Ефимова Ю.В. (Вешкелица (Республика Карелия)), Чайкина Е.А. (Вешкелица (Республика Карелия))
Экклезионимы как отражение духовной культуры жителей Вешкельского сельского поселения
@kizhi
Аннотация: В статье рассматривается названия объектов культового значения – часовен в с. Векшелице (Карелия). Большинство экклезионимов образованы от агионимов (имен святых).
Ключевые слова: экклезионимы; агионимы; часовни; памятники духовной культуры;
Summary: In article it is considered names of objects of cult value – chapels in the village of Vekshelitsa (Karelia). The majority of ekklezionim are formed from agionim (names sacred).
Keywords: ecclesiality; aginity; chapels; monuments of spiritual culture;
стр. 546Ономастика имеет множество направлений – топонимика (совокупность топонимов какой – н. местности, страны), антропонимика (собственные имена людей), теонимика (собственные имена богов и божеств) и т. д. В рамках нашей работы нам важно было найти тот термин (или понятие), которое бы характеризовало объект нашего исследования. И. В.Бугаева в своей статье [1] говорит об агионимах (греч. Agios – священный, onyma – имя), которые служат для наименования лиц или объектов, на которых «почивает благодать божия». Она выделяет следующие агионимы:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
агиотопонимы – имена собственные, обозначающие географические названия; 2) иконимы – имена собственные, обозначающие наименование икон: икона Всех Святых, икона святителя Николая, икона Божией Матери «Утоли моя печали»; 3) эортонимы – имена собственные, обозначающие названия церковных праздников; 4) экклезионимы – имена собственные, обозначающие названия соборов, храмов и монастырей, часовен.
Такой класс топонимов, как экклезионимы, отражен в словаре русской ономастической терминологии. Это «собственное имя места совершения обряда, места поклонения любой религии; в том числе название церкви, часовни, креста, отдельно стоящего алтаря, священных камня, источника, дерева». [2] Это термин – экклезионимы – мы и будем использовать в своей работе.
По архивным материалам историка П. М. Шамшина, в 1831 г. в Вешкелице была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. После революции 1917 г. с церкви был снят крест, в здании расположились клуб и библиотека. По словам очевидцев, в конце 60–х гг. XX в. здание было полностью разрушено.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы и село стали центром мирского и церковного самоуправления, объединившего несколько приходов. Приходы соединяли несколько деревень, в каждой из которых была возведена часовня. Так появились: часовня Святого Николая Чудотворца в д. Инжунаволок; часовня Казанской иконы Божией матери в д. Кашалиламба; часовня Власия в д. Нинисельга; часовня Вознесения Господня в д. Павшойла.
В 1987 г. из д. Кангозеро Суоярвского района (деревня к 1985 г. была почти полностью утрачена) в Вешкелицы была перевезена часовня во имя Святого Великомученника Георгия Победоносца. Часовня насчитывает несколько строительных периодов. Первый – конец XVII в., второй – середина XIX в. Часовня представляет историко–архитектурную ценность как одна из старейших часовен Сямозерья с хорошо сохранившейся объемно–планировочной структурой и архаичными элементами.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
На полуострове озера Сямозера, в кладбищенской роще, на незначительном расстоянии к востоку от деревни Инжунаволок расположена одна из православных святынь – часовня святого Николая Чудотворца. Скорее всего, она была срублена в середине – конце XIX в. с целью исполнения обрядов, главным образом, погребения.
Часовня в Нинисельге расположена на восточной окраине нежилой деревни, представляет историко–архитектурную ценность как пример характерной для XIX в. карельской культовой постройки, обладающей индивидуальной особенностью – смещением главного входа влево от вертикальной оси.
Казанская часовня (нач. ХХ в.) срублена крестьянином деревни Кашалиламба Парфентьевым по обету. Расположена на западной окраине деревни Кашалиламба, в стороне от жилой застройки, в кладбищенской роще. Представляет историко–архитектурную ценность как характерная для пряжинских карелов культовая постройка, сохранившая архаичные черты.
стр. 547Часовня Вознесения Господня расположена на возвышенности, с юго–восточной стороны от жилой застройки деревни Павшойла. Снаружи храм обшит широкой доской, декоративное убранство отсутствует. В интерьере сохранились полки для икон.
Анализируя исторические сведения о часовнях и церкви Вешкельского погоста, мы пришли к следующим выводам: дата их постройки – середина XIX – начало XX вв., цель – исполнение обрядов (погребение, свадьба). Названия объектов культового значения представляют интерес. Как правило, называются они по имени святых или церковных праздников.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Название часовни | Место нахождения | В честь кого/чего названа | Год постройки |
---|---|---|---|
Часовня во имя святого великомученика Георгия Победоносца | Село Вешкелица | В честь святого Георгия Победоносца | Привезена из д. Кангозеро |
Часовня святого Николая Чудотворца | Д. Инжунаволок | В честь святого Николая Чудотворца | середине-конце XIX века |
Часовня Власия | Д. Нинисельга | В честь святого Власия | Конец XVIII – начало XIX вв. |
Церковь Покрова Пресвятой Богородице | Село Вешкелица ( разрушена в конце 60-х гг. XX в.) | Праздник в честь явления Божией Матери | 1831 г. |
Часовня Вознесения Господня | Д. Павшойла | Праздник в честь вознесения Иисуса Христа на небо | XIX – начала ХХ вв. |
Часовня Казанской иконы Божией матери | Д. Кашалиламба | В честь чудотворной иконы Богородицы | Середина XIX века |
Большинство экклезионимов нашего поселения образованы от:
- агионимов (имен святых) – часовни святого Георгия Победоносца, святого Николая Чудотворца, святого Власия);
- эортонимов (название церковных праздников) – церковь Покрова Пресвятой Богородицы, часовня Вознесения Господня);
- иконимов (название икон) – часовня Казанской иконы Божией матери).
Изучение названий объектов культового значения — интересная тема для исследования. История часовен, история их названий, святые великомученики — все это уникальные сведения об истории, культуре, языке нашей родины. Утрата исторических названий может привести к деградации народной культурной традиции, к обеднению исторического, культурного сознания. Все это позволяет считать экклезионимы культурно–историческими памятниками духовной культуры народа.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.