Резниченко Е.Б. (г.Москва)
О ритмической организации беломорских причитаний с переменным числом фразовых ударений в стихе
@kizhi
Аннотация: Тонический стих, образованный чередованием ритмических рядов с двумя и тремя фразовыми ударениями, является ведущим в причитаниях Беломорья. В данной статье уточнен ареал стиха этого вида в рамках плачевой традиции региона, описаны его разновидности и их локализация, представлены некоторые особенности координации поэтических текстов и напевов.
Ключевые слова: Поморье; причитания; ритмическая организация;
Summary: The tonic verse, formed by the alternation of rhythmic rows with two and three phrasal accents, is leading in the laments of the White Sea region. This article clarifies the range of the verse of this species within the framework of the region's crying tradition, describes its varieties and their localization, presents some features of the coordination of poetic texts and melodies.
Keywords: Pomorie; laments; rhythmic organization ;
Тонический стих протяженностью от 8 до 19 (20) слогов, с переменным числом фразовых ударений (двух- трехударный) и преобладанием дактилических клаузул – ведущий в поэтических текстах беломорских плачей. Он объединяет причеть всех видов [1] абсолютного большинства поселений Поморья. Как показало картографирование, причитания со стихом этой структуры образуют единый ареал, охватывающий берега Белого моря от Летнего до Кандалакшского. [2] Эта единая многокилометровая линия прерывается ненадолго лишь на границе Поморского и Карельского берегов. [3] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Строго говоря, стих описываемого вида следовало бы назвать трех-двухударным, поскольку во всех местных плачевых текстах главенствуют развернутые трехударные ряды с дактилическими клаузулами:
Не убóисе, цяста ступе́ньцята ли́ственка Не по-пре́жнему иду глупа си́за голу́бушка Из па́рной-то мыльней ба́енки
(с. Малошуйка, Поморский берег). [4]
Так, по нашим подсчетам, в плачевых текстах Поморского берега доля трехударных стихов с дактилическими окончаниями составляет 70–75 %, в некоторых образцах их число увеличивается до 90%. [5]
Немаловажную роль в организации поэтических текстов местной причети играют и стихи с двумя фразовыми ударениями. Об этом свидетельствуют не только статистические данные, но и высокая степень формульности двухударных фрагментов. Отметим особую значимость двухударных рядов с хореическими клаузулами: [6] они часто маркируют границы разделов. Их появление типично для начальных стихов: «Пора вста́ти ды пробуди́ться», «Не чело́м тебе не спаси́бо». Сдвоенными двухударными рядами с хореическими клаузулами нередко завершаются развернутые смысловые периоды. Формульный характер этих оборотов подчеркивается использованием синтаксического и тематического параллелизма, тавтологии: [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Уж во первóй-от кон да во остáтний, Во остáтненькой да во послéдний (п. Луда, Летний берег).
Тонический стих с переменным числом фразовых ударений представлен в плачах Беломорья разными подвидами, имеющими достаточно ясную локализацию. Они различаются и по статистическому соотношению рядов трехударного и двухударного строения, и по степени устойчивости (или мобильности) трехударных рядов. Имеющиеся в нашем распоряжении материалы позволяют говорить об определенной динамике территориального развертывания. Максимальная вариативность, подвижность характерна для текстов «срединных» берегов ареала. Например, протяженность ритмических рядов в плачах Поморского берега колеблется от восьми, в единичных случаях даже семи («Пора ста́ть да убуди́ться», «Чтой за чу́дное чу́до», с. Нюхча, Поморский берег) [7] до 19–20 слогов (« Не доходит она до моёй-то до мягкой перины пуховые», «Дай сёго́дня ды по сёго́дняшнему ранному утру утря́ному»). [8] Фактически это предельно возможные для двухударного и трехударного тонического стиха цифры. Наполнение сегментов в трехударных рядах здесь таково:
1-й сегмент (анакруза) | 2-й сегмент | 3-й сегмент | 4-й сегмент (клаузула) |
---|---|---|---|
2 (1–6) слога | 5–7 слогов | 2 –5 слогов | 3 слога |
В то же время в плачевых текстах крайних локальных традиций ареала – на Летнем и Кандалакшском берегах – заметна тенденция к большей стабильности стиха. Здесь еще определенней становится доминирование трехударных рядов, устойчивость их структуры. Так, в причитаниях Летнего берега протяженность рядов в целом колеблется от 9 до 16 слогов. При этом главенствуют трехударные стихи двенадцати- тринадцатисложной нормы со структурой 2(3). 3. 2. 2; их преобладание отчетливо выступает в образцах, записанных от лучших причитальщиц. Приведем фрагмент окказионального плача, записанного в 1982 г. в д. Сюзьме Летнего берега от У.С. Козьминой (1897 г.р.):
