Наумов Ю.М. (г.Петрозаводск)
О результатах изучения народного судостроения карел
@kizhi
Аннотация: В статье представлены результаты изучения судостроения карельского народа и сопутствующий комплекс материального и нематериального наследия, бытовавший с конца ХIХ в. по настоящее время. Автором была разработана собственная методика и программа изучения традиций судостроения и судоходства, которая применялась им в этнографических экспедициях и позволила ввести для научного сообщества много новой систематизированной информации.
Ключевые слова: народное судостроение карел; крестьянские лодки; локальные центры; терминология; технология постройки; деревенские мастера;
Summary: The article presents the results of the study of the shipbuilding of the Karelian people and the accompanying complex of material and intangible heritage, which existed from the end of the XIX century to the present. The author developed his own methodology and program for studying the traditions of shipbuilding and shipping, which was used by him in ethnographic expeditions and allowed him to introduce a lot of new systematic information to the scientific community.
Keywords: folk shipbuilding in Karelia; peasant boats; local centres; terminology; technology of construction; the village master;
В силу малоизученности богатого наследия народного судостроения, автор считает тему крайне актуальной как в историко-этнографическом контексте, так и в практике сохранения традиций и их музеефикации. Знакомство с народным судостроением, ставшим темой многолетних исследований автора, началось в 1980-х гг. в экспедициях клуба «Полярный Одиссей». Никакой методики исследований народного судостроения тогда не существовало, специальных работ по изучению лодкостроения карел не было. За годы экспедиций накопились опыт и знания, которые позволили в 1999 г. начать в музее «Кижи» системное изучение народных плавсредств по теме «История и современное состояние традиционного судостроения и судоходства». У мастеров-лодочников и коренных старожилов Кижского архипелага и оз. Сямозера было записано много интересной информации об особенностях традиционных лодок двух локальных центров русских и карел. Тогда же возникла рабочая гипотеза автора о том, что в каждом локальном центре судоходства существовал свой тип лодки и судостроительный потенциал, достаточный для всей округи. [1] Дальнейшее изучение традиционного судостроения позволило увидеть существующее до сих пор разнообразие типов плавсредств, выработать принципы и подходы к сбору информации и обработке результатов. Для исследования традиционного крестьянского судостроения автором был предложен термин «народное судостроение и судоходство», понимаемые как «строительство и использование разнообразных средств передвижения по воде различными этносами в местах их постоянного проживания для ведения традиционного хозяйства». [2] Автором была разработана методика исследования [3] и описания различных плавсредств, которая применялась в музейных экспедициях. По многим карельским деревням от Онежского и Ладожского озер до Белого моря и Волги прошли маршруты 13 экспедиций в районах Республики Карелия, Ленинградской, Новгородской и Тверской областях. В экспедициях собиралась информация, велась фото- и видеофиксация местных лодок, включая старые и уже руинированные лодки. Удалось зафиксировать лодочных мастеров, старые и новые местные лодки, технологию и терминологию отдельных локальных центров. Одновременно стало понятно, что настоящий период характеризуется быстрым уходом из жизни мастеров – хранителей локальных традиций. Велся поиск и систематизация собранных материалов по теме в литературе, архивах и фондах музеев. Многолетняя программа позволила по-новому представить в музее традиционные лодки в музее-заповеднике «Кижи».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Важнейшей географической особенностью территории расселения карел является обилие рек и озер, поэтому с древнейших времен для передвижения людей и перевозки грузов при освоении территории основными были водные пути. Можно утверждать, что судостроение и водный транспорт, обеспечивающие зверобойные и рыбные промыслы, сельское хозяйство и торговый обмен, были традиционными видами деятельности карел. Начиная с новгородских времен, при освоении края, строились и использовались различные суда: от древнейших плавсредств на малых водоемах до мореходных судов, способных перевозить партии грузов и людей по большим озерам и морям. Основные центры судостроения развивались в районах рыбных и зверобойных промыслов, вдоль главных транспортных магистралей – в Приладожье, Обонежье и Поморье, но и потенциал локальных центров лодкостроения карел позволял обеспечивать всех местных жителей необходимыми плавсредствами.
