Дом Яковлева. Архитектурно-конструктивные особенности @kizhi
От поклонного креста открывается прекрасный вид на раскинувшуюся на берегу озера крестьянскую усадьбу, которая может рассматриваться как типичная южно-карельская однодворная деревня. Для карельских деревень характерно прибрежное (озерное или речное) расположение в местах, удобных для лова рыбы, занятий земледелием и животноводством. Центром усадьбы является дом крестьянина Яковлева (конец XIX – начало XX вв.) [1] , построенный в деревне Клещейла близ села Ведлозеро артелью местных плотников при участии самого хозяина Максима Яковлевича Яковлева.
Деревня Клещейла располагалась на берегу маленького лесного озера. Такие лесные озера карелы называют «ламба», а живущие в Карелии русские – ласково «ламбушка». Деревня была большая: насчитывала до 25 жилых и хозяйственных построек. На территории усадьбы Яковлевых была двухэтажная конюшня, двухэтажный амбар для хранения зерна и продуктов, топившаяся «по-черному баня». В 10 м от дома находился колодец.
В начале XX в. семья Яковлевых состояла из 15 человек. Хозяйство было крепкое, зажиточное: 12 десятин пахотной земли (с подсекой), хорошие покосы, 5 лошадей, 12 коров, 25 овец. Яковлевы также имели водяную мельницу и сепаратор, приносившие семье значительный доход. В 1922 г. семья разделилась, хозяйство было поделено между тремя сыновьями Максима Яковлевича: старшему сыну Семену достались лучшие земли и мельница. В 1930 г. Семен Максимович Яковлев был раскулачен и сослан в Красноярский край. Последней хозяйкой дома была Марфа Петровна Яковлева, невестка Максима Яковлевича, жена его младшего сына Василия. Она проживала в доме до 1959 г. и у нее музей купил дом. [2]
Дом находился в аварийном состоянии. Утраты составляли около 70 %. Жилые помещения 1-го этажа были непригодны для жилья, т.к. дом просел, балки перекрытий прогнулись и прогнили. Кровля над жилой частью требовала полной замены. Над срубом хозяйственной части кровли не было вообще. Декоративное убранство дома: причелины, детали балкона, наличники окон сохранились частично.
В настоящее время дом Яковлева является одним из самых интересных памятников музея «Кижи». Традиционные особенности архитектуры карельского дома и национальная самобытность декоративного убранства делают этот единственный карельский дом в архитектурной коллекции музея по-настоящему уникальным памятником. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Дом Яковлева – это традиционный для всего Русского Севера дом-комплекс, в котором под одной крышей располагались и жилые, и хозяйственные помещения. В условиях сурового северного климата такая планировка дома позволяла выполнять большую часть хозяйственных работ, не выходя из него. Дом представляет собой двухэтажный пятистенок типа «брус», в котором изба, сени и хозяйственная часть расположены по одной оси и образуют вытянутый прямоугольник. В конце XIX – начале XX вв. такой тип дома был широко распространен на территории южной Карелии, их строили и русские, и карелы. Но в отличие от русских районов, где в большинстве случаев пятистенки имели симметрично расположенный переруб – стену, отделяющую избу от горницы, традиционной особенностью архитектуры карельских домов является асимметричное расположение переруба. Как правило, на главный фасад карельского дома выходит три окна избы и два окна горницы (или одно сдвоенное окно горницы). Другой отличительной особенностью архитектуры, как дома Яковлева, так и вообще карелов-ливвиков, является единый для сарая и хлевов сруб хозяйственной части. В русских домах сруб сарая всегда опирался на врытые в землю столбы – «быки».
Дом срублен из сосновых бревен и перекрыт двускатной кровлей безгвоздевой конструкции («по курицам и потокам»). Принимая во внимание размеры дома, [3] в музее он был поставлен на бетонный фундамент. Обычно же дома ставили без фундамента, укладывая под углы валуны и насыпая под первый венец камни.
Дом Яковлева – один из самых красивых домов в музее «Кижи». Его величественный облик созвучен древним эпическим песням карелов, а архитектурные орнаменты навеяны образами карельской природы.
Декоративное убранство сосредоточено на западном (главном) и южном фасадах дома. Сейчас они обращены в сторону дороги и озера. Когда же дом стоял в деревне Клещейла, то своим главным фасадом (с балконом) он «смотрел» на деревню, а фасад с входом в дом был обращен в сторону проходящей мимо дома дороги.
Ведущее место в убранстве главного фасада принадлежит богато декорированному балкону. Три его арки (одна большая в центре и две маленькие по бокам) опираются на фигурные столбики, а низ забран ажурной решеткой.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Необычайно оживляют главный фасад розетки, набитые по низу и аркам балкона и по краю причелин. Их узор, повторенный в резьбе балконной решетки и полотенца, создает на срубе дома тонкую игру светотени. Такие одинарные розетки традиционны именно для карельской архитектуры и не встречаются в декоративном убранстве русских домов.
Резные доски вдоль скатов крыши – причелины и находящееся на их стыке полотенце являются классическим убранством северных крестьянских построек.
Особый интерес представляют наличники дома Яковлева. Они оформлены в подлинно национальном стиле. Навершия наличников в виде изящно изогнутых волют были очень распространены в северной архитектуре второй половины XIX – начала XX вв. Прекрасный образец – волюты дома Ошевнева в нашем музее. Однако в убранстве дома Яковлева этот мотив приобретает особый характер. Все округлые, плавные линии делаются здесь прямыми и ломанными. Такой контур волют, стилизованная елочка между ними, перекрещивающиеся планки, напоминающие древний узор «косого креста» - глубоко самобытны и являются характерной особенностью карельской архитектуры.
Очень редко мы знаем имена мастеров, украшавших крестьянские дома. Но имя мастера, украсившего дом Яковлева, нам известно. Это был Иван Анисимович Анисимов (1869-1939) – известный на всю округу плотник и столяр из соседней с Клещейлой деревни Каскесельга. Именно он в 1908 г. выполнил декоративное убранство дома: сделал балкон, причелины и наличники на уже готовом доме.
- [1] Ранее памятник датировался 80-90 гг. XIX в. Эта датировка содержится в целом ряде публикаций и рукописных материалах музея.
- [2] Дом был куплен в 1965 г. и перевезен в музей в 1966 г.
- [3] Длина – 20,5 м; ширина – 10 м; высота – 9.5 м. Общая полезная площадь дома – 367 кв. м. Общая жилая площадь – 115 кв. м.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.