Косоплечева С.Д. (г.Москва)
Реставрация или ремонт: вопрос сохранения жилых деревянных построек в деревнях и сёлах Русского Севера на примере с. Веркола
@kizhi
Архив проекта «Веркола в прошлом, настоящем и будущем», победителя Конкурса президентских грантов 2020, записи И023, И034, И057.
В реставрационном сообществе часто возникает особая этическая проблема. Нужно ли регламентировать деятельность людей относительно архитектурных объектов, которые несут культурную и историческую ценность, если они находятся в частной собственности? Мы знаем множество примеров, когда памятники архитектуры теряют свою ценность из-за ремонта или некачественной реставрации. К сожалению, чаще всего эти постройки не имеют статуса объекта культурного наследия, из-за чего влияние на их владельцев практически невозможно. Однако есть места, в нашем случае это отдельное село, где сохранение архитектурного облика зданий ценится как отдельными людьми, так и сообществом в целом. В рамках работы над проектом «Веркола в прошлом, настоящем и будущем» мы проанализировали, как жители с. Веркола пытаются сохранить внешний облик села и почему научная реставрация часто становится невозможной в условиях жизни российских сел и деревень.
Старинное с. Веркола находится в Пинежском районе Архангельской области, в 2018 г. включено в ассоциацию «Самые красивые деревни России». Когда-то в этом селе родился знаменитый писатель Федор Абрамов, после его смерти в Верколе основали «Литературно-мемориальный музей Ф. Абрамова», который сейчас выполняет множество задач по сохранению истории и культуры с. Веркола. В 1988 г. был создан Веркольский ландшафтный заказник. В основном село живет за счет туризма, которым занимаются как частные организации, так и государственные. Однако присвоенные статусы никак не влияют на сохранение архитектурного ландшафта Верколы. Хотя сами жители стараются поддерживать деревянный облик села и гордятся им. В Верколе сохранилось большое количество как жилых, так и хозяйственных деревянных построек, архитектурные решения которых свойственны классической архитектуре Русского Севера XIX — начала XX в. Если присмотреться к таким домам, зайти внутрь, то станет понятно, что жилыми остаются только те, которые полностью переделаны под нужды современного жителя села и сохранили лишь свой исторический фасад. А те дома, которые сохранили внутри свое устройство, становятся нежилыми и постепенно разрушаются. Следовательно, в старинных домах, где сейчас живут люди, мы сталкиваемся с явлением, которое я бы назвала «народная реставрация». Это попытка сохранить внешний облик дома, его архитектурную историю, но при этом сделать его пригодным и комфортным для круглогодичного проживания. И тут появляется вопрос о том, должна ли проводиться научная реставрация для таких построек, притом что так отреставрированный дом, скорее всего, сразу перейдет в разряд музейного. Или же важнее стремиться к возрождению и сохранению жизни в деревнях — и тогда уступать место ремонту подобных объектов? В данной работе нас интересует мнение на этот счет не только сообщества реставраторов, искусствоведов и этнографов, но в первую очередь местных жителей.
Мы поговорили с веркольцами и рассмотрели несколько примеров восстановления старинных домов силами местных жителей. Для начала рассмотрим гостевой дом «Татьянина изба» — это первый веркольский гостевой дом, основанный в 2000-х годах, — в то время, когда архитектурная ценность села только начала осознаваться местными жителями. Это дом купцов Фёдоровых, построенный во второй половине XIX в.
При покупке дом был в очень плохом состоянии, а местные жители высказывали недовольство — они не понимали, зачем в Верколе нужен гостевой дом и кто туда поедет. А новая хозяйка уже видела культурную ценность в их обыденности. Однако о реставрации с самого начала не было и речи, потому что это очень дорогое мероприятие для частного дома, а объектом культурного наследия дом не являлся. Но хозяйке, при поддержке местных жителей, которых она брала на работу, удалось создать и комфортные условия для проживания, и сохранить внешний облик и аутентичные детали. При этом она стала одной из первых в селе, кто настаивал на том, чтобы максимально сохранить внешний вид старого дома. В итоге владелица постаралась поменять только самое необходимое: перекрыли крышу, сделали водопровод, канализацию, поменяли проводку, перестроили полностью разрушенную заднюю часть дома. И местными жителями, и гостями села такая «реставрация» воспринимается как правильная, как сохранение наследия. Сейчас в доме есть и комфортные условия для проживания туристов, и при этом он стилизован «под старину».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Следующий пример — гостевой дом «В Пекашино». Это бывший дом известного ранее в Верколе рода Ставровых, построенный в 1896 г. и купленный около 9 лет назад энтузиастом из Москвы, для того чтобы создать второй гостевой дом в селе. На снимках мы видим дом в современном состоянии и до восстановления (фото И. А. Чекалина).