Комплексные исследования позволили автору собрать достаточно полную информацию о народном судостроении карел, сделать выводы о развитии в каждом исследованном районе традиций судостроения и судоходства и их современном состоянии. Удалось проследить, что на протяжении всей истории карелы сохраняли богатство традиций судостроения, что проявляется в наличии мастеров и особенностях технологии и терминологии судостроения, в разнообразии и схожести лодок в различных районах традиционного проживания карел.
Важным результатом изучения судостроения карел является книга автора с описанием методики работы и выявленных особенностей локальных центров. [4] Основной источниковой базой для изучения народного судостроения карел стали материалы полевых исследований автора. Дополнительными источниками, расширяющими временные рамки исследований, стали документы и фотографии из архивов и музейных фондов, исторические и этнографические исследования, труды русских и иностранных путешественников. В книге представлены история, традиции и современное состояние карельского судоходства и судостроения. Впервые опубликованы списки мастеров и карельская терминология народного лодкостроения локальных центров. В монографии представлено большое количество иллюстративного материала. Очевидно, под влиянием хозяйственной деятельности и этнокультурных контактов в различных районах возникали свои оптимальные типы лодок и формы корпусов. Это подтверждают фотографии первой половины ХХ в., сохранившиеся в архивах, и современные фотографии деревянных лодок, сделанные автором. (Рис.1,2).
Консерватизм народной материальной культуры позволяет понять эволюцию лодкостроения карел и значение участия в судостроении и судоходстве региона. Результаты изучения истории и современного состояния народного судостроения подтверждают, что эти традиции сохраняют устойчивость к внешним воздействиям на протяжении, по крайне мере, с конца ХIХ до начала ХХI в. Поэтому лодки, бытующие на разных акваториях, имеют характерные и узнаваемые особенности.
Представленная в книге информация, в первую очередь, свидетельствует о разнообразии судостроительных традиций и доказывает, что традиционные лодки – это элемент, глубоко встроенный в народную культуру. Результаты изучения автором исторических источников и проведенных в 1999–2017 гг. исследований современного состояния карельского народного судоходства и судостроения можно представить в виде следующих выводов. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Вывод 1. Древнейшими и широко распространенными плавсредствами на территории расселения карел, как и на всем Европейском Севере были плоты, долбленые и каркасные лодки. В начале ХХI в. плоты и долбленые лодки изготовлялись и использовались карелами для промысловых и хозяйственных целей – автором было зафиксировано несколько новых долблёных лодок на оз. Ведлозеро в Приладожье.
Вывод 2. В ХХ в. самыми распространенными традиционными плавсредствами у карел были лодки из досок. Начало изготовления карелами лодок из досок точно установить невозможно, но время образования карельского этноса в зоне активного судоходства на Карельском перешейке с середины I тыс. н.э. можно считать косвенным доказательством совместного со славянами строительства малых дощатых судов. Влияние культурных и политических связей с новгородцами, участие карел в совместных с ними морских военных и торговых плаваниях и в освоении новых земель было определяющим в развитии дощатого судостроения. Все зафиксированные дощатые лодки можно разделить на три группы: полукилевые лодки больших озёр; такие же – малых водоёмов; лодки-плоскодонки. Во всех локальных центрах, кроме южных карел, зафиксирован большой потенциал лодкостроения, существовавший 30–40 лет назад, и традиционные лодки, которыми до сих пор пользуются местные жители. Автором получена информация, что еще во второй пол. ХХ в. в бассейне реки Волги карелы также строили дощатые лодки разных размеров.