Так не оста́вила меня́, не споки́нула, Привспои́ла, вскорми́ла, повы́растила. Пошла во шко́льно-то я́ во учи́лище,
Проучи́ла свою бу́йную го́лову. [9]
Структурной основой поэтических текстов плачей Кандалакшского берега, насколько можно предположить, опираясь на наиболее сохранные тексты, является трехударный тонический стих протяженностью от 13 до 18 слогов: [10]
Погледеть-то мне-ка, цёловеку, дитю кру/цинну,Накруг мне-ка дом топереце тёпловито да гнездыш/ко,Накруг мне-ка све́тло косисьцято окошко… [11]
Картина распространения в Беломорье стиха описываемого вида усложнена наличием в плачах некоторых поселений вторичных ритмических форм. [12] Так, в некоторых плачах Летнего берега тонический стих выступает в качестве основы вторичного цезурированного стиха с формулой 5 + 5 (6–7): [13]
Исходный стих | Производный стих | |
---|---|---|
Вы откуль пришли / прикатилисе, | 2. 4. 2 | 5 + 5 |
Да (и) от тёплого- / то красного солнышка, | 2(3). 3. 2. 2 | 5(6) + 7 |
От желанного / родителя батюшка. [14] | 2. 3. 2. 2 | 5 + 7 |
(Летний берег, п. Луда).
Принципиальному единству базовой структуры поэтических текстов плачей данного ареала противопоставлено многообразие видов музыкальной ритмики. Плачевые напевы, на которые распеваются тексты, относятся к разным классам музыкально-ритмических форм (неравномерно сегментированные, равномерно сегментированные, вторичные цезурированные). Каждая из них представлена группой музыкально-ритмических типов.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о принципах координации в местных голошениях напевов с поэтическими текстами, в которых длительность ритмического ряда на протяжении одного плача может увеличиваться и уменьшаться вдвое. С этой точки зрения поморская причеть образует две группы форм. В одной из них стих описанной структуры соотносится с напевом неизменной протяженности, в другой – с мобильным по масштабно-временным показателям напевом. В обеих названных группах можно найти как формы с известными по другим традициям принципами координации напева и текста, так и образцы, в которых задействованы специфические, необычные механизмы такой координации. Последние делают облик местной плачевой культуры неповторимым.
Результаты анализа подводят нас к вопросу о структурных соответствиях и аналогиях между поморской причетью и местными эпическими жанрами. Как показали исследования, поэтические тексты беломорских ста́рин и группы типологически родственных им духовных стихов [15] опираются на тонический стих с дактилическими клаузулами, длительность которого может меняться в пределах от 7–8 до 20 слогов. В этих же пределах варьируется протяженность стиха местной причети («рабочим» в обеих жанровых группах можно считать 8–18-слоговой объем); для плачевых текстов также характерно безусловное господство ритмических рядов с дактилическими окончаниями.
Несомненны и принципиальные отличия. Как мы видели, в поэтических текстах причитаний ряда локальных традиций важную композиционную роль играют двухударные ряды; насколько известно автору, в местных эпических песнях, опирающихся на стих описанной структуры, эта закономерность не прослеживается. Другое отличие – несовпадение ареалов стиха в плачах и эпосе Беломорья. Стих интересующего нас вида объединяет причеть бóльшей части региона, однако за пределами ареала остаются два поморских берега. В то же время эпические песни с подобным строением поэтических текстов распространены в Поморье повсеместно.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
И в причитаниях, и в местном эпосе напевы координируются с поэтическими текстами двумя принципиально различными способами: [16] в обеих жанровых группах мы находим как мелодии стабильной протяженности, так и напевы, предполагающие «увеличение и уменьшение музыкально-слоговых времен в соответствии со слоговым объемом стиха». [17] Однако никаких совпадений эпических и плачевых напевов на уровне конкретных музыкально-ритмических типов не наблюдается. [18]
По-видимому, в отдельных локальных традициях Поморья наличие у причитаний родственных черт с былинами и духовными стихами осознавалось самими исполнителями; это отразилось в местной терминологии. Так, на Поморском берегу женщины-сказители все эпические произведения называли «стихами»; этим же термином обозначались на востоке данного берега и в соседних селах Онежского берега свадебные плачи. [19]
Возможно, дальнейшие сравнительные исследования местных голошений и эпических песен позволят выявить и другие соответствия между двумя знаковыми для культуры Беломорья жанровыми группами.