Когда дом покупался, он был в довольно плохом состоянии: в советское время в нем располагался детский сад. Снаружи дом был обит, изнутри оклеен слоями обоев и не один раз покрашен краской прямо по деревянным стенам. Хозяин этого гостевого дома стремился максимально обновить дом и сделать гостиницу «по европейским стандартам», но при этом сохранить внешний облик приближенным к традиционному. Путь восстановления был сложным: в начале предприняли попытку полностью переложить и отреставрировать заднюю, хозяйственную часть дома, но это оказалось слишком дорого, и её полностью перестроили из нового дерева. В итоге была снята обшивка, очищены стены, полы и потолки, полностью заменены косяки и рамы окон, перекрыта крыша, проведено дополнительное отопление, канализация, водопровод. Работал над восстановлением строения местный плотник по традиционным для него и его семьи технологиям — ручным инструментом. Хозяин дома старался максимально убрать все «издержки времени»: оставить старые детали и старый материал, но сделать их чистыми и «приличными». Однако, как говорит сам владелец, к концу работы стало понятно, что именно эти детали приближают дом к «духу былого времени». Итак, несмотря на то, что работа над восстановлением была приближена к реставрационной, итог вызывает у местных жителей и туристов двойственные ощущения. Вычищенный «до блеска» фасад не кажется жителям естественным для облика деревни — по словам одного из жителей, на нем не хватает «налета старины». И это приводит нас к следующей проблеме: по мнению жителей, деревня принимает свой исторический облик, когда сохраняются все черты времени, черты старения. Веркола, как и все Пинежье в целом, славится своими «черными домами», и именно они считаются традиционными, хотя, конечно, этот цвет постройки приобретали со временем, и решение хозяина гостевого дома «В Пекашино» оставить строение светлым кажется более подходящим для создания музейного облика села.
Но не все старинные дома Верколы восстанавливаются так. В 2020 г. на деньги, выделенные из регионального бюджета, отреставрировали Иняхинский дом.
Этот дом, построенный почти сто лет назад, еще с 1990-х гг. принадлежит Литературно-мемориальному музею Ф. Абрамова. Это единственный дом в селе, реставрация которого была спонсирована и поэтому проведена по всем правилам. Сейчас здесь расположен музей, кроме постоянной экспозиции в нем проводятся выставки и другие мероприятия. Такого исхода можно было бы пожелать для многих домов села. Однако повезло именно этому дому: его передали в руки музея, потому что ранее он принадлежал прототипу Иняхина, главного героя рассказа Ф. Абрамова «Последний старик деревни». И решение о выделении средств на реставрацию было принято не только из побуждений сохранить деревянное наследие. Статус музейного объекта и причастность дома к истории знаменитого писателя спасли здание от разрушения. Но мнения об итогах этих работ у жителей села разделились: не все довольны найденными реставрационными решениями, и оценивают в основном не сам восстановленный дом, а экспозицию, выставленную в нём сотрудниками музея.
Итак, мы рассмотрели истории восстановления трёх домов с. Веркола, которые стали знаковыми для их владельцев, для жителей села, для туристов и приезжающих исследователей. Проанализировав эти истории, поговорив с веркольцами, мы можем сказать, что в селе «народная реставрация» и обычный ремонт старинных домов играют огромную роль в сохранении культурного наследия. При невозможности провести научную реставрацию каждый житель старается сохранить облик не только туристических мест, но и своего дома, не только для туристов, но и для своих потомков. Ведь если в доме живут, то есть вероятность, что и сама постройка сохранится на многие годы. А энтузиасты, приезжающие из других мест, спасают разрушающиеся дома тем, что выкупают их и приспосабливают для временного проживания туристов. Однако такая «реставрация» все ещё ничем не регламентируется, на людей невозможно повлиять, пока постройки, находящиеся в их собственности, не имеют официального статуса объектов культурного наследия.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.