Королькова Л.В. (г.Санкт-Петербург)
Почитаемые культовые памятники Ленинградской области: история и современность
@kizhi
Аннотация: Статья посвящена изучению почитаемых культовых памятников Ленинградской области в исторической ретроспективе. В ней обоснована целесообразность дальнейшего изучения этих объектов и представлены материалы, которые показывают перспективность дальнейших этнографических исследований в этом направлении.
Ключевые слова: религия; народное православие; культурное наследие; традиционная культура;
Summary: The article is devoted to the study of reverent cult monuments of the Leningrad area in a historical retrospective view. In the article expediency of further study of cult monuments is reasonable and materials that show perspective of further ethnographic researches in this direction are presented.
Keywords: religion; popular Orthodoxy; cultural heritage; traditional culture;
На территории современной Ленинградской области зафиксировано довольно значительное количество различных типов культовых объектов. Несмотря на то, что в последние десятилетия в научный оборот введены новые архивные и полевые материалы о почитаемых культовых памятниках, опубликованы фундаментальные исследования деревенских святынь, [1] в истории изучения вышеназванных объектов по-прежнему остается еще много лакун. Целенаправленное изучение указанных объектов было начато в 2013 г. во время работы над проектом и книгой «Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области» [2] и продолжено автором данной статьи в 2017–2018 гг. Формат данной статьи не позволяет нам опубликовать итоги всех исследований, поэтому автор представит лишь материал о наиболее интересном культовом объекте – Ильешской святыне.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Выбор именно этого культового объекта не случаен. Он обусловлен тем, что этот памятник представляет собой уникальный объект, который почитается до настоящего времени. До революции в праздник Ильинская пятница в с. Ильеши съезжалось огромное количество богомольцев из окрестных деревень, с Сойкинского полуострова (ижоры), из соседних уездов и даже из Санкт-Петербурга. Среди богомольцев преобладали женщины. Народ считал, что икона св. Параскевы помогает в семейных делах, спасает от наговоров колдунов. [3]
Старых источников, проливающих свет на историю этого культового места, немного. [4] Да и они содержат противоречивые сведения. Современная информация, как правило, опубликованная на интернет-сайтах, храмов, организаций, занимающихся паломническим туризмом и местных краеведов – это продукт современного мифотворчества. В качестве примера приведу следующий текст: «Однажды в Ильинскую пятницу (точная дата пока неизвестна) местный пастух увидел на березе маленькую девочку в старинной одежде. На все приглашения со стороны пастуха спуститься девочка отвечала молчанием. Тогда пастух попытался согнать ее вниз кнутом, а затем сбить камнями. Но кнут и камни прилипли к дереву. Пастух испугался и понял, что "дело не простое", помолился, залез на березу, аккуратно снял девочку, посадил ее в сумку и понес к местному священнику. По дороге девочка из сумки исчезла, священник собрал людей, и они с хоругвями и молитвенным пением двинулись к березе, на которой пастух видел девочку. Под деревом стояла деревянная икона Св. вмч. Параскевы-Пятницы – точная копия маленькой девочки, явившейся пастуху. На месте обретения иконы, недалеко от березы, был найден камень с углублениями в виде детской ступни. Здесь построили деревянную часовню и вскоре, открылся родник. Часовня была взорвана богоборцами в 1961 году, камень был похищен, его судьба до сих пор неизвестна. Родник перестал существовать, высох». [5]