- [1] Похоронно-поминальные, свадебные (сольные и групповые), окказиональные и рекрутские голошения.
- [2] Таким образом, этот ареал включает поселения Летнего, Онежского, Поморского, Карельского и Кандалакшского берегов. Причитания Терского и Зимнего берегов образуют второй (дополнительный) ареал, их поэтические тексты опираются на тонический двухударный стих.
- [3] Речь идет о небольшой группе поселений на юго-востоке Карельского берега, где в плачевых текстах главенствуют двухударные ряды. Местные плачи отличаются от других причитаний западного Поморья по целому ряду базовых характеристик. Причины чужеродности этой локальной традиции, как бы клином вторгающейся между двумя близкородственными плачевыми традициями Карельского Поморья, коренятся в истории заселения Карельского берега.
- [4] Все цитируемые в статье фрагменты плачевых текстов, не имеющие отсылок к публикациям, взяты из материалов, записанных автором в Поморье в 1978–1984 годах и хранящихся в архиве Музыкально-этнографического центра им. Е.В. Гиппиуса Российской академии музыки им. Гнесиных.
- [5] Трехударные стихи с хореическими клаузулами встречаются крайне редко; видимо, их следует считать ненормативными.
- [6] В двухударных рядах нормативным является как дактилическое, так и хореическое окончание.
- [7] Русская свадьба Карельского Поморья (в селах Колежме и Нюхче) / Подгот. изд. А.П. Разумова, Т.А. Коски; общ. ред. Е.В. Гиппиуса. Петрозаводск, 1980. С. 77, 90. В аналитической статье, опубликованной в этом сборнике, содержится одно из первых описаний строения поэтических текстов местной причети.
- [8] Там же. С. 77.
- [9] Этот причет-импровизация был исполнен плачеей от имени одной из участниц экспедиции в ответ на рассказ девушки. «Школьным училищем» плачея именует РАМ им. Гнесиных.
- [10] «Удельный вес» двухударных ритмических рядов в голошениях Кандалакшского берега ничтожно мал; видимо, их следует считать ненормативными.
- [11] Беломорские старины и духовные стихи: Собрание А.В. Маркова / Изд. подгот. С.Н. Азбелев, Ю.И. Марченко. СПб., 2002. С. 873.
- [12] Под вторичными формами в современном этномузыкознании понимаются цезурированные композиции, в которых под воздействием мелодики происходит «переорганизация» музыкально-поэтических текстов.
- [13] Напевы этих причитаний относятся к классу цезурированных форм с вторичными мелодико-ритмическими композициями. Впервые на существование в плачах Поморья данной группы форм указала Б. Б. Ефименкова. См.: Ефименкова Б. Б. Восточнославянская свадьба и ее музыкальное наполнение: введение в проблематику. М., 2008. С. 53.
- [14] Косой чертой отмечено местоположение цезуры в напеве.
- [15] Подробнее об особенностях стихосложения поэтических текстов местных духовных стихов см.: Николаева С.В. О формуле и метрике в старших духовных стихах // Рябининские чтения – 2015: Материалы VII конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 2015. С. 382–384.
- [16] Типологическая систематика музыкально-ритмических форм эпических напевов Поморья произведена Ю.И. Ковыршиной. См.: Ковыршина Ю.И. Музыкально-стилевые особенности беломорских старин и духовных стихов: к вопросу о территориальном членении поморской эпической традиции: Дис. … канд. искусствоведения. М., 2013 (Рукопись).
- [17] Там же. С. 104.
- [18] По мнению Ю.И. Ковыршиной, аналогом к одному из типов эпических напевов Поморского берега являются (наряду с лирическими песнями) местные групповые причитания (см.: Ковыршина Ю.И. Мелогеография ста́рин и духовных стихов Поморья // Вопросы этномузыкознания. 2013. № 4 (5). С. 73). Однако речь не идет о конкретных совпадениях.
- [19] Ковыршина Ю.И. Музыкально-стилевые особенности беломорских старин и духовных стихов… С. 56.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.