Гурченко А.И. (Минск, Беларусь)
К проблеме актуализации фольклора в современном искусстве
@kizhi
Аннотация: Автором раскрывается специфика нового этапа актуализации фольклора в искусстве Беларуси. Востребованность и злободневность данного вопроса определена той миссией, которую выполняет наследие в культуре: обеспечение функционирования механизмов межпоколенной преемственности, поддержание социокультурной стабильности, формирование и укрепление национальной идентичности.
Ключевые слова: фольклор; современное искусство; национальная идентичность; актуализация фольклора;
Summary: The author reveals the specifics of the new stage of the actualization of folklore in the art of Belarus. The significance of this research is determined by the roles that the legacy plays in culture: ensuring the functioning of intergenerational continuity mechanisms, maintaining sociocultural stability, shaping and strengthening national identity.
Keywords: folklore; modern art; national identity; actualization of folklore;
Современное белорусское искусство развивается в нескольких магистральных направлениях, среди которых особое место занимает осмысление фольклорных традиций, историко-культурного наследия и христианской культуры. Именно опора на все названные составляющие позволяет искусству являться фундаментом национальной идеи, основой национального самосознания. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
За годы существования Советского Союза одним из базисов искусства был фольклор, а народность являлась основным принципом соцреализма как художественного метода. В современном искусстве Беларуси все направления развиваются достаточно полноценно. Так, примером знаковых для нашей страны современных социокультурных проектов являются Республиканская программа мероприятий по проведению в Республике Беларусь 2018‒2020 годов под знаком Года малой родины, [1] национальный праздник «Дни белорусской письменности», Рождественский бал и музыкальные вечера в Мирском замке (музей «Замковый комплекс “Мир”», Гродненская область), Фестиваль оперного и балетного искусства «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов» (Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж», Минская область), Фестивали средневековой культуры «Гольшанский замок» (Гольшаны, Гродненская область), «Рыцарский фестиваль в Мстиславле» (Мстиславль, Могилевская область), «Наш Грюнвальд» (Музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий «Дудутки», Минская область), Международные фестивали православных песнопений «Коложский Благовест» (Гродно) и духовной музыки «Магутны Божа» (Могилев), а также многие другие мероприятия. Более того, поддержание и содействие развитию многовековых традиций белорусского народа является приоритетом Государственной программы «Культура Беларуси» на 2016‒2020 гг. Все перечисленные и многие другие социокультурные и научные проекты, которые регулярно проводятся в республике, подтверждают тезис о культивировании в искусстве нашей страны самых разных направлений развития.
Что касается воплощения фольклора в современном искусстве Беларуси, то сегодня мы имеем дело с новым этапом его актуализации, который опосредован кардинальными изменениями в современной социокультурной ситуации. [2]
Причин тому несколько. Так, в связи с процессами урбанизации и разрушением формировавшегося столетиями традиционного уклада жизни практически полностью исчезла естественная среда бытования фольклора, который сегодня существует в большей степени в репродуктивных (профессиональное и любительское творчество на основе фольклорных традиций) и зафиксированных документальных формах (фото-, аудио-, видеодокументы, музейные экспозиции и фонды, научные исследования). Не менее губительными для белорусской традиционной народной культуры явились последствия аварии на Чернобыльской АЭС, в результате которых часть населения была переселена из загрязненных территорий, что также не могло не отразиться на целостности традиции.
Кроме того, в современном искусстве принципиально изменились методы познания фольклора, в результате чего сегодня мы вынуждены признать появление нового типа художника (в широком смысле этого понятия, а именно создателя произведения искусства, основанного на фольклорных традициях). Так, в XIX в. ‒ в первой половине XX в. прогрессивной интеллигенцией, в числе которых были ученые, исследователи-любители, композиторы, художники, хореографы, традиционную народную культуру изучали как непосредственно от носителей традиции, так и от знатоков народной культуры. Более того, многие из «ходивших в народ» сами были выходцами из этой среды или близки ей, поэтому хорошо знали данный пласт культуры. Что же касается современной художественной практики, то на рубеже XX‒XXI вв. сформировалось поколение художников, у которых отсутствует опыт взаимодействия с традиционной народной культурой, в результате чего у них есть возможность изучать фольклор только опосредованно, на материалах уже проведенных теоретических исследований. Однако положительным моментом является то, что в отличие от предшествующих исторических периодов, к концу XX в. традиционная культура белорусов уже достаточно глубоко изучена как целостная система, выявлена ее жанровая специфика, раскрыты региональные особенности. Таким образом, накопленный массив знаний о традиционной народной культуре может стать теоретической основой для осуществления процесса воплощения фольклорных традиций в современном искусстве.
Принципиально важным является то, что опираясь на фольклорные традиции, художник своим творчеством способен формировать национальное по своей сути искусство, которое в итоге будет «подпитывать» национальную идею. В этой связи необходимо понять, на чем основывается сегодня работа художника с этнокультурным наследием? Нацелена ли современная система образования на подготовку специалистов, обладающих достаточным объемом знаний о фольклоре, а также умений и навыков их использования? [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Более того, сегодня вы вынуждены констатировать факт формирования нового типа слушателя. Так, не имеющая опыта «живого» общения с традиционной народной культурой, а также глубоких знаний о ее специфике, современная публика воспринимает фольклор как своего рода экзотику и не осознает ее значения для осмысления современным человеком себя как части нации.
В связи с изложенным выше возникает вопрос: существует ли взаимосвязь между наработанным наукой массивом знаний о фольклоре, художником, создающим основанное на народных традициях произведение искусства, и публикой, являющейся конечным звеном в данной «цепочке»? Актуальны ли наработанные на протяжении более чем двухсот лет истории фольклоризма формы осмысления фольклорных традиций в искусстве? На эти и многие другие вопросы исследователям еще предстоит дать свой ответ. Таким образом, для современной науки принципиально важным представляется, с одной стороны, осмысление самой сути фольклора как яркого и самобытного явления культуры, а с другой ‒ выявление наиболее эффективных механизмов его актуализации в искусстве.
- [1] Белокурская Ж. Е., Гурченко А. И. Малая родина Язэпа Дроздовича как территориальный бренд // Культура Беларуси: реалии современности. VII Междунар. науч.-практ. конф., посвященная Году малой родины в Республике Беларусь. Минск, 2018. С. 31 –35.
- [2] Гурченко А. И. Предпосылки возникновения и тенденции развития современного периода истории исполнительского фольклоризма в Беларуси // Искусство и культура. 2012. № 4(8). С. 6064.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.