Вывод 3. Условия навигации водоемов, районы плаваний, функции и цели использования лодок, уровень материальной культуры и внешние контакты каждого центра имеют определяющее влияние на разнообразие типов, теорию корпусов и конструктивный набор, размеры отдельных конструкций и оснастку традиционных местных лодок. Наблюдение за поведением корпуса лодки на воде при разной загрузке помогает им вырабатывать оптимальные модификации своих новых лодок. Определены основные факторы, которые имели влияние на формы лодок: размеры и глубина водоема, длина и высота волны. С изменением районов плаваний, условий навигации на новых водоемах или с изменением хозяйственных потребностей карельские лодки менялись и совершенствовались веками, исходя из потребности иметь лодку, которая всеми признавалась наилучшей. Традиционные дощатые карельские лодки – «венех» на озерах и широких реках – имеют веретенообразную форму корпуса, отлогие штевни и широко раздвинутые наружу борта из досок, соединенных внахлест. Для передвижения по порожистой, с быстрым течением реки шились специальные длинные и легкие лодки с широким дном и невысокими бортами – «лаппикокивене». Особенностью лодок для мелких и порожистых рек стали узкие нос и корма, лодка должна быть легкой в управлении, прочной и безопасной при наклонах на борт.
Вывод 4. Важным является участие карел в строительстве крупных судов и торгово-промышленной деятельности Балтийско-Беломорского региона. Во многих источниках указывается карельская д. Подужемье – известный центр карельского судостроения на Белом море. Строительство мореходных промыслово-транспортных судов считается традиционным для этого народа, а карелы признаются в XVIII–ХIХ вв. одними из лучших мастеров не только поморами, но и европейскими купцами. На это же указывает и то, что карелы смогли быстро освоить теорию и технологии постройки «новоманерных» европейских судов и стали известны на Белом море как лучшие строители шхун и галеотов. В начале XVIII в. на реках Свирь и Волхов стали работать первые государственные верфи, началось строительство судов для военно-морского флота. Для доставки военных и гражданских грузов в Санкт-Петербург нужны были крупные мореходные суда. Карельское население побережьев Ладожского озера включилось в строительство таких судов. Это доказывают письменные сведения о верфях в карельских деревнях и построенных на них судах. [5] Можно предположить, что опытные карелы-судостроители работали также на государственных и военных верфях на Онежском озере, в Лодейном Поле и Петербурге и продолжали работать на верфях Приладожья и Посвирья в ХIХ в..
В книге приводится гипотеза о русском происхождении судового термина «сойма», который упоминается в новгородских документах с ХIV в. [6] В ХVII в. сойма указывалась в числе «староманерных судов» вместе с лодьями, насадами, стругами, бусами, паузками. [7] А.П. Андреев в книге о Ладожском озере дает описание ладожских сойм и уверенно определяет: « … сойма – наше родное судно!» [8] Это подтверждает и ареал распространения судового термина «сойма» в районах, где проживет русское население на озерах Ильмень, Псковское, Ладожское и Онежское, на р. Онега и в Поморье. [9] Сведенья о соймах на Северо-Западе России из источников ХIХ в. и полученные в экспедициях автора, позволяют сделать вывод, что соймы не использовались карелами в их промыслово-хозяйственной деятельности, а изначально являлись славянскими судами. По мнению автора, соймы можно исключить из списка традиционных лодок приладожских карел и, тем более, финнов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Вывод 5. Народное лодкостроение карел демонстрирует преемственность и сохранение традиций. В первой половине ХХ в. широко используются пилёные доски, шитьё корнем меняется на металлический крепеж, мох заменяется смолёной паклей, а смола – олифой и красками. Благодаря развитию народного хозяйства в СССР произошел лодкостроительный «бум» – по заказу госпредприятий и колхозов стали строить лодки на верфях и в артельных мастерских. В колхозных и государственных мастерских молодежь обучали лодкостроению, поэтому удалось сохранить ремесло и передать эти навыки следующим поколениям. Полевые исследования показали, что традиции карельского судостроения локальных центров сохранились крайне неравномерно, что обусловлено несколькими факторами: 1)историей развития и потенциалом каждого центра, количеством работающих мастеров в ХХ в.; 2) удаленностью от больших городов и труднодоступностью локального центра; 3)сохранением традиционных видов деятельности и активностью коренных местных жителей; 4)современной потребностью местных жителей в водном транспорте, наличием заказчиков; 5)заинтересованностью в сохранении традиций лодкостроения и поддержкой местных властей; 6)другими экономическими и социо-культурными факторами.
