Введение @kizhi
Обратите внимание: текст был автоматически распознан с отсканированной книги. Возможны опечатки. Для удобства пользования к этому интернет-изданию прилагается отсканированный вариант книги.
Книга, которую уважаемый читатель держит в руках, посвящена древней религии, а точнее – древним культовым памятникам, обнаруженным археологами на территории Карелии. Эти памятники оставлены первобытным населением, проживавшим здесь в глубокой древности, на протяжении обширного периода времени – примерно с рубежа 8-7 тыс. до н. э. по 1 тыс. н. э. – включающего археологические эпохи мезолита, неолита, энеолита, бронзового и железного веков. Жанр книги определен не совсем обычно – палеоэтнографические очерки. Дело в том, что в ней специально не рассматриваются такие свойственные для археологического исследования вопросы, как культурно-хронологическая интерпретация памятников или отдельных находок. Книга посвящена духовной культуре древнего населения края, памятники археологии привлекаются в ней как источники, несущие в себе информацию о религии древности.
Среди известных в Карелии археологических памятников, количество которых составляет сейчас более полутора тысяч, только малая часть может свидетельствовать о религии, являющейся пока малоизученной страницей древнейшей истории края. К их числу относятся петроглифы – наскальные рисунки, обнаруженные на Онежском озере и в низовьях реки Выг на Белом море; погребальные памятники – могильники и отдельные погребения, в том числе один из наиболее известных памятников Северной Европы – Оленеостровский могильник; культовые предметы, большей частью обнаруженные в ходе раскопок поселений и могильников, среди которых преобладают изделия, изображающие людей и животных; культовые комплексы – остатки капищ, где древнее население совершало религиозные обряды; наконец, отдельные культовые камни-валуны – оригинальные памятники, с глубокой древности и до недавнего прошлого пользовавшиеся почитанием жителей некоторых местностей Карелии.
Надо сказать, что из всех перечисленных культовых археологических памятников более всего изучались наскальные рисунки. Это не удивительно, ведь известны они давно первая информация о петроглифах Онежского озера появилась в литературе ещё в прошлом веке. С тех пор к ним обращались многие археологи, в том числе и ученые, чьи имена широко известны в научном мире. О наскальных рисунках Карелии писали В. И. Равдоникас, А. М. Линевский, К. Д. Лаушкин, Ю. А. Савватеев. А. Д. Столяр, А. А. Формозов и другие, рассматривавшие их в том числе и как источники по изучению религии. Благодаря эти*1 исследованиям карельские петроглифы стали широко известны в научном мире, о них знают многие любители древностей. Именно по этой причине, автор счел возможным ещё раз специально не останавливаться на этих памятниках и отослать интересующихся читателей к трудам упомянутых исследователей. Прочие же археологические памятники культового характера известны гораздо меньше. Сведения о них разбросаны в многочисленных специальных изданиях, большей частью, научных статьях. В этой книге, пожалуй, впервые предпринята попытка систематизировать их, собрать вместе в одной работе. Такой подход представляется справедливым, ведь все они при внешнем разнообразии характеризуют единое явление – древнюю религию.