Следующий текст опубликован на церковном интернет-сайте. Он повторяет предыдущий, но в конце добавлена фраза: «Часовня была всегда открыта; береза, камень, родник творили чудеса: помогали в семейной жизни, при детских болезнях, излечивали от глазных недугов и паралича. Страждущие приходили в часовню в любое время, писали записки с просьбами, приносили подношения в виде венков с лентами». [6] Здесь нужно отметить, что информация об Ильешских святынях в публикациях конца XIX в. и 1920-х гг. также разнится. Для того чтобы пролить свет на историю почитания культового комплекса у д. Ильеши потребовались дополнительные опросы информантов и детальный анализ имеющихся источников. Первое упоминание о том, что в Ильешском храме уже находилась чудотворная «явленная» деревянная икона, относится к XVIII в., поскольку именно в 1792 г. в Ильешах было начато строительство теплой придельной церкви св. Параскевы. То, что икона находилась именно там, подтверждается сведениями, описывающими пожар в Николо-Пятницком храме, случившийся 19 мая 1824 г.; в числе спасенного церковного имущества упоминается икона «матушки Параскевы». После пожара до восстановления храма икона находилась во временной часовне, специально построенной рядом с Никольской церковью. [7]
Из публикации 1885 г. известно, как выглядела икона. Объемное изображение из дерева простой работы, оборотная сторона иконы была окрашена в синий цвет, венец – желтой краской и на нем надпись «Святая мученица Параскева». До 1853 г. на иконе не было ризы из металла. Святыню покрывали отрезами ткани, которые жертвовали богомольцы. В 1853 г. поверх иконы укрепили серебряную ризу с позолотой. Нужно отметить, что при описании иконы (1880-е гг.) священник храма указал на отсутствие на ней «изображения» свитка, который был в правой руке угодницы, и креста, находившегося в левой руке (это место обозначено небольшой впадиной). [8] Вероятно, он имел в виду часть иконы, скрытую серебряным окладом. Вероятно, утрата свитка и креста произошла в то время, когда храм оказался на территории Ингерманландии (1617–1721 гг.). Помимо ризы икону украшали различные приношения прихожан: золотые медальоны, серебряные изображения рук, ног, сердец, которые приносили в храм в память о чудесных исцелениях. В дни праздников к иконе приносили пояса, ленты, отрезы холста. [9]
Еще одно описание Ильешской святыни есть у С.В. Максимова: «Подле самой часовни растет развилистая береза, почитаемая священною за то, что на ней спаслась Пятница от преследования соблазнителя в виде черта. Он с досады начал бросаться в убегающую камнями и завалил ими всю окрестность. Один булыжник попал на березу и там врос в кору так, что теперь его едва видно. И дерево это, и камень на нем удостаиваются особого народного благоговения, но главным образом почитается другой камень, который лежит близ корня. По одной из множества легенд, существующих в народе об этой местности, на этот камень ступила преследуемая злым духом Пятница и с него прыгнула на березу, оставив след ступени, который ясно обозначается большим углублением. В нем скопляется и тщательно сберегается дождевая вода». [10] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Источник 1923 г. дает нам уже более подробное описание легенды. Процитирую ее с небольшими сокращениями: «Однажды, давно это было, с поля среди дня прибежал пастух в деревню и сказал, что он видел Параскеву в растрепанном виде на кустах. Он боялся, что Параскева испугает его стадо и стал гнать ее кнутовищем. Отправились деревенские на то место.. Осмотрел народ камни и на одном увидел что-то вроде следа от ступни. Этот камень и сделался предметом поклонения. В камне ямочка. Туда наливали воду. Слепые омывали глаза этой водой. Сумасшедших окропляли водой, обводили вокруг иконы». [11]
