Волкова М.П. (г.Санкт-Петербург)
Путешествие в Вёгоруксу
@kizhi
Аннотация: Бухта Вёгорукса Онежского озера находилась на пути новгородцев к Белому морю. Там быстро сформировалось большое селение с таким же названием, упомянутым в документах ХV в. как об одном из древних сел Заонежья. Знаменитый погост, с главным храмом во имя Николая Чудотворца. Ю.С. Ушаков, А.А. Иванов и М.П. Волкова сорок лет назад смогли сфотографировать, зарисовать и описать архитектуру, сохранившееся убранство храма, а также его окрестности. В статье представлены фотографии со слайдов, хранящихся в личном архиве М.П. Волковой.
Ключевые слова: Вёгорукса; 1979 г.; храм Николая Чудотворца; фотографии архива М.П.Волковой;
Summary: The Bay of Vegoruksa Onega lake was on the way of Novgorod to the White sea.There quickly formed a large village with the same name mentioned in the documents of the XV century, as one of the ancient villages of Zaonezhye. The famous churchyard,with the main Church in the name of St. Nicholas. Ushakov, Ivanov and Volkov forty years ago were able to photograph, sketch and describe the architecture of the temple, the surviving surroundings, and the Church. The article presents photos from the slides stored in the personal archive of M. Volkova.
Keywords: Vegoruksa; 1979; Church of St. Nicholas; photos M.P.Volkova;
История села Вёгорукса в заливе Большое Онего оказалась типичной для селений самой северной зоны Заонежья. Бухта Вёгорукса Онежского озера была на пути новгородцев к Белому морю, и там быстро сформировалось большое селение с таким же названием. О нем упомянуто в документах ХV столетия, как об одном из древних сел Заонежья со знаменитым погостом, с главным храмом во имя Николая Чудотворца. Это место вокруг быстро обрастало богатыми деревнями, названия которых сохранились до наших дней: Посад, Вянешь-Поле, Южный Двор, Рамполе, как сохранилось и название главного села и бухты Онежского озера – Вёгорукса. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Мы там оказались в августе 1971 г. Наша экспедиционная тройка – Юрий Сергеевич Ушаков, Андрей Александрович Иванов и я, Волкова Мальвина Петровна – отправилась в Вёгоруксу увидеть, что же дошло до нашего времени.
Нам показалось, что мы прибыли в необыкновенный оазис, так красивы здесь бухты, серые скалы вокруг, ступенчатые береговые террасы среди лесного моря и бесконечной водной глади (ил. 1).
На одной из террас стоит старинная церковь, сохранившая облик храмов XVI в., с элементами того времени: церковная клеть с пятигранным алтарным прирубом, с маленькой луковичной главкой на тонкой шейке, врезанной в острие двускатной крыши; трапезная с простым крыльцом. При ней поставлена мощная восьмигранная колокольня на невысоком четверике со своим крыльцом, покрытая высоким шатром с круглой главкой и крестом. Несомненно, эта церковь, возведенная в XVII–XVIII вв. сменила более древние постройки большого погоста, сохранив его традиционные элементы (ил. 2).
Церковь была недоступна для посетителей, ее окна и двери были заколочены досками. Нам удалось попасть внутрь и увидеть ее интерьер при слабом освещении. Он поразил нас своим великолепием: резным иконостасом, позолоченными царскими вратами, множеством икон на стенах, но больше всего – небом, собранным из 16-ти треугольных звеньев: икон, написанных на библейские темы ярко, живо, вставленных в рамы из виноградной лозы и гроздей винограда. Два звена выпали, и мы их приставили к стене (ил. 3–5). Из-за недостатка света нам не удавалось зафиксировать на фотопленку или зарисовать, что мы видели. Наши попытки увидеть кого-либо в ближайших деревнях, чтобы узнать что-нибудь о судьбе церкви, оказались безрезультатными. Деревни давно опустели, лишь в летнее время в них появляются «дачники» (чаще всего чужие люди), которые ничего не знают, а то и вовсе нет никого, как в Вёгоруксе, куда нас доставили на лодке из Ламбасручая и поселили в пустой дом своих родственников (давно здесь не живущих). Звонница господствовала в этом архитектурном комплексе, и не случайно – подчеркивалось важное общественное значение пристани. Это был своеобразный маяк на озере (ил. 1).
Дом, в котором мы поселились, не выглядел традиционным усадебным, какие мы видели повсюду на Русском Севере. Непривычными показались наличники на окнах, с валютным завершением, подобные домам карел, вепсов, финнов. Это можно объяснить вероятностью длительных культурных контактов между этими северными народами (ил.6). За домом поднимался высокий каменистый холм. Оттуда открывался вид на окрестности, с ближними деревнями, ровесниками Вёгоруксы, но теперь безлюдными. А на центральной террасе господствовал церковный комплекс с доминирующей колокольней, который «держал» все окрестные деревни, какими бы они ни были. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Спустившись с каменного хребта в западную сторону и пройдя около километра вдоль озера, мы вдруг неожиданно подошли к гигантской печи на берегу, со сточным коллектором, наполненным темной вязкой жидкостью, тут же стояли бочки, наполненные дегтем. Догадались, что это «самокурня» (ил.7). О ней мы только слышали, а теперь увидели. Нигде такую печь не встречали, хотя ходили по приречьям Русского Севера не первый год. Пожалели, что эта печь разрушается, и никому нет дела до ее спасения.
После нашего летнего путешествия нами были отправлены письма в отдел культуры Российской Федерации и Петрозаводский университет о плачевном состоянии памятников Севера: «Необходимо незамедлительно заняться возрождением жизни в этом благодатном краю, реставрировать Никольскую церковь, “самокурню”, дома-усадьбы, благоустроить людей, чтобы они могли и захотели здесь жить!».
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.