Таким образом, цель этой книги – показать, что из себя представляют древние культовые памятники, обнаруженные на территории Карелии, и ответить на вопросы о том, что дает нам основание считать их именно культовыми памятниками, и о каких формах бытовавшей здесь древней религии они могут свидетельствовать. В серии очерков рассматриваются все упомянутые виды археологических памятников культового характера за исключением петроглифов, которые лишь кратко затрагиваются в разделах. посвященных культовым изображениям людей и животных.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Как мы уже упомянули, интересующие нас памятники оставлены населением, проживавшим на территории Карелии в течение восьми тысяч лет. На протяжении всего этого периода в хозяйстве людей господствовал промысловый уклад – охота, рыболовство и собирательство. Древнейшие памятники, относящиеся к мезолитической эпохе, датируются временем не позднее начала 7 тыс. до н. э. В эпоху мезолита на территории Карелии выделяются две культурных группировки, одна из которых, обонежская, близка к кругу так называемых постсвидерских археологических культур; другая, локализующаяся, в основном, в Северной Карелии, по всей видимости, имеет аналоги среди памятников северных районов Фенноскандии. С неолитической эпохой, начавшейся в Карелии во второй половине 5 тыс. до н. э., связаны культурно-хронологические группировки с керамикой сперрингс и с ямочно-гребенчатой керамикой, а также более поздняя группировка с керамикой, имеющей гребенчато-ямочный орнамент. На их основе в 3 тыс. до н. э. сложилась культура с ромбо-ямочной керамикой, где впервые для территории Карелии фиксируется металлообработка самородной меди. Поздний энеолит, связанный а Карелии с памятниками, содержащими так называемую асбестовую керамику, сменяется бронзовым веком, характеризующимся пластом древностей с керамикой, орнаментированной сетчатыми отпечатками. Его хронология соответствует периоду около 1200–500 гг. до н. э. Наконец, эпоха железного века наступает в Карелии с распространением археологических культур, относящихся к так называемому ананьинскому пласту древностей, гибридизирующихся с местными культурами бронзового века. Заканчивается этот период около V–VII вв. н. э. Отметим, что по мнению исследователей, этнический состав населения Карелии, по крайней мере, с периода железного века составляют саамы. Они занимались охотой, рыболовством и собирательством, варьировавшими в зависимости от конкретного ареала обитания той или иной группы. Не исключено, что к концу железного века саамы освоили оленеводство. Впрочем, по мнению некоторых исследователей, «протосаамское» население («самодийцы лопаноидного облика») обитало на территории Карелии уже в эпоху мезолита (см., например. Панкрушев, 1980, с. 148-149) [1] .
Сведения об отдельных известных на территории Карелии культовых памятниках содержатся в специальных археологических изданиях. В частности, погребальным памятникам посвящены фундаментальная монография Н. Н. Гуриной (1956), рассказывающая об Оленеостровском могильнике, а также отдельные разделы книг Г. А. Панкрушева (1978, 1978а), где приводятся сведения о восьми грунтовых могильниках эпохи мезолита-неолита. Материалы о культовых предметах публиковались в работах Н. Н. Гуриной (1956, 1961, 1967 и др.), Г. А. Панкрушева (1964), А. П. Журавлева (1972, 1982, 1991 и др.), Ю. А. Савватеева (1977), Ю. В. Титова (1969), А. М. Жульникова (1993) и других исследователей. О культовых комплексах писали И. М. Мулло (1984 и др.), И. С. Манюхин (1993), М. М. Шахнович (1994); о каменных лабиринтах Беломорья – Н.Н. Гурина (1948, 1953 и др.), И. М. Мулло (1966), А. А. Куратов (1970, 1973 и др.), Ю, В. Титов (1974). Освещен в литературе и опыт реконструкции религиозных верований, бытовавших в древности на территории Карелии, как целостной системы. В частности, этому посвящены отдельные разделы указанных монографий Н. Н. Гуриной.
Отметим, что донная книга не претендует на то, чтобы в полном объеме представить читателю столь сложное и многогранное явление, каковы*, несомненно, являлась первобытная религия древнейших жителей Карелии. Нужно помнить, что нам известна лишь малая часть следов существования древних цивилизаций. По данным археологии в полной мере реконструировать религию просто невозможно. Однако это не означает, что изучение культовых памятников бесперспективно. Археологические памятники – единственная категория источников, которые непосредственно свидетельствуют о древних обществах. Без их тщательного изучения нельзя понять ни религии, ни культуры этих обществ в целом.
Автор выражает благодарность коллегам В. А. Агапитову, А. П. Журавлеву, Ю. В. Титову, В. В. Маслову, М. М. Шахновичу за дружеское участие и предоставление ему возможности ознакомиться с рядом памятников, необходимых для написания данной работы. С глубокой признательностью автор вспоминает своего научного руководителя Л. Я. Крижевскую, которая своей поддержкой оказала ему неоценимую помощь.
- [1] Существует достаточно обширная литература, в которой рассматриваются процессы происхождения и развития археологических культур на территории Карелии {см., например: Панкрушев, 1978, 1978а; Савватеев, 1977; Журавлев, 1991, 1994; Косменко, 1993; Археология Карелии, 1996 и др.).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.