Новые мастера строят свои лодки на основе старых местных традиций, поэтому и сейчас можно собирать материал по судостроительным традициям в отдельных районах Республики Карелия. Интересно, что во второй половине ХХ в. появились мастера, которые стали делать шаблоны традиционных лодок своего локального центра, и по ним изготавливать лодки из листовой стали и дюралюминия, что доказывает преимущества теории корпусов старых лодок. Прибрежное расположение исторических поселений, отсутствие хороших дорог и традиционные занятия карел – рыбалка, охота, сбор грибов и ягод – заставляют местных жителей по-прежнему пользоваться вековечными водными путями. В начале ХХI в. традиции местного лодкостроения, его технология и терминология лучше всего сохраняются на севере Республики Карелия, в нескольких традиционных карельских центрах озер Куйто и в верховьях реки Кеми. «Без лодки, как без рук» – говорят здесь карелы. Не один десяток гребных лодок за год строится в Калевальском и Кемском районах, а настоящей «столицей» карельского лодкостроения стало старинное село Юшкозеро, расположенное в истоке реки Кеми.
Результаты работы помогают ввести в научный оборот информацию об истории и локальных традициях развития судоходства карел. Собранный фактический материал позволил автору описать, систематизировать и провести сравнительный анализ карельского судостроения на разных водоёмах, с учетом общих тенденций развития региона.
- [1] Наумов Ю.М., Орфинский В.П., Скворцов А. П. Традиционные лодки Сямозерья // История и культура Сямозерья. Петрозаводск, 2008. С. 461–496.
- [2] Наумов Ю.М. «Кижанка» – лодка Онежского озера: Исторический очерк о судоходстве и судостроении Кижских шхер. Петрозаводск, 2011. С. 9.
- [3] Наумов Ю.М. К вопросу о методике изучения народного лодкостроения // Методика полевых работ и архивация фольклорных, лингвистических и этнографических материалов. Материалы VI научно-практического семинара ИЯЛИ КарНЦ РАН. Петрозаводск, 2013. С. 201–211.
- [4] Наумов Ю. М. «Veneh» – лодка по-карельски: О народном судостроении и судоходстве карел в районах их традиционного проживания и ведения хозяйства. Петрозаводск, 2017.
- [5] Озерецковский Н. Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989. С. 19, 25, 28. О количестве судов по Олонецкой губернии, названия их, год постройки и хозяева, 1792 (Национальный архив Республики Карелия, ф.10, оп.2, д.1/1, л. 56); Пушкарёв И.И. Описание Олонецкой губернии. СПб., 1845. С. 58.
- [6] 1395 г.: «И толико бысть побито от обою в соймех …»; 1366 г.: «Того лета Великого Новгорода новгородцы в Нижнем Новгороде гостей поимали и пограбили, в соймах» (Шилов А. Л. Материалы к словарю ранних прибалтийско-финских, чудских и саамских заимствований русского языка. М., 2008. С. 110).
- [7] Кузнецов В.П. Речные деревянные суда. М., 1956. С.43.
- [8] «Большие соймы проходят большие расстояния … перевозят разную кладь и живую рыбу из Ладожского озера и рек в него впадающих – в Петербург, так же плавают и по Финскому заливу – именно в Выборг, Роченсальм, Аборфорс, Лугу и далее. Сойма на волнении легка, ходит и лавирует весьма хорошо, малые же – на вёслах весьма легки» (Андреев А.П. Ладожское озеро. СПб., 1875. Ч.1. С. 35– 37).
- [9] «сойма – единственное прибрежное судно, употребляемое на пресных водах в северо-восточной России» (Андреев А.П. Ладожское озеро. С. 35–37).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.