автобиографии сказительница рассказывает, что с сыном много горя приняла, в 2,5 года его разбил паралич, 12 лет он не ходил. Когда сыну было 22 года, он сам уехал в Петрозаводск лечиться и учиться, а потом заболел, его привезли домой в деревню, где Алексей и умер. [34] В семье Пашковых было рождённых примерно 11 детей, которые зафиксированы в документах, хотя со слов А. М. Пашковой «рождённых было 14 детей», [35] из которых выжили трое: Елизавета, Ольга и Алексей. Когда дети повзрослели, одно время А. М. Пашкова жила вдвоём с мужем; в 1933 г. Антип Иванович Пашков умер. От сказительницы записан плач по мужу «От своих я слёз горючих пропущу я речку быструю …» [36] После смерти мужа Анна Михайловна переехала в Петрозаводск в семью старшей дочери Елизаветы, но вскоре и дочь умерла. [37] Плач по дочери «Грусть чернее чёрна ворона (на могиле замужней дочери.)» опубликован в издании «Русские плачи Карелии». [38] В дальнейшем А. М. Пашкова жила вместе с внучкой Раей, дочерью Елизаветы. «Хоть не муж, не дети, а не одна на свете», – говорила А. М. Пашкова о своей жизни с внучкой в Петрозаводске. [39] Но во время войны в эвакуации ей пришлось пережить и смерть внучки. [40] От брака младшей дочери Ольги Антиповны Пашковой с Михаилом Федотовичем Пустошкиным родился в 1924 г. Николай, внук А. М. Пашковой. [41] Во время беседы с Н. М. Пустошкиным нами были записаны его воспоминания, где отразились его детские и юношеские годы, проведённые с бабушкой, встреча с ней после войны, последние месяцы и уход её из жизни. [42] В 1947 г., получив телеграмму о плохом самочувствии Анны Михайловны, Николай приехал в Петрозаводск. Бабушка лежала в больнице с инсультом. Николая она узнавала, но говорила плохо. Со слов Николая Михайловича, её болезнь могло спровоцировать ложное известие, которое принесли недобрые люди о якобы происшедшем несчастье с её внуком. Николай долгие месяцы ухаживал в больнице за своей бабушкой. В 1948 г. Анна Михайловна Пашкова умерла. [43] Похоронили её на кладбище «Пески» в Петрозаводске, за счет средств Союза писателей Карелии, членом которой сказительница была с 1939 г. К сожалению, заросшую высокой травой могилу А. М. Пашковой несколько лет назад не смог найти даже её внук Н. М. Пустошкин. Род А. М. Пашковой продолжается в её правнучке Юлии Пустошкиной, которая является художником–авангардистом и живёт в далёкой Австралии [44] (рис. 2,3).
- [1] Русские плачи Карелии / Подгот. текстов и примеч. М. М. Михайлова; статьи ГС. Виноградова и М. М. Михайлова; под ред. М. К. Азадовского. Петрозаводск, 1940. С.7.
- [2] Былины Пудожского края / Подготовка текстов, ст. и примеч. Г. Н. Париловой и А. Д. Соймонова. Петрозаводск.1941. С. 21.
- [3] Русские народные сказки Пудожского края / Сост. А. П. Разумова, Т. И. Сенькина. Петрозаводск, 1982. С. 16.
- [4] Лад да совет. Сказительница А. М. Пашкова / Сост. Т. И. Сенькина. Петрозаводск, 1992.
- [5] Носители фольклорных традиций (Пудожский район Карелии) / Изд. подготовила Т. И. Курец. Петрозаводск, 2003. С.367–368.
- [6] Сенькина Т. И. Забытые и неизвестные страницы истории фольклористики Карелии. Петрозаводск, 2012.
- [7] Там же. С. 126, 138–139, 145.
- [8] Научный архив Музея–заповедника «Кижи». Ф. 1. Оп. 8. Д. 30 (Гвоздева Ж. В. Отчёт об этнографической экспедиции в Пудожский район в 2013 году). (Далее – НА РК).
- [9] Рахматуллаева Е. В. Анна Пашкова. Автобиография // Север. 2011. № 1–2. С. 227.