Анализ всех собранных источников об Ильешской святыне представил следующую картину. В начале прошлого столетия священная береза представляла собой сухое дерево, находившееся внутри часовенной ограды. Старожилы деревни говорили, что их родители уже не видели саму березу, от нее сохранился только пень. В конце 1920-х гг. и пня уже не было. На месте ветхой часовни в начале XX столетия стояла новая каменная восьмигранная часовня. Слева от нее в ограде лежали два почитаемых камня. Плоский камень со «следком» Параскевы («следок такой, как с год ребенку») находился ближе к березе, рядом с ним лежал другой камень большего размера с глубокой округлой выемкой в центре «колодичек». Именно в ней и скапливалась дождевая вода, которую использовали для лечения болезней. Когда богомольцы приезжали тысячами, святой воды из камня, естественно, не хватало и ее брали из колодца, который был выкопан недалеко от часовни. Этой водой окачивали камни. Освященную таким образом воду собирали в бутылочки и уносили с собой. Информанты, которые видели эти камни, рассказывали, что камень со следом св. вмц. Параскевы был необычный: когда по нему стучали, раздавался такой звук как будто он «пустой внутри». [12]
В Ильинскую пятницу в с. Ильеши собирались тысячи богомольцев. До революции перед этим праздником дороги, ведущие к Никольскому храму, были заполнены людьми. Праздничные службы начиналась со вторника, в этот же день из Красного Села (окраина Санкт-Петербурга) выходил крестный ход, и богомольцы из дальних деревень собирались в дорогу. В четверг в селе начинали готовиться к ярмарке: ставили карусели, палатки, начинался торг. Все, кто шел от железнодорожной станции Молосковицы, обязательно заходили в Коложицы, для того чтобы помыться в речке Хотынец (никакого святого источника в Каложицах тогда не было), а потом уже шли к церкви. [13]
Паломники торопились, чтобы успеть пройти в храм. Те, кто приходил позже, не попадали даже в церковную ограду. В с. Ильеши было принято к Ильинской пятнице заканчивать сенокос и убирать сено в сараи. Это делалось для того, чтобы богомольцы могли свободно зайти и переночевать там. Богомольцы, имеющие родственников в селе, размещались в домах. В праздник Ильинской пятницы в храме с утра была служба, а потом крестный ход с иконой св. вмц. Параскевы шел к месту ее явления. Крестных ходов могло быть несколько, так как многие не успевали к началу первого выноса почитаемой иконы.
После революции численность паломников сократилось, но их по-прежнему было очень много. Старики рассказывали, что после Ильинской пятницы в селе «все было черное» – вытоптана вся трава. Даже воды из колодцев не хватало, ее привозили и продавали. Местное население очень дорожило своей святыней и делало все, чтобы ее сохранить. В 1922 г., когда проходила конфискация предметов церковного обихода из драгоценных металлов, церковная «двадцатка» с. Ильеши организовала сбор золота и серебра. Вещи, собранные в деревнях, были сданы государству вместо оклада и золотого креста, которые были на иконе. [14] Однако в связи с усилением антирелигиозной пропаганды волна разгромов докатилась и до Николо-Пятницкого храма. В 1935 г. с колокольни был сброшен колокол, который также почитался как местная святыня, а в 1937 г. церковь закрыли.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Вероятно, в это же время началось запустение в часовне. Информанты вспоминали, что в конце 1930-х гг. часовня стояла открытой. В дни праздников и по воскресеньям туда продолжали ходить семьями. Все, кто проходил по дороге мимо часовни, обязательно заходили в нее и обращались к св. Параскеве с различными просьбами. Некоторые излагали их в надписях на стенах. По словам местных жителей, на оштукатуренной стене часовни места свободного не было от надписей. Их процарапывали, писали карандашом. Даже школьники, когда шли сдавать экзамены, на стенах часовни оставляли надписи: «Великомученица Параскева, помоги сдать экзамены». Девушки, кто не мог выйти замуж, также «просили Параскеву». Под «просьбами» обычно указывали свое имя. В годы Великой Отечественной войны на стенах писали просьбы о возвращении мужей с фронта. [15]
