Поклонный крест из деревни Чуйнаволок @kizhi
По вероисповеданию карелы православные. Крестил их в 1227 г. новгородский князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского. Традиция возводить поклонные кресты была широко распространена на Русском Севере. На территории Карелии их строили и русские, и карелы. Ставились кресты на деревенских улицах и площадях, на перекрестках и развилках дорог, на кладбищах, в лесу. Они были очень простыми и маленькими часовенками, своеобразными верстовыми столбами, ставились в память о каком-либо событии.
Особая красота поклонных крестов создавалась удачно найденными пропорциями самого креста и навеса, под которым он стоял, резьбой, украшающей столбы и подзоры кровли. Чаще всего подобные кресты достигали значительных размеров – более двух метров.
В музей «Кижи» крест был перевезен из деревни Чуйнаволок. Крест очень старый. Музейные материалы датируют его XVIII в. (1763 г.). Вероятно, он был создан как памятный знак – в родной деревне он стоял на кладбище, в полумраке еловой рощи, рядом с часовней Николая Чудотворца и Ильи Пророка. Памятными крестами отмечали места, имевшие какое-то особое значение. Их ставили там, где сгорела или была упразднена церковь, где кто-то был убит молнией или внезапно умер. Часто кресты ставили по обету (обещанию), данному богу в благодарность за добро и избавление от зла, болезни. Сейчас крест из деревни Чуйнаволок стоит на перекрестке дорог: одна из них ведет к усадьбе карельского крестьянина, а другая соединяет главную музейную экспозицию - Заонежский сектор и деревню Ямка. Такая постановка креста традиционна.
В представлениях крестьян перекрестки дорог были связаны с «нечистой силой». Там свершались чары, заговоры, там душа человека была наиболее открыта для «нечистого». «На перекрестке нечистый волен в душе человека» - читаем мы у Владимира Ивановича Даля. Придорожный поклонный крест – это своеобразная часовенка, и главное его назначение – охрана от опасности, подстерегающей человека за приделами обжитого пространства – дома, деревни. За стенами родного дома, за околицей родной деревни был «чужой» мир, опасный, хаотичный, не всегда понятный и объяснимый. И крест, как знак Господний, был человеку опорой, отгонял зло, спасал от врагов видимых и невидимых.
Поклонный крест из деревни Чуйнаволок необычайно нарядное и приветливое сооружение. На бревенчатом, в три венца, основании стоит высокий резной крест. Он покрыт традиционными для православных крестов надписями и изображениями. Над крестом двускатная кровля. Она опирается на четыре резных столбика, покрыта «красным» тесом и завершена традиционным шеломом со стамиками. Скромная резьба причелин и подзора одного рисунка, свисающее с конька кровли полотенце дополняют декоративное убранство креста и придают всему сооружению исключительно живописный вид.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Небольшие в сравнении с церковью или часовенкой поклонные кресты обладают большой силой эмоционального воздействия на человека.
Распространением обычая ставить кресты можно объяснить обилие у карелов названий мест с основой «крест» («risti»): деревня Крестнаволок – карельское «Ристиниеми»; Ruskeiristaine – развилка дорог (буквально «красный крестик»); Ristanmägi – буквально «крестовая гора»; Ristulambi – в переводе «крест(овая) ламба; Ristupeldo, Ristidorogu, Ristunitty, Ristusuo – «крест(овое) поле», «крест(овая) дорога, «крест(овый) покос», «крест(овое) болото». Поставленные для оберега от всего «дурного» на перекрестках дорог, в особо заметных или опасных местах, а также «по обету» («по завету») такие кресты служили отличительным признаком местности, и это находило отражение в ее названии.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.