- [10] НА РК. Ф. 4. Оп. 18. Д. 8/46 (Ревизская сказка Нигижемской волости Пудожской вотчины за 1782 год).
- [11] Там же. На момент ревизии 1782 года Тихону было 17 лет.
- [12] НА РК. Ф. 4. Оп. 18. Д. 27/256 (Ревизская сказка Нигижемской волости Пудожской вотчины за 1811 год).
- [13] НА РК. Ф. 25. Оп. 26. Д. 60 (Метрическая книга Нигижемско–Пречистенского прихода Пудожского уезда ха 1862 год).
- [14] НА РКФ. 25. Оп. 26. Д. 70/163 (Исповедные ведомости Пудожского уезда Нигижемско–Пречистенского погоста церкви Рождества Пресвятой Богородицы за 1856 год).
- [15] НА РК. Ф. 25. Оп. 26. Д. 65 (Метрическая книга Нигижемско–Пречистенского прихода Пудожского уезда за 1866 год).
- [16] Носители фольклорных традиций. С. 203.
- [17] НА РК. Ф. 25. Оп. 26. Д. 79, 81, 87, 90, 93 (Метрические книги Нигижемско–Пречистенского прихода Пудожского уезда за 1872 – 1876 гг.).
- [18] НА РК. Ф. 2. Оп. 26. Д. 93 (Метрическая книга Нигижемско–Пречистенского прихода Пудожского уезда за 1880 г.).
- [19] НА РК. Ф. 25. Оп. 26. Д. 102, 107 (Метрические книги Нигижемского–Пречистенского прихода Пудожского уезда за 1882, 1884 гг.).
- [20] Русские плачи Карелии. С. 53.
- [21] Костин А. Г. Книга рекордов Пудожа. Пудож, 2006. С.4.
- [22] Там же. С.4.
- [23] Лад да совет. С. 7.
- [24] Носители фольклорных традиций. С. 204.
- [25] Носители фольклорных традиций. С. 208.
- [26] Носители фольклорных традиций. С. 205.
- [27] НА РК. Ф. 25. Оп. 26. Д. 126, 127, 130, 134, 135, 138, 145, 148, 156 (Метрические книги Шальского прихода Пудожского уезда за 1893 -1895, 1897–1899, 1902, 1903, 1906 гг.).
- [28] НА РК. Ф. 25. Оп. 26. Д. 148 (Метрическая книга Нигижемско–Пречистенского прихода Пудожского уезда за 1903 г.).
- [29] Виноградов Г. С. Карельская причеть в новых записях // Русские плачи Карелии. С.9.
- [30] Носители фольклорных традиций. С. 203.
- [31] Русские плачи Карелии. С.64–74.
- [32] О том, что мальчика звали Алексей, рассказал внук А. М. Пашковой – Н. М. Пустошкин – во время беседы с ним в 2014 г. Расшифровка беседы Ж. В. Гвоздевой с Н. М. Пустошкиным в 2014 г. находится в научном архиве Музея–заповедника «Кижи» (без номера архивного хранения).
- [33] Русские плачи Карелии. С.75–82.
- [34] Там же. С. 55.
- [35] Носители фольклорных традиций. С. 205.
- [36] Русские плачи Карелии. С. 57–63.
- [37] Там же. С. 55.
- [38] Там же. С. 88–92.
- [39] Носители фольклорных традиций. С. 211.
- [40] Сенькина Т. И. Забытые и неизвестные страницы истории фольклористики Карелии. С. 142.
- [41] Гвоздева Ж. В. Николай Пустошкин – мужественный воин, талантливый художник, замечательный педагог // Кижи. 2014. № 3 (109), апрель.
- [42] Расшифровка аудиозаписи беседы Ж. В. Гвоздевой с Н. М. Пустошкиным в 2014 г. находится в научном архиве Музея–заповедника «Кижи» (без номера архивного хранения).
- [43] Архив отдела ЗАГС г. Петрозаводска. Справка о смерти № 2420.
- [44] Николай Пустошкин – мужественный воин, талантливый художник, замечательный педагог.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.