Во время оккупации немцы открыли Ильешский храм и определили туда священника. В 1941 г. чудотворная икона св. Параскевы еще стояла в храме (так утверждают информанты). Что происходило с часовней в годы войны, неясно, поскольку осенью 1943 г. население д. Ильеши было вывезено немцами в Латвию и Германию. По возвращении в родную деревню они обнаружили все иконы в пулевых отверстиях. После войны место, где произошло явление св. Параскевы, опять стало привлекать к себе верующих и страждущих исцеления. Однако это не устраивало власти. В 1961 г. местным жителям было дано распоряжение вынести иконы из часовни, а через день-два дня после этого ее взорвали. [16] Для этого понадобилось привлечь солдат, поскольку местные мужчины отказались уничтожать часовню. Оставшиеся руины и почитаемые камни бульдозером были сдвинуты в специально подготовленную яму. После взрыва часовни руководитель колхоза хотел вспахать поляну и засеять, чтобы ничего не было видно. Но сделать это не удалось, так как в почве было много валунов. Через два года место, где стояла часовня, заросло крапивой. [17]
Несмотря на то, что святыня была уничтожена и осталась только поляна, окрестное население в день Ильинской пятницы продолжала приходить к месту явления св. Параскевы. Помимо русских на поклонение к «матушке Параскеве» стали приезжать цыгане из других районов Ленинградской обл. (они и до войны приезжали). Цыгане делали самые большие пожертвования на храм. Информанты рассказывали, что «их старый барон, когда умирал, завещал всем ходить в Ильеши». [18] После возрождения Николо-Пятницкого храма вновь стали проводиться крестные ходы. В 2006 г. первый раз из Троицкого собора Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга в д. Ильеши привезли чудотворный образ (он был передан церкви из Русского музея в 1989 г.). С тех пор ежегодно почитаемая икона в день Ильинской Пятницы находится в Николо-Пятницком храме во время богослужения, затем ее несут на руках к месту легендарного явления св. Параскевы.
- [1] Панченко А. А. Исследования в области народного православия: деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998; Платонов Е. В. 1) Почитание каменных крестов на Северо-Западе России в контексте литургической практики: к постановке вопроса // Поморские чтения по семиотике культуры. Архангельск, 2008. Вып. 3: Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера. С. 320–339; 2) Почитаемые камни в православной традиции на Северо-Западе России // Этногр. обозрение. 2011. № 3. С. 130–144; Виноградов В.В. Почитаемые места северо-востока Новгородской земли (краткая характеристика) [Интернет-ресырсы] //www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-02-025234-9/978-5-02-025234-9_12.pdf – дата обращения: 15.12. 2-18; Панченко В.Б. Деревянные поклонные кресты Поволховья. СПб., 2016.
- [2] Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области. СПб., 2017.
- [3] Полевые материалы автора, 2017 г., с. Ильеши.
- [4] Р-ев. Ильешский приход // Гдовско-Ямбургский листок 1872. № 28. – Авт.: Ругодивцев; Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1885. Вып.10 [Интернет-ресурсы] https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/istoriko-statisticheskie-svedenija-o-sankt-peterburgskoj-eparhii-vypusk-10-1885/3 – дата обращения: 15.12. 2018; Максимов С.В. Крылатые слова. СПб., 1909. С. 25–26; Тимофеев А. Во мгле кромешной // Плуг и молот. 1923. № 29. С. 3; № 31. С.2–4; Хаавио Марти. Священные рощи Ингерманландии. Загадка Сампсы Перрлервойнена. СПб., 2013. С. 93– 94.
- [5] Информация размещена на сайте. https://vk.com/topic-53819911_30352582 – дата обращения: 16.12.2108.
- [6] Святой великомученицы Параскевы-Пятницы часовня. Волосовский район, Ильеши село [Интернет-ресурсы] http://russian-сhurch.ru/viewpage.php?cat=petersburg_area&page=207 – дата обращения: 16. 12.2018.
- [7] Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1885. Вып.10. [Интернет-ресурсы] https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/istoriko-statisticheskie-svedenija-o-sankt-peterburgskoj-eparhii-vypusk-10-1885/ - дата обращения: 10.12.2018.
- [8] Там же.
- [9] Там же.
- [10] Максимов С.В. Крылатые слова. СПб., 1909. С. 25–26.
- [11] Тимофеев А. Во мгле кромешной // Плуг и молот. 1923. № 31. С.2–4; Максимов С.В. Крылатые слова. С. 26.
- [12] Полевые материалы автора, 2017 г., д. Ильеши.
- [13] Там же.
- [14] Там же.
- [15] Там же.
- [16] Там же.
- [17] Там же.
- [18] Там же.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.